Авторы: Эйсмонт Светлана Анатольевна, Ринкевич Алла Юрьевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГБДОУ д/с № 5
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
Раздел: дошкольное образование
Методическая разработка.
Взаимодействие педагогов с семьями
воспитанников
Авторы педагоги ГБДОУ детский сад № 5
комбинированного вида Красносельского района
г. Санкт-Петербурга
Ринкевич Алла Юрьевна
Эйсмонт Светлана Анатольевна
Санжеева Людмила Юрьевна
Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит
становление личности, формируется здоровье, опыт детства во многом определяет
взрослую жизнь человека.
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего
поколения: семейное и общественное. Каждая из этих ветвей, представляя социальный
институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании
личности ребенка. Семья и дошкольные учреждения - два важных института
социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего
развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на
определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду –
образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение передают ребенку
социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия
для вхождения маленького человека в большой мир. Педагоги и родители должны стать не
только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного
процесса, т.е один из важнейших факторов повышения эффективности воспитания
подрастающего поколения – взаимосвязь дошкольного образовательного учреждения и
семьи.
Часто на практике встречается такая картина: родители обладают теоретическими
знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания на практике
не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические
знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Установление
контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания, такта. Для этого
надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности.
Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые
требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи.
Сегодня изменилось отношение государства к семье, стало другой и сама семья. об этом
говорит и ФГОС, который должен обеспечить исполнение государственных гарантий и
направлен на удовлетворение потребностей родителей и детей на этой
ступени образования. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители
являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического,
нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».
По словам Семейного кодекса РФ, родители обязаны воспитывать своих детей, при
этом родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны
заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии
своих детей.
Для успешного взаимодействия с современной семьёй, учитывая её проблемы
(вседозволенность или потеря духовности; потеря института семьи; скоротечный темп
жизни; женская эмансипация; и другие), необходимо разобраться, чего же ожидают
родители от педагогов и ДОУ в целом.
Ребенок получит необходимое развитие по возрасту;
Будет участвовать в развлекательных мероприятиях (праздники, музыкальные.
занятия, досуги, развлечения, общение со сверстниками и взрослыми);
Педагоги учтут индивидуальность, окажут внимание, помогут в решении их
проблем;
Работники ДОУ обеспечат безопасность, чистоту и сохранность одежды, уберегут
от травм;
Педагоги группы (инструктор по физическому развитию, музыкальный
руководитель, педагог-психолог, логопед…) дадут рекомендации по развитию
ребенка дома
Совместная работа с семьей по воспитанию здорового ребенка, в ДОУ, строится на
следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и
методику:
В первую очередь мы знакомим родителей с содержанием, методами и приемами
работы в детском саду.
Немаловажным, на наш взгляд, является системность и последовательность в
работе; индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье, взаимное доверие и
взаимопомощь педагогов и родителей, укрепление авторитета педагога в семье, а
родителей в детском саду.
Одной из самых эффективных познавательных форм работы с семьей остается
родительское собрание.
Однако из опыта работы мы знаем, что на непосредственное проведение встреч в
виде отчетов и поучающих бесед родители откликаются неохотно, что вполне понятно.
Мы нашли выход из этого положения в изменении форм и методов проведения.
Попытались построить общение не на монологе, а на диалоге. Данный подход потребовал
от педагогов более тщательной и длительной подготовки, но и результат стал ощутимее.
Подготовка к родительскому собранию начинается задолго до его проведения. Важную
роль играет анкетирование, которое позволяет в короткие сроки собрать обширный и
разнообразный материал по темам. Собрания проводится в форме дискуссий, круглых
столов, конкурсов, посиделок и т.д. Именно поэтому процент посещения собраний
достаточно высок. Родители активно включаются в «деловую» игру.
Самая популярная форма работы – досуговая. Здесь наиболее полно раскрываются
возможности для сотрудничества: совместно с родителями были подготовлены и
проведены следующие праздники и развлечения: «Праздник урожая», «Для любимой
мамочки!», досуг «Весела была беседа
»
, мастер-классы, клубы «Почемучка», «Здоровый
дошкольник», гостиная для родителей «Традиции. Чаепитие», «Посиделки у новогодней
ёлки»; семейные посиделки с активным участием родителей.
Традиционно родители принимают участие в спортивных соревнованиях и
развлечениях. Подобные мероприятия сплачивают семьи, дают возможность взглянуть
друг на друга в новой обстановке, укрепляют сотрудничество между семьей и детским
садом, увидеть повышение самооценки своего ребенка и раскрыть свои способности, как
родителя-педагога.
Родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским
садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с их
ребенком, вызывает неподдельный интерес.
Учет ожиданий и мнения родителей даёт педагогическому коллективу вектор направления
консультативной и просветительской работы с родителями и педагогами с целью
улучшения пребывания ребенка в детском саду.
Работа по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ ведётся по четырём
направлениям:
Информационно – аналитическое (анкетирование, информирование);
Познавательное направление (общие и групповые родительские собрания, работа
родительского комитета, консультации, совместная деятельность, выставки, Дни открытых
дверей, тренинги, мастер-классы; семинары – практикумы; семейные гостиные; и т.д.);
Наглядно – информационное направление (родительские уголки, фотомонтажи,
фотовыставки, тематические газеты);
Досуговая деятельность (активное участие родителей в праздниках, развлечениях,
соревнованиях, конкурсах; организация проектной деятельности, клубов, «школ» для
родителей)
Рекомендации по усовершенствованию работы педагогов с родителями
Отсутствие формализма в организации работы с семьей.
Учёт социального запроса (интересов, потребностей) родителей в планировании
работы учреждения.
Проведение социологического анализа контингента семей воспитанников
(получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.), и учет
особенностей каждой семьи в планировании работы.
Использование разнообразных форм работы с семьей (индивидуальных,
коллективных, наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых
нетрадиционных форм работы с семьей.
Систематическое проведение активной методической работы по повышению
профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области взаимодействия с
семьей (использование разнообразных форм и методов методической работы с
педагогическими кадрами).
Стремление к диалогу при организации работы с родителями.
Систематическое стремление к выявлению, обобщению, распространению
передового педагогического опыта взаимодействия с семьей, передового опыта
семейного воспитания.
«Открытость» ДОУ для родителей.
Осознание коллективом доминирующей роли семейного воспитания и роли
дошкольного учреждения как «помощника» семьи в воспитании детей.
Семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института
социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, положительные
результаты достигаются только при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при
активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и
членов семей воспитанников. Главное в работе – завоевать доверие и авторитет, убедить
родителей в важности и необходимости согласованных действий семьи и дошкольного
учреждения. Без участия семьи процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере,
неполноценен. Поэтому особое внимание должно уделяться внедрению новых
нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной
работы с семьей.