Напоминание

"Весёлые матрёшки"


Автор: Примак Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Детский сад "Сказка" г. Игарки"
Населённый пункт: Город Игарка, Красноярский край
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: "Весёлые матрёшки"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МКДОУ Детский сад «Сказка» г. Игарки

Методическое пособие

«Весёлые матрёшки»

методическое дидактическое пособие

по математическому воспитанию

для детей от 1,5 до 3лет.

Воспитатели:

Примак Л.М.

2019 г.

Г. Игарка

Аннотация

Описание:

Дидактическое

пособие «Веселые

матрёшки»

э т о

совокупность дидактической и словесной игры, оно охватывает многообразие

1

различных

игр,

и

имеет

наглядность.

Пособие

предназначено

для

использования в детском саду с детьми дошкольного возраста от 1,5 до 3 лет

и в помощь педагогам. Пособие многофункциональное, мобильное и очень

легкое в использовании. Используются различные варианты игровых заданий

и упражнений с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Ознакомившись с играми и усвоив их правила, дети могут самостоятельно и

под

руководством

педагога

проводить

игры

и

вне

занятия.

Пособие

представлено в виде матрёшек. Матрёшки изготовлено из картона и цветного

фетра.

Также

к

матрёшкам

прилагается

готовые

из

картона

и

фетра

геометрические фигуры (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник).

Содержание

Введение………………………………………………………………..……4

Основная часть…………………....................................................................5

2

1.

Теоретическая часть…………………………………………..…….…...5

2.

Практическая часть……………………………………………..…..........7

2.1. Дидактические игры……………………………................................7

Заключение……………………………………………………………..…..11

Список используемых источников ………………………………..…..….12

Введение

Актуальность

3

На

всех

этапах

развития

дошкольников

проблема

математического

развития занимает одну из центральных мест. Поэтому тему нашей работы

считаем

актуальной

и

необходимой,

так

как

математического

развитие

младшего дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного

развития

ребенка,

его

познавательных

интересов

и

любознательности.

Формирование

математического

развития

один

из

важнейших

разделов

программы. Применять приобретенные знания цвета, формы, размера дети

могут

в

любом

виде

продуктивной

деятельности

рисовании,

лепке,

аппликации, конструировании.

Большое внимание уделяется решению задач математического развития,

так как в ходе организуемой деятельности малыши, играя в дидактические

игры,

незаметно

для

себя

овладевают

такими

свойствами

окружающих

предметов, как цвет, форма и величина.

Основная часть

Ц е л ь : Формировать

у

детей

интерес

к

математике,

с

помощью

интересных заданий и игр, способствовать развитию у детей вниманию,

сообразительности.

4

Задачи:

Активизировать умственную деятельность.

Заинтересовывать математическим материалом.

Увлекать и развивать детей.

Закреплять полученные знания и умения.

Упражнять в применении их в других видах деятельности, в новые

обстановки.

1.

Теоретическая часть.

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по основной

образовательной

программе

дошкольного

образования

«От

рождения

до

школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой для

организации

работы

по

развитию

элементарных

математических

представлений у детей второй группы раннего возраста.

В

пособии

рассматриваются

вопросы

организации

работы

по

формированию элементарных математических представлений у детей 2-3 лет

с

учётом

закономерностей

становления

и

развития

их

познавательной

деятельности и возрастных возможностей.

В

пособие

представлены

дидактические

игры

по

формированию

элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного

возраста.

Предложенная система включает комплекс игровых заданий; помогает

детям овладеть способами и приёмами познания, применять полученные

знания и умения в самостоятельной деятельности. Это создаёт предпосылки

для формирования математических представлений у детей через усвоение

сенсорных эталонов формы, цвета, величины, что, в свою очередь, позволяет

обеспечить

общую

развивающую

направленность

обучения,

связь

с

умственным, речевым развитием и разнообразными видами деятельности.

Сюжетность занятий и специально подобранные задания способствуют

развитию

психологических

процессов

(внимания,

памяти,

мышления),

мотивируют деятельность детей и направляют их мыслительную активность

на

поиск

способов

решения

поставленных

задач.

Методика

проведения

занятий

не

предполагает

прямого

обучения,

а

подразумевает

создание

ситуаций со-деятельности, совместной игры, что повышает активность детей

в осмыслении и самостоятельном выполнении математических задач.

В ходе организации игр и упражнений следует обращать внимание на то,

что бы дети не ограничивались определением количества, величины и формы

предметов, а совместно с воспитателем называли и сами предметы. Работу с

детьми необходимо строить с учётом принципа интеграции образовательных

областей и различных видов деятельности (игровой, речевой, познавательной

и т. д.).

Организация

игровых

упражнений

на

различение

количества,

цвета,

величины, формы предметов, а также развитие первых пространственных

ориентировок создают необходимую основу для успешного формирования

5

познавательной

деятельности

на

следующих

возрастных

этапах

развития

ребёнка.

2.

Практическая часть.

2.1.

Математические дидактические игры

1.

Дидактическая игра «Матрешки»

6

Цель:

Развивать сенсорное восприятие. Развивать наблюдательность и

внимание.

Задачи:

Закреплять умение различать и называть основные цвета,

геометрические фигуры (группировать предметы по цвету и форме).

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Воспитывать самостоятельность в достижении результата.

Ход: Воспитатель: Ребята, Матрешки собираются на праздник, но они все не

как не могут подобрать себе наряд. Поможем матрешкам?

Дети методом налаживания выкладывают геометрические фигуры по контуру

и подбирают по форме и по цвету.

2.

Дидактическая игра «Сколько матрёшек пришло к нам в гости»

Цель: Развивать представление о множестве. Закреплять цвет, форма,

величина. Закреплять по количеству (один, много, мало).

Задачи:

Уточнить и закрепить математические представления (один, много),

форму (треугольник, квадрат, прямоугольник, круг), цвет предметов

(синий, желтый, зеленый, красный).

Формировать основные сенсорные функции и активизацию их

практических действий.

Материал: Матрешки, геометрические фигуры (прямоугольник, квадрат,

треугольник, круг, цвет и форма варьируются).

Ход: На столе лежат три матрёшки. Воспитатель предлагает найти, сколько

матрешек пришло к нам в гости?

Детям

предлагается

найти

такую

же

геометрическую

фигуру

по

цвету,

которую показывает воспитатель.

3.

Дидактическая игра «Найди такую же фигуру»

(геометрические фигуры)

Цель:

Развивать

сенсорное

восприятие.

Развивать

наблюдательность

и

внимание.

Задачи:

Закреплять

умение

различать

и

называть

основные

цвета,

геометрические фигуры (группировать предметы по цвету и форме).

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Воспитывать самостоятельность в достижении результата.

7

Ход: Перед детьми на столе геометрические фигуры — круг, квадрат,

треугольник и прямоугольник.

Воспитатель показывает желтый большой круг. Ребята должны выбрать

и показать точно такой же круг на матрешке, а затем объяснить, почему

именно его они показали. Затем педагог просит кого-нибудь из детей показать

любую другую фигуру, остальные также должны найти и показать точно

такую же. Тот ребенок, который показывал, проверяет вместе с воспитателем,

правильно ли выбрали фигуры его друзья. Всегда следует уточнять, какую

фигуру показал ребенок, какую и какого цвета показали остальные дети.

Игра повторяется 2—3 раза.

4.

Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в

их назывании.

Задачи:

Закреплять умение различать и называть основные цвета,

геометрические фигуры (группировать предметы по цвету и форме).

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Воспитывать самостоятельность в достижении результата.

Материал: Демонстрационный: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,

вырезанный из картона.

Ход: Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем Дает

задание

детям:

«У

вас

на

столах

лежат

геометрические

фигуры

разной

формы, и такие же фигуры на матрёшках. Разложите все фигуры на матрешки

так, чтобы они совпали». Просит детей обводить каждую фигуру, а затем

накладывает ее.

5.

Дидактическая игра «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их

отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой»,

«самый маленький».

Задачи:

Закреплять умение различать геометрические фигуры

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Воспитывать самостоятельность в достижении результата.

Материал: Три квадрата разной величины.

Ход: Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот

самый большой, этот – поменьше, а этот самый маленький (показывает

каждый

из

них).

А

теперь

вы

покажите

самые

большой

квадрат

(дети

8

поднимают

и

показывают),

найдите

такую

же

фигуру

на

матрешке

и

положите на нее. Теперь поднимите средний. Теперь – самый маленький.

6.

Дидактическая игра «Матрёшки по росту»

Цель: Развивать наблюдательность и внимание.

Задачи:

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Воспитывать самостоятельность в достижении результата.

Ход: Детям предлагается три матрёшки. Нужно расставить их по росту

(большая, средняя, маленькая).

7.

Дидактическая игра «Где круг, а где квадрт?»

Цель: Обогащать представление детей о форме предметов, побуждать детей

к выполнению практических действий по различению и сопоставлению

предметов по форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник),

абстрагируясь от других признаков (цвет, величина).

Задачи:

Закреплять умение различать и называть основные цвета,

геометрические фигуры (группировать предметы по цвету и форме).

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Воспитывать самостоятельность в достижении результата.

Ход: Приготовить геометрические фигуры и перемешать их, объясните, что

геометрические фигуры разные.

Группируем по форме, за тем попросить

ребенка

распределить

фигуры

на

группы.

Например,

покажи

большой

зеленый круг, покажи по меньше желтый круг и т.д.

8.

Дидактическая игра «Назови предмет»

Цель: Обогащать представление детей о форме предметов, побуждать детей

к выполнению практических действий по различению и сопоставлению

предметов по форме (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

Задачи:

Уточнить и закрепить математические представления (круг, квадрат,

прямоугольник, треугольник)

Развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Воспитывать самостоятельность в достижении результата.

9

Ход:

На

столе

лежат

геометрические

фигуры.

Воспитатель

показывает

геометрическую

фигуру,

а

дети

должны

ответить

и

найти

такую

же

на

матрешке.

Заключение

В

ходе

использования

методического

пособия

«Веселые

матрешки»

были сделаны следующие выводы:

10

1. В

процессе

практической

деятельности

было

установлено,

что

дидактические

игры

с

методическим

пособием

«Веселые

матрешки»

являются

эффективным

средством

математического

воспитания

детей

раннего,

младшего

дошкольного

возраста

и

способствует

развивающей

предметно-пространственной среды в группе.

2. Игра доставляет детям много радости и содействует их всестороннему

развитию. У дошкольников развивается интерес к игровой деятельности,

сознательное, ответственное отношение к ней.

3. Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей.

Используемые источники

1. Венгер

Л.А.

Дидактические

игры

и

игровые

упражнения

по

сенсорному воспитанию / Л.А.Венгер. - М.: Просвещение, 1985. - 96 с.

11

2. И.А.

Помораева,

В.А.

Позина

«Формирование

элементарных

математических представлений вторая группа раннего возраста».

3. Интернет-ресурсы

12



В раздел образования