Напоминание

"многозначные слова детям знать уже пора"


Автор: Неслуженко Наталья Геннадьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Урай ХМАО-Югра
Наименование материала: конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста в компенсирующей группе
Тема: "многозначные слова детям знать уже пора"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект НОД с детьми подготовительной-компенсирующей группы

«Речецветик» МБДОУ «Детский сад № 14»

по теме: «МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА ДЕТЯМ ЗНАТЬ УЖЕ ПОРА»

Подготовила и провела

учитель-логопед Неслуженко Н.Г

Коррекционно-образовательные цели. Расширение, уточнение и активизация словаря.

Познакомить детей с многозначными словами; учить выделять предметы, обозначаемые

многозначными

словами;

упражнять

в

правильном

употреблении

многозначных

слов

в

предложении. Совершенствование

навыков

звукового

и

слогового

анализа

и

синтеза.

Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).

Коррекционно-развивающие цели. Развитие навыков речевого общения, связной речи,

зрительного

восприятия,

пространственную

ориентировку

и

внимания,

мышления,

творческого воображения, общей, тонкой и артикуляционной моторики, координации речи с

движением.

Коррекционно-воспитательные

цели. Формирование

навыков

сотрудничества,

взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

Предварительная работа. Разучить упражнение «Кто хочет разговаривать». Составить и

отработать с ребенком текст к презентации «Семья».

Оборудование: мячи су-джок, контейнеры с символами для звукового анализа,

презентация «Семья», конверты с разрезными картинками, картинки к игре «Четвертый

лишний».

Ход занятия:

1.

Оргмомент.

Логопед: Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Все правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Ребенок. Про свою семью вам ребята расскажу.

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Символ нашей семьи - крепость. Наша семья крепка как крепость, под защитой и в

безопасности живем мы в нашей крепкой семье.

Семейная традиция – в праздники собираться за столом и дарить друг другу подарки.

Ребенок: Вот какая история вышла в этом году.

Приближался день моего рождения. Бабушка с дедушкой спросили, что подарить тебе

внучок? Лук – ответил я, ведь я так давно о нем мечтал, и конечно любимые подушечки.

Ребята,

хотите

увидеть

мои

подарки?

От

бабушки

в

маленькой

коробочке,

а

от

дедушки в большой.

На

каждой

коробке

ребус,

постарайтесь

его

разгадать.

(По

начальным

звукам

картинок, дети отгадывают и читают зашифрованное слово)

Бабушка подарила - лук, и дедушка – лук.

- Значит два одинаковых подарка - подумал я - но почему коробки разные?

Открываю маленькую коробочку, а там лук репчатый.

Открываю большую коробку, а там лук, о котором я мечтал.

Вот так чудеса, слово одно, а подарки разные.

Продолжаем рассматривать подарки?

Два пакета, чем они отличаются? – размером.

Ребята, а вы помните что еще я заказал мне подарить?

Да, в одном пакете подушечки от бабушки, а в другом от дедушки.

Логопед. Многозначные слова, детям знать уже пора.

Каждый предмет обозначается своим словом. Но есть слова, которые звучат одинаково, а

обозначают разные предметы и называются они многозначными словами.

Ребенок. Ребята, а хотите послушать сказку, которую рассказала мне бабушка.

Сказка «Гномы - грибники».

Однажды гномы отправились в лес за грибами. Взяли с собой корзинки.

Да не баскетбольные, и не любимое пирожное «корзинка», а корзинки для сбора грибов.

Пришли гномы в лес, а там грибов видимо, невидимо, одни шляпки видны.

Да не дамские шляпки, а шляпки грибные.

- Ах, какие красивые ножки кругом!

Да не детские ножки, и не ножки стула, а грибные ножки.

Заглянул гном под елочку, а там спряталась рыжая лисичка.

Да не дикое животное лисичка - это гриб лисичка.

Набрали гномы полные корзинки грибов и довольные домой пошли.

Логопед. Поучительную, сказку, рассказала тебе бабушка. Ребята, а вы можете назвать

многозначные слова из сказки. (корзинка, шляпка, ножка, лисичка)

- Ребята, а как можно узнать о какой корзинке идет речь? (ответы детей)

- Для этого нужно слово «корзинка» употребить с другим словом. Как называют корзину для

сбора грибов? (грибная). А корзину для мусора? (мусорная). А корзину для игры в

баскетбол? (баскетбольная).

- Слово одно – а обозначает много разного.

Упражнения артикуляционной гимнастики: В чудной стране

Ирина Токмакова

В одной стране, в чуднoй стране,

Где не бывать тебе и мне,

Ботинок черным язычком с утра лакает молочко,

И целый день в окошко глазком глядит картошка.

Бутылка горлышком поет, концерты вечером дает,

А стул на гнутых ножках танцует под гармошку.

В одной стране, в чуднoй стране…

Ты почему не веришь мне?

Объяснение значения слов «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка». Логопед показывает

детям предметы: язычок ботинка, глазок картошки, горлышко бутылки, ножка стула.

Логопед. Что еще могут обозначать слова «язычок», «глазок», «горлышко», «ножка»?

Дети самостоятельно подбирает другие значения этих слов.

Глазок – дверной, на крыле у бабочки.

Динамическая пауза. Хвост.(движение под музыку)

Слово с множеством значений – хвост. Когда вы слышите слово хвост, что вы вспоминаете?

Хвост животного (чей?), самолета, вертолета, кометы.

Логопед.

Возьмите

контейнер

и

составьте

звуковую

схему

слова

ХВОСТ.

(Каждый

самостоятельно выполняет задание).

Проверим (дети сравнивают свою звуковую схему с образцом на доске). Сколько звуков в

слове? гласных? произнесите слово так чтобы услышать гласный /О/. остальные звуки

твердые согласные.

Игра "Какой звук исчез". Закройте глазки (на доске убираем один кружочек). Откройте глаза

и определите какой звук исчез? Дети дают характеристику исчезнувшего звука - согласный

твердый звонкий (глухой).

Логопед. Послушайте стихотворение и найдите в нем многозначные слова.

Стихи.

Бросил палку кверху Мишка:

– Падай в шапку с ели, шишка!

Шишка хлоп по голове –

Сразу шишек стало две.

Е. Петрищева

Логопед. Что растет на елке шишки да иголки,

а на лбах у ребятишек никому ненужно …(шишек)

Логопед. Составьте предложения с разными значениями слов «шишка».

Высоко на ели висела шишка.

Вова сделал поделку из шишки.

У Пети на лбу шишка.

Мама приложила к шишке холодный компресс.

Упражнение «Составь предложение».

Логопед. Ребенок берет картинку и составляет предложение со словом.

Сестра потеряла ключ. Папа достал гаечный ключ. Учитель музыки нарисовала на доске

скрипичный ключ.

Знакомство с многозначными словами-действиями

Логопед. Назовите слова-действия по цепочке.

Бежит – клюет – рисует – прыгает – смеется – читает – квакает.

На какой вопрос отвечают слова-действия?

Про что или про кого мы говорим:

летит (птица, самолет, шар, лист);

плывет (облако, рыба, спортсмен);

идет (дождь, человек, время, кино).

Дети

отвечают

на

вопрос

логопеда

словосочетаниями.

Самостоятельно

определяют

многозначные слова со значением действия в тексте.

многозначные слова со значением действия в тексте.

Логопед. Во дворе рубашки наши

На веревку с ветром пляшут.

Л. Квитко

Какое многозначное слово вы услышали в стихотворении?

Что означает в этом стихотворении слово «пляшут»?

Рубашки качаются на ветру из стороны в сторону.

Рубашки вьются на ветру.

Что еще означает слово «пляшут»?

Дети весело танцуют возле новогодней елки.

Придумайте предложения со словом «пляшут».

На дороге пляшут желтые кленовые листья.

На сцене пляшут артисты.

За столом сказала мать:

– Хватит языком болтать!

А сынишка осторожно:

– А болтать ногами можно?

Г. Бойко

Логопед: Какое

многозначное

слово

есть

в

этом

стихотворении?

Что

обозначает

слово

«болтать»? придумайте предложения с каждым значением этого слова.

Лена и Таня болтают, как сороки.

Вова сидит на скамейке и болтает ногами.

Облетели листья с клена,

Клен от холода дрожит.

На дорожке у балкона

Золотой ковер лежит.

Ставит дождь на окна точки,

А по крыше без конца

Барабанят молоточки.

Зябнут лужи у крыльца.

Е. Авдиенко

Дети

самостоятельно

находят

многозначные

слова

со

значением

действия

и

объясняют их значение, составляя предложения.

Упражнение детей в использовании многозначных слов со значением действия в

собственной речи. Формирование монологической речи

Молоко убежало

Услышала

Нина,

как

мама

говорит

старшей

сестре:

«Последи,

пожалуйста,

за

молоком, как бы оно не убежало», и стала думать, как молоко убежать может? Суп в

кастрюле варится и не убегает, чай в чайнике кипятится и не убегает, только булькает, когда

вскипает. «Нет, и молоко не может убежать», – решила Нина.

И захотелось ей проверить, верно ли она решила. Пошла Нина в кухню. Кастрюлька с

горячим молоком на краю плиты стояла. Девочка взяла и сдвинула ее на огонь. (Такие вещи

ей строго запрещено было делать, да Нина непослушной была.)

Постояла

она,

посмотрела:

ноги

у

молока

не

вырастают,

значит,

не

бежит

оно.

Отвернулась Нина и стала с кошкой играть.

А молоко тем временем стало потихоньку подниматься, добралось до края кастрюли,

выглянуло, не наблюдает ли кто за ним, поколебалось немножко и… побежало, полилось

через край. Бежит, шипит по горячей плите. Бросилась Нина к плите, а в кастрюле пусто, на

полу лужа молочная. Вот как оно убегает, без всяких ног.

Пришлось из-за Нины всем есть кашу без молока.

Э. Киселёва

Логопед. Что означают слова «молоко убежало»? Как можно сказать по-другому?

Повторное чтение рассказа логопедом с установкой на пересказ. Пересказ детьми по

цепочке рассказа «Молоко убежало».

"Четвертый лишний"

Замок. Ключ - гаечный, дверной. скрипичный

Хвост лисий. Лисички - животные, грибы.

Чайник. Нос – орган, часть корабля.

Тир.

Логопед. Отправимся в тир, но тир волшебный, стрелять будем из лука по картинкам с

многозначными словами и узнаем новые значения слов. Вот перед вами картинка, вам надо

мячом попасть точно в цель чтобы картинка повернулась.

1-ребенок. Назови, что видишь на картинке? (замок, ключ) теперь стреляй. Попал. Это

ключ, который бьет из под земли.

Значит, слово ключ имеет два значения. Ключ, которым открывают дверь, и ключ который

бьет из под земли.

Скажи Родник и он возник,

Бежит в зеленой чаще

Веселый ключ журчащий

Мы и родник зовем ключом

(ключ от квартиры не причем). Слайд журчащий родник.

Ребенок. Им крутят гайки и болты.

Ключ в кармане от двери

Ключ бьет из-под земли

Ключ к познаниям важный самый

Ключ у папы к сердцу маму.

Сдают под ключ, как все готово.

Ключ замечательное слово.

2-ребенок. Назови, что видишь на картинке? (коса, которой косят траву) стреляй.

А здесь девочка с длинной косой.

Чтение рассказа (перед рассказом рассмотреть рыбу-ерш, щетку-ершик).

- Я купила ершик – сказала мама.

- Где, где ершик? Покажи! – попросил Егорка.

Мама достала из сумки ершик.

- Это не ершик, а какая-то щетка, — огорченно сказал Егорка.

- Ершик – это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она

называется ершик.

- Правильно, есть рыба – ерш, а это ершик — щетка для мытья бутылок, — объяснила мама

Егорке.

Вопросы:

- Что купила мама в магазине?

- Что сказал Егорка, когда увидел покупку?

- Что объяснила мама Егорке?

Разрезные картинки.

Логопед: В этих конвертах спрятаны многозначных слова, а что это за слова мы узнаем,

когда каждая команда соберет свою картинку из частей. (Дети в своих командах собирают

картинку из конверта).

Итак, какие картинки у вас получились. (Морская звезда, бабочка галстук, каток (машина))

-Попробуйте для ваших слов найти другое значение. (бабочка насекомое, звезда на небе,

ледяной каток)

- Какие же многозначные слова у вас получились? (бабочка, звезда, каток).

Заключительная часть.

Логопед: На вопросы отвечай все ответы называй.

Упражнение «Закончи предложение».

- Папа косил траву, у него острая … коса.

- У девочки заплетена длинная … коса.

- У меня в ушах золотые … сережки.

- На ветке березы висят зеленые … сережки.

- Ходит важно петушок, на голове у него красный … гребешок.

- Бабушка купила для волос красивый … гребешок.

- О каких словах – братьях вы еще узнали?

Каким ключом не откроешь дверь?

Какой ручкой не напишешь письмо?

Какой кистью не нарисуешь картину?

На какую ножку не оденешь обувь?

Какую шляпку не примеришь на голову?

Каким языком не оближешь леденец?

Из какой трубы не идет дым?

Какой хвост не причесать?

Какой иголкой не сошьешь одежду?

Дети скажите, а вы догадались, почему для … сделали такой необычный подарок?

Для того чтобы (имя ребенка) запомнил, что одним словом объяснить невозможно.

- Что общего у этих слов? (название).

-А что разное? (значение этих слов).

-Дайте понятие, что такое многозначное слово? (это слово, у которого много значений).

Спасибо (имя ребенка), за такой интересный и поучительный рассказ о многозначных

словах.

Игра «Встретимся опять»

Логопед.

Пора прощаться. Каждый из вас должен выбрать смайлик. Возьмите большой

смайлик, если на занятии вы старались и все получилось. Маленький, если вы старались, но

еще не все получается. Возьмите смайлик в правую руку. Дружно встаньте в круг, протяните

вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и скажите

традиционные слова: “Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”

(Смайлики

выбранные

детьми

позволяют

определить

настроение

каждого

ребенка

по

окончанию занятия).



В раздел образования