Автор: Данчина Ирина Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУСОШ № 18
Населённый пункт: п.Реттиховка, Приморского края
Наименование материала: статья
Тема: Профессиональная компетентность учителя географии
Раздел: полное образование
Профессиональная компетентность
учителя географии
В условиях быстро меняющегося мира международные исследования отмечают
возникновение «общества глобальной компетентности», т.е. такого общества, которое
изменяет как глобальную экономику, так и статус системы образования. Новое поколение
людей
вступает
и
живет
в
другом
мире
-
с
точки
зрения
научно-технической,
политической, .экономической, социальной и культурной сфер. Поэтому цели образования
должны быть максимально приближены к реалиям современного мира, должны быть
практическими инструментами, а не лозунгами и идеалами, т.е. сам процесс образования
представляется с позиций жизненной перспективы.
Новые
квалификационные
характеристики
должностей
работников
образования
требуют
от
учителя
владения
наравне
с
профессиональными
и
правовыми
компетентностями,
владение
и
информационными
и
коммуникативными
компетентностями.
Современные требования к педагогу при прохождении аттестации на первую и
высшую
категорию
следующие:
педагог
должен
владеть
современными
образовательными
технологиями
и
методиками
и
эффективно
применять
их
в
практической профессиональной деятельности;
При
составлении
портфолио
учителя
–
существует
один
из
разделов:Учебно-
материальная и техническая база, где должно быть описано наличие и владение
современными
ИКТ,
а
также
наличие
аудио-
и
видеопособий,
наличие
технических
средств
обучения
(телевизор,
видеомагнитофон,
музыкальный
центр,
проектор,
интерактивная доска
и др.), наличие компьютера и компьютерных средств обучения
(мультимедийные учебники, программы контроля знаний и т. п.),
Уже при составлении портфолио учитель должен быть продвинутым пользователем ПК,
чтобы понять такие требования как-общий объем материалов портфолио должен быть 30 -
70 страниц формата А4 (шрифт TimesNewRoman, кегль 12, междустрочный интервал
полуторный).
К
том у
же
с а мо
п о рт ф ол и о
п ед а го г а
о ц е н и в а е т с я
п о
с л е д у ю щ и м
показателям:Использование
современных
образовательных
технологий
в
учебно-
воспитательном процессе и методическая работа учителя.
Ну и непосредственно билеты ( для географов это Билет 13) содержат вопросы,
связанные
с
ИКТ:
Информационно-коммуникативные
технологии
как
ресурс
образовательного процесса. Цели и задачи использования ИКТ в преподавании предметов
обществоведческого цикла. Способы организации урока с использованием ИКТ. Способы
организации работы учащихся с применением ИКТ.
Отличительной
чертой
разрабатываемых
сегодня
образовательных
стандартов
является новый подход к формированию содержания и оценке результатов обучения на
основе принципа: от «знаю и умею» — к «знаю, умею и умею применять на практике».
Через несколько лет в старшую школу придут обучающиеся начальной школы,
которые
по
новому
Федеральному
Государственному
Образовательному
стандарту
в
результате
изучения всех
без
исключения
предметов на ступени начального общего
образования должны иметь
навыки, необходимых для жизни и работы в современном
высокотехнологичном
обществе.
Обучающиеся
должны
приобрести
опыт
работы
с
гипермедийными информационными объектами, в которых объединяются текст, наглядно-
графические изображения, цифровые данные, неподвижные и движущиеся изображения,
звук, ссылки и базы данных и которые могут передаваться как устно, так и с помощью
телекоммуникационных технологий или размещаться в Интернете.
Именно такие умения, как способность применять полученные знания на практике,
проявлять
самостоятельность
в
постановке
задач
и
их
решении,
брать
на
себя
ответственность
при
решении
возникающих
проблем
—
составляют
основу
понятия
«компетентность». Компетентность педагога имеет несколько составляющих: предметная,
педагогиче ская,
психологиче ская
и
,
наконец
,
И К Т - ко м п е т е н т н о с т ь .
области компетентности
предметная
педагогическая
психология
ИКТ - компе-
тентность
Информационное общество сегодня предъявляет особые требования к учителю, его
профессиональной компетентности, одной из важнейших составляющих которой является
ИКТ -компетентность.
Важно различать
ИКТ-грамотность и ИКТ-компетентность.
ИКТ-грамотность
—
это
умение
«нажимать
на
кнопки»,
знания
о
том,
что
такое
персональный
компьютер,
программные
продукты,
компьютерные
сети
(в
том
числе
Интернет), каковы их функции и возможности, а также ограничения, связанные с их
использованием.
ИКТ-компетентность
–
не
только
использование
различных
информационных
инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической
деятельности.
Содержание ИКТ-компетентности учителя географии включает несколько уровней
по мере развития компетентности от базового к повышенному уровню.
1 уровень
знать перечень основных существующих электронных (цифровых) пособий по предмету
(на
дисках
и
в
Интернете):
электронные
учебники,
атласы,
коллекции
цифровых
образовательных ресурсов в Интернете и т. д. (Подробнее см. «Образовательные ресурсы
на
компакт-дисках
по
географии»;,
«Единая
коллекция
цифровых
образовательных
ресурсов»;);
•
уметь
находить
и
демонстрировать
информацию
из
электронных
источников
(например,
использовать
материалы
электронных
учебников
и
других
пособий)
в
соответствии с поставленными учебными задачами;
• оценивать, отбирать информацию из электронных источников;
• осуществлять поиск источников географической информации на дисках и в Интернете.
2 уровень
извлекать и компилировать информацию из разных источников в соответствии с
учебными задачами;
• уметь преобразовывать и представлять информацию, составлять собственный учебный
материал
из
имеющихся
источников,
обобщая,
сравнивая,
противопоставляя,
преобразовывая
различные
данные.
При
этом
надо
уметь
выбирать
инструменты
(текстовый и табличный редакторы, программы для составления презентаций, буклетов,
сайтов) для оптимального представления собственных учебных материалов. Представлять
информацию в эффективном для решения учебных задач виде.
•
знать основные особенности и уметь применять специфические географические
программные продукты и сервисы: Google Планета Земля, Карты Google, инструменты
для создания учебных материалов на картографической основе (например, «Конструктор
интерактивных карт с проверяемыми заданиями»).
Опыт
использования
на
уроке
цифровых
образовательных
ресурсов
показывает,
я
постепенно перехожу от применения готовых материалов к собственным разработкам
чаще всего на основе презентационных технологий. В такой ситуации резко возрастают
требования
к
профессиональной
компетентности
учителя,
поскольку
приходится
становится автором-разработчиком собственных цифровых учебных материалов.
Начиная использовать ИКТ на уроке использовала цифровые образовательные ресурсы по
географии на компакт-диска.
Однако, наступает момент, когда все доступные источники цифровых ресурсов уже
опробованы
на
уроке
(хороших
обучающих
ресурсов
для
уроков
не
много),
и
единственной возможностью дальнейшего профессионального роста является выход в
Интернет.
3 уровень
эффективно применять инструменты организации учебной деятельности учащегося
(программы тестирования, электронные рабочие тетради, и т. д.);
•
уметь организовать работу учащихся на уроке с использованием полного спектра
имеющихся
учебных
ресурсов
и
инструментов,
сформировать
цифровое
портфолио
учащегося, собственное портфолио учителя;
•
уметь оптимальным образом передавать информацию в ИКТ-среде: направлять
электронную
информацию
определенной
аудитории
(учащимся,
родителям,
коллегам,
администрации школы) с учетом возможностей и потребностей.
Необходимо грамотно выбирать форму распространения информации: электронную почту,
сайт (раздел сайта), лист рассылки, форум, wiki-среду (Интернет-среда для коллективного
редактирования документов), блог (личный дневник), rss-поток (новостная рассылка)
•
организовывать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов
(олимпиады, конкурсы, викторины…), дистанционно поддерживать работу учащихся.
Важная особенность всемирной сети Интернет заключается в том, что сеть – не только
источник
дополнительного
географического
содержания,
но
и
главнейший
источник
коммуникации.
Вывод
Усвоение
знаний,
связанных
с
большим
объёмом
цифровой
и
иной
конкретной
информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и
интересно
для
ученика,
чем
штудирование
скучных
страниц
учебника.
С
помощью
обучающих программ ученик может моделировать реальные процессы, а значит – видеть
причины и следствия, понимать их смысл.
Компьютер
позволяет
устранить
одну
из
важнейших
причин
отрицательного
отношения
к
учёбе
–
неуспех,
обусловленный
непониманием
сути
проблемы,
значительными пробелами в знаниях.
В результате обучения с помощью информационных и компьютерных технологий,
мы можем говорить о смене приоритетов с усвоения учащимися готовых академических
знаний в ходе урока на самостоятельную активную познавательную деятельность каждого
учащегося с учётом его возможностей.
Применение
ИКТ
позволяет
реализовать
идеи
индивидуализации
и
дифференциации
обучения.
Современные
учебные
пособия
созданные
на
основе
ИКТ
обладают
интерактивностью (способностью взаимодействовать с учеником) и позволяют в большей
мере реализовать развивающую парадигму в образовании.
Компьютер – всего лишь инструмент, использование которого должно органично
вписываться в систему обучения, способствовать достижению поставленных целей и задач
урока.
ИКТ не заменят учителя или учебник, но коренным образом меняют характер
педагогической деятельности.
Я глубоко убеждена, что современный учитель должен в полной мере использовать
те
возможности,
которые
нам
предоставляют
современные
Информационно
Коммуникативные
Технологии,
чтобы
повысить
эффективность
педагогической
деятельности.