Автор: Сафронов Дмитрий Михайлович
Должность: Логопед
Учебное заведение: ГБУЗ НСО ГДКБСМП
Населённый пункт: г.Новосибирск
Наименование материала: Презентация
Тема: "Рекомендации для родителей по сенсомоторному развитию детей с ЗРР"
Раздел: дошкольное образование
«Рекомендации для родителей
по сенсомоторному
развитию детей с ЗРР»
Составил: логопед ГБУЗ НСО «ГДКБСМП»
Сафронов Дмитрий Михайлович
Сенсомоторика состоит из двух слов (sensus –
чувство, ощущение и motor – двигатель.)
Ребёнок начинает познавать мир с самого
раннего возраста, сначала с помощью
ощущений (сенсорики, его жизнь окружает
разнообразие звуков, красок, форм. И чем
больше будет развито сенсорное восприятие у
ребёнка, тем развитие ребёнка происходит
более эффективно. Ребёнок растёт, начинает
двигаться: ползать, ходить, бегать, и теперь
уже крупная и мелкая моторика помогает ему
познавать окружающий мир.
Особенности сенсомоторного развития
- Складывается акт рассматривания предметов;
- Формируется хватание, приводя к развитию руки,
как органа движения;
- Устанавливаются зрительно-двигательные
координации;
- Устанавливаются дифференцированные
взаимосвязи между восприятием предмета,
действием с ним и его называнием.
Сенсомоторика – это умение управлять
движением и эмоциями, это согласованность
глаз и движения, согласованность слуха и
движения. Сенсомоторика работает на уровне
рефлексов. Показательный пример: мы идём
по улице, глаза увидели препятствие: лужу,
камень, … мы или останавливаемся или
делаем движение в сторону. Сработало
сенсомоторное восприятие.
Задачи
Теперь мы понимаем насколько важно развивать у
ребёнка сенсомоторные качества. Уровень речевого
развития играет существенную роль в развитии
восприятия. В дошкольном возрасте активно
совершенствуется двигательная сфера. Движения
становятся координированными, ловкими,
уверенными, что значительно расширяет круг
практической деятельности дошкольника.
Сенсорное развитие, с одной стороны,
составляет фундамент общего умственного
развития ребёнка, с другой – имеет
самостоятельное значение, так как
полноценное восприятие необходимо для
успешного обучения ребёнка в детском саду,
в школе, и для многих видов труда.
Цели:
Давно известно, что развитие мелкой
моторики рук ускоряет созревание областей
головного мозга, которые отвечают за речь
ребёнка. Ведь моторика рук и уровень
развития речи находятся в прямой
зависимости друг от друга. Китайская
пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню, дай попробовать
самому – я пойму! »
«Найди домик для мишки»
•
Цели:
•
Учить детей группировать
предметы по цвету и
различать по величине.
Закреплять знания о понятиях
один- много, большой –
маленький, больше- меньше.
Развивать мелкую моторику.
•
Материалы:
•
Медведи и стаканчики
разных цветов, и размеров.
«Загрузи машинку»
•
Цели:
•
Учить детей различать цвета и
использовать названия цветов в речи.
Закреплять умение распознавать
геометрические фигуры и называть
их ( круг, квадрат, треугольник, овал).
Развивать мелкую моторику рук,
цветовое восприятие, внимание,
координацию.
•
Материалы:
•
Машина с геометрическими
окошками и разноцветными
формами.
« Спрячь мышку»
•
Цели:
Продолжать
знакомить
детей
с
шестью
основными
цветами,
учить
различать
их.
Развивать
быстроту
реакции,
внимание, мышление. Закреплять знания о животных.
Игры с бельевыми прищепками
•
Цели:
•
Основная цель дидактических игр с
бельевыми прищепками — развитие
мелкой моторики рук у детей младшего
возраста.
•
Также эти игры направлены на
формирование умения сличать и
объединять предметы по признаку цвета.
•
Кроме того, игры с прищепками
способствуют развитию ощущений
собственных движений и формированию
положительного настроя на совместную с
взрослым работу. Они стимулируют
речевую активность детей.
Полянка
•
Цели:
•
Учить группировать
предметы по цвету.
•
Устанавливать
тождества и различия
цвета однородных
предметов.
•
Учить понимать слова
«цвет», «такой», «не
такой», «разные».
Игра-шнуровка
•
Игровое пособие направлено на развитие
мелкой моторики руки, утончения
движений пальцев, концентрации
внимания, способствует развитию
точности глазомера, координации и
последовательности действий.
•
Является хорошей подготовкой руки к
письму, тренирует усидчивость, часто
такая игра успокаивает ребенка.
•
В этой игре не забыто также и развитие
воображения: "вышивание" условных
контуров по ассоциации с реальными
предметами - основа для развития
абстрактного мышления, обобщений
свойств, "видения сути предмета".
«Найди окошко для фигурки»
•
Цель:
•
Учить детей соотносить форму деталей с
формой отверстия.
«Разложи фигуры по местам!»
•
Цель:
•
Познакомить с плоскими
геометрическими формами –
квадратом, кругом,
треугольником, овалом,
прямоугольником. Учить
подбирать нужные формы
разными методами.
•
Материалы:
•
Плоские геометрические фигуры
(круги, квадраты, треугольники).
Бусы
•
Цель:
•
укрепление и развитие мелкой
моторики, зрительно – моторной
к о о р д и н а ц и и ;
р а з л и ч е н и е
предметов
по
форме,
цвету
и
материалу; развитие усидчивости
•
Материалы:
•
пуговицы
р аз л и ч н ой
величины
и
цвета;
бусинки
р а з н о й
ф о рм ы ,
в е л и ч и н ы ,
материала;
проволока,
леска,
тонкая нитка.
Спасибо за
внимание!