Автор: Брызгалова Федалия Фаткулловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 467 г. Челябинска»
Интеллектуально-творческая игра
для педагогов ДОУ на тему:
«Развивающая предметно-
пространственная среда в
соответствии с ФГОС ДО»
Разработала:
Брызгалова Ф.Ф.- старший воспитатель
МБДОУ «ДС № 467 г. Челябинска»
Челябинск
2019год
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагогов
ДОУ.
Задачи:
- Активизировать форму повышения квалификации педагогов ДОУ.
- В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность и
общую культуру педагогических работников.
- Активизировать действия воспитателей по проектированию развивающей
предметно-пространственной среды в группах ДОУ для обеспечения
разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного,
социального и физического развития.
Вводная часть
Система Российского образования на современном этапе развития
общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой
модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не
проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на
конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной
фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для
успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в
новых условиях, поставленных перед ними задач педагог должен обладать
необходимым уровнем профессиональной компетентности и
профессионализма. Как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова и вы
освободите мир от половины недоразумений».
Под профессионализмом понимается особое свойство людей
систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в
самых разнообразных условиях.
Необходимой составляющей профессионализма человека является
профессиональная компетентность – состояние адекватного выполнения
задачи, способность к актуальному выполнению деятельности.
Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное
явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и
способов их применения в конкретных педагогических ситуациях,
ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его
культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к
смежным областям знания и др.).
На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние
наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека
пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и
действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие
ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант
воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие
ребёнка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском
дошкольном учреждении. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения
каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня
исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в
своей профессиональной деятельности.
Ход игры:
Педагогам участникам предлагается разделиться на две команды с помощью
игры «Чудесный мешочек» (участники при входе в аудиторию выбирают
фишки разного цвета и садятся согласно цвету). Затем проводится турнир
«Эрудитов» для выбора капитанов команд (участники, набравшие
наибольшее количество фишек в двух командах выбираются капитанами).
Турнир «Эрудитов»
1. «Общая культура воспитателя и в шутку и всерьез»:
- Какова продолжительность ежедневной прогулки детей в ДОУ? (не менее
4-4.5 часов).
- Сколько времени в режиме дня для детей 3-4 лет составляет
самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная
гигиена)? (не менее 3-4 часов).
- В какие дни недели и в какое время суток необходимо проводить занятия,
требующие повышенной познавательной активности и умственного
напряжения детей? (в первую половину дня и в дни наиболее высокой
работоспособности детей – вторник, среда).
- Сколько основных образовательных областей входит в содержание
основной образовательной программы дошкольного образования? (Пять)
- Этот документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации
педагогического процесса? (Конвенция)
- Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)
- Сказочная девочка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)
- Сброшюрованные листы печатного материала? (Книга)
- Лошадь для поэта? (Пегас)
- Танец на пальцах? (Балет)
- «Лицо» у дома? (Фасад)
- Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)
- Беготня на природе? (Кросс)
- Спортивный конец? (Финиш)
- Самая большая лужа? (Океан)
- Пляжные залежи? (Песок)
- Праздничные цветы на небесах? (Салют)
- Уменьшительный прототип гильотины? (Топор)
- Засланец в чужую страну с добрыми намерениями? (Посол)
- Склад государственных бумаг? (Архив)
Турнир «Ты мне - я тебе»
Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее. Оценивается
полнота и правильность ответов.
Дать понятия:
- «развивающая предметно-пространственная среда» - это специфические для
каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование,
материалы, мебель и т.п, в сочетании с определенными принципами
разделения пространства Организации (группы). Развивающая предметно-
пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и
безопасной;
- под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий,
которые обеспечивают развитие детей дошкольной образовательной
организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда,
взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее
предметное содержание образовательных областей и другие условия,
перечисленные в стандарте.
Командная игра «Педагогический сундучок»
В сундучке находятся вопросы, которые содержат особенности РППС.
Каждая команда берет из сундучка один вопрос и отвечает.
Вопросы: (требования ФГОС ДО):
1) Что должна обеспечивать РППС? (развивающая предметно-
пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных
образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования
- необходимые для него условия; учёт национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная
деятельность; учёт возрастных особенностей детей, развивающая предметно-
пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и
совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для
уединения (раздел ІІІ п. 3.3.2 ФГОС ДО).
2) Какой должна быть РППС? (РППС должна быть: содержательно-
насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,
доступной и безопасной).
3) назовите основные принципы построения РППС? (дистанции, позиции при
взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества,
эмоциогенности, учет полоролевых и возрастных различий, открытости-
закрытости).
4) Назовите основные функции РППС (организующая функция – ее цель
предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в
разных видах деятельности; воспитательная функция - ее цель: наполнение и
построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание
ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять
себе, поделиться или действовать самому. Среда является центром, где
зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений,
организованного поведения, бережного отношения; развивающая функция- её
цель: соответствие содержания каждой деятельности «зоне актуального
развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного
ребёнка в группе).
5) Вопрос обеим командам: почему среда называется развивающей? (среда
должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка,
обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все
потенциальные возможности каждого ребёнка).
Турнир капитанов:
нужно вписать слова по смыслу, которых не достает в тексте (речь пойдет об
особенностях РППС):
Капитан команды № 1: младший дошкольный возраст:
- Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для
удовлетворения потребности в ………………
- Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу
найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их
чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего
обучения.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии,
это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка,
развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере
отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы
сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и
воспитания.
Ответ:
- Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для
удовлетворения потребности в двигательной активности.
- Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу
найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться
взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их
чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего
обучения.
- При создании развивающего пространства в групповом помещении
необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в
свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка,
развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере
отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы
сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и
воспитания.
Капитан команды № 2: средний дошкольный возраст:
Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на
дальнейшее развитие умения……………………………………………………,
проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и
взаимодействию.
Развивающая предметно-простарнственная среда группы организуется с
учётом возможностей для детей
…………………………………………………….. Пособия и игрушки
располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.
Необходимо предусмотреть место для временного
……………………………….. дошкольника, где он может подумать,
помечтать.
Ответ:
- Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на
дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним
доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.
- Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется с
учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными
подгруппами. - Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их
свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного
уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
1 команда: старший дошкольный возраст:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с
изменением психологической позиции детей: они впервые начинают
ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель
помогает дошкольникам понять это новое положение.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы
каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом.
Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться
подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной
труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).
Обязательными в оборудовании являются материалы, …………..
развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко
используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
Ответ:
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие
интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.
Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции
детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в
детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое
положение.
Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы
каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение
оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по
общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-
игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в
оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную
деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.
Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.
2 команда: при проектировании развивающей предметно-пространственной
среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
1- ; 2 - ; 3 - ;
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания
предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие
ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих,
позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его
активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса
предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить
следующие зоны для разного рода видов активности:
1 - 2 - 3 -
Ответ. При проектировании развивающей предметно-пространственной
среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:
- пространство;
- время;
- предметное окружение.
Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания
предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие
ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих,
позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.
Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его
активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса
предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить
следующие зоны для разного рода видов активности:
1 – рабочая 2 - активная 3 - спокойная
Составление синквейна
Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение,
состоящее из пяти строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит
осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к
рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы говорили нужно
представить в 5-ти строках.
Схема синквейна:
1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и
содержание синквейна;
2 строка – два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах,
характеризующих данное понятие;
3 строка – три глагола – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ
словами;
4 строка – форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее
суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;
5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное,
через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с
данным понятием.
Например:
1 строка – СРЕДА
2 строка – РАЗВИВАЮЩАЯ, ДОСТУПНАЯ
3 строка – РАЗВИВАЕТ, РЕАЛИЗУЕТ, СТИМУЛИРУЕТ
4 строка – СРЕДА РАЗВИВАЕТ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ, СТИМУЛИРУЕТ
5 строка – ПРОСТРАНСТВО (УСЛОВИЯ)
Выполнение домашнего задания: защита проектов РППС групп
(презентации)
ИТОГ: притча «В одном селении жили два мудреца, между которыми было
соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из
мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он
сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли
бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну
ладони. Если скажет «нет», то я распахну ладони и бабочка взлетит. И это
даст возможность показать, что другой мудрец не прав и не главнее. Н что
другой мудрец ответил, вопреки всем ожиданиям: «Все в твоих руках». Так
вот и в наших руках то, какие мы сможем создать условия для сохранения
уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии
человека.
Рефлексия
Педагогам предлагаются два сундучка «Знаний». Каждый педагог по
окончании игры кладет фишку соответствующего цвета в сундучок (зеленая
фишка – расширил, пополнил, обогатил знания, понравилось, красная фишка
– недостаточно, не понравилось)