Автор: Беляева Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №8
Населённый пункт: Орловская область, г. Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации детей раннего возраста в рамках реализации комплексной образовательной программы «Теремок»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение
детский сад комбинированного вида №8 г. Орла
Обеспечение эмоционального комфорта и успешной
адаптации детей раннего возраста в рамках реализации
комплексной образовательной программы «Теремок»
Подготовила : Воспитатель: Беляева.О.В.
Г.Орел 2020 уч.год.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования
важнейшей является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в
том числе их эмоционального благополучия.)
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Эмоции не
поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости
от изменяющихся в процессе деятельности отношений человека к окружающему. Нельзя
произвольно «по заказу» вызвать у себя то или иное чувство. Они не подвластны воле,
они –своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать
через деятельность, в которой они проявляются и формируются.
Более эмоционального существа, чем маленький ребенок, трудно найти. Л.С Выготский
называл ребенка раннего возраста «ярким образцом эмоционального типа поведения.
Очень редко такого ребенка можно застать в состоянии нейтральном, очень редко он
уравновешен, почти всегда находится во власти положительных или отрицательных
эмоций. Ребенок в эту пору легко переходит от смеха к слезам, от явной радости и
удовольствия к отчаянному крику и огорчению…»
Уже второй год мы работаем по образовательной программе «Теремок» для детей от двух
месяцев до трех лет. Цель данной программы- создание в образовательной среде
оптимальных условий для деятельного освоения детьми социокультурного опыта по
вектору амплификации развития с учетом возрастных возможностей, индивидуальных
особенностей и образовательного запроса семьи.
Посетив в городе Москве 1 Всероссийскую научно-практическую конференцию:
современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развития
образования (наша секция называлась «ранний возраст: от научной концепции к
программе «Теремок» и педагогической практике»), мы пришли к следующему, очевидно,
что для дошкольного периода в целом и особенно раннего дошкольного детства
эмоциональный комфорт является важнейшей составляющей. Также одной из ключевых и
первых задач в программе- «поддержка чувства базового доверия к миру, обеспечению
эмоционального комфорта».
В первые годы жизни происходит интенсивное эмоциональное развитие ребенка. Именно
в этот возрастной период его психика развивается очень динамично. У него существует
повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих. Дети учатся тому,
что будут использовать в дальнейших ситуациях. Если в этом возрасте общение взрослых
и детей будет доброжелательное и искреннее, то дети будут доверять своим близким, а-
это в подростковом возрасте- это дорогого стоит!
Программа «Теремок» предлагает модель развития взаимоотношений педагогов и детей в
образовательном пространстве: от воздействия (1 этап) к содействию (2 этап) и
сотворчеству (3 этап).
Эмоционально-развивающая среда-это специально построенная система педагогических
условий организации жизнедеятельности дошкольников. Маленький ребенок особенно
испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и
внимание окружающих.
Решающую роль в создании эмоционального комфорта в ДОО принадлежит нам-
воспитателям. От нашего настроения, поведения, эмоций и даже нашей интонации речи
зависит как будет построен процесс развития эмоциональной сферы детей раннего
возраста.
Маленькому ребенку, переступающего порог детского сада необходимо принять «новый
мир» с новым окружением и новым пространством, т.е приспособиться или
адаптироваться. Как же сделать, чтобы детский сад стал теплым и уютным домом для
каждого ребенка?
Мы поставили перед собой следующие задачи:
1.Установление эмоционального контакта, снятие психологического напряжения на этапе
адаптации.
2.Побуждение к эмоциональному отклику на игровое занятие и участию в совместной
игре.
3.Формирование эмоционально- положительного отношения к окружающим, предметам,
обстановке.
Для расширения культурных практик (повседневных и привычных апробаций новых видов
деятельности) ребенка раннего возраста, особенно в период адаптации, значимы такие
виды и формы активности как: свободные действия с различными предметами и
материалами, наблюдения и опыты, собственные пробы и ошибки, спонтанное
изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, конструирование из
разных материалов и мн.др). Для этого мы тщательно продумали комфортную
предметно-развивающую среду, в соответствии с потребностями раннего возраста:
сенсорные доски и домики, яркие игрушки, сделанные из разных материалов, различные
виды наборов строительного материала. Пространство центра книги специально
оборудовано для ознакомления детей с художественной литературой и фольклором и
местом для совместных игр, развивающих предпосылки к театрализованной
деятельности. Использование различных театральных вариаций дает возможность
красочно и зримо представить содержание любых знакомых сказок , рассказов,
стихотворений. Все игрушки размещены на открытых стеллажах. Стараемся производить
замену игрушек периодически, организовываем игровые зоны, так чтобы была
возможность подойти по 5-6 человек, а также учитываем возможность совместной
деятельности взрослого и ребёнка.
Особое внимание уделяем сенсорным играм и упражнениям. В непринужденной форме
дети выполняют различные игровые действия с пришепками , с песком и водой,
природными материалами и крупами, которые периодически меняем.
Доказано, что игры с песком и водой не только благотворно влияют на эмоциональное
детей, особенно в период адаптации, но и как-бы заземляют негативную энергию. Центр
песок- вода мы расположили так, чтобы дети могли подойти к месту игру с любой
стороны; у нас есть непромокаемые фартучки, резиновые и пластиковые игрушки для игр
с песком и водой. Манипуляции с песком, как с мокрым так и с сухим успокаивает
импульсивных, чересчур активных и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных
малышей. Активно используем следующие игры: рисуем на песке пальчиками (высокие и
низкие горы; широкие и узкие ручейки) сопровождаем словами: «строим горы из песка,
над горами облака или « а вот малый ручеёк ни широк и не глубок.»
На этапе адаптации стараемся подобрать такие игры, которые формируют
эмоциональный контакт, доверие к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в нас доброго,
всегда готового прийти на помощь человека, а иногда и заменить маму, проявляя
материнские функции: пожалеть, приобнять, взять на руки, посадить на колени, но и в
тоже время -интересного партнёра в игре! Игра в программе «Теремок» рассматривается
как средство снятия негативных переживаний, поддержка положительных эмоций.
Эмоциональное общение в ходе совместных действий в период адаптации, проводим
через контакт «глаза в глаза», это помогает чувствовать ребёнку себя в общении более
уверенным, устанавливается эмоциональный контакт.
Дети раннего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они
могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом
оставаться совершенно равнодушными к состоянию к и настроению другого ребёнка.
Наша задача научить общаться и такое общение закладывается в адаптационный период.
Для этого предлагаем следующие игры: «Передай колокольчик», «Мяч в кругу», «Зайка
попляши и другого отыщи», «Огуречик -огуречик» и др. Не оставляем без внимания и
режисерские игры. Для этого используем сюжетные игрушки и предметы-заместители.
Планируя свою работу, мы стремимся не только научить детей чему-то нужному,
полезному, но и тому, чтобы каждому ребёнку в группе было по-настоящему комфортно,
радостно весело, чтобы его всего ждали хорошие события в течении дня.
Положительными эмоциями для детей служит интерес к познавательной деятельности. К
занятиям обязательно продумываем «эмоционально-окрашенные задачи, которые
способствуют повышению эмоционального тонуса, снимают эмоционально-мышечное
напряжение». Игры имитации: «Кошечка», «Лошадка», «Маленькие ножки бегут по
дорожке» вызывают положительные отношения к игре и стимулируют эмоциональное
восприятие ближайшего и воображаемого окружения.
Во 2 половине дня у нас сложилась традиция, собраться в круг и поговорить кого и за что
можно похвалить. Рассказываем что-то хорошее о каждом ребёнке: кто-то помог убрать
игрушки, кто-то поделился своей игрушкой, кто-т быстро заснул или помог застегнуть
сандалики и т. п. Каждый ребёнок слышит о себе что-то положительное, все дети
понимают что у всех есть какие достоинства, а это в свою очередь даёт детям уверенность
в собственной значимости, повышает самооценку.
Обязательно стараемся каждого ребёнка задействовать в подвижных играх,
коммуникативных играх, во время режимных моментов («Угадай кто позвал?» «Чудесный
мешочек» «Что бывает сладким, кислым, солёным?»). Элементарные поручения
помогают освоить социальный опыт необходимый уже в совместной деятельности в
коллективе (это уже содействие). Обязательно при проведении игр учитываем
индивидуальные особенности детей. Если ребёнок капризничает, применяем метод
отвлечения или метод игнорирования., если ребёнок открыто конфликтует – стараемся
исключить провоцирующие ситуации, поднимаем статус такого ребёнка – делаем его
первым помощником (убирает карандаши, раскраски и т.д.)
Похвала – это основной способ дать понять ребёнку, что он сделал что-то хорошо. Хвалить
и поддерживать ребёнка необходимо, ребёнок должен чувствовать себя любимым,
значимым, замеченным. Но в тоже время ребёнка нужно хвалить правильно, не
переусердствовать, но и не скупиться. В своей работе мы руководствуемся следующими
правилами:
1.
Хвалим ребёнка за конкретные действия, стараемся хвалить так, чтобы он
понимал, что именно он сделал хорошо и почему вообще это хорошо.
2.
Подкрепляем похвалу невербальными действиями – улыбкой, обращением по
имени, ласковым прикосновением. Ребёнок должен понимать, что мы чувствуем,
что искренне обрадованы его поступком.
3.
Никогда не сравниваем с другими детьми.
4.
Не хвалим за каждую мелочь, иначе похвала потеряется.
Обязательно используем такие высказывания: «я горжусь тобой», «мне нравится»,
«спасибо», «ты сегодня самый внимательный»
Конечно же главные воспитатели для своих детей являются родители. Наша задача-
помочь, поддержать , дополнить и направить воспитательную деятельность родителей.
Если в семье ребёнка царит доброжелательность, любовь то ребёнок будет чувствовать
себя любимым, а если наоборот, где постоянные конфликты и ссоры вырастают дети с
внутренними проблемами. Поэтому мы систематически проводим индивидуальные
беседы, консультации, родительские собрания, рассказываем, что жизнь детей нужно
систематически обогащать разнообразными впечатлениями, сюрпризами, проведением
дней рождений, других семейных праздников и досугов, посещать различные
представления, кукольные театры и обязательно как можно чаще употреблять такие
выражения: «Ты самый любимый», «Какое счастье, что ты у меня есть».
Каждое маленькое его достижение, его успех дают ребёнку уверенность в себя в свои
силы, нужно повышать его самооценку словами: «я радуюсь твоим успехам», «как
красиво у тебя получилось». В условиях эмоционального благополучия, взаимной любви,
нежности и уважение к близким и окружающим, когда взрослые внимательны и
неравнодушны, только тогда дети испытывают чувство уверенности, защищённости и
развиваются как активные и уравновешенные.
Таким образом, учитывая один из главных принципов программы -принцип
амплификации, мы шаг за шагом, от одного этапа к другому создаем условия для
эмоционального комфорта, а сами являемся проводниками детей в мир человеческой
культуры.
Четкая, слаженная и продуманная работа педагогов и родителей, тесное взаимодействие-
залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста и их эмоционального
комфорта в ДОО.