Напоминание

"Неизведанное рядом"


Автор: Кириченко Виктория Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №37 "Ёлочка"
Населённый пункт: г. Волжский, Волгоградская область
Наименование материала: Мастер класс по экологии
Тема: "Неизведанное рядом"
Раздел: дошкольное образование





Назад





МАСТЕР-КЛАСС НА ТЕМУ: «НЕИЗВЕДАННОЕ РЯДОМ»

Дата проведения: 22. 05.2015

Педагог -
воспитатель Кириченко Виктория Михайловна
Продолжительность мастер – класса: 20 минут

Цель мастер-класса:
повышение профессионального мастерства педагогов - участников мастер - класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы педагога по проведению экспериментирования как метода экологического воспитания старших дошкольников.
Задачи:
- познакомить педагогов с детским экспериментированием в ДОУ, показать эксперимент по ознакомлению детей со свойством воздуха: воздух имеет место. - развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения; развивать навыки и умения экспериментирования. - воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Оборудование:
методические пособия, часть необходимых предметов из уголка экспериментирования.
Методы:
словесный, наглядный, практический.
Формы работы:
индивидуальная, коллективная
Структура мастер-класса:

- Вводная часть – 5 мин.
Представление опыта работы по теме : «Детское экспериментирование в ДОУ».
- Основная часть - 10 мин.
Пояснение основных этапов выполнения опыта с помощью схем. Практическая часть.
- Заключительная часть - 5 мин.


Ход мастер – класса

I. Вводная часть.
I. Представление опыта работы по теме «Детское экспериментирование в ДОУ». Экспериментирование является одним из эффективных методов экологического воспитания старших дошкольников. Многолетний опыт п ед а го г и ч е с ко й р а б от ы п о ка з ы ва е т, ч то д е т и оч е н ь л ю бя т экспериментировать. Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления, интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравья на лесной тропинке, подвижного жучка, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус. Природа – открытый, неисчерпаемый источник для детских наблюдений и экспериментов. Ребёнок интуитивно ощущает себя её частью, и потому взаимодействие с природой для него органично и естественно. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково- познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. По мнению академика Н.Н. Подъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении. Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. Уже в младшем
дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, он стремится не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать им и т.п. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, различная окраска объектов окружающей действительности и возможность самому достичь желаемого цвета на занятиях по изобразительному искусству, «пройти под радугой» и т.п. Словесно- логическое мышление детей седьмого года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя. Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт. В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира. Такое экспериментирование является ведущим функциональным механизмом творчества ребенка. П.В. Симонов и П.М. Ершов отмечают, что творческие личности - это люди, сохранившие в себе черты детства с его изумлением перед окружающим миром и свежестью взгляда, не отягощенного мыслительными стереотипами и готовыми решениями. Мы же сегодня сталкиваемся с тем, что ребенок уже в четыре года говорит: «Я не могу, не умею». Причем если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань от меня». Создание условий для детского экспериментирования позволяет нам создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и
способностям. Творчество есть пространство свободы, поэтому творческая экспериментальная работа всегда свободна в том плане, что ребенок самореализует себя. Детское экспериментирование, как и любая деятельность, имеет свою структуру: обратите внимание на экран Цель: развитие умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в "лабораторных" условиях как средствами познания окружающего мира. Задачи: 1) развитие мыслительных процессов; 2) развитие мыслительных операций; 3) освоение методов познания; 4) развитие причинно- следственных связей и отношений. Содержание: информация об объектах и явлениях, предметах. Мотив: познавательные потребности, познавательный интерес, в основе которых лежит ориентировочный рефлекс "Что это?", "Что такое?" В старшем дошкольном возрасте познавательный интерес имеет направленность: "Узнать - научиться - познать". Средства: язык, речь, поисковые действия. Формы: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. Условия: постепенное усложнение, организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, использование проблемных, ситуаций. Результат: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Особое внимание мы уделяем таким структурным элементам экспериментирования, как цель, идеал, предвидение способов его достижения, контроль процесса деятельности, включающим взаимодействие интеллектуальных, волевых и эмоциональных проявлений личности. Каждый из этих элементов является необходимым и целостным компонентом экспериментального процесса, постоянно проникающим в другие. В связи с этим можно заключить, что экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка. Основой познавательной активности ребенка в экспериментировании являются противоречия между сложившимися знаниями, умениями, навыками, усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок и новыми познавательными задачами, ситуациями, возникшими в процессе постановки цели экспериментирования и ее достижения. Источником познавательной активности становится преодоление данного противоречия между усвоенным опытом и необходимостью трансформировать, интерпретировать его в своей практиче ской деятельно сти, что позволяет ребенку п р оя в и т ь самостоятельность и творческое отношение при выполнении задания. Руководство процессом развития нестандартного мышления детей со
стороны воспитателя реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка. Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.). Каждое фундаментальное естественно-научное понятие, с которым мы предлагаем знакомить детей (температура, время, жидкость, газ, твердое тело, тяготение, движение, свет, звук и т.д.), экспериментально обосновывается и проясняется для ребенка в процессе наблюдений, мысленного и реального экспериментирования Основное содержание экологических исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: они перед вами О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно- предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент должен
отвечать следующим условиям: обратите внимание на экран максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента. Детское экспериментирование реализуется в с п е ц и а л ь н о организованной познавательной деятельности, имеющей разнообразные формы организации: учебно-игровая, коммуникативно-диалоговая, экспериментально- исследовательская. Подробно сданными моделями вы можете ознакомиться в брошюре «Развитие творческой, исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования». В процессе экспериментирования обогащается словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений. Экспериментирование предоставляет ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяется на все сферы деятельности. Пространственно-предметная среда должна побуждать детей к экспериментированию, к активным действиям и взаимодействию. В моей группе создана предметно развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Материалы для опытов хранятся на полочках, в коробках и контейнерах в уголке природы. Это позволяет на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных экологических мероприятий и организации разной деятельности с детьми. Материалы постоянно пополняются, что способствует поддержанию интереса у детей. Для того чтобы создать атмосферу «научности» подобрана лабораторная посуда: колбочки, пробирки. Комплект оборудования для конкретного эксперимента готовлю заранее на каждого ребёнка и размещаю на индивидуальном небольшом подносе. Предоставляю возможность детям проявлять больше самостоятельности. Ничего не сообщаю в готовом виде. Новые знания дети открывают самостоятельно в процессе выполнения заданий.
Стараюсь избегать прямых указаний, что и как делать; поощрять познавательную активность ребёнка. Анализируя вместе с детьми путь решения и вывод, который был сделан, помогаю им понять свою ошибку. Дошкольники в силу своих возрастных особенностей не могут работать не разговаривая. Поэтому я не лишаю их этой возможности проговаривать свои действия т.к. это один из ведущих факторов развития ребёнка - дошкольника. Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов. Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку, (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям). Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить то, что понимают. В этом случае я не устраиваю фронтальный опрос, а предоставляю детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия. Эксперимент позволяет знакомить детей с правилами техники безопасности при проведении эксперимента.,
II. Основная часть. Практическое занятие.
- Сегодня я хочу вас познакомить с проведением экспериментов с водой.
Опыты для младшего дошкольного возраста

Таяние снега

Цель:
Подвести детей к пониманию того, что снег тает от любого источника тепла.
Ход:
Наблюдать за таянием снега на теплой руке, варежке, на батарее, на грелке и т.д.
Вывод:
Снег тает от теплого воздуха, идущего от любой системы.
Можно ли пить талую воду?

Цель:
Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.
Ход:
Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для пить людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Опыты для среднего дошкольного возраста.

Способность воды отражать окружающие предметы

Цель:
показать, что вода отражает окружающие предметы.
Ход:
Внести в группу таз с водой. Предложить ребятам рассмотреть, что отражается в воде. Попросить детей найти свое отражение, вспомнить, где еще видели свое отражение.
Вывод:
Вода отражает окружающие предметы, ее можно использовать в качестве зеркала.
Прозрачность воды

Цель:
Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а «грязная – непрозрачная»
Ход:
Приготовить две баночки или стакана с водой и набор мелких тонущих предметов (камешки, пуговицы, бусины, монетки). Выяснить, как усвоено детьми понятие «прозрачный»: предложить ребятам найти прозрачные предметы в группе ( стакан, стекло в окне, аквариум). Дать задание: доказать, что вода в банке тоже прозрачная (пусть ребята опустят в банку мелкие предметы, и они будут видны). Задать вопрос: «Если опустить в аквариум кусочек земли, будет ли вода такой же прозрачной?» Выслушать ответы, затем – продемонстрировать на опыте: в стакан с водой опустить кусочек земли и размешать. Вода стала грязной, мутной. Опущенные в такую воду предметы не видны. Обсудить. Всегда ли в аквариуме для рыб вода прозрачная, почему она становится мутной. Прозрачная ли вода в реке, озере, море, луже.
Вывод:
Чистая вода прозрачная, через нее видны предметы; мутная вода непрозрачная.
Опыты и эксперименты для старшего дошкольного возраста.

Круговорот воды в природе

Материалы:
большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.
Ход:
Налейте в сосуд немного воды и поставьте его на солнце, накрыв пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.
Эффект радуги.
Расщепляем видимый солнечный свет на отдельные цвета - воспроизводим эффект радуги.

Материалы:
Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Ход:
Поставьте миску с водой на самое солнечное место. Опустите небольшое зеркало в воду, прислонив его к краю миски. Поверните зеркальце под таким углом, чтобы на него падал солнечный свет. Затем перемещая картон перед миской, найдите положение, когда на нем появилась отраженная «радуга».
Текучесть воды

Цель:
Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Ход:
взять 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета, выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная ложка и др.) определить форму этих предметов. Задать вопрос: «Есть ли форма у воды?». Предложить детям найти ответ самостоятельно, переливая воду из одних сосудов в другие (чашка, блюдце, пузырек и т.д.). Вспомнить, где и как разливаются лужи.
Вывод:
Вода не имеет формы, принимает форму того сосуда, в который налита, то есть может легко менять форму.
Таяние льда в воде

Цель:
Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Ход:
Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.
Вывод:
Чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.
Солнечная лаборатория

Цель:
Показать предметы какого цвета (темного или светлого) быстрее нагреваются на солнце.
Ход:
Разложить на подоконнике на солнышке листы бумаги разных цветов (среди которых должны быть листы белого и черного цвета). Пусть они греются на солнышке. Попросите детей потрогать эти листы. Какой лист будет самым горячим, самым холодным?
Вывод:
Темные листы бумаги нагрелись больше. Предметы темного цвета улавливают тепло от солнца, а предметы светлого цвета отражают его. Вот почему грязный снег тает быстрее чистого!
Тонет-плавает

Цель:
Дать детям понять, что металл тонет в воде, а дерево нет.
Ход.
Спросить, что произойдет, если опустить в воду гвоздь и деревянную палочку. Проверьте гипотезы детей, опустив объекты в воду.
Вывод:
металл тонет в воде, а дерево плавает - не тонет.
Животворное свойство воды

Цель:
Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Ход:
Наблюдение за срезанными веточками дерева, поставленными в воду, они оживают, дают корни. Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух блюдцах: пустом и с влажной ватой. Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и банке с водой.
Вывод:
Вода дает жизнь живому.
III. Заключительная часть.
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности. Основная задача родителей и воспитателей – на экране «Поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать для этого условия». Необходимо стремиться к тому, чтобы дети не только получали новую информацию об объектах своих исследований и экспериментов, но и делали маленькие открытия. Для этого взрослым важно создать условия для продуктивной детской работы: обратите внимание на экран - постепенное усложнение, - организация условий для самостоятельной и учебной деятельности, - использование проблемных, ситуаций. Результатом экспериментирования становится опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований. Обобщая опыт применения нами метода экспериментирования можно выделить следующие аспекты этой деятельности: - детское экспериментирование свободно от обязанности, во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы; - не следует жестко регламентировать продолжительность опыта в процессе детского экспериментирования. - поощрять детские высказывания и рабочий диалог, признавать право ребенка на ошибку. - учитывать индивидуальные различия, имеющиеся у детей. Результат такого взаимодействия решает основную цель экологического образования дошкольника — формирование нравственно-ценностных отношений к природе и людям, развитие чувства личной ответственности за состояние окружающей среды, практического участия в возрождении нарушенного равновесия между человеком и природой.
Уважаемые коллеги! Желаю вам успеха в развитии интереса у детей к исследованию природы!


В раздел образования