Автор: Шешукова Галина Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 7
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: "Организация сопровождения детей в детском саду"
Тема: Консультация для родителей "Организация сопровождения детей в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Организация сопровождения детей в детском саду .
В
научной
психолого-педагогической
литературе
термин
сопровождение
чаще
всего
конкретизируют
-
психолого-педагогическое
сопровождение. Впервые понятие «сопровождение» введено в отечественную
науку петербургскими учеными Л.М. Шипицыной, Е.И.Казаковой [Ошибка:
источник перекрёстной ссылки не найден]. Сопровождение они понимают
как помощь ребенку в принятии решений в проблемных ситуациях.
В толковом словаре русского языка указывается: «Сопровождать -
значит идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого»
[Ошибка:
источник
перекрёстной
ссылки
не
найден].
Сопровождение
субъекта образовательного процесса по его образовательному маршруту - это
движение вместе с ним, рядом с ним, иногда - чуть впереди, если надо
объяснить
смыслы
и
возможные
пути
[Ошибка:
источник
перекрёстной
ссылки не найден, с. 7].
Сопровождающий внимательно приглядывается и
прислушивается к своему спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует
достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным
примером
ориентироваться
в
новых
знаниях
и
открывающихся
возможностях, понимать и принимать себя и ребенка таким, какой он есть,
быть
готовым
к
открытому
обсуждению
имеющихся
проблем.
При
этом
сопровождающий
не
должен
пытаться
контролировать,
навязывать
свои
способы
решения
проблем
и
ориентиры.
Осознанный
в ы б о р ,
самоопределение, поиск собственного смысла образования - что право и
обязанность каждой личности [Ошибка: источник перекрёстной ссылки не
найден, c. 129].
Традиционно выделяют следующие виды (направления) работы по
психолого-педагогическому
сопровождению:
профилактика,
диагностика,
развивающая и коррекционная работа, консультирование, просвещение. Все
направления взаимосвязаны и выступают в неразрывном единстве.
Содержание сопровождения родителей в период адаптации детей к
детскому
саду
всегда
предполагает
взаимодействие
педагога
и
ребенка,
педагога и родителя, обеспечивающее успешность социализации ребенка и
семьи в целом.
И
если
взаимодействие
в
диаде
«педагог-ребенок»
предполагает
организацию
образовательного
процесса
с
учетом
возрастных,
психофизических
особенностей
детей,
их
склонностей,
способностей,
интересов, потребностей и направлено на сохранение и укрепление здоровья,
интеллектуально-личностное
развитие
каждого
ребенка.
Для
выполнения
задачи
всестороннего
развития
воспитателями
создаются
условия,
направленные
на
обогащение
детской
деятельности,
проводятся
целевые
прогулки,
наблюдения,
игры,
организовывается
разнообразная
самостоятельная деятельность детей в соответствии с режимом дня.
Особый
характер
предполагает
взаимодействие
в
диаде
«педагог-
родитель». Данное взаимодействие педагога образовательного учреждения с
родителями
и
законными
представителями
интересов
ребенка
осуществляется
в
целях
повышения
ответственности
родителей
за
воспитание и здоровье детей, повышения их педагогической и социально-
психологической
компетентности.
При
этом
основными
задачами
во
взаимодействии в данной диаде являются [Ошибка: источник перекрёстной
ссылки не найден, с. 8]:
установление
партнерских
отношений
с
семьей
каждого
воспитанника;
объединение усилий для развития и воспитания детей;
создание
атмосферы
взаимопонимания,
общности
интересов,
эмоциональной взаимоподдержки;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
поддержка
их
уверенности
в
собственных
педагогических
возможностях.
В работе с родителями как в период адаптации, так и в дальнейшем на
протяжении
всего
периода
воспитательного
процесса
в
дошкольном
учреждении,
воспитатели
и
администрация
учреждения
проводят
следующую работу:
формируют
у
родителей
знания
и
умения
необходимые
для
воспитания детей (о возрастных анатомо-физиологических и психических
особенностях
детей,
о
содержании,
методах
и
условиях
правильного
воспитания в семье),
помогают преодолевать трудности,
устанавливают единство педагогических воздействий на ребенка,
и контроль за правильным его воспитанием,
пропагандируют и используют опыт семейного воспитания, что
позволяет предупредить и избежать возможные ошибки.
Необходимое условие успешной адаптации ребенка к детскому саду
является согласованность действий родителей и воспитателей, сближение
подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и детском саду.
Активное взаимодействие семьи и педагогов является важнейшим условием
для успешной адаптации ребенка к условиям детского сада.