Автор: Непомнящих Татьяна Кимовна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Классный час - это час общения"
Раздел: среднее образование
Тема: "Классный час - это час общения"
В школе я работаю почти 40 лет. За это время провела множество классных
часов. По молодости это были уроки, похожие на "разбор полетов", где
выяснялись причины пропусков уроков,
неудовлетворительного поведения или плохих оценок. Ребята неохотно шли
на такие занятия. И я решила кардинально изменить подход к таким, на мой
взгляд, важным часам-часам
общения. Да, да за 40 минут в неделю мы учимся общаться, говорить на
волнующие темы, обсуждать проблемы, играть, поздравлять друг друга,
удивлять и удивляться.
Хочу поделиться опытом проведения таких уроков , дать подробный план
одного часа общения.
Итак, начинаю с пятого класса. Приблизительные темы:
1)Знакомьтесь -это Я!
2)Мой класс-какой он?
3)Мальчики и девочки. Какие мы?
4)Что такое ответственность?
5)Я-причина происходящего.
6)"Чутко только сердце-главное глазами не увидишь"
7)"В окно смотрели двое..."
8)Как дарить и принимать подарки.
9)Лучшее, что есть в человеке-это честность.
10)Дед Мороз существует.
И так далее...
6 класс-продолжение следует:
1)Человек без цели, что корабль без капитана.
2)Каждый человек уникальный! И ты тоже!
3)Научись говорить "Нет".
4)Как преодолеть страх?
5)Смех-это лучшее лекарство.
6)Как не бояться ошибок?
7)Если мы верим в мечты, они становятся реальностью.
8)"Не бойся, что не знаешь-бойся, что не учишься"
9)"Сначала было слово..."
10)Чтение хороших книг-это разговор с самыми лучшими людьми
прошедших времен".
Итак, по нарастающей до 11 класса.
Приведу пример одного из занятий.
Тема: "Я -глазами других"-7-9 класс.
Цель: Показать ответственность каждого за впечатление, которое он
вызывает у окружающих.
Учить чуткому отношению друг к другу.
Ход занятия.
1)
Садимся в "кружок", где все видят друг друга "глаза-в глаза". Ставлю
всегда одно условие-идет чередование "мальчик, девочка, мальчик,
девочка..."
Поначалу делают это с трудом, но затем выполняют эту просьбу легко и
свободно.
2)
Всегда начинаем с приветствия: берем друг друга за руки и
здороваемся "только руками", просим прощения "только руками",
говорим до свидания "только руками".
(Я столкнулась с тем, что некоторым детям трудно взяться за руки, поэтому
они сидят так, никого не заставляю. Но постепенно это проходит, и ребята
довольно легко
затем идут на контакт. Это простое упражнение делает учеников ближе, они
становятся общительнее и раскованнее в хорошем смысле этого слова.)
3)
Затем я делюсь с ребятами информацией по этой теме на минут 10-15.
Приведу маленький отрывок: "Мы все с вами немного психологи. Вы
задумывались почему к одноклассникам мы относимся по-разному? Одних
мы уважаем, других игнорируем,
третьими восхищаемся, четвертых презираем, пятых любим и т.д.? (Ученики
высказывают предположения, мы обмениваемся мнениями)Затем я подвожу
итог: у нас у всех
существует на лбу бегущая строка, которая гласит- относитесь ко мне так:
"любите меня", "льстите мне", "уважайте меня", "игнорируйте меня",
"восхищайтесь мной",
"смейтесь надо мной", "бойтесь меня", "берите с меня пример"
Задаю вопрос: "Отчего это зависит?"
Ученики отвечают: "Оттого, как мы сами к себе относимся"
И начинается беседа о том, как поднять свою самооценку.
4)
Затем следует игра.
Вызываются восемь желающих, которые садятся в кружок. Другие дети
встают за их спинами. Над каждым сидящим поднимается карточка с
"бегущей строкой"
так, чтобы нельзя было увидеть свою надпись. Затем ребята начинают
относится к сидящим в соответствии с надписью над головой. А задача
играющих догадаться,
что написано у них на карточке. Игру лучше проводить один раз.
Затем идет обсуждение:
-Что чувствовали?
-Это запись соответствует вашей бегущей строке?
(И, как правило, выпадает надпись подходящая данному ученику или совсем
противоположная. Интересно побыть на месте изгоя, если особенно сам
любишь таких людей доставать.)
Игра проходит эмоционально. С одной стороны, ребята понимают, что к
другу другу надо относиться бережно. С другой стороны, каждый должен
принять и полюбить себя, тогда изменится и бегущая строка.
5) В заключении, всегда читаю притчу на данную тему или стихи, или
высказывания великих людей.
В данном случае рассказываю притчу о гвоздях, гневе и обидах. Есть даже
такая песня.
6) И заканчиваю час общения словами по кругу. Например: "Аня, я хочу
сказать тебе спасибо за то, что ты (далее идет комплимент).
Мальчик говорит девочке, девочка-мальчику и т.д.
На этом урок заканчивается.
Краткий план таких уроков:
1)Приветствие.
2)Тема.
3)Информация по теме.
4)Обсуждение по кругу.
5)Игра.
6)Подведение итогов.
7)Комплименты по кругу.
Мои дети ждут такие часы общения. Они очень отличаются от учеников
других классов своей открытостью, хорошим отношением с друг другом,
коллективизмом. У меня нет проблем
с постановкой номеров на праздники, волонтерством или помощью
животным.
В заключении хочу сказать, что многочисленные выпускники всегда
вспоминают такие "кружки". Говорят, что в жизни очень помогали советы,
полученные на таких часах общения.
Моя ученица Анна Стародубцева написала такое стихотворение.
"Вы научили нас как жить,
И что такое хорошо.
И как страдать, и как любить,
И людям, как дарить добро.
На полпути не отступать,
И если падать, то вставать.
И помнить, что любой пустяк
Не происходит просто так"
Учитель математики Непомнящих Т.К., г. Ангарск, МБОУ "СОШ № 24"