Напоминание

«Дидактические игры со словарными словами как инновационная форма пропедевтики грамотного письма"


Автор: Мусинская Елена Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Коряжма Архангельской области
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Дидактические игры со словарными словами как инновационная форма пропедевтики грамотного письма"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Консультация для педагогов ДОУ

«Дидактические игры со словарными словами как

пропедевтика грамотного письма»

Дидактическая игра является и игровым методом обучения

детей

дошкольного

возраста,

и

формой

обучения,

и

самостоятельной

игровой

деятельностью,

и

средством

всестороннего воспитания личности ребенка.

Ведущая

роль

принадлежит

воспитателю,

который

для

повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные

игровые

приемы,

создает

игровую

ситуацию,

вносит

элементы

соревнования

и

др.

Использование

разнообразных

компонентов

игровой

деятельности

сочетается

с

вопросами,

указаниями,

объяснениями, показом.

С их помощью

педагог не только передает определенные

знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой

для

игр

детей

служат

сформулированные

представления

о

построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях

с предметами.

Дидактическая

игра

используется

при

обучении

детей

математике,

родному

языку,

ознакомлению

с

природой

и

окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.

Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два

начала:

учебное

(познавательное)

и

игровое

(занимательное).

Воспитатель

одновременно

является

и

учителем,

и

участником

игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.

Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и

содержание

хорошо

ему

известны?

Дети

любят

игры,

хорошо

знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому

могут служить народные игры, правила которых детям известны:

"Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем",

"Наоборот" и др.

Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их

вариативности.

Если

у

ребят

угасает

интерес

к

игре

это

в

большей

мере

относится

к

настольно-

печатным

играм),

необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.

Все дидактические игры можно разделить на три основных

вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом),

настольно-печатные и словесные игры.

При развитии речи

в основном используются словесные

игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких

играх

дети

учатся,

опираясь

на

имеющиеся

представления

о

предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется

использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых

обстоятельствах.

Дети

самостоятельно

решают

разнообразные

мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные

их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства

и

различия;

группируют

предметы

по

различным

свойствам,

признакам.

Эти

дидактические

игры

особенно

важны

в

воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так

как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение

внимательно

слушать

педагога,

быстро

находить

ответ

на

поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,

применять знания в соответствии с поставленной задачей.

Обучение орфографически-грамотному письму начинается в

первом

классе

школы

и

продолжается

весь

школьный

период.

Однако эффективность данной работы будет выше, если основы

грамотного

письма

будут

заложены

еще

в

дошкольный

период.

Одной из самых больших трудностей правописания являются слова

с непроверяемыми орфограммами. Естественно, что дошкольники

должны

знакомиться

не

с

орфографическим

правилом

или

с

грамматической

категорией,

а

с

разными

интересными

играми,

играя

в

которые

он

практическим

путем

будет

осваивать

словообразование, чтение и грамотное письмо.

Давно сказано, что лучше запоминается то, что интересно, поэтому

на

занятиях

и

в

играх

дети

превращаются

в

хирургов,

шифровальщиков, сортировщиков, разведчиков, а ими могут быть

только люди ученые. А кому не хочется быть ученым?

Играя в предложенные игры, дети учатся членить речевой поток, у

них

развивается

фонематическое

восприятие,

тренируется

зрительное

внимание

и

зрительная

память,

мелкая

моторика,

расширяется словарный запас.

Предложенные игры имеют варианты и могут по необходимости

дополняться.

«Хирурги»

Слайд № 3

Вставь три О, вставь три А, вставь три Е (молоток, долото).

Слова

с

пропущенными

буквами

написаны

на

ламинированной

карточке. Ребенок работает фломастером. Вставить буквы можно до

и после согласных, что требует логического мышления.

«Шифровальщики»

Слайд № 6

Выпиши только русские буквы – и у тебя получится слово. Игра

требует внимания к графическому образу буквы.

Слайд № 8

Выпиши первые слоги – и у тебя получится слово. Закрепляется

умение

делить

слова

на

слоги,

фиксируется

внимание

на

вертикальном расположении элементов.

Выпиши последние (первые) буквы и у тебя получится слово.

Раскрась буквы двумя карандашами, чередуя их, и ты увидишь два

слова. Прочитай (выпиши) их.

«Наборщики»

Впиши буквы в свой символ. Прочитай слово, которое получилось

из них.



В раздел образования