Автор: Стригина Наталья Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация мыслительной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время
Раздел: полное образование
Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 имени Бориса Богаткова
Центрального округа города Новосибирска Стригина Наталья Викторовна
Активизация мыслительной деятельности
учащихся в урочное и внеурочное время
В современной школе есть проблема низкой мотивации изучения не только
истории, но и многих школьных дисциплин. Успех решения зависит в первую
очередь от учителей.
Зададимся вопросами: для чего каждому человеку нашей обширной
страны необходим предмет «История» и кого мы хотим воспитать?
Общеобразовательный смысл истории состоит, на мой взгляд, в том, что
она учит нас понимать и любить своё Отечество, даёт нам примеры для
подражания и предостерегает от ошибок. Мы формируем человека активного,
самостоятельного,
мобильного,
умеющего
добывать
и
использовать
информацию, то есть социально ориентированного.
Цель моей педагогической деятельности в данном направлении –
приобретение учащимися ключевых компетенций:
исследовательской (работа с документами);
социально-личностной
(формирование
критического
мышления,
собственного мнения);
коммуникативной (умение слушать других, принимать другие точки зрения);
организационной (умение работать в команде).
На уроках истории я отдаю преимущество работе с историческими
документами,
в
ходе
которой
реализуется
принцип
наглядности,
конкретизируется
исторический
материал,
появляются
ощущения,
живые
эмоции учеников от соприкосновения с прошлым, активизируются процессы
мышления
и
воображения,
что
способствует
лучшему
усвоению
исторических
знаний.
Учащиеся
осваивают
приёмы
источниковедческой
работы:
чтение
документа,
его
атрибуция
и
анализ,
умение
извлекать
необходимую
информацию,
объяснять
новые
понятия,
персоналии,
сравнивать документ с текстом учебника, рассуждать, оценивать, выражать
собственное отношение .
Важно, чтобы вопросы и задания к тексту документа стимулировали
познавательный интерес, подводили ученика к определённым выводам. В
своей работе я активно использую памятки, так как каждому виду материала
соответствует свой способ анализа.
В 7-8 классах ученики отвечают на вопросы к документу, проводится
комментированное чтение. В 9-11 классах учащиеся получают задания на
сопоставление и критическую оценку фактов, событий, персоналий, решают
проблемно-познавательные
задачи
на
основе
исторического
источника,
работают с заданиями части С.
Повышенное внимание на уроках я уделяю роли личности в истории.
Изучая биографии государственных, политических, общественных деятелей,
полководцев,
вождей
крестьянских
выступлений,
деятелей
культуры,
ученики пытаются переосмыслить их исторические судьбы, следовательно,
формируют свою гражданскую позицию по отношению к историческому
деятелю или определённому событию.
В
конце
каждого
тематического
блока
предусмотрены
уроки
самостоятельной работы с историческими источниками и дидактическими
материалами.
Изучая Великую Отечественную войну, мы активно сотрудничаем со
школьным
музеем
имени
Бориса
Богаткова.
Наглядные
материалы,
представленные
на
экспозиции
в
музее,
помогают
ребятам
осознать
сопричастность
к
героическим
подвигам
наших
земляков
и
вызывают
сильные эмоциональные переживания.
Создав мотивационную базу на уроках, когда история становится
понятной и интересной, ребята пытаются реализовать свой потенциал во
внеурочное время.
В последнее время в образовательных учреждениях акцент делается на
личностное развитие детей, в том числе и на развитие интеллектуальных
возможностей. На базе нашей школы действует клуб «Юный историк», члены
которого активно участвуют в районной интеллектуальной игре «Умники и
Умницы», где регулярно занимают призовые места.
Известно, что интеллектуальная игра оказывает обучающее, развивающее
и воспитательное воздействие на формирование личности ребёнка. Перед
детьми открываются возможности учиться принимать решения, рисковать
сообразно
ситуации,
следовать
правилам,
пробовать
экспериментировать.
Учёт индивидуальных возможностей и способностей каждого члена команды
позволяет
добиться
личностного
роста,
повысить
свою
самооценку
и
двигаться к успеху. Забота о духовном мире воспитанников, уважение к их
индивидуальности,
развитие
познавательного
интереса
–
вот
значимые
аспекты интеллектуальных игр. Мировой педагогической практикой давно
признано, что игра, которая носит обучающий и развивающий характер,
является уникальным педагогическим средством.
Благодаря участию в клубе «Юный историк», у учащихся формируется
неподдельный интерес и желание проявить свои возможности в активном
воссоздании
прошлого,
понимании
исторических
проблем
«изнутри»,
с
позиций
современников
или
участников
знаковых
событий.
В
процессе
обучения
историческим
играм
у
учащихся
развивается
творческое
воображение, столь необходимое для изучения прошлого. Состязательность в
ходе тренировочных игр оказывает благотворное влияние на формирование
классного коллектива и развитие неформальных отношений учащихся.
Участие в клубной деятельности позволяет детям приобрести навыки
общения
и
организаторской
работы,
обучиться
технике
игры,
активно
учиться, расширить свой кругозор, выражать свою позицию по отношению к
событиям прошлого, что очень важно в этом возрасте. Очень важна и клубная
форма работы, в которой приоритет отдается прежде всего общению. Она
включает в себя:
1. Теоретические занятия:
изучение видов и правил исторических игр;
изучение исторической литературы.
2. Практические занятия:
отработка навыков и техники игры;
анализ источников;
просмотр видеофильмов;
решение и составление исторических задач, тестов, кроссвордов;
подготовка к историческим играм.
3. Исторические игры. (Районные интеллектуальные игры, тематические
викторины, игры с правилами.)
4. Занятия – экскурсии:
по залам Краеведческого музея;
по залам Картинной галереи;
в детскую, юношескую библиотеки на тематические лекции.
В этом учебном году цикл интеллектуальных игр был посвящён Великой
Отечественной войне, участию воинов-сибиряков в боях за Родину, вкладу
тружеников
тыла
в
дело
Победы.
Команда
нашей
школы
заняла
по
результатам двух игр первое место. Ребята в течение года использовали
материалы школьного музея, готовили творческие задания. Помог нам музей
и в подготовке к городскому конкурсу «Наших дедов славные победы».
Благодаря взаимодействию учителя и ученика на уроках, деятельности
клуба
«Юный
историк»,
сотрудничеству
со
школьным
музеем,
Советом
ветеранов Железнодорожного района, юношеской библиотекой, через такие
формы
взаимодействия,
как
встречи,
тематические
лектории,
участие
в
акциях,
конкурсах,
играх
реализуется
практическая
направленность
обучения,
в
ходе
которой
развиваются
самостоятельность,
активность,
ответственность учащихся.