Напоминание

Обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации детей раннего возраста в рамках реализации комплексной образовательной программы «Теремок»


Автор: Беляева Ольга Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №8
Населённый пункт: Орловская область, г. Орёл
Наименование материала: Статья
Тема: Обеспечение эмоционального комфорта и успешной адаптации детей раннего возраста в рамках реализации комплексной образовательной программы «Теремок»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

детский сад комбинированного вида №8 г. Орла

Обеспечение эмоционального комфорта и успешной

адаптации детей раннего возраста в рамках реализации

комплексной образовательной программы «Теремок»

Подготовила : Воспитатель: Беляева.О.В.

Г.Орел 2020 уч.год.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования

важнейшей является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей (в

том числе их эмоционального благополучия.)

Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Эмоции не

поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости

от изменяющихся в процессе деятельности отношений человека к окружающему. Нельзя

произвольно «по заказу» вызвать у себя то или иное чувство. Они не подвластны воле,

они –своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать

через деятельность, в которой они проявляются и формируются.

Более эмоционального существа, чем маленький ребенок, трудно найти. Л.С Выготский

называл ребенка раннего возраста «ярким образцом эмоционального типа поведения.

Очень редко такого ребенка можно застать в состоянии нейтральном, очень редко он

уравновешен, почти всегда находится во власти положительных или отрицательных

эмоций. Ребенок в эту пору легко переходит от смеха к слезам, от явной радости и

удовольствия к отчаянному крику и огорчению…»

Уже второй год мы работаем по образовательной программе «Теремок» для детей от двух

месяцев до трех лет. Цель данной программы- создание в образовательной среде

оптимальных условий для деятельного освоения детьми социокультурного опыта по

вектору амплификации развития с учетом возрастных возможностей, индивидуальных

особенностей и образовательного запроса семьи.

Посетив в городе Москве 1 Всероссийскую научно-практическую конференцию:

современное детство: психолого-педагогическая поддержка семьи и развития

образования (наша секция называлась «ранний возраст: от научной концепции к

программе «Теремок» и педагогической практике»), мы пришли к следующему, очевидно,

что для дошкольного периода в целом и особенно раннего дошкольного детства

эмоциональный комфорт является важнейшей составляющей. Также одной из ключевых и

первых задач в программе- «поддержка чувства базового доверия к миру, обеспечению

эмоционального комфорта».

В первые годы жизни происходит интенсивное эмоциональное развитие ребенка. Именно

в этот возрастной период его психика развивается очень динамично. У него существует

повышенная потребность в эмоциональном признании окружающих. Дети учатся тому,

что будут использовать в дальнейших ситуациях. Если в этом возрасте общение взрослых

и детей будет доброжелательное и искреннее, то дети будут доверять своим близким, а-

это в подростковом возрасте- это дорогого стоит!

Программа «Теремок» предлагает модель развития взаимоотношений педагогов и детей в

образовательном пространстве: от воздействия (1 этап) к содействию (2 этап) и

сотворчеству (3 этап).

Эмоционально-развивающая среда-это специально построенная система педагогических

условий организации жизнедеятельности дошкольников. Маленький ребенок особенно

испытывает потребность быть принятым, получить эмоциональную поддержку и

внимание окружающих.

Решающую роль в создании эмоционального комфорта в ДОО принадлежит нам-

воспитателям. От нашего настроения, поведения, эмоций и даже нашей интонации речи

зависит как будет построен процесс развития эмоциональной сферы детей раннего

возраста.

Маленькому ребенку, переступающего порог детского сада необходимо принять «новый

мир» с новым окружением и новым пространством, т.е приспособиться или

адаптироваться. Как же сделать, чтобы детский сад стал теплым и уютным домом для

каждого ребенка?

Мы поставили перед собой следующие задачи:

1.Установление эмоционального контакта, снятие психологического напряжения на этапе

адаптации.

2.Побуждение к эмоциональному отклику на игровое занятие и участию в совместной

игре.

3.Формирование эмоционально- положительного отношения к окружающим, предметам,

обстановке.

Для расширения культурных практик (повседневных и привычных апробаций новых видов

деятельности) ребенка раннего возраста, особенно в период адаптации, значимы такие

виды и формы активности как: свободные действия с различными предметами и

материалами, наблюдения и опыты, собственные пробы и ошибки, спонтанное

изобразительное творчество (рисование, лепка, моделирование, конструирование из

разных материалов и мн.др). Для этого мы тщательно продумали комфортную

предметно-развивающую среду, в соответствии с потребностями раннего возраста:

сенсорные доски и домики, яркие игрушки, сделанные из разных материалов, различные

виды наборов строительного материала. Пространство центра книги специально

оборудовано для ознакомления детей с художественной литературой и фольклором и

местом для совместных игр, развивающих предпосылки к театрализованной

деятельности. Использование различных театральных вариаций дает возможность

красочно и зримо представить содержание любых знакомых сказок , рассказов,

стихотворений. Все игрушки размещены на открытых стеллажах. Стараемся производить

замену игрушек периодически, организовываем игровые зоны, так чтобы была

возможность подойти по 5-6 человек, а также учитываем возможность совместной

деятельности взрослого и ребёнка.

Особое внимание уделяем сенсорным играм и упражнениям. В непринужденной форме

дети выполняют различные игровые действия с пришепками , с песком и водой,

природными материалами и крупами, которые периодически меняем.

Доказано, что игры с песком и водой не только благотворно влияют на эмоциональное

детей, особенно в период адаптации, но и как-бы заземляют негативную энергию. Центр

песок- вода мы расположили так, чтобы дети могли подойти к месту игру с любой

стороны; у нас есть непромокаемые фартучки, резиновые и пластиковые игрушки для игр

с песком и водой. Манипуляции с песком, как с мокрым так и с сухим успокаивает

импульсивных, чересчур активных и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных

малышей. Активно используем следующие игры: рисуем на песке пальчиками (высокие и

низкие горы; широкие и узкие ручейки) сопровождаем словами: «строим горы из песка,

над горами облака или « а вот малый ручеёк ни широк и не глубок.»

На этапе адаптации стараемся подобрать такие игры, которые формируют

эмоциональный контакт, доверие к воспитателю. Ребёнок должен увидеть в нас доброго,

всегда готового прийти на помощь человека, а иногда и заменить маму, проявляя

материнские функции: пожалеть, приобнять, взять на руки, посадить на колени, но и в

тоже время -интересного партнёра в игре! Игра в программе «Теремок» рассматривается

как средство снятия негативных переживаний, поддержка положительных эмоций.

Эмоциональное общение в ходе совместных действий в период адаптации, проводим

через контакт «глаза в глаза», это помогает чувствовать ребёнку себя в общении более

уверенным, устанавливается эмоциональный контакт.

Дети раннего возраста еще не испытывают потребности в общении со сверстниками. Они

могут с интересом наблюдать друг за другом, прыгать, взявшись за руки, и при этом

оставаться совершенно равнодушными к состоянию к и настроению другого ребёнка.

Наша задача научить общаться и такое общение закладывается в адаптационный период.

Для этого предлагаем следующие игры: «Передай колокольчик», «Мяч в кругу», «Зайка

попляши и другого отыщи», «Огуречик -огуречик» и др. Не оставляем без внимания и

режисерские игры. Для этого используем сюжетные игрушки и предметы-заместители.

Планируя свою работу, мы стремимся не только научить детей чему-то нужному,

полезному, но и тому, чтобы каждому ребёнку в группе было по-настоящему комфортно,

радостно весело, чтобы его всего ждали хорошие события в течении дня.

Положительными эмоциями для детей служит интерес к познавательной деятельности. К

занятиям обязательно продумываем «эмоционально-окрашенные задачи, которые

способствуют повышению эмоционального тонуса, снимают эмоционально-мышечное

напряжение». Игры имитации: «Кошечка», «Лошадка», «Маленькие ножки бегут по

дорожке» вызывают положительные отношения к игре и стимулируют эмоциональное

восприятие ближайшего и воображаемого окружения.

Во 2 половине дня у нас сложилась традиция, собраться в круг и поговорить кого и за что

можно похвалить. Рассказываем что-то хорошее о каждом ребёнке: кто-то помог убрать

игрушки, кто-то поделился своей игрушкой, кто-т быстро заснул или помог застегнуть

сандалики и т. п. Каждый ребёнок слышит о себе что-то положительное, все дети

понимают что у всех есть какие достоинства, а это в свою очередь даёт детям уверенность

в собственной значимости, повышает самооценку.

Обязательно стараемся каждого ребёнка задействовать в подвижных играх,

коммуникативных играх, во время режимных моментов («Угадай кто позвал?» «Чудесный

мешочек» «Что бывает сладким, кислым, солёным?»). Элементарные поручения

помогают освоить социальный опыт необходимый уже в совместной деятельности в

коллективе (это уже содействие). Обязательно при проведении игр учитываем

индивидуальные особенности детей. Если ребёнок капризничает, применяем метод

отвлечения или метод игнорирования., если ребёнок открыто конфликтует – стараемся

исключить провоцирующие ситуации, поднимаем статус такого ребёнка – делаем его

первым помощником (убирает карандаши, раскраски и т.д.)

Похвала – это основной способ дать понять ребёнку, что он сделал что-то хорошо. Хвалить

и поддерживать ребёнка необходимо, ребёнок должен чувствовать себя любимым,

значимым, замеченным. Но в тоже время ребёнка нужно хвалить правильно, не

переусердствовать, но и не скупиться. В своей работе мы руководствуемся следующими

правилами:

1.

Хвалим ребёнка за конкретные действия, стараемся хвалить так, чтобы он

понимал, что именно он сделал хорошо и почему вообще это хорошо.

2.

Подкрепляем похвалу невербальными действиями – улыбкой, обращением по

имени, ласковым прикосновением. Ребёнок должен понимать, что мы чувствуем,

что искренне обрадованы его поступком.

3.

Никогда не сравниваем с другими детьми.

4.

Не хвалим за каждую мелочь, иначе похвала потеряется.

Обязательно используем такие высказывания: «я горжусь тобой», «мне нравится»,

«спасибо», «ты сегодня самый внимательный»

Конечно же главные воспитатели для своих детей являются родители. Наша задача-

помочь, поддержать , дополнить и направить воспитательную деятельность родителей.

Если в семье ребёнка царит доброжелательность, любовь то ребёнок будет чувствовать

себя любимым, а если наоборот, где постоянные конфликты и ссоры вырастают дети с

внутренними проблемами. Поэтому мы систематически проводим индивидуальные

беседы, консультации, родительские собрания, рассказываем, что жизнь детей нужно

систематически обогащать разнообразными впечатлениями, сюрпризами, проведением

дней рождений, других семейных праздников и досугов, посещать различные

представления, кукольные театры и обязательно как можно чаще употреблять такие

выражения: «Ты самый любимый», «Какое счастье, что ты у меня есть».

Каждое маленькое его достижение, его успех дают ребёнку уверенность в себя в свои

силы, нужно повышать его самооценку словами: «я радуюсь твоим успехам», «как

красиво у тебя получилось». В условиях эмоционального благополучия, взаимной любви,

нежности и уважение к близким и окружающим, когда взрослые внимательны и

неравнодушны, только тогда дети испытывают чувство уверенности, защищённости и

развиваются как активные и уравновешенные.

Таким образом, учитывая один из главных принципов программы -принцип

амплификации, мы шаг за шагом, от одного этапа к другому создаем условия для

эмоционального комфорта, а сами являемся проводниками детей в мир человеческой

культуры.

Четкая, слаженная и продуманная работа педагогов и родителей, тесное взаимодействие-

залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста и их эмоционального

комфорта в ДОО.



В раздел образования