Напоминание

Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников


Авторы: Эйсмонт Светлана Анатольевна, Ринкевич Алла Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 5
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Методическая разработка.

Взаимодействие педагогов с семьями

воспитанников

Авторы педагоги ГБДОУ детский сад № 5

комбинированного вида Красносельского района

г. Санкт-Петербурга

Ринкевич Алла Юрьевна

Эйсмонт Светлана Анатольевна

Санжеева Людмила Юрьевна

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит

становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет

взрослую жизнь человека.

За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего

поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный

институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании

личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института

социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего

развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на

определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду –

образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку

социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия

для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги и родители должны стать не

только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного

процесса, т.е один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания

подрастающего поколения – взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и

семьи.

Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими

знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике

не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические

знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Установление

контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого

надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности.

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые

требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.

Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. об этом

говорит и ФГОС, который должен обеспечить исполнение государственных гарантий и

направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой

ступени образования. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители

являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,

нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

По словам Семейного кодекса РФ, родители обязаны воспитывать своих детей, при

этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны

заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии

своих детей.

Для успешного взаимодействия с современной семьёй, учитывая её проблемы

(вседозволенность или потеря духовности; потеря института семьи; скоротечный темп

жизни; женская эмансипация; и другие), необходимо разобраться, чего же ожидают

родители от педагогов и ДОУ в целом.

Ребенок получит необходимое развитие по возрасту;

Будет участвовать в развлекательных мероприятиях (праздники, музыкальные.

занятия, досуги, развлечения, общение со сверстниками и взрослыми);

Педагоги учтут индивидуальность, окажут внимание, помогут в решении их

проблем;

Работники ДОУ обеспечат безопасность, чистоту и сохранность одежды, уберегут

от травм;

Педагоги группы (инструктор по физическому развитию, музыкальный

руководитель, педагог-психолог, логопед…) дадут рекомендации по развитию

ребенка дома

Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в ДОУ, строится на

следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и

методику:

В первую очередь мы знакомим родителей с содержанием, методами и приемами

работы в детском саду.

Немаловажным, на наш взгляд, является системность и последовательность в

работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и

взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а

родителей в детском саду.

Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается

родительское собрание.

Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в

виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно.

Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения.

Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал

от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.

Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную

роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и

разнообразный материал по темам. Собрания проводится в форме дискуссий, круглых

столов, конкурсов, посиделок и т.д. Именно поэтому процент посещения собраний

достаточно высок. Родители активно включаются в «деловую» игру.

Самая популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются

возможности для сотрудничества: совместно с родителями были подготовлены и

проведены следующие праздники и развлечения: «Праздник урожая», «Для любимой

мамочки!», досуг «Весела была беседа

»

, мастер-классы, клубы «Почемучка», «Здоровый

дошкольник», гостиная для родителей «Традиции. Чаепитие», «Посиделки у новогодней

ёлки»; семейные посиделки с активным участием родителей.

Традиционно родители принимают участие в спортивных соревнованиях и

развлечениях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть

друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским

садом, увидеть повышение самооценки своего ребенка и раскрыть свои способности, как

родителя-педагога.

Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским

садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с их

ребенком, вызывает неподдельный интерес.

Учет ожиданий и мнения родителей даёт педагогическому коллективу вектор направления

консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами с целью

улучшения пребывания ребенка в детском саду.

Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырём

направлениям:

Информационно – аналитическое (анкетирование, информирование);

Познавательное направление (общие и групповые родительские собрания, работа

родительского комитета, консультации, совместная деятельность, выставки, Дни открытых

дверей, тренинги, мастер-классы; семинары – практикумы; семейные гостиные; и т.д.);

Наглядно – информационное направление (родительские уголки, фотомонтажи,

фотовыставки, тематические газеты);

Досуговая деятельность (активное участие родителей в праздниках, развлечениях,

соревнованиях, конкурсах; организация проектной деятельности, клубов, «школ» для

родителей)

Рекомендации по усовершенствованию работы педагогов с родителями

Отсутствие формализма в организации работы с семьей.

Учёт социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании

работы учреждения.

Проведение социологического анализа контингента семей воспитанников

(получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), и учет

особенностей каждой семьи в планировании работы.

Использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных,

коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых

нетрадиционных форм работы с семьей.

Систематическое проведение активной методической работы по повышению

профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с

семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с

педагогическими кадрами).

Стремление к диалогу при организации работы с родителями.

Систематическое стремление к выявлению, обобщению, распространению

передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта

семейного воспитания.

«Открытость» ДОУ для родителей.

Осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли

дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.

Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института

социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные

результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при

активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и

членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить

родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного

учреждения. Без участия семьи процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,

неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых

нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной

работы с семьей.



В раздел образования