Напоминание

Активизация мыслительной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время


Автор: Стригина Наталья Викторовна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №3
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Активизация мыслительной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время
Раздел: полное образование





Назад




Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 имени Бориса Богаткова

Центрального округа города Новосибирска Стригина Наталья Викторовна

Активизация мыслительной деятельности

учащихся в урочное и внеурочное время

В современной школе есть проблема низкой мотивации изучения не только

истории, но и многих школьных дисциплин. Успех решения зависит в первую

очередь от учителей.

Зададимся вопросами: для чего каждому человеку нашей обширной

страны необходим предмет «История» и кого мы хотим воспитать?

Общеобразовательный смысл истории состоит, на мой взгляд, в том, что

она учит нас понимать и любить своё Отечество, даёт нам примеры для

подражания и предостерегает от ошибок. Мы формируем человека активного,

самостоятельного,

мобильного,

умеющего

добывать

и

использовать

информацию, то есть социально ориентированного.

Цель моей педагогической деятельности в данном направлении –

приобретение учащимися ключевых компетенций:

исследовательской (работа с документами);

социально-личностной

(формирование

критического

мышления,

собственного мнения);

коммуникативной (умение слушать других, принимать другие точки зрения);

организационной (умение работать в команде).

На уроках истории я отдаю преимущество работе с историческими

документами,

в

ходе

которой

реализуется

принцип

наглядности,

конкретизируется

исторический

материал,

появляются

ощущения,

живые

эмоции учеников от соприкосновения с прошлым, активизируются процессы

мышления

и

воображения,

что

способствует

лучшему

усвоению

исторических

знаний.

Учащиеся

осваивают

приёмы

источниковедческой

работы:

чтение

документа,

его

атрибуция

и

анализ,

умение

извлекать

необходимую

информацию,

объяснять

новые

понятия,

персоналии,

сравнивать документ с текстом учебника, рассуждать, оценивать, выражать

собственное отношение .

Важно, чтобы вопросы и задания к тексту документа стимулировали

познавательный интерес, подводили ученика к определённым выводам. В

своей работе я активно использую памятки, так как каждому виду материала

соответствует свой способ анализа.

В 7-8 классах ученики отвечают на вопросы к документу, проводится

комментированное чтение. В 9-11 классах учащиеся получают задания на

сопоставление и критическую оценку фактов, событий, персоналий, решают

проблемно-познавательные

задачи

на

основе

исторического

источника,

работают с заданиями части С.

Повышенное внимание на уроках я уделяю роли личности в истории.

Изучая биографии государственных, политических, общественных деятелей,

полководцев,

вождей

крестьянских

выступлений,

деятелей

культуры,

ученики пытаются переосмыслить их исторические судьбы, следовательно,

формируют свою гражданскую позицию по отношению к историческому

деятелю или определённому событию.

В

конце

каждого

тематического

блока

предусмотрены

уроки

самостоятельной работы с историческими источниками и дидактическими

материалами.

Изучая Великую Отечественную войну, мы активно сотрудничаем со

школьным

музеем

имени

Бориса

Богаткова.

Наглядные

материалы,

представленные

на

экспозиции

в

музее,

помогают

ребятам

осознать

сопричастность

к

героическим

подвигам

наших

земляков

и

вызывают

сильные эмоциональные переживания.

Создав мотивационную базу на уроках, когда история становится

понятной и интересной, ребята пытаются реализовать свой потенциал во

внеурочное время.

В последнее время в образовательных учреждениях акцент делается на

личностное развитие детей, в том числе и на развитие интеллектуальных

возможностей. На базе нашей школы действует клуб «Юный историк», члены

которого активно участвуют в районной интеллектуальной игре «Умники и

Умницы», где регулярно занимают призовые места.

Известно, что интеллектуальная игра оказывает обучающее, развивающее

и воспитательное воздействие на формирование личности ребёнка. Перед

детьми открываются возможности учиться принимать решения, рисковать

сообразно

ситуации,

следовать

правилам,

пробовать

экспериментировать.

Учёт индивидуальных возможностей и способностей каждого члена команды

позволяет

добиться

личностного

роста,

повысить

свою

самооценку

и

двигаться к успеху. Забота о духовном мире воспитанников, уважение к их

индивидуальности,

развитие

познавательного

интереса

вот

значимые

аспекты интеллектуальных игр. Мировой педагогической практикой давно

признано, что игра, которая носит обучающий и развивающий характер,

является уникальным педагогическим средством.

Благодаря участию в клубе «Юный историк», у учащихся формируется

неподдельный интерес и желание проявить свои возможности в активном

воссоздании

прошлого,

понимании

исторических

проблем

«изнутри»,

с

позиций

современников

или

участников

знаковых

событий.

В

процессе

обучения

историческим

играм

у

учащихся

развивается

творческое

воображение, столь необходимое для изучения прошлого. Состязательность в

ходе тренировочных игр оказывает благотворное влияние на формирование

классного коллектива и развитие неформальных отношений учащихся.

Участие в клубной деятельности позволяет детям приобрести навыки

общения

и

организаторской

работы,

обучиться

технике

игры,

активно

учиться, расширить свой кругозор, выражать свою позицию по отношению к

событиям прошлого, что очень важно в этом возрасте. Очень важна и клубная

форма работы, в которой приоритет отдается прежде всего общению. Она

включает в себя:

1. Теоретические занятия:

изучение видов и правил исторических игр;

изучение исторической литературы.

2. Практические занятия:

отработка навыков и техники игры;

анализ источников;

просмотр видеофильмов;

решение и составление исторических задач, тестов, кроссвордов;

подготовка к историческим играм.

3. Исторические игры. (Районные интеллектуальные игры, тематические

викторины, игры с правилами.)

4. Занятия – экскурсии:

по залам Краеведческого музея;

по залам Картинной галереи;

в детскую, юношескую библиотеки на тематические лекции.

В этом учебном году цикл интеллектуальных игр был посвящён Великой

Отечественной войне, участию воинов-сибиряков в боях за Родину, вкладу

тружеников

тыла

в

дело

Победы.

Команда

нашей

школы

заняла

по

результатам двух игр первое место. Ребята в течение года использовали

материалы школьного музея, готовили творческие задания. Помог нам музей

и в подготовке к городскому конкурсу «Наших дедов славные победы».

Благодаря взаимодействию учителя и ученика на уроках, деятельности

клуба

«Юный

историк»,

сотрудничеству

со

школьным

музеем,

Советом

ветеранов Железнодорожного района, юношеской библиотекой, через такие

формы

взаимодействия,

как

встречи,

тематические

лектории,

участие

в

акциях,

конкурсах,

играх

реализуется

практическая

направленность

обучения,

в

ходе

которой

развиваются

самостоятельность,

активность,

ответственность учащихся.



В раздел образования