Автор: Сучкова Татьяна Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ ДС №100
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Курсовая работа
Тема: Развитие игровой деятельности детей раннего возраста.
Раздел: дошкольное образование
1
Курсовая работа
на тему: Развитие игровой деятельности детей раннего возраста.
Сучкова Татьяна Викторовна
2
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития игровой деятельности детей
раннего возраста
6
1.1.
Состояние проблемы игровой деятельности детей в отечественной
педагогике и психологии 6
1.2.
Роль игры в психическом развитии детей раннего возраста 11
1.3.
Особенности организации ролевых игр с детьми раннего возраста …
15
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию игровой деятельности
детей раннего возраста 18
2.1. Экспериментальное изучение поведения детей во время проведения
сюжетно-ролевой игры 18
2.2. Организация ролевых игр с детьми раннего возраста 20
2.3. Анализ и интерпретация результатов 25
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Приложение
3
Введение
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, построения
новых
моделей
взаимодействия
взрослого
и
ребёнка
внимание
ученых
и
практиков обращено к игровой деятельности. Интерес к ней закономерен: по
имеющимся данным дети до семи лет большую часть дня проводят в игре.
Пристальное внимание к развитию игровой деятельности обусловлено её
статусом
в
дошкольном
детстве,
её
ведущей
ролью
в
познавательном,
социальном, физическом и культурном развитии дошкольников.
Игра – важное средство развития способности к творчеству. Игра для
ребёнка – это сотворение собственного мира, в котором можно установить
удобные
для
себя
законы:
избавиться
от
многих
житейских
сложностей,
помечтать.
Сочетание
субъективной
ценности
игры
для
ребёнка
и
её
общеразвивающего
значения
ставит
организацию
игровой
деятельности
в
разряд приоритетных.
Ученые
разных
стран
принимают
активные
попытки
интегрировать
различные
подходы
к
игре,
пересмотреть
понятие
игры.
Сегодня,
когда
появилась
возможность
знакомства
с
зарубежными
теориями,
не
следует
забывать
об
отечественных
учёных
советского
периода,
которые
внесли
огромный вклад в науку и практику дошкольного воспитания.
Известными учеными исследователями детской игры являются для нас
Л.В.
Артемова,
Р.И.
Жуковская,
А.В.
Запорожец,
Е.В.
Зварыгина,
Д.В.
Менджерицкая,
Н.Я.
Михайленко,
С.Л.
Новосёлова,
А.П.
Усова,
Д.Б.
Эльконин, и другие. Все они едины в том, что игра – это важнейший вид
деятельности
ребёнка
дошкольного
возраста,
одна
из
характерных
условий
детского развития. Она является потребностью развивающейся личности.
В
дошкольной
педагогике
игра
рассматривается
как
средство
познавательного
развития,
воспитания
определённых
качественных
и
индивидуальных способностей; как форма организации жизни и деятельности
4
детей-дошкольников, когда в свободно избранной и свободно протекающей игре
создаются детские дружеские сообщества, складываются между играющими
определённые
отношения,
личные
симпатии
и
антипатии,
общественные
и
личные интересы. В игре, как ведущей деятельности, происходят существенные
изменения личности дошкольника, освоение им общественных ролей и связей,
нравственных
норм
поведения,
его
интеллектуальное
и
эмоциональное
развитие.
В раннем возрасте основой становления личности является предметно-
игровая деятельность. Миновав её невозможно рассчитывать на полноценное
взросление человека. Игра – один из тех видов детской деятельности, которые
используются
взрослыми
в
целях
воспитания
дошкольников,
обучения
их
различным
действиям,
способам
и
средствам
общения.
В
игре
у
ребёнка
формируются те стороны психики, от которых зависит, насколько впоследствии
он будет преуспевать в учёбе, работе, как сложатся его отношения с другими
людьми;
в
игре
же
происходят
существенные
преобразования
в
интеллектуальной
сфере,
являющейся
фундаментом
развития
личности.
Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых ситуациях
свободно владеют различными способами отображения действительности. Если
двухлетний ребёнок, умывая куклу, тщательно воспроизводит все известные
ему действия, то на третьем году он уже способен заменить в игре развёрнутые
детальные действия обобщённым – жестом, обозначающим умывание или, не
производя действия, заменить его словом («Кукла уже умылась»). Переход от
действий к их словесному обозначению свидетельствует о появлении у малыша
способности
к
абстрактному
мышлению,
а
следовательно,
и
о
важнейших
преобразованиях в интеллектуальной сфере. На рубеже первого и второго годов
жизни
игра
становится
сюжетно-
отобразительной.
Меняется
и
её
психологическое
содержание:
действия
ребёнка
имитируют
использование
предмета по назначению. Так постепенно зарождаются предпосылки сюжетно-
ролевой игры.
5
Актуальность
проблемы
организации
игровой
деятельности
детей
раннего
возраста
определила
цель
нашего
исследования
–
изучение
особенностей организации игровой деятельности детей раннего возраста.
Объект
исследования
-
процесс
игровой
деятельности
детей
раннего
возраста.
Предмет исследования – ролевые игры.
Гипотеза исследования – эффективность процесса игровой деятельности
детей
раннего
возраста
обеспечивается
целенаправленной
организацией
ролевых игр.
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние проблемы игровой деятельности детей в
отечественной педагогике и психологии.
2. Изучить роль игры в психическом развитии детей раннего возраста.
3. Теоретически обосновать и экспериментально проверить особенности
организации ролевых игр с детьми раннего возраста.
Для
решения
поставленных
задач
были
использованы
методы
исследования:
теоретические(анализ
психолого-педагогической
литературы),
практические (наблюдение, педагогический эксперимент).
База исследования: исследование проводилось на базе МБДОУ ДС КВ №
215 г.Челябинска.
Практическая
значимость
исследования
заключается
в
том,
что
теоретически обоснованные и экспериментально апробированные особенности
организации ролевых игр с детьми раннего возраста могут быть использованы в
работе других дошкольных образовательных учреждений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка литературы и приложения.
6
Глава 1. Теоретические основы развития игровой деятельности
детей раннего возраста
1.1 Состояние проблемы игровой деятельности детей в отечественной
педагогике и психологии
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму
существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.
Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова.
Может быть именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти
нечто
общее
между
самыми
разнообразными
и
разнокачественными
действиями, обозначенными словом «игра», и мы не имеем до настоящего
времени
удовлетворительного
разграничения
этих
деятельностей
и
объективного объяснения разных форм игры.
Историческое
развитие
игры
не
повторяется.
В
онтогене зе
хронологически
первой
является
ролевая
игра,
служащая
главнейшим
источником
формирования
социального
сознания
ребенка
в
дошкольном
возрасте. Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их
функции
специфическое
содержание,
сравнивая
с
другими
видами
деятельности.
Игра
может
быть
вызвана
потребностью
в
лидерстве,
соревновании.
Можно
рассматривать
игру
и
как
компенсирующую
деятельность, что в символической форме дает возможность удовлетворить
неосуществленные желания. Игра - это деятельность, которая отличается от
повседневных будничных действий. Человечество вновь и вновь создает свой
придуманный
мир,
новое
бытие,
которое
существует
рядом
с
миром
натуральным, миром природы. Узы, которые связывают игру и красоту очень
тесны
и
многообразны.
Всякая
игра,
прежде
всего,
свободная,
вольная
деятельность.
7
Игра протекает ради нее самой, ради удовлетворения, что возникает в
самом процессе исполнения игрового действия.
Игра - это деятельность, которая изображает отношение личности к миру,
что ее окружает. Именно в мире впервые формируется необходимость влияния
на окружение, потребность изменить окружение. Когда у человека возникает
желание,
которое
невозможно
сразу
реализовать,
создаются
предпосылки
игровой деятельности.
Самостоятельность ребенка в середине игрового сюжета безгранична, она
может возвращаться в прошлое, заглядывать в будущее, многоразово повторять
одно и то же действие, которое приносит и удовлетворение, дает возможность
ощутить себя значащим, всемогущим, желанным [16, с. 218]. В игре ребенок не
обучается
жить,
а
живет
своей
истинной,
самостоятельной
жизнью.
Игра
наиболее эмоциональна, красочна для дошкольников. Очень верно подчеркнул
известный исследователь детской игры Д. Б. Эльконин, что в игре интеллект
направляется
за
эмоционально
-
действенным
переживанием,
функции
взрослого воспринимаются, прежде всего, эмоционально, происходит первично
эмоционально-действенная
ориентация
в
содержании
человеческой
деятельности.
Значение
игры
для
формирования
личности
трудно
переоценить.
Не
случайно Л. С. Выготский называет игру "девятым валом детского развития".
В игре как в ведущей деятельности дошкольника осуществляются те
поступки, к которым он будет способен в реальном поведении лишь через
некоторое время.
Совершая поступок, даже если этот поступок проигрывает, ребенок не
знает нового переживания, которое связано с выполнением эмоционального
порыва, который сразу был реализован в действии этого поступка
Предисловием игры становится способность, перенесение одних функций
предмета на другие. Она начинается тогда, когда мысли отделяются от вещи,
когда ребенок освобождается от жестокого поля восприятия.
8
Игра в придуманной ситуации освобождает от ситуативной связи. В игре
ребенок обучается действовать в ситуации, которая требует познания, а не
только
непосредственно
переживается.
Действие
в
придуманной
ситуации
приводит к тому, что ребенок учится управлять не только восприятием предмета
или реальных обстоятельств, а и смыслом ситуации, ее значением. Возникает
новое качество отношения человека к миру: ребенок уже видит окружающую
действительность, что не только имеет разнообразную окраску, многообразие
форм, но и знание и смысл.
Случайный предмет, который ребенок раздваивает на конкретную вещь и
ее
воображаемое
значение,
воображаемую
функцию
становится
символом.
Ребенок
может
любой
предмет
пересоздать
на
что
угодно,
он
становится
первым материалом для воображения. Дошкольнику очень трудно оторвать
свою мысль от вещи, поэтому он должен иметь опору в другой вещи, для того,
чтобы вообразить себе коня, ему необходимо найти палку, как точку опоры. В
этом
символизирующем
действии
происходит
взаимное
проникновение,
переживание и фантазия.
Палочка
имеет
определенное
значение,
которое
в
новом
действии
приобретает для ребенка нового, особенного игрового содержания. Детская
фантазия
рождается
в
игре,
которая
стимулирует
этот
творческий
путь,
создание собственной особенной реальности, своего жизненного мира.
На
ранних
этапах
развития
игра
стоит
очень
близко
к
практической
деятельности.
В
практическом
основании
действий
с
окружающими
предметами, когда ребенок осмысливает, что она кормит куклу пустой ложкой,
воображение уже принимает участие, хотя развернутого игрового превращения
предметов еще не наблюдается.
Для
дошкольников
основная
линия
развития
лежит
в
формировании
непредметных действий, а игра возникает, как зависший процесс.
С
годами,
когда
эти
виды
деятельности
меняются
местами,
игра
становится ведущей, господствующей формой строения собственного мира .
9
Не выигрывать, а играть – такой есть общая формула, мотивация детской
игры. (О. М. Леонтьев)
В
игре
формируются
все
стороны
личности
ребенка,
происходит
значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую,
более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные
возможности
игры,
которую
психологи
считают
ведущей
деятельностью
дошкольников.
Игра – отражение жизни. Здесь все «как будто», «понарошку», но в этой
условной
обстановке,
которая
создается
воображением
ребенка,
много
настоящего:
действия
играющих
всегда
реальны,
их
чувства,
переживания
подлинны, искренни. Ребенок знает, что кукла и мишка – только игрушки, но
любит их, как живых, понимает, что он не «поправдашний» летчик, или моряк,
но чувствует себя отважным пилотом, храбрым моряком, который не боится
опасности, по настоящему гордится своей победой.
Подражание взрослым в игре связано с работой воображения. Ребенок не
копирует
действительность,
он
комбинирует
разные
впечатления
жизни
с
личным опытом.
Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в
общение со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее
достижению, общие интересы и переживания.
Дети сами выбирают игру, сами организуют ее. Но в тоже время не в
какой другой деятельности нет таких строгих правил, такой обусловленности
поведения, как здесь. По этому игра приучает детей подчинять свои действия и
мысли определенной цели, помогает воспитывать целенаправленность.
Первое положение, определяющее сущность игры, состоит в том, что
мотивы
игры
заключаются
в
многообразных
переживаниях, значимых
для
играющего
сторон
действительности.
Игра,
как
и
всякая
неигровая
человеческая
деятельность,
мотивируется
отношением
к
значимым
для
индивида целям.
10
В игре совершаются лишь действия, цели которых значимы для индивида
по их собственному внутреннему содержанию. В этом основная особенность
игровой деятельности и в этом ее основное очарование.
Вторая – характерная – особенность игры заключается в том, что игровое
действие
реализует
многообразные
мотивы
человеческой
деятельности,
не
будучи связанным в осуществлении вытекающих из них целей теми средствами
или способами действия, которыми эти действия осуществляются в неигровом
практическом плане.
Игра
является
деятельностью,
в
которой
разрешается
противоречие
между
быстрым
ростом
потребностей
и
запросов
ребенка,
определяющим
мотивацию
его
деятельности,
и
ограниченностью
его
оперативных
возможностей. Игра - способ реализации потребностей и запросов ребенка в
пределах его возможностей.
Следующая,
внешне
наиболее
бросающаяся
в
глаза
отличительная
особенность
игры,
в
действительности
производная
от
вышеуказанных
внутренних особенностей игровой деятельности, – возможность, являющаяся
для ребенка и необходимостью, замещать в пределах, определяемых смыслом
игры,
предметы,
функционирующие
в
соответствующем
неигровом
практическом
действии,
другими,
способными
служить
для
выполнения
игрового действия (палка – лошадь, стул – автомобиль и т.д.). Способность к
творческому преобразованию действительности впервые формируется в игре. В
этой способности заключается основное значение игры.
В
отечественной
педагогике
и
психологии
серьезно
разрабатывали
теорию
игры
Ю.П.Азаров,
М.М.Бахтин,
П.П.Блонский,
Л.С.Выготский,
О.С.Газман,
Н.К.Крупская,
А.Н.Леонтьев,
А.С.Макаренко,
В.С.Мухина,
Г.В.Плеханов,
С.Л.Рубинштейн,
В.А.Сухомлинский,
Л.С.Славина,
К.Д.Ушинский, Ф.И.Фрадкина, , Е.А.Флерина, Д.Б.Эльконин.
11
1.2 Роль игры в психическом развитии детей раннего возраста
Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на
развитие
умственной
деятельности
ребенка
дошкольного)
возраста.
В
игре
ребенок учится действовать с заместителем предмета,—он дает заместителю
новое
игровое
название
и
действует
с
ним
в
соответствии
с
названием.
Предмет-заместитель становится опорой для мышления. На основе действий с
предметами-заместителями
ребенок
учится
мыслить
о
реальном
предмету.
Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается
мыслить,
о
предметах
и
действовать
с
ними
в
умственном
плане.
Таким
образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно
переходит к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений
ребенка в сюжетно-ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления,
позволяющего стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее
поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.
Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения. В
игровой деятельности ребенок учится замещать предметы другими предметами,
брать на себя различные роли. Эта способность ложится в основу развития
воображения.
В
играх
детей
старшего
дошкольного
возраста
уже
не
обязательны
предметы-заместители,
так
же
как
не
обязательны
и
многие
игровые действия. Дети научаются отождествлять предметы и действия с ними,
создавать новые ситуации в своем воображении. Пера может в таком случае
протекать
во
внутреннем
плане.
Шестилетняя
Катюша
рассматривает
фотографию, где изображена девочка, которая подперла пальчиком щечку и
задумчиво
смотрит
на
куклу.
Кукла
посажена
возле
игрушечной
швейной
машины. Катюша говорит: «Девочка думает, как будто ее куколка шьет». Своим
объяснением маленькая Катя обнаружила свойственный ей самой способ игры.
12
Продуктивные
виды
деятельно сти
ребенка
—
р и с о в а н и е ,
конструирование — на разных этапах дошкольного детства тесно слиты с
игрой.
Так,
рисуя,
ребенок
часто
разыгрывает
тот
или
иной
сюжет.
Нарисованные им звери сражаются между собой, догоняют друг друга, люди
идут в гости и возвращаются домой, ветер сдувает висящие яблоки и т. д.
Стройка из кубиков вплетается в ход игры. Ребенок — шофер, он везет блоки на
строительство, затем он грузчик, выгружающий эти блоки, наконец, рабочий-
строитель, строящий дом. В совместной игре эти функции распределяются
между
несколькими
детьми.
Интерес
к
рисованию,
конструированию
первоначально
возникает
именно
как
игровой
интерес,
направленный
на
процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И
только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на
результат деятельности (например, рисунок), и она освобождается от влияния
игры.
Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но
дошкольник
начинает
учиться
играя
—
он
к
учению
относится
как
к
своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти
правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными
действиями. Принципиально иное отношение взрослых к учению, чем к игре,
постепенно, исподволь перестраивает и отношение к нему со стороны ребенка.
У него складывается желание и первоначальное умение учиться.
Влияние игры на развитие функции речи. Очень большое влияние игра
оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного
в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок
не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры,
если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре,
он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками
стимулирует развитие связной речи.
13
Игра
как
ведущая
деятельность
имеет
особое
значение
для
развития
знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и
проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к
коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие
знаковой функции осуществляется через замещения одних' предметов другими.
Предметы-заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком
может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры,
имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая
в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет
из
природных
материалов
или
созданный
человеческой
культурой
и
др.),
выступающий
в
качестве
заместителя
другого
элемента
действительности.
Называние одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя
концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому
осмысливаемых
через
замещения.
Тем
самым
открывается
еще
один
путь
познания.
Кроме
того,
предмет-заместитель
(знак
отсутствующего)
опосредствует
связь
отсутствующего
предмета
и
слова
и
по-новому
трансформирует словесное содержание.
В
игре
ребенок
постигает
специфические
знаки
двоякого
типа:
индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной
природе с обозначаемым предметом; чувственные свойства которых визуально
приближены к замещаемому предмету.
Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на
себя
функцию
отсутствующего
предмета,
который
они
замещают.
Разная
степень
приближенности
предмета-знака,
замещающего
отсутствующий
предмет, и замещаемого предмета способствует отработке знаковой функции
речи:
опосредствующая
взаимосвязь
«предмет
—
его
знак
—
его
наименование» обогащает смысловую сторону слова как знака.
Действия
замещения,
кроме
того,
способствуют
развитию
у
ребенка
свободного обращения с предметами и использования их не только в том
14
качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый
носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).
Рефлексия. Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для
развития рефлексивного мышления. Рефлексия — это способность человека
анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с
общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами
других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире
людей. Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная
возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс
общения. Так, играя в «больницу», ребенок плачет и страдает как пациент и
доволен
собой
как
хорошо
исполняющий
свою
роль.
Двойная
позиция
играющего — исполнитель и контролер — развивает способность соотносить
свое
поведение
с
поведением
некоего
образца.
В
ролевой
игре
возникают
предпосылки к рефлексии как чисто человеческой способности осмысливать
свои
собственные
действия,
потребности
и
переживания
с
действиями,
потребностями и переживаниями других людей.
15
1.3 Особенности организации ролевых игр с детьми раннего возраста
Игра
ребенка
дошкольника
развивается
под
влиянием
воспитания
и
обучения, зависит от приобретения знаний и умений, от воспитания интересов.
В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при
этом
можно
наблюдать,
что
один
и
тот
же
ребенок
обнаруживает
разный
уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой
роли, от взаимоотношений с товарищами.
Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при
руководстве сюжетно-ролевыми играми:
1)
развитие игры как деятельности;
2)
использование
игры
в
целях
воспитания
детского
коллектива
и
отдельных детей.
Развитие игры как деятельности означает расширение тематики детских
игр,
углубление
их
содержания.
В
игре
дети
должны
приобретать
положительный,
социальный
опыт,
вот
почему
необходимо,
чтобы
в
ней
находили отражение любовь взрослых к труду, дружба, взаимопомощь и др.
Чем
организованнее
игра,
тем
выше
ее
воспитательное
воздействие.
Признаками
хорошей
игры
являются:
умение
играть
сосредоточенно,
целенаправленно, учитывать интересы и желания своих товарищей, дружески
разрешать возникающие конфликты, помогать друг другу при затруднениях.
Однако
игра
также
может
быть
источником
формирования
и
отрицательного опыта, когда одни и те же дети выступают как организаторы,
берут себе главные роли, подавляя самостоятельность и инициативу других; в
игре
может
найти
отражение
отрицательных
сторон
жизни
взрослых.
Воспитатели,
руководя
игрой,
должны
обеспечивать
накопление
положительного опыта социальных отношений.
16
Постоянное
расширение
знаний
детей
об
окружающей
жизни,
обогащение
их
впечатлений
—
одно
из
важнейших
условий
развития
полноценной игры в той или иной группе детей.
Немаловажным
для
развития
сюжетно-ролевой
игры
является
педагогически целесообразный подбор игрушек и игровых материалов, что
создает
«материальную
основу»
игры,
обеспечивает
развитие
игры
как
деятельности.
Подбор
игрушек
должен
осуществляться
в
соответствии
с
основной
тематикой
детских
игр
в
данной
возрастной
группе,
с
учетом
ближайшей
перспективы
их
развития.
Для
детей
младшего
дошкольного
возраста нужна игрушка, позволяющая развернуть игры в семью, детский сад и
т. д. В группах детей среднего и старшего возраста подбор игрушек должен
обеспечить развитие игр на трудовые темы и игр, отражающих общественные
события и явления. При подборе игрушек воспитателю следует принимать во
внимание и характер тех требований, которые предъявляют к игрушке дети
данного возраста.
Воспитатель,
организуя
хранение
игрушек,
должен
также
учитывать
развитие игровой деятельности. В младших группах наиболее целесообразно
хранить
игрушки
так,
чтобы
они
находились
в
поле
зрения
ребенка
—
в
игровых уголках: ведь игрушка стимулирует игровой замысел малыша, поэтому
она должна быть видна и доступна.
Рассмотрим
некоторые
моменты
концепции
Н.
Я.
Михайленко
о
формировании сюжетной игры в дошкольном детстве. В ней говорится, что
развитие
самостоятельной
игры
детей
происходит
гораздо
быстрее,
если
воспитатель целенаправленно руководит ею, формируя специфические игровые
умения
на
протяжении
всего
дошкольного
детства. Н.
Я.
Михайленко
выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый
акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает
17
ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий
с предметом.
Выводы по 1 главе
Проанализировав
литературу,
мы
определили
основные
теоретические
положения, применимые для развития игровой деятельности в дошкольном
возрасте.
Существует
много
определений
игры,
высказанных
крупнейшими
учеными,
показавшими
её
неисчерпаемость,
исключительную
ценность
для
дошкольного
детства:
игра
–
ведущая
деятельность,
игра
–
средство
всестороннего воспитания; игра – средство подготовки к школе; игра – путь
развития мышления…
На
этом
этапе
нашей
работы,
мы
можем
сказать,
что
игра
занимает
большое
место
в
системе
физического,
нравственного,
трудового
и
эстетического воспитания дошкольников. Игра является наиболее свободной,
непринуждённой,
приносящей
максимальное
удовольствие
деятельностью
дошкольника. В игре он делает только то, что хочет. Ребёнок свободно выбирает
сюжет игры, его действия с предметами совершенно свободны от их обычного
«правильного» использования.
Мы
выяснили,
что
в
дошкольном
возрасте
игровая
роль
проходит
существенный путь своего развития. При одном и том же сюжете, содержание
игры на разных этапах дошкольного возраста совершенно различно.
Таким
образом,
игра
связана
со
всеми
сторонами
воспитательной
и
образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания
и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым
приучают
детей
в
жизни.
Именно
так
трактуется
роль
игры
в
программе
воспитания в детском саду: «В дошкольном детстве игра является важнейшей
самостоятельной
деятельностью
ребёнка
и
имеет
большое
значение
для
18
физического
и
психического
развития,
становления
индивидуальности
и
формирования детского коллектива»
Глава II. Экспериментальная работа по развитию игровых умений у детей
раннего возраста
2.1 Экспериментальное изучение поведения детей во время проведения
сюжетно-ролевой игры
В
теоретической
частью
нашего
исследования
нами
была
проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме развитие
игровых умений у детей раннего возраста.
В практической части необходимо экспериментально проверить условия
развитие игровых умений у детей раннего возраста.
Исследование проводилось в МБДОУ ДС КВ № 215 г.Челябинска.
Для
проведение
констатирующего
этапа
эксперимента,
были
использованы
следующее
методики
«Педагогическая
диагностика
по
программе «Развитие» авторы А.И Булычева, И.С Варенцова, Е.В. Горшкова,
Л.И Павлова, И.А. Короткова.
Таблица 1
Результаты констатирующего этапа эксперимента
№
Фамилия имя
Уровень
1
Вика А.
+
+
+
+
в
2
Лера О.
-
-
+
+
с
3
Юля б
-
-
-
+
н
4
Денис Р.
+
_
+
-
с
5
Ирина К.
_
_
+
-
н
6
Орина М.
+
_
+
+
с
7
Ярослав Б.
+
-
+
-
н
8
Маша П.
+
+
-
-
с
9
Никита Б.
_
+
+
-
с
10
Лиза Т.
_
+
-
-
н
Высокий
1%
Средний
50%
Низкий
40%
19
Графически результаты представлены на рисунке.
20
2.2 Организация ролевых игр с детьми раннего возраста
На
третьем
году
жизни
у
ребенка
под
руководством
взрослых
вырабатываются
различные
игровые
умения.
В
сюжетно-ролевых
играх
воспитатель в совместной с малышом деятельности учит его таким игровым
действиям, как покормить куклу или мишку, покачать их, уложить спать. Эти
действия надо показать и объяснить. Например, педагог говорит: «Таня хочет
спать, я сейчас заверну её в одеяльце и покачаю». Поиграв с куклой, передает её
малышу. Как правило, ребенок начинает действовать самостоятельно. Если он
затрудняется в воспроизведении игрового действия, можно воспользоваться
приемом совместной игры, предложить: «Давай, Оля, вместе кормить Катю, ты
тоже держи ложечку».
Для игр следует подбирать простые сюжеты с одним двумя персонажами
и элементарными действиями: шофер загружает машину кубиками и везет её,
мама катает в коляске дочку, кормит её. Сюжеты воспитатель придумывает сам
или использует литературные тексты. Хороши на начальных этапах стихи А.
Барто из цикла «Игрушки».
Обычно дети берут за основу образец, предложенный воспитателем, но
при этом привносят в игру что-то свое, знакомое по собственному опыту.
Не всегда малыши могут самостоятельно перенести действия, показанные
воспитателем, с одной игрушки на другую. В таких случаях нужно предлагать
им
другие
игрушки,
с
которыми
можно
выполнять
аналогичные
действия
(«кукла и зайка тоже хотят спать»).
Полезно проводить наблюдения за окружающим, связывая их с игрой.
При этом внимание детей нужно направлять на объект и действия, которые с
ним
производятся.
Например,
после
наблюдения
за
работой
няни,
педагог
предлагает: «Давайте и мы погладим белье нашим куклам! Где у нас утюг».
Так
в
сознании
детей
образуется
непосредственная
связь
между
окружающей
жизнью
игрой.
Когда
малыши
научатся
выполнять
несколько
21
связанных между собой игровых действий, воспитатель дает этим действиям
общее
название.
Например,
девочка,
играя
с
куклой,
смазывает
её
руку
лекарством, ставить градусник. Педагог подсказывает: «Ты лечишь куклу».
В
дошкольном
возрасте
нередки
индивидуальные
или
совместные
режиссерские игры. По своей сути они сходны с сюжетно - ролевыми. Так как, с
одной стороны, отражают уровень о различных явлениях окружающей среды, а
с другой – несут в себе элементы творчества и фантазии, представляя собой
своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам.
В современной науке роль режиссерской игры в жизни дошкольников
разрабатывается
психологами
Кравцовыми.
Они
определяют
режиссерскую
игру
как
индивидуально.
Ребенок
играет
сам.
Но
режиссерская
игра
предполагает несколько участников, и все эти роли - и «доктора», и «пациента»,
к примеру, выполняет он один. Малыш еще и режиссер в этой игре.
Что
же
дает
режиссерская
игра
в
плане
психологического
развития?
Активизирует
воображение.
Учит
придумывать
сюжет,
соединять
детали,
предметы,
игрушки
по
смыслу.
Взрослый
в
режиссерской
игру
–
восхищающийся
зритель,
который
может
задавать
вопросы,
удивляться,
радоваться или печалиться.
К трем годам малыш приобщается к образно-ролевой игре. Она учит
перевоплощению
в
образы
предметов.
Животных,
действиям
«понарошку».
Ребенок может показать себя зайкой, мишкой, лисичкой… в помещении группы
- «поплавать», «походить на лыжах» и т.д.
Для образно-ролевой игры необходимо иметь маленькое зеркальце, перед
ним
проводить
с
детьми
игровые
упражнения
типа:
«Покажи,
как
можно
рассердиться, рассмеяться». Следует задействовать уголки ряженья. Процессу
перевоплощения
ощутимо
помогают
юбки,
платки,
сарафаны,
сказочные
наряды. Какова же позиция взрослого в игре? Он использует свои выдумки,
фантазии, показывает инсценировки песенок, потешек. К концу года можно
привлечь к этой увлекательной деятельности детей.
22
К трем годам у малышей должны быть сформированы зачатки сюжетно-
ролевой
игры-основного
вида
деятельности
дошкольника.
Игра
начинает
приобретать
развернутый
характер,
в
ней
единым
смыслом
связывается
несколько задач. Дети охотно принимают, для игры предлагаем взрослыми
предметы-заместители.
Играя,
они
много
разговаривают,
дополняя
игровые
действия словом.
По степенно
ребята
становятся
более
само стоятельными
и
инициативными. Тут-то и появляются первые игровые замыслы: «Давай поедем
в магазин, купим что-нибудь вкусненькое, а потом будет праздник». Теперь
игровые задачи решаются совместно всеми участниками (строят дом, играют в
семью),
то
есть
в
подлинно
коллективной
игре.
Хорошая
игра-залог
прекрасного настроения, крепкого здоровья.
В
работе
дошкольных
учреждений
большое
место
занимают
дидактические
игры.
Они
используются
на
занятиях
и
в
самостоятельной
деятельности детей.
Выполняя
функцию
средства
обучения,
дидактическая
игра
может
служить
составной
частью
занятия.
Она
помогает
усвоению,
закреплению
знаний, овладению способами познавательной деятельности.
Дети
осваивают
признаки
предметов,
учатся
классифицировать,
обобщать, сравнить. Использование дидактической игры как метода обучения
повышает
сосредоточенность,
обеспечивает
лучшее
усвоение
программного
материала. Особенно эффективны эти игры на занятиях по ознакомлению с
окружающим
миром,
по
обучению
родному
языку,
формированию
элементарных математических представлений.
В дидактической игре учебные, познавательные задачи взаимосвязаны с
игровыми,
поэтому
в
нее
обязательно
нужно
вносить
элементы
занимательности.
Качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые
три года, столь значительны, что некоторые психологи, размышляя о том. Где
23
середина пути развития человека от момента рождения до хрелого возраста,
относятся ее к трем годам.
Действительно, трехлетний ребенок умеет употреблять многие предметы
обихода.
Он
способен
к
самообслуживанию,
умеет
вступать
во
взаимоотношения
с
окружающими
людьми.
Он
общается
со
взрослыми
и
другими
детьми
при
помощи
речи,
выполняет
элементарные
правила
поведения.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие
психики ребенка, являются овладение прямой походки, развитие предметной
деятельности и овладение речью.
В
раннем
возрасте
основной
становления
личности
ребенка
является
предметно-игровая
деятельность.
Миновав
ее,
невозможно
рассчитывать
на
полноценное взросление человека.
Например, уже к концу третьего года жизни дети во многих игровых
ситуациях
свободно
владеют
различными
способами
отображения
действительности.
Если
двухлетний
ребенок,
умывая
куклу,
тщательно
воспроизводит все известные ему действия, то на третьем и четвертом году при
благоприятных условиях (то есть при условии правильного руководства играми)
он
уже
способен
заменить
в
игре
развернутые,
детальные
действия
обобщенным – жестом, обозначающим умывание, или, не производя действия,
заменить его словом («Кукла уже сама умылась»).
Начальный
этап
игровой
деятельности
-
ознакомительная
игра
с
предметом – игрушкой по мотиву, заданному ребенку взрослым. Ее содержание
составляют действия – манипуляции, осуществляемые в процессе обследования
предметов.
Эта деятельность младенца весьма скоро (к 5-6 месяцам) меняет свое
содержание:
обследование
направлено
теперь
на
выявление
особенностей
предмета-игрушки
и
поэтому
перерастает
в
ориентировочные
действия
–
операции.
24
Следующий
этап
игровой
деятельно сти
получил
н а з ва н и е
отобразительной
игры:
для
нее
характерны
действия,
направленные
на
выявление специфических свойств предмета и на достижение с его помощью
определенного
результата.
Это
кульминационный
момент
развития
психологического содержания игры детей раннего возраста.
На
рубеже
первого
и
второго
годов
жизни
игра
малыша
становятся
сюжетно-отобразительной.
Меняется
и
ее
психологическое
содержание:
действия
ребенка,
оставаясь
предметно-опосредованными,
имитируют
в
условной
форме
использование
предмета
по
назначению.
Так
постепенно
зарождаются предпосылки сюжетно-ролевой игры.
25
2.3. Анализ и интерпретация результатов
На
основе
данных
констатирующего
этапа
эксперимента
нами
был
определены задачи развития игровых умений у детей раннего возраста:
- повысить уровень развития;
- разработать перспективный план педагога работы с детьми по Развитие
игровых умений у детей раннего возраста;
- Апробировать разработанный перспективный план работы.
Таблица 2
Результаты повторной диагностики
№
Уровень
1
Вика А.
+
+
+
+
В
2
Лера О.
+
+
-
+
С
3
Юля б
+
+
+
+
В
4
Денис Р.
-
+
+
+
С
5
Ирина К.
-
+
+
+
С
6
Орина М.
+
+
+
+
В
7
Ярослав Б.
+
+
+
+
В
8
Маша П.
+
+
+
+
В
9
Никита Б.
+
+
+
+
В
10
Лиза Т.
+
+
+
+
В
Высокий
70%
Средний
30%
Низкий
0%
Графически результаты представлены на рисунке.
26
Выводы по второй главе
В
практической
части
нашей
работы
мы
попытались
экспериментально проверить условия Развитие игровых умений у детей
раннего возраста до проведенных мероприятий и после них.
Для того чтобы определить Развитие игровых умение у детей
раннего возраста можно использовать следующее методики:
-« Педагогическая диагностика по программе «Развитие» авторы
А.И
Булычева,
И.С
Варенцова,
Е.В.
Горшкова,
Л.И
Павлова,
И.А.
Короткова
- Метод руководства сюжетными играми детей разработан Д. В.
Меджерицкой по ее мнению, основной путь воздействия педагога на
детскую игру и воспитания детей в игре - влияние на ее содержание, т. е.
на выбор темы, развитие сюжета, распределение ролей и на реализацию
игровых образов. А для того, чтобы показать детям новые приемы игры
или обогатить содержание уже начавшейся игры, педагог должен войти в
игру, взяв на себя одну из ролей, в качестве партнера.
- Метод игры как деятельности - принадлежит Н.Я. Михайленко и
Н. А. Коротковой.
- Метод комплексного руководства игрой. Он был предложен Е.В.
Зворыгиной и С.Л. Новоселовой этот метод применяется при наличии и
взаимосвязи следующих педагогических условий: активная деятельность
детей; обучающие игры; своевременное изменение предметно-игровой
среды
27
Заключение
И так, своей работе мы достигли цели и решили задачи.
Теоретической
части
нашего
исследование
мы
попытались
раскрыть
взгляды
различных
ученых
по
вопросу
Развитие
игровых
умений у детей раннего возраста
Практическая
часть
нашей
работы
была
направлена
на
экспериментальную
проверку
выдвинуты
положений
по
развитие
игровых
умений
у
детей
раннего
возраста,
а
также
проведен
формирующий этап эксперимента.
В ходе практической части нашего исследования мы выявили
первоначальные
результаты,
а
также
последующие
результаты
проводимых методик.
В ходе анализа видно, что у детей участвующих в эксперименте
игровые
умений
развиты
на
достаточно
низком
уровне.
Дети
затруднялись в использовании некоторых игровых сюжетов. Уровень
участия в игровой деятельности не соответствовал возрастной норме,
что говорит о недостаточном управлении игровой деятельностью детей
со стороны воспитателей.
После
проведения
мероприятий
по
проблеме
развитие
ребенка
рааннего
возраста
нами
были
повторно
изучены
уровень
развития
игровых
умении
у
детей
раннего
возраста
с
использование
тех
же
методик, что и на этапе констатирующего эксперимента.
Результаты экспериментальной работы были улучшены. Уровень
по игровым ситуациям повысился, что говорит о вовлеченность детей в
игровой
процесс,
их
желание
самостоятельно
начинать
игры
и
предлагать сюжеты.
В основу нашего исследование была положена гипотеза, согласно
которой развитие игровых умений у детей раннего возраста будет более
эффективной, насыщенной и разнообразной, если создать определенные
28
педагогические условий. В ходе нашего исследования данная гипотеза
нашла свое подтверждение.
29
Список литературы
1.
Божович Л. И. Проблемы формирования личности/ под ред. Д.И.
Фельдштейна.
-
М.:
Московский
психолого-социальный
институт;
Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 352 с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник:
Обучение
и
развитие:
Воспитателям
и
родителям
—
Ярославль:
Академия развития, 2008. — 256 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6-ти т. [текст]/ под ред.
А. М. Матюшкина. / Л. С. Выготский: Педагогика, 1983.- Т. 3. Проблемы
развития психики. — С. 145−146
4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте /
Л. С. Выготский// СПб.: СОЮЗ, 1997. — 96с.
5.
Гребенникова
О.
В.
Роль
сверстников
в
формировании
произвольного поведения дошкольников: дис. … канд. психол. наук.
Москва, 2006. — 135 с.
6. Гиневская Т. О. Развитие движений руки при осязании у детей
дошкольного
возраста//
Известия
АПН
РСФСР,
вып.
14,
1948.-
с.
197−215.
7. Жуковская Р. И. Игра и ее педагогическое значение./ Жуковская
Р. И.//М., 2004. — 260 с.
8. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской
игры. /Запорожец А. В.// Дошкольное воспитание. — 2000. — №
10.
9.
Зеньковский
В.
В.
Психология
детства[текст]
/
В.
В.
Зеньковский. — М., 2006. — 304 с.
10.
Игра
и
труд
в
дошкольном
возрасте[текст]/Под
ред.
С.
С.
Моложавого. -М. -Л., 1929. — 228 с.
11. Крупская Н. К. Роль игры в детском саду. Пед. соч. М., 1959. —
т. 6. — с. 345.
30
12. Кравцова Е. Е. Разбудить в ребенке волшебника./ Кравцова Е.
Е. //М.: Просвещение, 1996
13.
Левшина
Н.
И.,
Бабунова
Т.
М.
Социально-личностное
развитие и воспитание в ДОУ. — Магнитогорск, 2008.
14. Логинова В. И. Саморукова П. Г., Лейкина Б. С. Дошкольная
педагогика. // М.: Просвещение, 2008 — 270 с.
15. Мануйленко З. В. Развитие произвольного поведения у детей
дошкольного возраста // Известия АПН РФ. — 2000. — Вып. 14. — С.
89−129.
16. Макаренко А. С. Игра./ Макаренко А. С. // Соч. М., 1957, т. IV.
17. Макаренко А. С. Сочинения, т. 4.// М.: Изд-во АПН РСФСР,
1952. — С. 373.
18.
Менджерицкая
Д.
В.
Воспитателю
о
детской
игре./
Менджерицкая Д. В. // М., 1982.
19. Михайленко Н. Я. Организация сюжетной игры в детском саду:
пособие для воспитателя[текст]/Н.Я. Михайленко, Н. А. Короткова. — 3-
е изд., испр./М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. — 96 с.
20. Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в
интеллектуальном развитии: Учеб. -метод. пособие [текст]/ Под ред. Л.
Б. Баряевой, А. П. Зарин, Н. Д. Соколовой. — СПб: ЛОИУУ, 2006. -95 с.
21. Педагогические технологии игры дошкольников//Материалы
спецкурса по дошкольной педагогике. — Магнитогорск, 2003.
22. Поздняков Н. А. Менджерицкая Д. В. Исследователь игры
детей дошкольного возраста. //Дошкольное воспитание. — 2005. — №
12. — С. 12−15.
23.
Проблемы
дошкольной
игры:
психолого-педагогический
аспект[текст]/Под ред. Подъякова Н. Н., Михайленко Н. Я. — М., 1987.
31
24. Смирнова Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и
дошкольном
возрастах.
—
М.:
Изд-во
«Институт
практической
психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. — 256 с.
25. Турченко В. И. Педагогические условия и средства развития
предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего
года
жизни//Автореферат
на
соискание
ученой
степени
кандидата
педагогических наук. — М.: 2005.
27. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. Т.
1[текст] / Под ред. А. И. Пискунова. М., 1974
28. Эльконин Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах:
Избранные психологические труды[текст] / под ред. Д. И. Фельдштейна,
вступительная статья Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд. — М.: Московский
психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. —
416 с.