Напоминание

Профессиональная компетентность учителя географии


Автор: Данчина Ирина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУСОШ № 18
Населённый пункт: п.Реттиховка, Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность учителя географии
Раздел: полное образование





Назад




Профессиональная компетентность

учителя географии

В условиях быстро меняющегося мира международные исследования отмечают

возникновение «общества глобальной компетентности», т.е. такого общества, которое

изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. Новое поколение

людей

вступает

и

живет

в

другом

мире

-

с

точки

зрения

научно-технической,

политической, .экономической, социальной и культурной сфер. Поэтому цели образования

должны быть максимально приближены к реалиям современного мира, должны быть

практическими инструментами, а не лозунгами и идеалами, т.е. сам процесс образования

представляется с позиций жизненной перспективы.

Новые

квалификационные

характеристики

должностей

работников

образования

требуют

от

учителя

владения

наравне

с

профессиональными

и

правовыми

компетентностями,

владение

и

информационными

и

коммуникативными

компетентностями.

Современные требования к педагогу при прохождении аттестации на первую и

высшую

категорию

следующие:

педагог

должен

владеть

современными

образовательными

технологиями

и

методиками

и

эффективно

применять

их

в

практической профессиональной деятельности;

При

составлении

портфолио

учителя

существует

один

из

разделов:Учебно-

материальная и техническая база, где должно быть описано наличие и владение

современными

ИКТ,

а

также

наличие

аудио-

и

видеопособий,

наличие

технических

средств

обучения

(телевизор,

видеомагнитофон,

музыкальный

центр,

проектор,

интерактивная доска

и др.), наличие компьютера и компьютерных средств обучения

(мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.),

Уже при составлении портфолио учитель должен быть продвинутым пользователем ПК,

чтобы понять такие требования как-общий объем материалов портфолио должен быть 30 -

70 страниц формата А4 (шрифт TimesNewRoman, кегль 12, междустрочный интервал

полуторный).

К

том у

же

с а мо

п о рт ф ол и о

п ед а го г а

о ц е н и в а е т с я

п о

с л е д у ю щ и м

показателям:Использование

современных

образовательных

технологий

в

учебно-

воспитательном процессе и методическая работа учителя.

Ну и непосредственно билеты ( для географов это Билет 13) содержат вопросы,

связанные

с

ИКТ:

Информационно-коммуникативные

технологии

как

ресурс

образовательного процесса. Цели и задачи использования ИКТ в преподавании предметов

обществоведческого цикла. Способы организации урока с использованием ИКТ. Способы

организации работы учащихся с применением ИКТ.

Отличительной

чертой

разрабатываемых

сегодня

образовательных

стандартов

является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на

основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».

Через несколько лет в старшую школу придут обучающиеся начальной школы,

которые

по

новому

Федеральному

Государственному

Образовательному

стандарту

в

результате

изучения всех

без

исключения

предметов на ступени начального общего

образования должны иметь

навыки, необходимых для жизни и работы в современном

высокотехнологичном

обществе.

Обучающиеся

должны

приобрести

опыт

работы

с

гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-

графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,

звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью

телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.

Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике,

проявлять

самостоятельность

в

постановке

задач

и

их

решении,

брать

на

себя

ответственность

при

решении

возникающих

проблем

составляют

основу

понятия

«компетентность». Компетентность педагога имеет несколько составляющих: предметная,

педагогиче ская,

психологиче ская

и

,

наконец

,

И К Т - ко м п е т е н т н о с т ь .

области компетентности

предметная

педагогическая

психология

ИКТ - компе-

тентность

Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его

профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является

ИКТ -компетентность.

Важно различать

ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.

ИКТ-грамотность

это

умение

«нажимать

на

кнопки»,

знания

о

том,

что

такое

персональный

компьютер,

программные

продукты,

компьютерные

сети

том

числе

Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их

использованием.

ИКТ-компетентность

не

только

использование

различных

информационных

инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической

деятельности.

Содержание ИКТ-компетентности учителя географии включает несколько уровней

по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.

1 уровень

знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету

(на

дисках

и

в

Интернете):

электронные

учебники,

атласы,

коллекции

цифровых

образовательных ресурсов в Интернете и т. д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы

на

компакт-дисках

по

географии»;,

«Единая

коллекция

цифровых

образовательных

ресурсов»;);

уметь

находить

и

демонстрировать

информацию

из

электронных

источников

(например,

использовать

материалы

электронных

учебников

и

других

пособий)

в

соответствии с поставленными учебными задачами;

• оценивать, отбирать информацию из электронных источников;

• осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.

2 уровень

извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с

учебными задачами;

• уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный

материал

из

имеющихся

источников,

обобщая,

сравнивая,

противопоставляя,

преобразовывая

различные

данные.

При

этом

надо

уметь

выбирать

инструменты

(текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов,

сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять

информацию в эффективном для решения учебных задач виде.

знать основные особенности и уметь применять специфические географические

программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, инструменты

для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор

интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).

Опыт

использования

на

уроке

цифровых

образовательных

ресурсов

показывает,

я

постепенно перехожу от применения готовых материалов к собственным разработкам

чаще всего на основе презентационных технологий. В такой ситуации резко возрастают

требования

к

профессиональной

компетентности

учителя,

поскольку

приходится

становится автором-разработчиком собственных цифровых учебных материалов.

Начиная использовать ИКТ на уроке использовала цифровые образовательные ресурсы по

географии на компакт-диска.

Однако, наступает момент, когда все доступные источники цифровых ресурсов уже

опробованы

на

уроке

(хороших

обучающих

ресурсов

для

уроков

не

много),

и

единственной возможностью дальнейшего профессионального роста является выход в

Интернет.

3 уровень

эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося

(программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т. д.);

уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра

имеющихся

учебных

ресурсов

и

инструментов,

сформировать

цифровое

портфолио

учащегося, собственное портфолио учителя;

уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде: направлять

электронную

информацию

определенной

аудитории

(учащимся,

родителям,

коллегам,

администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.

Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту,

сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного

редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка)

организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов

(олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.

Важная особенность всемирной сети Интернет заключается в том, что сеть – не только

источник

дополнительного

географического

содержания,

но

и

главнейший

источник

коммуникации.

Вывод

Усвоение

знаний,

связанных

с

большим

объёмом

цифровой

и

иной

конкретной

информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и

интересно

для

ученика,

чем

штудирование

скучных

страниц

учебника.

С

помощью

обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть

причины и следствия, понимать их смысл.

Компьютер

позволяет

устранить

одну

из

важнейших

причин

отрицательного

отношения

к

учёбе

неуспех,

обусловленный

непониманием

сути

проблемы,

значительными пробелами в знаниях.

В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий,

мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических

знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого

учащегося с учётом его возможностей.

Применение

ИКТ

позволяет

реализовать

идеи

индивидуализации

и

дифференциации

обучения.

Современные

учебные

пособия

созданные

на

основе

ИКТ

обладают

интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей

мере реализовать развивающую парадигму в образовании.

Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично

вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач

урока.

ИКТ не заменят учителя или учебник, но коренным образом меняют характер

педагогической деятельности.

Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать

те

возможности,

которые

нам

предоставляют

современные

Информационно

Коммуникативные

Технологии,

чтобы

повысить

эффективность

педагогической

деятельности.



В раздел образования