Напоминание

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА


Автор: Пожарицкая Анастасия Андреевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ДС №251
Населённый пункт: г.Челябинск, Челябинская область
Наименование материала: Курсовая работа
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 2»

Пожарицкая Анастасия Андреевна

ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Курсовая работа

Специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

Курс 3, группа 3

1

Руководитель:

Федотенкова Вера Сергеевна

Челябинск, 2016

Содержание

Введение………………………………………………………………………3 стр

Глава

I.

Теоретические

основы

формирования

трудовых

умений

у

детей

младшего

дошкольного

возраста…………………………………………….…..5

1.1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования

т руд о в ы х

ум е н и й

у

д е т е й

м л а д ш е го

возраст а…………………5

1.2. Особенности формирования

трудовых

умений

детей старшего

дошкольного

возраста………………………….…..7

1.3.

Методы

и

формы

формирования

трудовых

умений

у

детей

младшего

дошкольного

возраста……………………………………………………...……11

Выводы

по

первой

главе……………………………………………….………..13

Глава

II.

Опытно-экспериментальная

работа

по

формированию

трудовых

умений у детей младшего дошкольного возраста…………………………..…15

2.1. Изучение уровня сформированности трудовых умений у детей младшего

дошкольного

возраста…………………………………...…................................15

2.2.

Организация

и

проведение

формирующего

этапа

эксперимента

по

формированию

трудовых

умений

у

детей

младшего

дошкольного

возраста

посредством использования индивидуальных поручений…............................17

Введение

В

психолого-педагогической

литературе

большое

место

отводится

проблеме трудовой деятельности, как средство развития самостоятельности

ребенка. В настоящее время растет число экспериментальных исследований в

данной

области.

Многие

педагоги

такие

как

Р.С. Буре,

В.Г. Нечаева,

Л.В. Куцакова

и

другие,

считают,

что

трудовая

деятельность

должна

способствовать повышению общего развития детей, расширению их интересов,

проявлению

простейших

форм

сотрудничества,

формированию

таких

нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за

порученное дело, чувство долга и т.д.

В

процессе

труда

активизируется

физическая

сила

и

умственная

деятельность

детей.

Воспитатели

помогают

каждому

ребенку

осознать

жизненную необходимость и полезность своего труда для окружающих, вызвать

стремление трудиться и интерес к трудовой деятельности, желание принять

участие в общей работе.

Так

как

в

младших

группах

нет

дежурств,

у

воспитателя

имеются

большие возможности систематически привлекать большое количество детей к

выполнению разнообразных поручений, связанных с трудом в уголке природы,

с различным хозяйственно – бытовым трудом в групповой комнате и на участке

детского сада.

Научный аппарат исследования.

Цель исследования –формировение трудовых умений у детей младшего

дошкольного возраста

Объект исследования – процесс трудового воспитания в детском саду.

Гипотеза – формирование трудовых умений у детей младшей группы

окажется более успешным при условии:

А) трудовые поручения будут предлагаться детям и в первую и во вторую

половину дня;

Б)

содержание

поручений

будет

по

разным

видам

т р уд а

(самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе);

В) руководящей роли воспитателя.

Задачи исследования:

1.

Изучить

научную

и

методическую

литературу

по

проблеме

формирования у младших дошкольников трудовых.

2.

Проанализировать

передовой

педагогический

опыт

по

данной

проблеме.

3.

Провести 3 этапа эксперимента по изучению и формированию у

детей младшей группы трудовых навыков и умений.

1. Теоретическое исследование поручений как формы организации

труда детей

1.1

Анализ

психолого-педагогической

литературы

по

проблеме

формирования трудовых умений у детей младшего возраста

Труд детей дошкольного возраста тесно связан с игрой. Эта взаимосвязь

проявляется

в

разных

формах:

игра

отражает

труд

взрослых;

элементы

трудовых действий отражаются в игре; трудовая деятельность осуществляется

ради будущей игры; игровые действия включаются в процессе труда.

Отражая

в

играх

трудовые

действия

взрослых,

дети

проникаются

положительным отношением к их труду (проявляют внимание к пассажирам,

заботятся о том, чтобы обед был вкусным, и т.п.). младшие дошкольники при

этом еще не осуществляют конкретных трудовых усилий (они как – будто ведут

машину, как – будто готовят обед).

У детей постарше в игре нередко возникает необходимость потрудиться:

вымыть посуду, которой пользовались за столом, выкупать куклу – дочку или

выстирать ее испачканное платье. Такая игра побуждает их совершать реальные

трудовые действия.

Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда (в более старшем

дошкольном

возрасте)

в

ходе

ее

возникает

потребность

в

атрибутах,

необходимых для изображения взятых на себя ролей: матросских шапочках,

знаках

дорожного

движения,

флажках,

фонариках

и

др.

Желание

наиболее

полно отразить в игре действия персонажей, точнее передать в постройке своей

замысел также побуждает детей включиться в труд.

Нередко труд перемешивается с игрой. Ребенок несет розетки с красками

на столы. Возвращаясь к столу воспитателя, он превращает поднос в руль,

гудит, изображая машину.

Для трудовой деятельности детей младшего возраста характерен интерес

к самому процессу действий. Например: ребенок, полив растения начинает

поливать

их

снова;

разложив

для

каждого

ложки

на

столе,

начинает

раскладывать на второй.

При недостаточном руководстве трудовой деятельностью детей, она долго

продолжает оставаться на уровне действий, которые интересны малышу сами

по

себе.

Под

влиянием

воспитателя,

у

детей

постепенно

развивается

способность

ставить

цель,

заранее

планировать

и

организовывать

свою

деятельно сть

(приготовить

вс е,

что

понадобит ся,

о п р е д е л и т ь

последовательность действий), доводить дело до полученного результата.

В трудовой деятельности старших дошкольников четко прослеживаются

мотивы общественной пользы. Они охотнее принимают участие в труде, даже

не

имеющей

особой

привлекательности,

если

понимают

его

значение

для

других.

Особое значение труда в формировании человека видел К.Д.

Ушинский. Он писал: «Без личного труда человек не может идти вперед, не

может оставаться на одном месте, но должен идти назад». И далее: «Тело,

сердце и ум человека требуют труда, и это требование так настоятельно, что,

если, почему бы то ни было, у человека не окажется своего личного труда в

жизни, тогда он теряет настоящую дорогу. Но воспитание не только должно

внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно еще дать ему

и привычку к труду» [85].

Приобщению детей к труду в дошкольные годы большое значение

придавала Н.К. Крупская. Она указывала, что детский труд с самых ранних

лет может послужить при целесообразном его применении важным условием

нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения [36].

Первый

съезд

по

дошкольному

воспитанию

(1919

г.)

определил

содержание труда дошкольников и требования к нему. Необходимо вводить

труд

по

самообслуживанию,

работу

на

огороде

и

в

саду,

ручной

труд;

привлекать детей к уборке комнаты, стирке. Съезд сформулировал

требования к организации детского труда с учетом особенностей возраста

(посильный и понятный по цели, доставлять радость; дети должны трудиться

«хорошо»

и

по

возможности

красиво).

Определены

две

ведущие

задачи

трудового

воспитания:

научить

детей

трудиться

с

радостью

и

приучать

работать коллективно.

В 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном

учреждении»

обсуждались

два

взгляда

на

трудовое

во спитание

дошкольников. Одна точка зрения направлена на выполнение всей работы

детьми самостоятельно, то есть отказ от технического персонала. Другая

точка зрения – труд следует вводить как воспитательный элемент, он должен

быть

посильным

и

в

небольшом

объеме.

Однозначного

решения

конференция не приняла [36].

На

втором

съезде

по

дошкольному

воспитанию

в

1921

г.

снова

обсуждался

вопрос

о

трудовом

воспитании.

Была

выдвинута

задача

воспитания коллектива в труде и игре. Ребенок должен чувствовать себя

частью общего коллектива, а не самостоятельной личностью.

Третий съезд по дошкольному воспитанию (1924 г.) был посвящен

пересмотру

содержания

работы

в

дошкольных

учреждениях

в

связи

с

введением

программы

единой

трудовой

школы.

Было

принято

решение,

направленное на строительство работы дошкольных учреждений исходя из

задач

воспитания,

диктуемых

классовыми

интересами

пролетариата,

из

учения о ребенке как продукте социальной среды. Предпочтение отдавалось

общественному

и

производственному

труду,

подчеркивалась

важность

совместного труда детей и взрослых. Р. Прушицкая призывала оборудовать

детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать [36,

с.17].

Механическое

перенесение

в

детский

сад

политехнического

образования привело к тому, что перестали обращать внимание на важные

для детства аспекты работы. В этот период были гонения на игры в куклы, на

сказку. Труд стали соотносить не с игрой, а с задачами производства. Против

такого направления резко выступали А.В. Суровцева и Н.К. Крупская.

На

четвертом

съезде

дошкольного

воспитания

в

1929

г.

вновь

обсуждалась проблема трудового воспитания. Впервые был поставлен вопрос

о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные

исследования,

которые

бы

доказательно

ответили

на

многие

вопросы,

связанные со спецификой трудового воспитания дошкольников.

В 30–40 г.г. намечается новое направление во взглядах на трудовое

воспитание:

сочетание

собственной

трудовой

деятельности

ребенка

с

наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи труда

с игрой. В 1935 г. выходит книга Р.И. Жуковской «Игры и трудовые занятия в

детском саду», где показана возможная и продуктивная для развития ребенка

связь труда с игрой.

В годы Великой Отечественной Войны трудовому воспитанию много

внимания

уделяли

практические

работники,

они

искали

содержание

и

методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили радость.

В

послевоенные

годы,

вплоть

до

60-х

г.г.

проблеме

трудового

воспитания внимание практически не уделялось. Однако именно в это время

были предприняты первые целенаправленные исследования (М.Н. Борисова,

В.Г. Нечаева), которые позволили определить содержание систематического

трудового

воспитания

и

наметить

в

Программе

детского

сада

(1962

г.)

подходы к трудовому воспитанию, начиная с третьего года жизни ребенка. И

все же продолжалась тенденция, направленная на необходимость связывать

трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдениями за

этим

трудом.

Ведущим

оставался

тезис,

что

трудовое

воспитание

дошкольником

осуществляется

только

на

основе

ознакомления

с

трудом

взрослых. И лишь исследования Я.З. Неверович экспериментально доказали,

что

знания,

не

соединенные

с

практикой

не

могут

рождать

мотивы

собственной трудовой деятельности.

В

шестидесятые

годы

начинаются

систематические

углубленные

исследования проблемы трудового воспитания (В.Г. Нечаева, Е.И.

Радионова, И. Лаунер, Г.Н. Година, Д.В. Сергеева, Р.С. Буре, А.Д.

Шатова,

В.И,

Логинова,

Д.О.

Дзинтере

и

многие

другие).

Именно

эти

исследования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах

организации труда и его роли в воспитании личности ребенка дошкольного

возраста.

В.Г. Нечаева, Р.С. Буре, Д.В. Сергеева в своих трудах отмечают, что

трудовое

воспитание

детей

основано

на

их

стремлении

к

активности,

самостоятельности.

Элементы

трудовой

деятельности

направлены

на

удовлетворение их потребностей в активной деятельности.

Трудовое

воспитание

это

процесс

взаимодействия

воспитателя

и

ребенка, направленный на формирование трудовых навыков, трудолюбия,

творческого отношения к труду.

На современном этапе этой проблемой занимаются

Д.В.

Сергеева,

В.И.

Логинова,

Н.

Крылова,

Г.

Киселева,

Л.И.

Сайгушева.

Все

ученые

специалисты

по

трудовому

воспитанию

утверждают

необходимость

и

важность

трудового

воспитания

с

раннего

возраста.

Это

диктуется

причинами:

1.

Требованиями

современного

общества.

Важно

воспитание

у

детей

таких

качеств

как

трудолюбие,

самостоятельность,

активно сть,

целенаправленность, бережливость, гуманность, коллективизм.

2.

Возрастными

психологическими

особенностями

детей:

подражательность,

активность,

пытливость,

любознательно сть,

сензитивность, эмоциональная отзывчивость.

3.

Трудовое

воспитание

тесно

связано

с

другими

задачами

развития

личности:

физическим

воспитанием,

умственным,

нравственным

воспитанием; труд является средством воспитания гуманных чувств, труд

формирует положительные эмоции.

В.А.

Сухомлинский

так

писал

о

труде:

«Труд

становится

великим

воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает

радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность,

рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую

красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство –

чувство

созидателя

материальных

благ,

без

которых

невозможна

жизнь

человека» [80, с. 9].

4.

Труд должен рассматриваться не как самоцель, а как средство развития

личности с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитанник – субъект

деятельности, проявляющий активно-действенное отношение к содержанию,

к характеру деятельности, участникам труда и к самому себе.

Р.С. Буре обращает особое внимание на воспитательные возможности

обучения

детей

трудовым

навыкам.

Показывает,

что,

с

одной

стороны

овладение навыками поднимает трудовую деятельность на более высокую

ступень развития, позволяет ребенку ставить и достигать цель. С другой

стороны,

наличие

навыков

обеспечивает

более

полное

и

успешное

использование

трудовой

деятельности

как

средства

нравственного

воспитания.

Подчеркивает,

что

задачи

трудового

воспитания

необходимо

решать

в

тесной

взаимосвязи.

Обращает

внимание

и

на

виды

навыков,

усложнение

их

содержания

от

одной

возрастной

группы

к

другой:

формирование продуктивных действий, навыков планирования, организации

«рабочего места», самоконтроля в процессе деятельности поиска наиболее

рациональных приемов работы [52, с. 5].

В.Г. Нечаева формулирует главную задачу трудового воспитания как

формирование правильного отношения к труду. Задача может быть успешно

решена только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении

с

игрой,

занятиями,

на

основе

учета

возрастных

особенностей

ребенка.

Формируя у детей трудолюбие, необходимо учить их ставить цель, находить

пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели. При

этом

надо

строго

учитывать

особенности

трудовой

деятельности дошкольников [11, с. 7].

Р.С. Буре, Г.Н. Година, В.Г. Нечаева в книге «Учите детей трудиться»

раскрывают

содержание,

методику

трудового

воспитания,

дают

описание

видов труда, формы организации [9, с. 18].

Несмотря на то, что трудовое воспитание имеет важное значение в

развитии личности ребенка современный этап отличается «забвением» этой

важной

проблемы.

На

страницах

профессиональных

журналов

редко

встречаются

статьи

по

проблеме

трудового

воспитания,

о

повышении

эффективности формирования трудовых умений, необходимых условиях и,

конечно же, нужна практика. Данная тенденция не только неправомерна, но и

таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка.

Тогда как значение труда в первую очередь – в воспитательном воздействии

на

личность

ребенка,

заключается

в

удовлетворении

потребности

в

совместной деятельности, социально-личностном развитии.

В литературе нет и однозначного определения понятия «умения». В

российской

педагогической

энциклопедии

данное

понятие

означает

следующее:

освоенные

человеком

способы

выполнения

действия,

обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков. [42].

Тем не менее, Е.Н. Кабанова-Миллер характеризует умения как систему

закрепленных правильных и быстрых действий при решении задач. В то

время как В.В. Давыдов высказывает свое мнение о том, что умения – это

промежуточный этап овладениями новым способом действия, основанным на

каком-либо знании и соответствующим правильным использованием этого

знания в процессе деятельности [25, с. 47].

Следует

выделить

проблему

главного

психологического

«ядра»

в

трудовой подготовке дошкольников. Такое «ядро», как показали исследования

Т.В.

Кудрявцева,

Э.А.

Ферапоновой

и

других

психологов,

составляют

формирование общетрудовых умений интеллектуального характера, умение

выполнить задачу не только индивидуально, но и в

условиях

совместного

труда,

развитие

положительной

мотивации

труда

дошкольников,

их

творческих

способностей

и

других

качеств

личности,

впоследствии важных для профессионального самоопределении нынешних

дошкольников.

Поскольку

творчество

является

наиболее

значительным

проявлением

человека,

психологи

ищут

оптимальные

пути

и

способы

приобщения дошкольников к творческому труду [5, с. 63].

Особенно

важным

в

формировании

трудовых

умений

и

навыков

дошкольников являются мотивы, побуждающие детей трудиться. Именно с

мотивами связано формирование отношения к труду, как главной ценности.

Ребенок дошкольного возраста – это личность в стадии становления.

Взрослые должны помочь детям войти в современный мир, сложный,

противоречивый, чтобы каждая личность сохранила свою индивидуальность.

Инновационные процессы, происходящие в современном российском

дошкольном

образовании,

обуславливают

необходимость

замены

традиционных ценностей обучения маленького ребенка на ценности развития

его личности.

Социально-коммуникативное воспитание детей дошкольного возраста

одно

из

направлений

развития

детей,

сложное

в

реализации,

обеспечивающее

становление

личности.

Составной

частью

социально-

коммуникативного развития является приобщение дошкольников к труду.

Концепция

дошкольного

воспитания

(1989

г.)

и

«Концепция

модернизации российского образования до 2020 года» подчеркивают, что

трудовая деятельность соответствует основному руслу психического развития

ребенка

дошкольного

возраста

в

связи

с

ее

привлекательностью

и

возможностью проявить свою автономность и независимость от взрослого.

Но

в

сложившихся

образовательных

условиях

отношение

к

трудовой

деятельности

противоречивое.

В

практике

существуют

определенные

трудности

использования

технологий

приобщения

дошкольников

к

труду

[27].

В

условиях

гуманизации

и

демократизации

современного

образовательного процесса, ориентации его на развитие личности ребенка

появилась

возможность

свободного

выбора

средств,

методов

и

приемов

работы

с

детьми,

дифференцированного

подхода

к

ним,

учета

их

индивидуальных, возрастных и половых особенностей. Однако, несмотря на

богатые

потенциальные

возможности

труда

для

развития

ребенка

дошкольного возраста, данные диагностических исследований показывают,

что

организация

детской

трудовой

деятельности

не

находит

должного

воплощения в практике работы дошкольных образовательных организаций.

Одна из причин сложившегося положения – отсутствие четких ориентиров в

методике

руководства

трудовой

деятельностью

дошкольников

с

учетом

обновления содержания приобщения к труду в образовательном процессе

детского

сада;

недостаточные

знания

педагогов

о

механизмах

развития

личности детей в трудовой деятельности [2].

Современное педагогическое воздействие на ребенка в контексте его

взаимодействия

с

миром

в

целях

воспитания

отношений,

гармонично

сочетающих

свободу

личностного

проявления

и

социокультурную

норму,

основное назначение педагогического воздействия заключается в переводе

ребенка на позицию субъекта (Н.Е. Щуркова) [24].

Поэтому

современная

образовательная

ситуация

определяет

необходимость обновления подходов к организации трудовой деятельности

дошкольников, и в первую очередь, позиции взрослого в руководстве детским

трудом, ориентируя его на построение субъект-субъектного взаимодействия с

детьми; поиск актуальных методов и средств эффективной социализации

ребенка через включение в труд.

Взаимодействие на основе субъект-субъектных связей определяется как

модель, в которой и педагог и ребенок в равной мере признаются в качестве

субъектов

педагогического

процесса,

обладают

определенной

свободой

в

построении своей деятельности, характерными признаками которой является

возможность осуществить выбор, строить через это свою

личность.

В

силу

этого

особую

ценность

приобретают

такие

свойства

личности как способность к самореализации, творческому росту, активность

и инициативность как формы ее выражения [3]. Детский труд отличается от

труда

взрослых

людей:

ребенок

не

создает

в

своем

труде

общественно

значимых материальных ценностей. Дело не в результатах труда, то, что

делает

дошкольник,

никому

не

нужно.

Труд

дошкольников

имеет

общественное значение. В давние времена, когда детство было короче и

ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был

значим. Однако современный ребенок, особенно дошкольного возраста, не

может

включаться

в

производство

и,

следовательно,

не

может

создавать

материальные ценности. Труд детей носит воспитывающий характер. Труд

удовлетворяет

потребность

ребенка

в

самоутверждении,

в

познании

собственных возможностей, сближает его с взрослыми.

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре.

У

этих

видов

деятельности

общий

источник

потребность

принимать

активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. В

труде и игре ребенок осваивает сферу социальных отношений и действий,

связанных с бытовыми и профессиональными функциями взрослых. В игре

малыш

действует

в

воображаемом

плане,

она

не

имеет

конкретного

результата.

Ее

развитие

идет

по

пути

возрастания

условности

игровых

действий [11, с. 21].

В труде действия и ситуация их выполнения реальны и приводят к

получению

осязаемого

продукта.

В

трудовой

деятельности

ребенок

устанавливает более прямую, непосредственную связь с жизнью взрослых,

чем в игре.

Чем младше дети, тем быстрее их труд превращается в игру. Особенно

часто

замена

трудовой

цели

на

игровую

бывает

в

раннем

и

младшем

дошкольном

возрасте.

Это

происходит,

если

поручение,

данное

ребенку,

непосильно для него, и он не понимает, что от него требуют, или не знает, как

нужно выполнять задание, а взрослый не контролирует его деятельность.

Шестилетние

дети

осознают

различия

игры

и

труда

(Я.Л.

Коломинский,

Л.В.

Финькевич).

В

трудовой

деятельности

дошкольники подчеркивают использование орудий труда, выполнение

трудовых операций, указывают объективную цель труда («чтобы было

чисто,

порядок

надо

навести»),

его

общественно

полезную

направленность. Игра рассматривается детьми как деятельность для

удовольствия,

а

труд

как

важная

работа.

Связь

игры

и

труда

сохраняется на протяжении всего дошкольного детства. Кроме того,

ситуация игры (по данным Я.З. Неверович) наиболее благоприятна

для

развертывания

трудовой

деятельности

тем,

что

улучшается

качество работы, растет стремление довести ее до конца [49, с. 54].

Таким образом, изучение психолого-педагогической литературы

позволяет

утверждать,

что

сегодня

наука

продвинулась

вперед

в

решении

проблемы

трудового

воспитания

детей

дошкольного

возраста.

В

то

же

время

на

наш

взгляд,

носит

незавершенный

характер,

о

чем

свидетельствуют

недостаточно

разработанные

функции управления трудовым процессом. Это объясняется сменой

ориентиров и приоритетов, ведущих к кардинальному изменению всей

системы дошкольного образования.

1.2 Особенности формирования

трудовых

умений

детей

старшего дошкольного возраста

В детском саду, семье, доступном ему общественном окружении –

всюду ребенок сталкивается с трудом взрослых, пользуется его результатами.

Поначалу внимание детей привлекают лишь моменты: сам процесс трудовых

действий,

движение

механизмов,

машин.

Последовательное

ознакомление

детей с трудом взрослых в ближайшем окружении, а затем и за пределами

детского сада позволяет формировать у них представление о сути и значении

трудовых действий, разъяснять на конкретных примерах отношение взрослых

к труду, его общественную значимость. Воспитатель рассказывает детям,

каким

должен

быть

трудолюбивый

человек

(он

трудится

старательно,

доводит

работу

до

конца),

что

значит

хорошо

трудиться,

заботиться

об

окружающих, читает им произведения о труде, в которых ярко, эмоционально

раскрывается

его

значение

и

красота.

Формируя

у

детей

уважение

к

трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, педагог воспитывает

у них бережное отношение к результатам труда.

Знания

дошкольников

о

труде

взрослых

должны

оказать

большое

влияние на формирование у них правильного отношения к труду, однако они

могут остаться формальными, если ознакомление с трудовой деятельностью

не сочетается с трудом самих детей. Непосредственно в труде дети ощущают

трудовое

напряжение

и

познают

его

необходимость

для

получения

результата, начинают осознавать, что трудолюбие включает в себя волевое

усилие, умение выполнять порученное дело до конца, не отступая перед

трудностями.

Программа воспитания в детском саду раскрывает объем трудовых

навыков

и

умений,

которыми

должны

овладеть

дети

каждой

возрастной

группы.

Содержание

труда

постепенно

расширяется

при

учете

все

возрастающего опыта детей, овладения ими навыками.

Определяя содержание и последовательность обучения детей трудовым

умениям,

воспитатель

должен

учитывать

особенности

их

возраста,

доступность предлагаемого содержания труда, его воспитательную ценность,

а также санитарно – гигиенические требования к его организации. По мере

роста и развития детей усложняются требования к качеству их трудовой

деятельности,

уровню

ее

самоорганизации,

увеличивается

объем

и

ускоряется темп выполняемой работы.

В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей

желание выполнять самостоятельно все то, что им посильно, приходя на

помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. Не следует допускать чтобы

дошкольники испытывали огорчения от неудачных попыток самостоятельно

справиться

с

предложенным

делом,

так

как

в

этих

случаях

рождается

неуверенность в своих силах и нежелание трудиться. Напротив поощрение

любой попытки ребенка проявить самостоятельность помогает преодолеть

трудности,

наполняет

чувством

радости

от

собственной

умелости,

воспитывает начала трудолюбия.

Необходимо помнить о том, что труд должен приносить детям радость:

от достигнутых результатов, от своей полезности другим.

В

детском

саду

решается

задача

формирования

у

детей

умения

трудиться

в

коллективе.

Происходит

это

постепенно,

путем

объединения

детей в процессе труда в небольшие группы с общим заданием (если у них

уже есть опыт работы вдвоем – втроем, то общее задание может выполнять

группа из 6–7 участников). В процессе такого труда воспитатель формирует у

детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение

самостоятельно

и

согласованно

действовать,

распределять

между

собой

работу, приходя на помощь друг другу и стремясь совместными усилиями

достичь

результата.

Все

это

обогащает

их

опыт

взаимоотношений

в

деятельности, придает им положительный характер.

1.1

Виды детского труда

Труд в детском саду детей многообразен. Это позволяет поддерживать у

них интерес к деятельности, осуществляет их всестороннее воспитание.

Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание,

хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд. Удельный вес

отдельных видов труда на разных возрастных этапах не одинаков. Каждый из

них обладает определенными возможностями для решения воспитательных

задач.

Самообслуживание направлено

на

уход

за

собой

(умывание,

раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.).

Воспитательное

значение

самообслуживания

заключено

в

его

жизненной

необходимости.

В

силу

ежедневной

повторяемости

действий

навыки

самообслуживания прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает

осознаваться как обязанность.

Хозяйственно

бытовой

труд

дошкольников

необходим

в

повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с

другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд

направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке,

помощь

взрослым

при

организации

режимных

процессов.

Дети

учатся

замечать любое нарушение порядка в групповой комнате и на участке и по

собственной

инициативе

устранять

его.

Хозяйственно

бытовой

труд

направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие

возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями

и

животными,

выращивание

растений

в

уголке

природы,

на

огороде,

в

цветнике.

Особое

значение

этот

вид

труда

имеет

для

развития

наблюдательности,

воспитания

бережного

отношения

ко

всему

живому,

любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического

развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости,

развития способности к физическому усилию.

Ручной труд – изготовление предметов из разнообразных материалов:

картона, бумаги, дерева, природного материала (шишек, желудей, соломы,

коры,

кукурузных

початков,

косточек

персика),

бросового

материала

(катушек, коробок) с использованием меха, перьев, обрезков ткани и т.п. –

осуществляется

старших

группах

детского

сада.

Дети

изготавливают

необходимые им игрушки, атрибуты для игр: лодочки, машины, корзинки,

домики, мебель, животных. Такие поделки могут стать приятным подарком

родным,

друзьям.

Это

имеет

немаловажное

значение

в

нравственном

воспитании, приучая детей оказывать внимание окружающим, потрудиться

ради того, чтобы доставить им удовольствие.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество,

фантазию, выдумку. Так, чтобы смастерить забавного сказочного человечка

из природного материала, ребенок подбирает крупный желудь для туловища,

чашечку от него для юбочки или шапочки, раскалывает желудь пополам,

чтобы сделать ботинки, и т.д. Дошкольники с интересом приглядываются к

природному

материалу,

чтобы

выбрать

форму,

соответствующую

задуманному

предмету:

из

семян

клена

делают

крылышки

стрекозы,

из

шишки – лесовика и пр. В процессе работы они знакомятся со свойствами

различных

материалов,

способами

их

обработки

и

соединения,

учатся

пользоваться

различными

инструментами.

Изготовление

задуманных

предметов

всегда

сопряжено

с

приложением

сил.

Ребенку

необходимо

проявить настойчивость, терпение, аккуратность, чтобы предмет получился

прочным,

имел

опрятный,

наглядный

вид.

Все

это

оказывает

большое

воспитательное влияние на детей, формирует их эстетические чувства и

нравственно – волевые качества.

Характеристики детского труда:

Содержание труда реализуется в разных формах организации. В науке

разработаны и в практику внедрены разные формы организации труда детей

дошкольного

возраста:

поручения,

дежурства,

общий,

совместный,

коллективный труд.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого, выполнить

какое-либо

трудовое

действие.

Поручение

является

первой

формой

организации

трудовой

деятельности.

Исследованию

данной

формы

были

посвящены исследования В.Г. Нечаевой, А.Д. Шатовой (1974).

Трудовые

поручения по

форме

организации

м о г у т

б ы т ь

индивидуальными,

подгрупповыми,

общими; по

продолжительности

кратковременными или длительными, постоянными или одноразовыми; по

содержанию – соответствовать видам труда.

Посредством

поручений

можно

решать

задачи

не

только

трудового

воспитания, но и нравственного, физического, умственного и эстетического.

Поручения

в

младших

группах

используются

для

поддержания

интереса к труду, желания трудиться; для обучения трудовым умениям и

навыкам,

для

формирования

у

детей

уверенности

в

своих

силах

и

способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослым; для

подготовки к другим формам организации труда.

Воспитатель предлагает детям через отдельные поручения оказывать

друг другу помощь, услуги («Отодвинуть стульчик, чтобы Наташе было легче

пройти к игрушкам», «Помогите друг другу засучить рукава» и т.д.). Так дети

привыкают

понимать

общественную

направленность

выполняемых

поручений и овладевают способами доброжелательных взаимоотношений.

Они также учатся доводить дело до конца, видеть результаты своих трудовых

усилий.

Глава

2.

Экспериментальные

исследования

формирования

трудовых умений через трудовые поручения

Анализ

статьи

Черкасовой

показал,

что

для

начала

нужно

изучить

возможности

детей.

Затем

организовать

трудовые

поручения

с

простых

заданий индивидуально. Предварительно показывать и объяснять важность

определенного поручения.

В первой половине года ставить перед собой цель: воспитывать умение

выполнять задание, независимо от того нравиться оно или нет.

Если

ребенок

не

хочет

выполнять

поручение,

предложить

ребенку

посмотреть, как это делает другой ребенок. В итоге, ребенок сам изъявляет

желание.

Давать

оценку

труда

детей,

применяя

разнообразные

приемы:

поощрение, привлечение внимания всего коллектива, использование игровых

приемов.

При

оценки

всегда

находил

что-то

положительное,

даже

если

ребенок самостоятельно не справляется с заданием. Знал, что игровой прием

заинтересовывает ребенка, стараться использовать его чаще.

Организовывая

трудовое

поручение,

подбирать

такие

поручения,

которые

способствовали

бы

нравственному

воспитанию

детей.

В

нравственном воспитание огромное значение имеет труд в природе, где дети

сами ухаживают за растениями, за рыбками, птицами. Поощрять проявление

трудолюбия, стремление действовать самостоятельно.

Я согласна с ней, что работа в детском саду, должна находить свое

продолжение в семье. Чтобы закрепить у детей такие качества, как желание

трудиться, готовность сделать что-нибудь хорошее для окружающих, ведь во

многом воспитание трудолюбия зависит и от семьи.

Исследовательская работа Крулехт показала, что занятие по трудовому

обучению

всегда

проводится

после

наблюдения

трудового

процесса

у

взрослых. Более подробно она описывает методику занятия по трудовому

воспитанию. Согласна с ней, что начинать занятие следует с проблемной

ситуации, так как игровой прием заинтересовывает детей, и в конце можно

подвести итог, например: «Мы помогли кукле Почемучке накрыть на стол,

теперь он будет расставлять посуду правильно», здесь еще идет закрепление

трудовых умений.

Показывая трудовой процесс, взрослый постоянно активизирует детей,

использует их знания о трудовом процессе.

Знания и умения полученные на занятиях закрепляются в упражнениях.

Занятия по трудовому воспитанию позволяют детям в минимальные

сроки

освоить

трудовые

процессы,

так

как

взрослый

целенаправленно

формирует рациональные способы их осуществления.

Осознание детьми успеха в освоении трудового процесса, достижении

результатов

труда

обеспечивает

устойчивое

повышение

интереса

к

собственному труду.

Особенность поручения по мнению Шатовой, является все поручения,

которые исходят из взрослого, в них заключена четкая направленность на

получение

результата,

конкретно

определена

задача.

Я

с

ней

полностью

согласна,

так

как

они

представляют

широкие

возможности

для

индивидуальной

работы

с

детьми.

В

процессе

выполнения

ребенком

поручения

удобно

осуществлять

контроль

за

правильностью

работы,

наличием трудовых навыков и умений, отношением ребенка к полученному

делу, умением доводить работу до конца.

Пронаблюдав за детьми своей группы, Шатова пришла к выводу, что

большинство ребят от 3 до 5 лет при выполнении поручений ориентируются

на требование педагога.

В совместной деятельности взрослый имеет возможность осуществлять

контроль за ребенком незаметно.

В

процессе

овладения

навыком

выполнения

трудовых

поручений

ребенок должен осознать их цели и задачи, способы действий, при этом

воспитатель использует приемы показа и объяснения и усиленный контроль.

Шатова правильно подметила, что индивидуальные поручения можно

давать не одному, а нескольким детям, но только в том случае, если дети уже

имеют некоторый опыт работы и не требуют постоянного вмешательства и

внимания

педагога.

При

этом

необходимо

показать

несложные

приемы

работы всем детям одновременно.

Необходимо замечать детскую инициативу, так как здесь выполнение

детьми заданий организуется взрослым и это правильно. Правильно и то, что

необходимо поощрять ребенка за проявленную самостоятельность, так как

ребенок стремится трудиться, проявляет инициативу.

Анализ опыта Годиной показал, что методика трудового обучения детей

4

года

жизни.

Обеспечивающая

одновременно

нравственное

воспитание,

обусловлена

особой

организацией

деятельности

малышей.

Внимание

педагога направляется прежде всего на приобретение ими опыта выполнения

практических

действий.

У

детей

вырабатывается

умение

выполнять

несложное задание, действовать самостоятельно.

Година

обратила

внимание,

что

ребенок

интересуясь

трудовым

процессом, желает участвовать в нем, но не может это сделать, так как у него

нет нужных навыков и физических возможностей. Година предлагает, чтобы

не погасить интерес к труду взрослого, воспитатель должен вычленить те

действия в трудовом процессе, выполнение которых доступно ребенку.

Мартова взяла под основу овладения трудовыми навыками и умениями,

условия трудового воспитания в дошкольном учреждении и семье.

Приводила пример некоторых детей, которые не могли или сами не

хотели

справляться

с

коллективным

трудом.

Использовали:

показ,

объяснение, разъяснение. Приглашали родителей в детский сад понаблюдать

за детьми, дабы у них изменилось отношение к ребенку, приводили собрания

на тему организации труда в семье. Это вызвало дискуссию, что ребенок

слишком мал, или сделает все неправильно, будет мешаться. Была даже

создана папка – передвижка.

В

практической

части

мною

был

проведен

педагогический

эксперимент,

проводился

в

младшей

группе

ДОУ

№251.

Воспитатели:

Пожарицкая Анастасия Андреевна, Самойлова Екатерина Викторовна.

Провела

3

этапа

эксперимента:

констатирующий

эксперимент,

формирующий эксперимент, контрольный эксперимент.

Для проведения каждого этапа были созданы определенные условия:

выбрана диагностическая методика, определены критерии для определения

уровней сформированности трудовых умений у детей в групповой комнате,

раздевальной комнате созданы условия для выполнения детьми трудового

поручения, то есть весь материал, оборудование располагался в пределах

досягаемости детей.

2.1 Констатирующий эксперимент

Для него были подобраны вопросы для беседы с детьми по выявлению

у

них

трудовых

умений,

навыков

и

знаний

по

методике

разработанной

Куцаковой (Приложение №1).

Для

выявления

у

детей

трудовых

умений,

навыков

и

знаний

была

проведена беседа:

– Кто моет полы, вытирает пыль?

Первым ответил Максим.

– Помощник воспитателя, Елена Викторовна.

Затем все дети повторили ответ.

– А кто моет посуду и ставит ее в шкаф?

– Тоже Елена Викторовна! Ответили все дети хором.

– Кто убирает снег на участке?

– Дворник – ответила Полина.

– Правильно, а зачем снег убирают и подметают участок?

– Чтобы около детского сада было чисто, красиво сказал Сергей.

– И чтобы мы могли ходить, а если снега много, то мы не сможем

заходить в детский сад – добавил Максим.

– Скажи мне Лиза, кто сшил красивую одежду для кукол?

– Правильно, воспитатель. Скажите, а почему ничего нельзя бросать на

пол?

– Потому что Елена Викторовна подмела, а потом опять будет грязно в

группе, – ответил Владик.

– Тимур, скажи, а куда нужно складывать мусор?

Тимур показал мусорное ведро.

– Молодец, правильно, Илья покажи, как ты умеешь мыть руки?

Илья

подошел

к

раковине,

включил

воду

и

не

закатывая

рукава

принялся мыть руки, причем без мыла.

– Даша,

посмотри,

правильно

ли

он

моет

руки,

покажи

как

надо

правильно?

Даша не могла найти ошибку. Помог Максим.

– Нужно закатать рукава, а то они будут мокрые.

– Дети, скажите, а руки нужно мыть с мылом или нет?

– Да руки нужно мыть с мылом! – ответили все хором.

– Алиса, покажи как нужно застегивать пуговицы?

Алиса начала застегивать пуговицы начиная с середины. Сергей тут же

указал ей на ошибку. Пуговицы нужно застегивать снизу.

– Соня, скажи, а почему нельзя разбрасывать свои вещи?

Соня не ответила, не знала ответа.

– Ваня, помоги Соне, ответь на вопрос?

Ваня тоже не смог ответить. Дети ответили хором.

– Родион, скажи, что нужно сказать, когда тебе помогает кто-нибудь?

– Спасибо, – ответил Родион.

– Кто из вас помогает друг другу? И как?

– Я помогаю Соне застегивать пуговицы, – сказала Полина

– А ты, Лиза, помогаешь кому-нибудь?

– Нет.

– А почему?

Лиза пожала плечами.

– Нужно помогать друг другу, застегивать пуговицы, зашнуровывать

шнурки.

– Покажи, Тимур. Как ты разлаживаешь ложки?

Тимур, отказался.

– Покажи, Полина всем как нужно правильно разлаживать ложки!

– Молодец, Полина, правильно все сделала.

– Расскажи Лиза, как ты помогаешь няне.

– Я не помогаю няне.

– Почему?

Пожала плечами.

– Так, скажите дети, а как вы помогаете няне?

Ребята наперебой начали кричать.

– Подождите, давайте послушаем Алису!

– Я беру ложки и раскладываю их на столах.

– А что говорит няня?

– Она говорит, ты неправильно их разложила и показывает как надо.

– Покажи мне, Тимур, как надо вытирать листья у фикуса?

Тимур взял тряпку и провел по листьям.

– Ребята, посмотрите, правильно он вытирает пыль с листьев?

– Нет, нужно аккуратно поддерживать листья снизу и вытирать их, –

сказала Полина.

– Правильно, скажи Даша, а для чего надо протирать пыль?

– Чтобы они были чистыми!

– А еще зачем? Скажите, а растения живые?

– Да.

– Что необходимо растениям, чтобы они росли?

– Дышать!

– Правильно, значит растения необходимо поливать и вытирать с них

пыль, чтобы они были чистыми и смогли дышать!

– Скажите, а как называется это растение?

– Фикус, – крикнул Сергей.

– Правильно,

молодец!

Посмотрите

на

аквариум,

скажите,

как

называются эти рыбки?

Никто не ответил.

– Посмотрите, вот эта рыбка называется Тубби.

– Скажите, а зачем надо кормить рыбок?

– Потому что рыбы тоже хотят есть, – сказал Максим.

– Правильно, молодцы! Правильно ответили на все вопросы.

Критерии

определения

уровня

сформированности

трудовых

умений

ребенка

Высокий

Средний

Низкий

1 .

Р е б е н о к

самостоятельно

одевается и раздевается

в

о п р е д е л е н н о й

последовательности.

2. Ребенок без помощи

взрослого моет руки.

3.

Ребенок

помогает

няне накрыть на стол к

обеду

( р а с с т а в л я е т

посуду).

4.

Убирает

на

место

после игры игрушки.

5 .

С а м о с т о я т е л ь н о

кормит

животных

и

птиц.

1. Ребенок одевается с

помощью

взрослого

в

определенной

последовательности.

2.

При

напоминании

взрослого моет руки.

3.

Убирает

на

место

и г р у ш к и

п р и

напоминании.

4.С помощью взрослого

кормит

животных

и

поливает растения.

1 .

Н е п р а в и л ь н о

надевает одежду.

2. Не умеет мыть руки,

м о е т

т о л ь к о

п р и

помощи.

3. Накрывать на стол не

может самостоятельно.

4.

Убирает

игрушки

только

при

указании

взрослого.

5.

Не

интере сует ся

животными,

ухаживает

только

при

помощи

воспитателя.

Диагностическая карта трудовых умений детей

Ф.И.О.

ребенка

Одеван

ие

Умывани

е

Помощ

ь няне

Уборка

игруше

к

Самостоятельн

ое

кормление

животных

и

п т и ц

п о л и в

растений

Уровен

ь

1.

Полина С

.

2.

Ваня П.

+ –

+

+

+ –

-

+

+

+

+ –

-

+ –

+ –

+

+

+ –

+ –

+

+ –

+

+ –

+ –

+

+

+ –

+

С

В

В

С

Н

3.

Максим П

.

4.

Соня Г.

5.

Родион К

.

6.

Алиса С.

7.

Лиза М.

8.

Сергей К

.

9.

Владик К

.

10.

Даша Г.

-

-

+

+ –

+ –

+ –

+ –

+

+ –

+ –

-

-

+ –

+ –

-

+

+

+ –

+

-

-

-

+

+

-

Н

Н

С

С

Н

2.2 Формирующий эксперимент

План работы с детьми по формированию трудовых умений в разных

видах труда.

В

формирующем

эксперименте

я

проводила

работу

с

детьми

по

организации

поручения

в

разных

видах

труда.

Сначала

составила

план

работы.

Содержание трудовых поручений

Первая

половина

дня

Коллектив

детей

Вторая половина дня

Коллектив

детей

Самообслуживание

1 .

П о м о ч ь

товарищу

расстегнуть

пуговицу.

2 .

П о п р а в и т ь

одежду в шкафах

1

1

1.

Помочь

сверстнику

одеть колготки.

2 .

Р а з в я з ы в а т ь

шнурки.

3.

Поставить

в

шкаф

забытую обувь.

1

1

1

Хозяйственно – бытовой труд

1 .

В ы т е р е т ь

полочку от пыли.

2 .

Р а з д а т ь

карандаши

д л я

рисования.

3.

Помочь

няне

расставить

игрушки.

2

2

1

1. Собрать игрушки по

окончанию прогулки

2.

Собрать

бумаги

с

пола.

3. Вынести на участок

небольшие игрушки

2

1

2

Труд в природе

1 .

П о к о р м и т ь

рыбок.

2

1.

Полить

комнатные

растения.

2. Вынести на участок

к о р м

з и м у ю щ и м

птицам

2

2

В первый же день нашего пребывания на педагогической практике в

первой

половине

дня,

после

обеда

я

укладывала

детей

спать.

Дети

самостоятельно раздевались и укладывались спать. Но некоторые дети не

могли самостоятельно расстегнуть пуговицу. Дала поручение Ване П. помочь

Алисе, расстегнуть пуговицы. Ваня с удовольствием выполнил поручение.

Обратила

внимание

детей,

что

мальчики

должны

помогать

девочкам.

Похвалила

Ваню:

«Посмотрите,

какой

Ваня

молодец!

Помог

Алисе

расстегнуть пуговицы».

После занятия, многие дети играли. Я решила дать поручение Сергею

К. Попросила его посмотреть в коридоре все ли у нас чисто, все ли лежит на

своем месте. Шкафчик Лизы был приоткрыт и из шкафа торчали рукава ее

куртки. Он посмотрел, увидел это и сказал «Лиза не закрыла дверь своего

шкафчика». Попытался ее закрыть, но рукава куртки мешали. Предложила

ему, попробовать убрать рукав куртки, то есть поправить ее. Выполнил все

правильно. Дверь закрылась: «А теперь посмотри, и скажи все ли у нас лежит

на

своем

месте,

все

ли

лежит

аккуратно?»

Он

ответил

утвердительно.

Поблагодарила его: «Молодец, Сергей! Теперь у нас чисто и красиво. Нужно

всегда поддерживать чистоту не только дома, но и в группе и даже на улице».

После сна все начали одеваться. Многие оделись, а некоторые еще не одели

колготки. Я сказала вслух, что кто оделся пусть поможет другим. Максим,

который уже стоял со стулом, подошел к Даше и начал ей помогать одеваться.

Рассказал,

что

ей

необходимо

одеть

сначала.

Я

сказала

вслух:

«Ребята,

посмотрите на меня, скажите, что нужно надевать сначала». Ответил Максим:

«Колготки, носки, шорты, майку». «Вот именно, ребята, одеваться нужно в

определенной последовательности, чтобы было одевать вещи было удобно,

посмотрите как сейчас одевается Полина, сначала она надевает колготки,

затем носочки и сандалии. А Максим у нас сегодня молодец, он помог Даше,

одеть колготки правильно!».

После прогулки многие дети буквально вбежали в группу. Все быстро

начали

снимать

обувь

не

развязывая

шнурки:

«Ребята,

а

почему

вы

не

развязываете шнурки, ведь потом вам трудно будет ее развязать, как только

вы

пришли

с

улицы

необходимо

не

снимать

обувь,

а

сначала

развязать

шнурки,

и

вам

так

будет

удобно

снимать

обувь».

Все

сели,

ведь

обувь

снимают и одевают сидя, посмотрите у всех шнурки завязаны бабочкой.

Потяните

один

конец

шнурка

и

аккуратно

двумя

руками

развязывайте

шнурки. Объясняю детям совместно с показом. У Алисы не получалось, а

Владик сказал, что у него на обуви нет шнура, она на заклепке. Дала ему

поручение помочь Родиону развязать шнурки, но не только развязать, но и

показать как это делать. Остальные правильно, сами, развязали шнурки.

Похвалила Владика, сказав, что он все сделал правильно.

Все переоделись, осталась только Соня. Она одевала сменную обувь.

Попросила ее посмотреть не оставил ли кто одежду или обувь, все ли в

раздевалке

в

порядке.

Она

посмотрела

по

сторонам

увидела

кем-то

оставленную обувь, подбежала к ней и вспомнила, чья она. Вспомнив, что

обувь Даши. Она положила ее в шкаф. Похвалила ее: «Молодец, Соня!

Помогла мне, а ведь если бы ты ее не заметила Даша искала бы ее». Даше

напомнила, что необходимо свои вещи класть в шкаф.

Поручения в хозяйственно – бытовом труде – вытереть полочку от пыли

я взяла всех детей. После занятия принесла теплой водички, тряпочки и

предложила детям убраться в группе – помыть игрушки, вытереть полочки.

Родиону и Полине дала поручение вытереть полочки от пыли, а Сергею и

Даше

расставить

игрушки,

остальные

моют

игрушки.

Все

принялись

за

работу, помогала детям, показывала как нужно правильно мыть игрушки,

дети

с

заданием

справлялись.

Родион

и

Полина

вытирали

полочку,

им

показала как необходимо вытирать полочку.

После того как все игрушки были вымыты, полки протерты от пыли, а

игрушки расставлены, похвалила всех детей.

На занятие мне нужно было раздать карандаши и альбомные листы.

Попросила

Алису

и

Ваню

помочь

мне

разложить

необходимые

принадлежности по количеству детей. Ваня положил на каждого ребенка по

одному

карандашу,

а

Алиса

разложив

листы

обнаружила

у

себя

два

оставшихся листа, но я ей дала столько листов сколько было детей. «Алиса,

пройди еще раз вдоль столиков и посмотри, чтобы на каждого ребенка было

по одному листу. Лист должен лежать около карандаша». Алиса прошла

вдоль столов увидела свою оплошность и исправила ее. Похвалила детей.

Одевая детей на прогулку я спросила у них не хотят ли они взять на

прогулку игрушки. Все согласились и тут же начали спорить кто понесет

игрушки. Распорядилась: «Мальчики – Максим и Владик вынесут игрушки на

прогулку. Полина вынесет мячик. Девочки после окончания соберут игрушки

и сложат в корзину. Сергей и Родион занесут корзину в группу. «А, я?» –

спросил Ваня, – «А, ты Ваня, будешь держать дверь, чтобы мальчики смогли

вынести корзину» – закончила я. Когда надо было собирать в группу. Родион

стоял около корзины и ждал пока девочки соберут игрушки и складут их в

корзину, чтобы занести в группу. Показала как нужно складывать игрушки,

предварительно стряхнув их. Похвалила всех детей.

К концу нашей практики в первой половине дня организовала труд в

природе. Подвела всех детей к аквариуму и спросила кого они там видят?

Чем питаются рыбки? Показала корм. Спросила у них не хотят ли они

покормить рыбок. Показала как это необходимо сделать. По очереди дети

кормили рыбок, рассматривали их. Похвалила детей.

Во второй половине дня у меня было задание по плану труд в природе.

Принесла теплой водички. Тряпочку, опрыскиватель. С детьми мы вытирали

пыль с растений, поливали их, рыхлили. Я показывала дети повторяли. С

показом объясняла детям, что нужно растениям. «Молодцы, дети, хорошо

справились с заданием. Необходимо поливать комнатные растения не только

в группе, но и дома».

В течении практики, я ежедневно давала детям поручения те о которых

написала выше с целью закрепления трудовых умений детей, чтобы вызвать

положительное отношение к труду старалась чаще поощрять детей.

Свою

работу

проводила

в

контакте

с

семьей,

консультировала

родителей по трудовому воспитанию, беседовала с ними о том как они

воспитывают у детей самостоятельность в самообслуживании.

2.3 Контрольный эксперимент

В

контрольном

эксперименте

я

провела

снова

диагностику

сформированности у детей трудовых умений, при этом использовала ту же

диагностическую

методику,

что

и

в

констатирующем,

то

есть

методику

Куцаковой.

Результаты диагностики оформила в диагностической карте.

Ф.И.О.

ребенка

Одеван

ие

Умывани

е

Помощ

ь няне

Уборка

игруше

к

Самостоятельн

ое

кормление

животных

и

п т и ц

п о л и в

растений

Уровен

ь

1.

Полина С

.

2.

Ваня П.

3.

Максим П

.

4.

Соня Г.

5.

Родион К

.

6.

Алиса С.

7.

Лиза М.

8.

Сергей К

.

9.

Владик К

.

10.

Даша Г.

+

+

+

+

+ –

+ –

+ –

+

+

+ –

+

+

+

+ –

+ –

+ –

+ –

+

+ –

+ –

+

+

+

+

+

+ –

+ –

+

+

+ –

+

+

+ –

+

+ –

+

+

+

+

+ –

+ –

+

+

+ –

+

+ –

+ –

+ –

+

+ –

В

В

В

С

С

С

С

В

Н

Рис.1. Результаты проведение диагностики на констатирующем этапе

Рис.2. Результаты проведение диагностики на контрольном этапе.

Заключение

Изучив

научную

и

методическую

литературу

по

формированию

у

младших дошкольников трудовых умений. Я пришла к выводу, что поручения

в

младших

группах

использовались

для

поддержания

интереса

к

труду,

желания трудиться; для обучения трудовыми навыками и умениями, для

формирования

у

детей

уверенности

в

своих

силах

и

способностях;

для

удовлетворения

потре6ности

в

общении

со

взрослым;

для

подготовки

к

другим формам организации труда.

Анализ передового опыта по данной проблеме, показал, что для начала

необходимо

изучить

возможности

детей.

Затем

организовывать

трудовые

поручения

с

простых

заданий

и

индивидуально,

причем

необходимо

заинтересовать детей. Также необходимо показывать и объяснять важность

определенного

поручения.

Можно

использовать,

показывая

трудовой

процесс, их знания о трудовом процессе, тем самым активизировать детей.

В

конце

поручения

необходимо

давать

положительную

оценку,

независимо от того правильно ли сделал ребенок, похвалить его. Огромное

значение придается и инициативе ребенка если он захотел, что-то сделать. Он

просит

воспитателя,

например:

полить

комнатные

растения,

просит

у

воспитателя

лейку,

водички

как

бы

просит

разрешения,

или

какой-то

трудовой процесс делает сам, а воспитателю необходимо поддерживать его

инициативу, самостоятельность.

Необходимые условия для овладения трудовыми навыками и умениями

должны быть не только в дошкольном учреждении, но и в семье.

Мною в экспериментальном исследовании формирования умений через

трудовые поручения были проведены 3 этапа эксперимента: констатирующий

эксперимент, формирующий эксперимент и контрольный эксперимент.

Литература

1.

Аванесова В.Н., Воспитание и обучение детей в разновозрастной группе –

М.: Просвещение – 1979

2.

Бученко П.Н.,

Воспитание

самостоятельности

в

труде

Васильева М.А.,

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста – М.: Просвещение – 1984

– 55–59 с.

3.

Буре Р.С., Воспитание дошкольников в труде – М.: Просвещение, 1971

4.

Буре Р.С., Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду – М.:

Просвещение, 1987 – 194 – 195 с.

5.

Буре Р.С., Година Г.И., Учите детей трудиться – М.: 1983.

6.

Воспитание детей в труде // Нечаева В.Г. – М.: Просвещение – 1983.

7.

Воспитание детей третьего года жизни // Нечаева В.Г. – М.: Просвещение

– 1965.

8.

Воспитание

и

обучение

детей

младшего

дошкольного

возраста //

Година Г.Н., Пилючиной Э.Г., М.: Просвещение – 1987.

9.

Галлер Л.А., Все начинается с примера – Минск – 1982.

10. Гулегенова Л.Т., На детском огороде // Дошкольное воспитание – 1997 –

№6.

11. Дошкольная педагогика // Ядешко В.Н., Сохина Ф.А., М.: Просвещение –

1978 – гл. 14 – 276 – 292 с.

12. Ильина Р.А.,

Во спитание

трудолюбия

и

любви

к

природе //

Васильева М.А.: Просвещение – 1984 – 51 – 55 с.

13. Козлова С.А., Куликова Т.А., Дошкольная педагогика – М.: Просвещение –

2001 – 174 с.

14. Козьменко А.,

Организация

дежурства

и

их

роль

в

воспитании //

Дошкольное воспитание – 1987 – №12 – 12–16 с.

15. Кокорева Н.Н.,

Бондаренко А.К.,

Любить

труд

на

родной

земле

М.:

Просвещение – 1987.

16. Куцакова Л., Дошколята трудятся // Дошкольное воспитание – 1993 – №8

– 26–33 с.

17. Куцакова Л.,

Конструирование

и

ручной

труд

в

детском

саду

М.:

Просвещение – 1990.

18. Маркова Т.А., Воспитание трудолюбия у дошкольников в семье – М.:

Просвещение – 1991.

19. Сергеева Д.В., Воспитание детей в процессе трудовой деятельности – М.:

Просвещение – 1987.

20. Урунтаева Г.А., Диагностика психических особенностей дошкольников –

М.: Академия – 1996 – 96 с.



В раздел образования