Автор: Хасанова Мария Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ СОШ структурное подразделение "Детский сад "Лукоморье", группа "Созвездие"
Населённый пункт: "ОЦ "Южный город", пос.Придорожный, Волжский район, г.Самара
Наименование материала: "Виды инновационных технологий, примеяемых в ДОУ"
Тема: "Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
«Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»
Происходящие изменения в системе образования обусловлены объективной потребностью в
изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом.
Сегодня детскому саду нужен педагог, способный строить работу с детьми на основе
прогрессивных технологий и новых программ, умело использовать инновации и новые
информационные технологии.
«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои
силы»
Здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не
просто отсутствие болезней или физических дефектов.
(согласно формулировке Всемирная Организация Здравоохранения)
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем является состояние
здоровья детей. Вырастить здорового ребенка –вот самое главное, что необходимо сделать нам,
педагогам ДОУ. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования
личности. Физическое здоровье неразрывно связано с их психологическим ским здоровьем,
эмоциональным благополучием. Дошкольное образовательное учреждение имеет потенциальные
возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков ЗОЖ. Это связано
с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач
с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников. Здоровьесберегающие
технологии одни из наиболее значимых среди известных технологий по степени влияния на здоровье
детей.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на
решение приоритетной задачи современного дошкольного образования-задачи сохранения,
поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей,
педагогов и родителей.
В связи с этим актуальной становится интегрированное включение здоровьесберегающих
технологий в образовательное пространство ДОУ. Назначение таких технологий – объединить
педагогов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие
здоровья. Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-
оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в
процессе взаимодействия ребенка и педагога, ребенка и родителей, ребенка и медицинского
работника.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику
детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения
ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и
сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и
эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с
оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры
профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Задачи:
• сохранить здоровье детей;
• создать условия для их своевременного и полноценного психического развития;
• обеспечить каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период
дошкольного детства
Здоровьесберегающая деятельность в нашем ДОУ осуществляется в следующих видах:
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
медико-профилактические;
физкультурно-оздоровительные;
технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;
валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в
детском саду.
Медико-профилактические технологии в дошкольном образовании – технологии,
обеспечивающие сохранение и преумножение здоровья детей под руководством медицинского
персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием
медицинских средств. К ним относятся следующие технологии: организация мониторинга здоровья
дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; организация и
контроль питания детей раннего и дошкольного возраста, физического развития дошкольников,
закаливания; организация профилактических мероприятий в детском саду; организация контроля и
помощь в обеспечении требований СанПиНов; организация здоровье сберегающей среды в ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии,
направленные на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических
качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание,
дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование
правильной осанки, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о
здоровье и др.
Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому
воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной
работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами доу в разных формах
организованного педагогического процесса: нод, режимные моменты, свободной деятельности детей.
Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – технологии,
обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка-дошкольника. Основная задача этих
технологий- обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического
самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье. К
ним относятся: технологии психологического или психолого-педагогического сопровождения
развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ. К этому виду технологий можно отнести
технологии психологического и психолого –педагогического сопровождения развития ребенка в
педагогическом процессе ДОУ.
Технологии валеологического просвещения родителей – задача данных технологий - обеспечения
валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ.
В целях сотрудничества с родителями по формированию здорового образа жизни у детей нами
разработана система мероприятий, к которым относятся:
родительские собрания, консультации, конференции, беседы,
конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья,
дни открытых дверей
наглядная агитация
личный пример педагога
различные нетрадиционные формы работы с родителями (проекты, тематические акции,
викторины и др.)
В ДОУ созданы условия для здоровьесберегающего образовательного процесса, основными из
которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; оснащение ДОУ
оборудованием, игрушками, играми и пособиями.
Специфика сопровождения ребенка в ДОУ такова, что весь коллектив сотрудников (не только
педагогический) участвует в создании условий для благоприятного развития воспитанников. Работая
во взаимодействии, каждый специалист выполняет свои четко определенные цели и задачи в области
своей предметной деятельности.
Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья;
• технологии обучения здоровому образу жизни;
• коррекционные технологии.
Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма,
гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную
ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показаниям ребенка.
Динамические паузы проводятся во время непосредственно образовательной деятельности, 2-5
мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для
глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида деятельности.
Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также
на прогулке, в групповой комнате — со средней степенью подвижности. Игры подбираются в
соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения.
Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и
отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять
эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать
свое тело. С этой целью в своей работе педагоги используют упражнения на расслабление
определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям,
т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются, этому непростому умению расслабляться и в
этом им помогает спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов, звуки природы.
Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно.
Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание,
кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, но особенно с речевыми
проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.
Гимнастика для глаз проводится в любое свободное время в зависимости от интенсивности
зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения.
Во время ее проведения используется наглядный материал, показ педагога.
Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует
нормализации и оптимизации его работы в целом.
Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В ее комплекс входят
упражнения на пробуждение, коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки, обширное
умывание.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в ДОУ — это в первую очередь технологии
воспитания валеологической культуры или культуры здоровья детей. Цель этих технологий —
становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о
здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической
компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового
образа жизни и безопасного поведения. Иными словами, важно достичь такого результата, чтобы
дети, переступая порог «взрослой жизни», не только имели высокий потенциал здоровья,
позволяющий вести здоровый образ жизни, но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это
правильно.
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Утренняя гимнастика проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка
сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии с образовательной
программой. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению
иммунитета.
Серия игровых познавательных занятий «Азбука здоровья».Как бы много воспитатели и родители
ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не
подключить самого ребенка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его
этому. Для этого в ДОУ проводятся познавательные занятия и индивидуальная работа по следующим
темам: «Я и мое тело», «Мой организм», «Глаза — орган зрения», и т. д.
Самомассаж — это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение,
помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому
укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме.
Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность,
возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и
интересным.
Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к
непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют
задания, при этом дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без
особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже
прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.
На участках ДОУ имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить
максимальную двигательную активность детей на прогулке.
Коррекционные технологии:
Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка,
нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения, помогает быстрее «поставить»
правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения. С детьми, имеющие
дефекты звукопроизношения, занимается логопед.
Сказкотерапия– используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может
рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Сказки не только читаем, но
и обсуждаем с детьми. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребенком,
открывающая суть проблемы — основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких
переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать их со взрослыми.
Коррекционные занятия с использованием тренажеров. Ориентированы на развитие различных
систем организма ребенка путем оптимального подбора объема физической нагрузки.
«Сенсорная тропа»,ее использование играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с
совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения
способствуют развитию внимания.
Эмоционально-личностная сфера детей корректируется благодаря использованию в режимных
моментах тихой, успокаивающей музыке, звукам природы, приятным ароматам, способным подарить
душевный комфорт. Важную роль играет эмоциональный настрой детей, их желание работать,
способствовать проявлять волевые усилия для достижения цели.
Цветотерапия. Н-р Во время движения в зал по «радужному коридору» (от «холодных» к
«теплым» тонам) у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-
положительный настрой на занятие физкультурой. При возвращении с занятия и ходьбе по коридору
в обратном направлении («от теплых» к «холодным» тонам) у детей постепенно ослабевает
психическое и физическое возбуждение;
«Сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги. В процессе физкультурного
занятия в ходе выполнения перестроений после вводной части, ОРУ, основных видов движений (2-
3раза) детям предлагается пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам. После
подвижной игры в обратном направлении;[/b]