Напоминание

«Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»


Автор: Брызгалова Федалия Фаткулловна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Челябинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 467 г. Челябинска»

Интеллектуально-творческая игра

для педагогов ДОУ на тему:

«Развивающая предметно-

пространственная среда в

соответствии с ФГОС ДО»

Разработала:

Брызгалова Ф.Ф.- старший воспитатель

МБДОУ «ДС № 467 г. Челябинска»

Челябинск

2019год

Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагогов

ДОУ.

Задачи:

- Активизировать форму повышения квалификации педагогов ДОУ.

- В игровой форме проанализировать профессиональную компетентность и

общую культуру педагогических работников.

- Активизировать действия воспитателей по проектированию развивающей

предметно-пространственной среды в группах ДОУ для обеспечения

разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного,

социального и физического развития.

Вводная часть

Система Российского образования на современном этапе развития

общества претерпевает существенные изменения, связанные со сменой

модели культурно-исторического развития. Но какие бы реформы не

проходили в системе образования, в итоге они, так или иначе, замыкаются на

конкретном исполнителе – педагоге. Именно педагог является основной

фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для

успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в

новых условиях, поставленных перед ними задач педагог должен обладать

необходимым уровнем профессиональной компетентности и

профессионализма. Как говорил Рене Декарт: «Верно определите слова и вы

освободите мир от половины недоразумений».

Под профессионализмом понимается особое свойство людей

систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в

самых разнообразных условиях.

Необходимой составляющей профессионализма человека является

профессиональная компетентность – состояние адекватного выполнения

задачи, способность к актуальному выполнению деятельности.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное

явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и

способов их применения в конкретных педагогических ситуациях,

ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его

культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к

смежным областям знания и др.).

На развитие ребёнка в значительной степени оказывает влияние

наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека

пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и

действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие

ребёнка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант

воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие

ребёнка. Всё это необходимо учитывать при создании обстановки в детском

дошкольном учреждении. Учёт способностей, интересов, темпа продвижения

каждого ребёнка, создание условий для его развития независимо от уровня

исходной подготовленности – вот чем должны руководствоваться педагоги в

своей профессиональной деятельности.

Ход игры:

Педагогам участникам предлагается разделиться на две команды с помощью

игры «Чудесный мешочек» (участники при входе в аудиторию выбирают

фишки разного цвета и садятся согласно цвету). Затем проводится турнир

«Эрудитов» для выбора капитанов команд (участники, набравшие

наибольшее количество фишек в двух командах выбираются капитанами).

Турнир «Эрудитов»

1. «Общая культура воспитателя и в шутку и всерьез»:

- Какова продолжительность ежедневной прогулки детей в ДОУ? (не менее

4-4.5 часов).

- Сколько времени в режиме дня для детей 3-4 лет составляет

самостоятельная деятельность (игры, подготовка к занятиям, личная

гигиена)? (не менее 3-4 часов).

- В какие дни недели и в какое время суток необходимо проводить занятия,

требующие повышенной познавательной активности и умственного

напряжения детей? (в первую половину дня и в дни наиболее высокой

работоспособности детей – вторник, среда).

- Сколько основных образовательных областей входит в содержание

основной образовательной программы дошкольного образования? (Пять)

- Этот документ обеспечивает правовую защиту детей во время организации

педагогического процесса? (Конвенция)

- Сказка о пользе коллективного труда? (Репка)

- Сказочная девочка, боровшаяся за братскую любовь? (Герда)

- Сброшюрованные листы печатного материала? (Книга)

- Лошадь для поэта? (Пегас)

- Танец на пальцах? (Балет)

- «Лицо» у дома? (Фасад)

- Скоростной просмотр фотографий? (Фильм)

- Беготня на природе? (Кросс)

- Спортивный конец? (Финиш)

- Самая большая лужа? (Океан)

- Пляжные залежи? (Песок)

- Праздничные цветы на небесах? (Салют)

- Уменьшительный прототип гильотины? (Топор)

- Засланец в чужую страну с добрыми намерениями? (Посол)

- Склад государственных бумаг? (Архив)

Турнир «Ты мне - я тебе»

Команды задают друг другу вопросы, подготовленные заранее. Оценивается

полнота и правильность ответов.

Дать понятия:

- «развивающая предметно-пространственная среда» - это специфические для

каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование,

материалы, мебель и т.п, в сочетании с определенными принципами

разделения пространства Организации (группы). Развивающая предметно-

пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной,

трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и

безопасной;

- под образовательной средой подразумевается весь комплекс условий,

которые обеспечивают развитие детей дошкольной образовательной

организации, в том числе, развивающая предметно-пространственная среда,

взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее

предметное содержание образовательных областей и другие условия,

перечисленные в стандарте.

Командная игра «Педагогический сундучок»

В сундучке находятся вопросы, которые содержат особенности РППС.

Каждая команда берет из сундучка один вопрос и отвечает.

Вопросы: (требования ФГОС ДО):

1) Что должна обеспечивать РППС? (развивающая предметно-

пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных

образовательных программ; в случае организации инклюзивного образования

- необходимые для него условия; учёт национально-культурных,

климатических условий, в которых осуществляется образовательная

деятельность; учёт возрастных особенностей детей, развивающая предметно-

пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и

совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и

взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для

уединения (раздел ІІІ п. 3.3.2 ФГОС ДО).

2) Какой должна быть РППС? (РППС должна быть: содержательно-

насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной,

доступной и безопасной).

3) назовите основные принципы построения РППС? (дистанции, позиции при

взаимодействии, активности, самостоятельности, творчества,

эмоциогенности, учет полоролевых и возрастных различий, открытости-

закрытости).

4) Назовите основные функции РППС (организующая функция – ее цель

предложить ребенку разнообразный материал для его активного участия в

разных видах деятельности; воспитательная функция - ее цель: наполнение и

построение развивающей среды должны быть ориентированы на создание

ситуаций, когда дети стоят перед нравственным выбором: уступить или взять

себе, поделиться или действовать самому. Среда является центром, где

зарождается основа для сотрудничества, положительных взаимоотношений,

организованного поведения, бережного отношения; развивающая функция- её

цель: соответствие содержания каждой деятельности «зоне актуального

развития» самого слабого и «зоне ближайшего развития» самого сильного

ребёнка в группе).

5) Вопрос обеим командам: почему среда называется развивающей? (среда

должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребёнка,

обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все

потенциальные возможности каждого ребёнка).

Турнир капитанов:

нужно вписать слова по смыслу, которых не достает в тексте (речь пойдет об

особенностях РППС):

Капитан команды № 1: младший дошкольный возраст:

- Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для

удовлетворения потребности в ………………

- Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу

найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать с ………… и со ………….., понимать и оценивать их

чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего

обучения.

- При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль ……………. деятельности в развитии,

это в свою очередь обеспечит ………… благополучие каждого ребёнка,

развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере

отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы

сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и

воспитания.

Ответ:

- Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для

удовлетворения потребности в двигательной активности.

- Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу

найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться

взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их

чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего

обучения.

- При создании развивающего пространства в групповом помещении

необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в

свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка,

развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере

отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы

сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и

воспитания.

Капитан команды № 2: средний дошкольный возраст:

Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на

дальнейшее развитие умения……………………………………………………,

проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и

взаимодействию.

Развивающая предметно-простарнственная среда группы организуется с

учётом возможностей для детей

…………………………………………………….. Пособия и игрушки

располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению.

Необходимо предусмотреть место для временного

……………………………….. дошкольника, где он может подумать,

помечтать.

Ответ:

- Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на

дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним

доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию.

- Развивающая предметно-пространственная среда группы организуется с

учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными

подгруппами. - Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их

свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного

уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.

1 команда: старший дошкольный возраст:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие

………………… сфер личности. Переход в старшую группу связан с

изменением психологической позиции детей: они впервые начинают

ощущать себя ………………. среди других детей в детском саду. Воспитатель

помогает дошкольникам понять это новое положение.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы

каждый ребёнок имел возможность заниматься ………………. делом.

Размещение оборудования по секторам позволяет детям объединиться

подгруппами по общим интересам (конструирование, рисование, ручной

труд, театрально-игровая деятельность; экспериментирование).

Обязательными в оборудовании являются материалы, …………..

развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д. Широко

используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

Ответ:

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие

интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности.

Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции

детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в

детском саду. Воспитатель помогает дошкольникам понять это новое

положение.

Развивающая предметно-пространственная среда организуется так, чтобы

каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение

оборудования по секторам позволяет детям объединиться подгруппами по

общим интересам (конструирование, рисование, ручной труд, театрально-

игровая деятельность; экспериментирование). Обязательными в

оборудовании являются материалы, активизирующие познавательную

деятельность: развивающие игры, технические устройства и игрушки и т. д.

Широко используются материалы, побуждающие детей к освоению грамоты.

2 команда: при проектировании развивающей предметно-пространственной

среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

1- ; 2 - ; 3 - ;

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания

предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие

ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих,

позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его

активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса

предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить

следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - 2 - 3 -

Ответ. При проектировании развивающей предметно-пространственной

среды в группе необходимо выделять следующие основные составляющие:

- пространство;

- время;

- предметное окружение.

Такое проектирование среды, в отличие от перечисления содержания

предметной составляющей среды, показывает её влияние на развитие

ребенка. Проектирование среды с использованием таких составляющих,

позволяет представить все особенности жизнедеятельности ребенка в среде.

Успешность влияния развивающей среды на ребенка обусловлена его

активностью в этой среде. Вся организация педагогического процесса

предполагает свободу передвижения ребенка. В среде необходимо выделить

следующие зоны для разного рода видов активности:

1 – рабочая 2 - активная 3 - спокойная

Составление синквейна

Синквейн происходит от французского слова «пять». Это стихотворение,

состоящее из пяти строк, в нем нет рифмы, но есть смысл. Он учит

осмысленно использовать понятия и определять свое отношение к

рассматриваемой проблеме в пяти строках. Все о чем мы говорили нужно

представить в 5-ти строках.

Схема синквейна:

1 строка – существительное – ОДНО ключевое слово, определяющее тему и

содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных – описание темы в ДВУХ словах,

характеризующих данное понятие;

3 строка – три глагола – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ

словами;

4 строка – форма из ЧЕТЫРЕХ слов короткое предложение, раскрывающее

суть темы. Философское или эмоциональное отношение к ней автора;

5 строка – ОДНО слово – синоним к первому. Обычно существительное,

через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с

данным понятием.

Например:

1 строка – СРЕДА

2 строка – РАЗВИВАЮЩАЯ, ДОСТУПНАЯ

3 строка – РАЗВИВАЕТ, РЕАЛИЗУЕТ, СТИМУЛИРУЕТ

4 строка – СРЕДА РАЗВИВАЕТ, ОБЕСПЕЧИВАЕТ, СТИМУЛИРУЕТ

5 строка – ПРОСТРАНСТВО (УСЛОВИЯ)

Выполнение домашнего задания: защита проектов РППС групп

(презентации)

ИТОГ: притча «В одном селении жили два мудреца, между которыми было

соперничество: кто главнее в этом селении? И на одном из собраний один из

мудрецов решил показать, что он главнее и мудрее. Взяв в ладони бабочку, он

сказал другому мудрецу: «Если ты мудрейший, то ответь: вспорхнет ли

бабочка из моих ладоней?» А сам подумал: «Если скажет «да», то я сомкну

ладони. Если скажет «нет», то я распахну ладони и бабочка взлетит. И это

даст возможность показать, что другой мудрец не прав и не главнее. Н что

другой мудрец ответил, вопреки всем ожиданиям: «Все в твоих руках». Так

вот и в наших руках то, какие мы сможем создать условия для сохранения

уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии

человека.

Рефлексия

Педагогам предлагаются два сундучка «Знаний». Каждый педагог по

окончании игры кладет фишку соответствующего цвета в сундучок (зеленая

фишка – расширил, пополнил, обогатил знания, понравилось, красная фишка

– недостаточно, не понравилось)



В раздел образования