Напоминание

"Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ"


Автор: Хасанова Мария Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ структурное подразделение "Детский сад "Лукоморье", группа "Созвездие"
Населённый пункт: "ОЦ "Южный город", пос.Придорожный, Волжский район, г.Самара
Наименование материала: "Виды инновационных технологий, примеяемых в ДОУ"
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Происходящие изменения в системе образования обусловлены объективной потребностью в

изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.

Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе

прогрессивных технологий и новых программ, умело использовать инновации и новые

информационные технологии.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей

зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои

силы»

Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не

просто отсутствие болезней или физических дефектов.

(согласно формулировке Всемирная Организация Здравоохранения)

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние

здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –вот самое главное, что необходимо сделать нам,

педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования

личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим ским здоровьем,

эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные

возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков ЗОЖ. Это связано

с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач

с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие

технологии одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье

детей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на

решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения,

поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,

педагогов и родителей.

В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих

технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить

педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие

здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-

оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в

процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского

работника.

Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику

детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения

ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и

сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и

эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с

оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры

профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Задачи:

• сохранить здоровье детей;

• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;

• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период

дошкольного детства

Здоровьесберегающая деятельность в нашем ДОУ осуществляется в следующих видах:

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании

медико-профилактические;

физкультурно-оздоровительные;

технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в

детском саду.

Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии,

обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского

персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием

медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья

дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и

контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,

закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и

помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии,

направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических

качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание,

дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование

правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о

здоровье и др.

Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому

воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной

работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами доу в разных формах

организованного педагогического процесса: нод, режимные моменты, свободной деятельности детей.

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии,

обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих

технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического

самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К

ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения

развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести

технологии психологического и психолого –педагогического сопровождения развития ребенка в

педагогическом процессе ДОУ.

Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечения

валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.

В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами

разработана система мероприятий, к которым относятся:

родительские собрания, консультации, конференции, беседы,

конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья,

дни открытых дверей

наглядная агитация

личный пример педагога

различные нетрадиционные формы работы с родителями (проекты, тематические акции,

викторины и др.)

В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из

которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ

оборудованием, игрушками, играми и пособиями.

Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только

педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая

во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области

своей предметной деятельности.

Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:

• технологии сохранения и стимулирования здоровья;

• технологии обучения здоровому образу жизни;

• коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма,

гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную

ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.

Динамические паузы проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5

мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для

глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также

на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в

соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и

отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и

жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять

эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать

свое тело. С этой целью в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление

определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям,

т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться и в

этом им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.

Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание,

кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми

проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности

зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.

Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной

работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует

нормализации и оптимизации его работы в целом.

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят

упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное

умывание.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ — это в первую очередь технологии

воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий —

становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о

здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической

компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового

образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы

дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья,

позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это

правильно.

Технологии обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка

сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с образовательной

программой. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению

иммунитета.

Серия игровых познавательных занятий «Азбука здоровья».Как бы много воспитатели и родители

ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не

подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его

этому. Для этого в ДОУ проводятся познавательные занятия и индивидуальная работа по следующим

темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т. д.

Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение,

помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому

укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме.

Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность,

возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и

интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к

непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют

задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без

особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже

прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участках ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить

максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Коррекционные технологии:

Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка,

нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить»

правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие

дефекты звукопроизношения, занимается логопед.

Сказкотерапия– используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может

рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но

и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком,

открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких

переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Коррекционные занятия с использованием тренажеров. Ориентированы на развитие различных

систем организма ребенка путем оптимального подбора объема физической нагрузки.

«Сенсорная тропа»,ее использование играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с

совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения

способствуют развитию внимания.

Эмоционально-личностная сфера детей корректируется благодаря использованию в режимных

моментах тихой, успокаивающей музыке, звукам природы, приятным ароматам, способным подарить

душевный комфорт. Важную роль играет эмоциональный настрой детей, их желание работать,

способствовать проявлять волевые усилия для достижения цели.

Цветотерапия. Н-р Во время движения в зал по «радужному коридору» (от «холодных» к

«теплым» тонам) у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-

положительный настрой на занятие физкультурой. При возвращении с занятия и ходьбе по коридору

в обратном направлении («от теплых» к «холодным» тонам) у детей постепенно ослабевает

психическое и физическое возбуждение;

«Сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги. В процессе физкультурного

занятия в ходе выполнения перестроений после вводной части, ОРУ, основных видов движений (2-

3раза) детям предлагается пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам. После

подвижной игры в обратном направлении;[/b]



В раздел образования