Напоминание

Воспитание независимости и основ самостоятельности, развитие координации и контроля движений с помощью упражнений практической жизни в подготовленной среде Марии Монтессори


Автор: Сухих Валентина Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГОБУЗ "Областной специализированный дом ребенка с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики"
Населённый пункт: г. Апатиты, Мурманская область
Наименование материала: презентация
Тема: Воспитание независимости и основ самостоятельности, развитие координации и контроля движений с помощью упражнений практической жизни в подготовленной среде Марии Монтессори
Раздел: дошкольное образование





Назад




ГОБУЗ «Областной специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением центральной нервной системы с нарушением психики» г. Апатиты

что ему

познавать,

чему ему

учиться в

данный

момент,

Ребенок получает настоящее удовольствие тогда, когда он сам

выбирает:

и сколько

времени

этому

посвятить.

Основополагающий девиз методики Монтессори



создать

создать

развивающую

развивающую

среду

среду

создать вместе с

создать вместе с

детьми несколько

детьми несколько

четких и простых

четких и простых

правил

правил

наблюдать за

наблюдать за

детьми, не

детьми, не

вмешиваясь в

вмешиваясь в

процесс.

процесс.

У ребенка, считает Мария Монтессори, есть

У ребенка, считает Мария Монтессори, есть

внутренняя

внутренняя

потребность осваивать и узнавать мир

потребность осваивать и узнавать мир

вокруг себя.

вокруг себя.






Особенность системы

Особенность системы

М. Монтессори – уникальная развивающая среда,

М. Монтессори – уникальная развивающая среда,

имеющая четкую логику построения и соответствует психологическим

имеющая четкую логику построения и соответствует психологическим

потребностям ребенка.

потребностям ребенка.




Это всевозможные:

открывание и

закрывание дверей

ношение стульчика,

пересыпание,

переливание,

сортировка,

складывание салфеток.
-
это упражнения для развития контроля

и координации движений.


Переливание воды нравится всем детям, но особенно детям 2,5 - 4-х лет.

Переливание воды нравится всем детям, но особенно детям 2,5 - 4-х лет.

Наблюдения за бегущей водой настраивает ребенка на спокойный,

Наблюдения за бегущей водой настраивает ребенка на спокойный,

завораживающий лад. Ребенок становится задумчивым, тихим.

завораживающий лад. Ребенок становится задумчивым, тихим.

Переливание воды

Переливание воды


Забрасывание шариков и мячей в

Забрасывание шариков и мячей в

ванночки и миски,

ванночки и миски,

доставание половником из таза с

доставание половником из таза с

водой мелких предметов и игрушек

водой мелких предметов и игрушек

(пластмассовые мячи, кубики).

(пластмассовые мячи, кубики).

вращение мельницы с помощью

вращение мельницы с помощью

воды.

воды.



Все это веселые и полезные задания на

Все это веселые и полезные задания на

тренировку координации и согласованности

тренировку координации и согласованности

движений.

движений.


Тут можно всласть покопаться в чечевице и

Тут можно всласть покопаться в чечевице и

извлечь оттуда миниатюрные фигурки.

извлечь оттуда миниатюрные фигурки.

порисовать пальчиками на стекле, тарелочке

порисовать пальчиками на стекле, тарелочке

засыпанной манкой.

засыпанной манкой.

Пересыпание из одного сосуда в другой

Пересыпание из одного сосуда в другой

особенно нравится детям 2,5 - 3-х лет

особенно нравится детям 2,5 - 3-х лет
. .

просеять через сито манку с фасолью.

просеять через сито манку с фасолью.

Это возраст, когда мышцы рук ребенка

Это возраст, когда мышцы рук ребенка

вполне окрепли, чтобы приподнять

вполне окрепли, чтобы приподнять

кувшинчик с зерном, и, не просыпая,

кувшинчик с зерном, и, не просыпая,

аккуратно пересыпать зерно из одного

аккуратно пересыпать зерно из одного

сосуда в другой.

сосуда в другой.


Здесь ребенок уточняет свои движения, развивает

Здесь ребенок уточняет свои движения, развивает

мелкую моторику, получает необходимые навыки,

мелкую моторику, получает необходимые навыки,

например, учится застегивать пуговицы и молнии.

например, учится застегивать пуговицы и молнии.

забота о себе.

забота о себе.

Ребенок учится самостоятельно себя

Ребенок учится самостоятельно себя

обслуживать.

обслуживать.

К ней относится:

К ней относится:

работа с рамками (застегивание пуговиц и

работа с рамками (застегивание пуговиц и

ремней,

ремней,

завязывание бантов и шнурков),

завязывание бантов и шнурков),

мытье рук,

мытье рук,

плетение косы,

плетение косы,

чистка ботинок и т. д.

чистка ботинок и т. д.


уход за окружающей

уход за окружающей

средой

средой
сохранять ее в чистоте и по сохранять ее в чистоте и по возможности возможности • украшать, украшать, • подметать, подметать, • вытирать пыль, вытирать пыль, • мыть стол, мыть стол, • чистка обуви, чистка обуви, • составлять букет составлять букет из срезанных живых цветов, из срезанных живых цветов, • стирка стирка
психическому физическому социальному Играя с материалом Монтессори: Играя с материалом Монтессори: • дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную дети развивают мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, координацию, • совершенствуют координацию и точность движений, совершенствуют координацию и точность движений, • развивают свои сенсорные способности. развивают свои сенсорные способности. способствуют развитию

Контроль и координация движений,

Контроль и координация движений,

ловкость при выполнении упражнений в

ловкость при выполнении упражнений в

практической зоне достигается ребенком не

практической зоне достигается ребенком не

сразу.

сразу.

Все действия можно подразделить на ряд

Все действия можно подразделить на ряд

более простых, следующих друг за другом

более простых, следующих друг за другом

этапов.

этапов.

Такое подразделение Монтессори называет

Такое подразделение Монтессори называет

АНАЛИЗОМ ДВИЖЕНИЙ

АНАЛИЗОМ ДВИЖЕНИЙ.

Большинство привычных действий, –

Большинство привычных действий, –

застегивание пуговиц, пересыпание зерен ложкой,

застегивание пуговиц, пересыпание зерен ложкой,

наливание воды и т.д. – представляют для ребенка

наливание воды и т.д. – представляют для ребенка

весьма нелегкую задачу, особенно если он

весьма нелегкую задачу, особенно если он

сталкивается с ней впервые.

сталкивается с ней впервые.


Благодаря всем этим движениям происходит:

Благодаря всем этим движениям происходит:

укрепление мышц кистей и предплечья

укрепление мышц кистей и предплечья

развивается координация руки и глаз

развивается координация руки и глаз

развивается движения супинации и пронации

развивается движения супинации и пронации

происходит формирование различных захватов:

происходит формирование различных захватов:





щипковый

щипковый

пинцетный

пинцетный


ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ.

Имя, фамилия, возраст ___________________________________________________

Дата проведения наблюдения ______________________________________________

Время проведения _________________ Педагог _____________________________

Вид деятельности в Монтессори - классе _____________________________________

Дополнительные сведения ___________________________________________________

1.

Начало работы

Может ли сконцентрироваться на работе __________________________________

Проявление интереса ________________________________________________

Что делает первые минуты __________________________________________________

2.

Работа с материалом

Выбирает ли материалы сам ____________________________________________

Как обращается с материалом __________________________________________

3.

Работа с новым материалом

Есть ли страх перед новым материалом _________________________________

Как берет новый материал _____________________________________________

4.

Поведение ребенка

Работает один (какое время) ___________________________________________

Обращается ли за помощью ________________________________________________

Взаимодействие со взрослым ________________________________________________

5. Передвижение в помещении

Уровень развития общей моторики __________________________________________

Свобода передвижения ______________________________________________________

6. Появление утомления

Постоянно утомлен ____________________________________________________

Утомляется к концу занятия _________________________________________________

Активен в процессе всего занятия ____________________________________

Особые отметки ________________________________________________________

Общие выводы ___________________________________________________________

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЯ.

Имя, фамилия, возраст ___________________________________________________

Дата проведения наблюдения ______________________________________________

Время проведения _________________ Педагог _____________________________

Вид деятельности в Монтессори - классе _____________________________________

Дополнительные сведения ___________________________________________________

1.

Начало работы

Может ли сконцентрироваться на работе __________________________________

Проявление интереса ________________________________________________

Что делает первые минуты __________________________________________________

2.

Работа с материалом

Выбирает ли материалы сам ____________________________________________

Как обращается с материалом __________________________________________

3.

Работа с новым материалом

Есть ли страх перед новым материалом _________________________________

Как берет новый материал _____________________________________________

4.

Поведение ребенка

Работает один (какое время) ___________________________________________

Обращается ли за помощью ________________________________________________

Взаимодействие со взрослым ________________________________________________

5. Передвижение в помещении

Уровень развития общей моторики __________________________________________

Свобода передвижения ______________________________________________________

6. Появление утомления

Постоянно утомлен ____________________________________________________

Утомляется к концу занятия _________________________________________________

Активен в процессе всего занятия ____________________________________

Особые отметки ________________________________________________________

Общие выводы ___________________________________________________________


Динамика:

формируются зрительные и слуховые ориентировочные

реакции;

повышается точность и целенаправленность движений

рук;

совершенствуется захват пальцами рук мелких

предметов;

формируются предметные действия;

улучшается зрительно - моторная координация;

расширяются сенсорные и математические

представления.


Работа с родителями


Формы работы с родителями
: •
индивидуальные беседы;

мастер-классы;

совместная деятельность воспитателя, родителей и детей.

оформление информационного стенда консультациями.


1

январь

Консультация
с показом фильма о жизни Марии Монтессори особенностях разработанного ей метода. 
Беседа
на тему «Сензитивные периоды развития ребенка»
2

февраль

Консультация:
«Основные методические принципы системы Монтессори» 
Круглый стол:
«Учимся быть самостоятельными».
3

март

Обучающий семинар
: «Воспитание независимости и основ самостоятельности, развитие координации и контроля движений с помощью упражнений практической жизни в подготовленной среде М.Монтессори».
4

апрель

Беседа
на тему: «Влияние Монтессори – терапии на развитие мелкой моторики детей с ОВЗ». 
Консультация:
«Советы родителям по развитию слухового во сприятия дошкольников».
5

май

Консультация с показом презентации:
«Использование специальной развивающей среды Монтессори – класса в коррекционной работе с детьми с ДЦП».
6

июнь

Консультация: «
Монтессори – терапия, как составная часть реабилитации детей с ОВЗ».
7

июль

Рекомендации – «Занимаемся дома»:
- Бусинки в коробке. - Замки и липучки. - Дуршлаг и манка. - Прищепки и д.р.
8

август

Беседа
: «Применение принципов оздоровительной Монтессори-педагогики в обычной семье».
9

сентябрь

Беседа:
«Помоги мне это сделать самому».
10 октябрь

Обучающий семинар
«Элементы зоны практической жизни Монтессори – класса в домашних условиях».
11

ноябрь

Консультация
«Развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка через сенсорный материал в подготовленной среде М.Монтессори».
12 декабрь

Беседа
« Поговорим о порядке».

комплекс специальных

упражнений

на совершенствование

на совершенствование

координации движений

координации движений

кистей и пальцев рук.

кистей и пальцев рук.


Игры на расстоянии

Игры на расстоянии

Двигательные упражнения развивают ребенка

Двигательные упражнения развивают ребенка

физически и помогают ему почувствовать свое

физически и помогают ему почувствовать свое

тело и осознать свои возможности.

тело и осознать свои возможности.

Этому способствует использование разных

Этому способствует использование разных

предметов.

предметов.


Перенос пособия к рабочему месту.

Перенос пособия к рабочему месту.


Дети, занимаясь в кабинете М. Монтессори, постоянно

Дети, занимаясь в кабинете М. Монтессори, постоянно

находятся в движении, при этом тренируются крупные мышцы

находятся в движении, при этом тренируются крупные мышцы

тела, развиваются общие движения.

тела, развиваются общие движения.






это линия (эллипс), проведенная на полу. Дети приучаются ходить по этой

это линия (эллипс), проведенная на полу. Дети приучаются ходить по этой

линии, как по канату, переставляя одну ногу за другой.

линии, как по канату, переставляя одну ногу за другой.

ЦЕЛИ:

прямая:

прямая:

ребенок учится ходить по линии в ритме

ребенок учится ходить по линии в ритме

музыки и носить различные предметы, не

музыки и носить различные предметы, не

роняя их:

роняя их:

колокольчики,

колокольчики,

кубики на ладошке,

кубики на ладошке,

мешочки на плечах, на голове).

мешочки на плечах, на голове).

косвенная:

косвенная:

контроль и координация движений;

контроль и координация движений;

тренировка всех мышц,

тренировка всех мышц,

получение удовольствия от движения,

получение удовольствия от движения,

самовыражение детей,

самовыражение детей,

совместная игра.

совместная игра.


Эти упражнения дают

Эти упражнения дают

возможность ребенку почувствовать

возможность ребенку почувствовать

собственное тело и научиться

собственное тело и научиться

управлять им. Ребенок должен идти

управлять им. Ребенок должен идти

строго по линии и при этом стараться,

строго по линии и при этом стараться,

чтобы вода из вазы не пролилась, а

чтобы вода из вазы не пролилась, а

колокольчик не зазвенел.

колокольчик не зазвенел.

В начале Монтессори -

В начале Монтессори -

занятия проводятся такие упражнения

занятия проводятся такие упражнения

на линии, которые требуют

на линии, которые требуют

сосредоточенности,

сосредоточенности,

координации движений,

координации движений,

снимают возбуждение одних детей и

снимают возбуждение одних детей и

сонливость других,

сонливость других,

задают спокойный рабочий настрой.

задают спокойный рабочий настрой.


После работы с материалом, когда детям необходимо

После работы с материалом, когда детям необходимо

проявить двигательную и речевую активность,

проявить двигательную и речевую активность,

лучше проводить такие упражнения на линии

лучше проводить такие упражнения на линии

как:

как:

ритмическая гимнастика,

ритмическая гимнастика,

хождение по образцу под разную музыку,

хождение по образцу под разную музыку,

дидактические подвижные игры,

дидактические подвижные игры,

упражнения на развитие речи и т.п.

упражнения на развитие речи и т.п.

Для этого существуют и более сложные музыкальные

Для этого существуют и более сложные музыкальные

упражнения с различным материалом (флажки,

упражнения с различным материалом (флажки,

горящие свечи, подносы с предметами, перенос

горящие свечи, подносы с предметами, перенос

предметов на голове и т.д.).

предметов на голове и т.д.).


Эти, казалось бы простые упражнения действуют на ребенка

Эти, казалось бы простые упражнения действуют на ребенка

просто завораживающе.

просто завораживающе.

Ведь теперь он, как взрослый, все умеет и делает самостоятельно!

Ведь теперь он, как взрослый, все умеет и делает самостоятельно!

Это формирует их самооценку – появляется уверенность в себе.

Это формирует их самооценку – появляется уверенность в себе.


Наша главная задача состоит не в том, чтобы

дать ребёнку как можно больше знаний, а в

том, чтобы зажечь в душе ребёнка огонь

познания, разбудить его воображение, чтобы

дальше он двигался самостоятельно!


В раздел образования