Автор: Мусинская Елена Георгиевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: г. Коряжма Архангельской области
Наименование материала: консультация для педагогов
Тема: «Дидактические игры со словарными словами как инновационная форма пропедевтики грамотного письма"
Раздел: дошкольное образование
Консультация для педагогов ДОУ
«Дидактические игры со словарными словами как
пропедевтика грамотного письма»
Дидактическая игра является и игровым методом обучения
детей
дошкольного
возраста,
и
формой
обучения,
и
самостоятельной
игровой
деятельностью,
и
средством
всестороннего воспитания личности ребенка.
Ведущая
роль
принадлежит
воспитателю,
который
для
повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные
игровые
приемы,
создает
игровую
ситуацию,
вносит
элементы
соревнования
и
др.
Использование
разнообразных
компонентов
игровой
деятельности
сочетается
с
вопросами,
указаниями,
объяснениями, показом.
С их помощью
педагог не только передает определенные
знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой
для
игр
детей
служат
сформулированные
представления
о
построении игрового сюжета, о разнообразных игровых действиях
с предметами.
Дидактическая
игра
используется
при
обучении
детей
математике,
родному
языку,
ознакомлению
с
природой
и
окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два
начала:
учебное
(познавательное)
и
игровое
(занимательное).
Воспитатель
одновременно
является
и
учителем,
и
участником
игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и
содержание
хорошо
ему
известны?
Дети
любят
игры,
хорошо
знакомые, с удовольствием играют в них. Подтверждением этому
могут служить народные игры, правила которых детям известны:
"Краски", "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем",
"Наоборот" и др.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их
вариативности.
Если
у
ребят
угасает
интерес
к
игре
(а
это
в
большей
мере
относится
к
настольно-
печатным
играм),
необходимо вместе с ними придумать более сложные правила.
Все дидактические игры можно разделить на три основных
вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом),
настольно-печатные и словесные игры.
При развитии речи
в основном используются словесные
игры, которые построены на словах и действиях играющих. В таких
играх
дети
учатся,
опираясь
на
имеющиеся
представления
о
предметах, углублять знания о них. Так как в этих играх требуется
использовать приобретенные ранее знания в новых связях, в новых
обстоятельствах.
Дети
самостоятельно
решают
разнообразные
мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные
их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства
и
различия;
группируют
предметы
по
различным
свойствам,
признакам.
Эти
дидактические
игры
особенно
важны
в
воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так
как способствуют подготовке детей к школе: развивают умение
внимательно
слушать
педагога,
быстро
находить
ответ
на
поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли,
применять знания в соответствии с поставленной задачей.
Обучение орфографически-грамотному письму начинается в
первом
классе
школы
и
продолжается
весь
школьный
период.
Однако эффективность данной работы будет выше, если основы
грамотного
письма
будут
заложены
еще
в
дошкольный
период.
Одной из самых больших трудностей правописания являются слова
с непроверяемыми орфограммами. Естественно, что дошкольники
должны
знакомиться
не
с
орфографическим
правилом
или
с
грамматической
категорией,
а
с
разными
интересными
играми,
играя
в
которые
он
практическим
путем
будет
осваивать
словообразование, чтение и грамотное письмо.
Давно сказано, что лучше запоминается то, что интересно, поэтому
на
занятиях
и
в
играх
дети
превращаются
в
хирургов,
шифровальщиков, сортировщиков, разведчиков, а ими могут быть
только люди ученые. А кому не хочется быть ученым?
Играя в предложенные игры, дети учатся членить речевой поток, у
них
развивается
фонематическое
восприятие,
тренируется
зрительное
внимание
и
зрительная
память,
мелкая
моторика,
расширяется словарный запас.
Предложенные игры имеют варианты и могут по необходимости
дополняться.
«Хирурги»
Слайд № 3
Вставь три О, вставь три А, вставь три Е (молоток, долото).
Слова
с
пропущенными
буквами
написаны
на
ламинированной
карточке. Ребенок работает фломастером. Вставить буквы можно до
и после согласных, что требует логического мышления.
«Шифровальщики»
Слайд № 6
Выпиши только русские буквы – и у тебя получится слово. Игра
требует внимания к графическому образу буквы.
Слайд № 8
Выпиши первые слоги – и у тебя получится слово. Закрепляется
умение
делить
слова
на
слоги,
фиксируется
внимание
на
вертикальном расположении элементов.
Выпиши последние (первые) буквы и у тебя получится слово.
Раскрась буквы двумя карандашами, чередуя их, и ты увидишь два
слова. Прочитай (выпиши) их.
«Наборщики»
Впиши буквы в свой символ. Прочитай слово, которое получилось
из них.