Автор: Тарасова Лариса Михайловна Должность: учитель физической культуры Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 2 г. Осы" Населённый пункт: город Оса, Пермский край Наименование материала: методическая разработка Тема: "Мы - знатоки спорта" Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Осы»
Мы - знатоки спорта
Методическая разработка
Выполнила:
Учитель физической культуры
I квалификационная категория
Тарасова Л.М.
Оса
2015
1
Содержание
1.
Введение…..…………………………………………………………..3
2.
Аналитическая часть…………………………………………………4
3.
Программа мероприятия «Знатоки спорта»………….…………….5
4.
Технология ситуации конкурса……………………………...………6
5.
Методические рекомендации и практические советы при подготовке и
проведении мероприятия……………………………………………7
6.
Ход мероприятия……………………………………………………..8
7.
Заключение …………………………………………………………..11
8.
Список литературы…………………………………………………..12
2
Введение
Физические
упражнения
могут
заменить
множество
лекарств, но, ни одно лекарство в мире не может заменить
физические упражнения.
Тиссо
Игра
–
это
искра,
зажигающая
огонек
пытливости
и
любознательности.
В.А.Сухомлинский
Можно смело утверждать, что активные игры пришли к нам из глубокой
древности.
Первобытные
люди,
отдыхая
от
охоты,
соревновались
между
собой в силе и ловкости. Несколько позже у них появилась потребность в
передаче уже полученного эмпирическим путем опыта для предварительной
подготовки детей к жизни и трудовой деятельности. Они стали обучать детей
основам охоты в игровой форме, передавая и накапливая опыт из поколения в
поколение.
Постепенно,
с
развитием
общества,
появились
спортивные
игры
и
различные
виды
спорта.
Однако
и
активные
игры
не
потеряли
своей
актуальности и остались источником получения физического воспитания и
положительных эмоций.
По
своей
природе
игра
многофункциональна,
оказывает
разностороннее влияние на учащихся и способствует развитию гармоничной
личности.
Как
и
в
воспитании
нравственности
и
патриотизма,
так
и
воспитание
уважительного
отношения
к
своему
здоровью
необходимо
начинать с раннего детства.
Данная
разработка
адресована
учителям
физкультуры,
классным
руководителям.
3
Аналитическая часть
Состояние
здоровья
россиян,
и
особенно
учащихся,
отрицательная
динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть
педагогический и медицинский подходы к проблеме.
О необходимости переоценки роли физической культуры в образовании
свидетельствуют
и
научные
данные
последнего
десятилетия
о
роли
двигательной
активности
в
реализации
генома,
формировании
психо-
эмо ц и о н а л ь н о й
с фе р ы
и
и мму н и т е т а .
До с т и же н и е
в ы с о к и х
интеллектуальных
и
жизненных
целей
оказалось
невозможным
без
достаточной двигательной активности.
Установлено,
что
двигательная
активность
эволюционно
является
фактором экспрессии генома, определяет развитие организма. Физическая
тренировка делает человека менее восприимчивым к изменениям внешней
среды,
инфекциям.
Мышечная
работа
усиливает
кровоснабжение
и
функциональные возможности мозга, оказывает положительное влияние на
выработку
эндорфинов,
активизирует
психо-эмоциональную
сферу,
предотвращает опасные зависимости и пристрастия. Физкультура и спорт
обеспечивают формирование волевых качеств, необходимых для достижения
жизненных целей и преодоления невзгод.
Неоценимо значение физической подготовки для успешного освоения
профессиональными
трудовыми
навыками
практически
во
всех
видах
деятельности. Физические упражнения в условиях тотальной гиподинамии
являются основным способом рационального чередования труда и отдыха.
Самым
простым
и
гигиенически
необходимым
средством
является
утренняя гимнастика в семье. Стойкой здоровой привычкой с раннего детства
она может стать благодаря примеру родителей или ближайшего окружения.
При
всей
незначительности
энергозатрат
утренняя
гимнастика
позволяет
плавно перейти от сна к бодрствованию, привести в готовность сердечно-
сосудистую
систему
и
дыхание,
а
соответственно
–
органы
и
ткани
организма.
Воспитательное назначение спортивных занятий и мероприятий состоит
в том, чтобы научить ученика не только выполнять обязательные нормативы,
но
и
сформировать
мотив
занятий
физическими
упражнениями
и
необходимость, потребность выполнения тех самых нормативов, а также
влиять положительно на его духовное и нравственное развитие.
4
Программа мероприятия
«Мы - знатоки спорта»
Тема: интеллектуальное мероприятие
Цель: выявить сильнейшую в области знаний о спорте команду
Задачи:
Способствовать воспитанию чувства коллективизма,
взаимовыручки, смелости;
Способствовать популяризации физической культуры.
Структура – поэтапное проведение конкурсных заданий, направленных
на формирование знаний о физической культуре и спорте у обучающихся.
План мероприятия:
Подготовительная часть – построение, приветствие;
Основная часть – проведение интеллектуального мероприятия;
Заключительная часть – подведение итогов, награждение.
Оборудование: медиа экран, компьютер, колонки, проектор, ручки – 5
шт., грамоты – 5 шт., сладкие призы.
Время проведения: 14 декабря 2015 года, начало в 15.00.
Место проведения: компьютерный класс школы
Результат:
1.
Воспитать нравственную культуру учащихся;
2.
Пополнить знания о физической культуре и спорте.
5
Технология ситуации мероприятия
Цели и задачи
Действия
Средства
Результат
Способствовать
воспитанию чувства
коллективизма,
взаимовыручки,
смелости;
Способствовать
популяризации
физической культуры;
Привить интерес
к систематическим
занятиям
физкультурой;
Воспитать
нравственную
культуру учащихся.
1.Структурная организация
конкурса
1 знакомство
2. Этапы
1.
«Вопросы и ответы»
Олимпийские
игры
Спорт
Заморочки
и з
бочки
О здоровье
2.
«Ты мне – я тебе»
3.
«Кто автор?»
4.
«Стихотворцы»
5.Рефлексия
Учащиеся
Учащиеся,
учителя
Представление
команды
Воспитание
чувства
коллективизма
Развитие
эрудиции
Воспитание
чувства
коллективизма
Воспитание
чувства
взаимовыручки
О т з ы в
о
мероприятии
6
Методические указания и практические советы при подготовке
и проведении мероприятия
1.
Подготовительная работа
1.
Мероприятие
проводилось
14
декабря
2015
года
в
компьютерном классе школы в 15.00.
2.
Участвовали команды учащихся 9-х классов. Состав команды
4 человека.
3.
Вовлечение болельщиков команд участниц для поддержания
спортивного духа.
2.
В программу конкурса «Мы - знатоки спорта» включены:
«Вопросы и ответы»
o
Олимпийские игры
o
Спорт
o
Заморочки из бочки
o
О здоровье
«Ты мне – я тебе»
«Кто автор?»
«Стихотворцы»
3.
Судейство осуществляют 3 человека (учитель, 2 ученика). После
окончания этапа конкурса судьи фиксируют результаты на экран
мероприятия. Общий результат объявляется после всех этапов.
4.
Команда – победитель определяется по наибольшей сумме баллов,
набранных во время проведения мероприятия.
7
Ход мероприятия
В кабинет входят участники соревнований, садятся за столы.
Ведущий - Добрый день! Сегодня мы с вами посоревнуемся в знаниях и
смекалке в конкурсе «Мы - знатоки спорта»! Он будет состоять из 4 этапов:
1. «Вопросы и ответы»
Олимпийские игры
Спорт
Заморочки из бочки
О здоровье
2. «Ты мне – я тебе»
3. «Кто автор?»
4. «Стихотворцы»
На ваших столах есть слова или словосочетания, используя которые вам
нужно составить высказывание о здоровье. Но среди этих слов есть и
лишние.
Поговорки составили. Теперь придумайте название своей команды и
девиз, нарисуйте эмблему команды. (Команды с места выступают)
Итак, начнем!!
1 этап – «Вопросы и ответы»
На этом этапе 4 раздела -
Олимпийские игры, Спорт,
Заморочки
из бочки, О здоровье, команда выбирает на свой выбор раздел. За каждый
правильный ответ команде дается 1 балл.
Олимпийские игры – за правильный ответ 1 балл
Самое высокое спортивное звание/Олимпийский чемпион
Ученый, автор теоремы, победитель древних Олимпийских игр в
кулачном бою/Пифагор
Эмблема Московских Олимпийских игр/медведь Миша
Как часто проводятся Олимпийские игры/раз в 4 года
Где проводились первые Олимпийские игры/в Греции
Что произносят спортсмены и судьи на Олимпийских играх/клятва
Участвовали ли женщины в древних Олимпийских играх/нет
Девиз Олимпийских игр/»Быстрее! Выше! Сильнее!"
Награда победителей древних Олимпийских игр/лавровый венок
Столица первых Олимпийских игр современности/Афины
Что изображено на олимпийском флаге/ 5 переплетенных колец
Девиз Пьера де Кубертена, основателя Олимпийских игр
современности, «Главное не победить, главное - …»/участвовать
Спорт – за правильный ответ 1 балл
8
В каких видах спорта нужна мишень/биатлон, стрельба из лука,
винтовки, пистолета…
Перечислите спортивные игры/футбол, волейбол, баскетбол…
Сколько игроков в команде по баскетболу/ 5
Назовите фигуры в шахматах/пешка, конь, ладья, слон…
В каком виде спорта важен попутный ветер/ парусный
Игра с мячом на воде/водное поло
Количество игроков футбольной команды на поле/ 11
Вид спорта, где самый высокий старт/ парашютный
Судья в боксе/рефери
В какой игре самый тяжелый мяч/баскетбол
Удар по воротам за нарушение правил/пенальти
Вид спорта, где самый низкий старт/подводный
Победный ход в шахматах, которым заканчивается игра/мат
Судья в футболе/арбитр
Заморочки из бочки – за правильный ответ 1 балл
Назовите только женский гимнастический снаряд/бревно
Спортсмен, который на соревнованиях вяжет узлы/турист
Какой результат может быть в игре/победа, ничья, поражение
Почему атлеты древних Олимпийских игр соревновались без
одежды/видеть себя и других, сравнивать
Как чествовали победителей Олимпийских игр в Древней
Греции/ставили памятники, сочиняли оды
Есть ли место оружию на Олимпиаде/да
Без чего судья не может выйти на поле/свисток
В какой игре используют самый легкий мяч/настольный теннис
Неправильно взятый старт/ фальстарт
Что требует зритель в хоккее/ «Шайбу!»
Вид спорта, где спортсмены наносят друг другу уколы/ фехтование
О здоровье – за правильный ответ 1 балл
Условие укрепления здоровья, совершенствования силовых и волевых
качеств/ ежедневная утренняя гимнастика
Первая ступень закаливания организма/ закаливание воздухом
Как называется привычная поза человека в вертикальном положении/
осанка
Способность организма противостоять изменению его нормального
функционирования под воздействием внешних факторов/ иммунитет
Восточные оздоровительные системы/ йога, ушу, цигун
9
Создатель системы «Детка», пропагандист здорового образа жизни /
Порфирий Иванов
Кому принадлежат слова – «В человеке все должно быть прекрасно…»/
Чехов А.П.
Что относят к оздоровительным моментам на уроке/ физкультминутки,
дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек
Виды эмоциональных разрядок на уроке/ поговорка, высказывание,
четверостишие, юмористическая картинка
2 этап – «Ты мне – я тебе»
Команды составляют по 1 вопросу, связанные с темой «Спорт.
Физическая культура», для команд соперников.
Время на составление – 3 минуты, за правильный ответ команда
получает 2 балла.
3 этап – «Кто автор?»
Командам предложены карточки с высказываниями, нужно найти, кому
принадлежат данные высказывания:
«Кто автор?»
Командам предложены карточки с высказываниями, нужно найти, кому
принадлежат данные высказывания:
«Здоровье дороже золота» / Шекспир
«Высшее благо достигается на основе полного физического и
умственного здоровья» / Цицерон
«Здоровье также заразительно, как и болезнь» / Роллан
«Для соразмерности, красоты и здоровья требуется не только
образование в области наук и искусства, но и занятия всю жизнь
физическими упражнениями, гимнастикой» / Платон
«Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание
счастливого состояния в этом мире» / Джон Локк
Время на выполнение – 3 минуты, за правильный ответ команда
получает 1 балл.
4 этап – «Стихотворцы»
Команды сочиняют пожелания соперникам в стихотворной форме.
Время на сочинение – 3 минуты, за составленное стихотворение команда
получает 5 баллов.
Жюри подводит итоги. Награждение команд.
Ведущий – На столах лежат картинки с Олимпийскими медалями,
напишите на каждой картинке свой отзыв о мероприятии.
10
Заключение
Состояние
здоровья
россиян,
и
особенно
учащихся,
отрицательная
динамика уровня здоровья в образовательной среде заставляют пересмотреть
педагогический и медицинский подходы к проблеме.
О необходимости переоценки роли физической культуры в образовании
свидетельствуют
и
научные
данные
последнего
десятилетия
о
роли
двигательной
активности
в
реализации
генома,
формировании
психо-
эмо ц и о н а л ь н о й
с фе р ы
и
и мму н и т е т а .
До с т и же н и е
в ы с о к и х
интеллектуальных
и
жизненных
целей
оказалось
невозможным
без
достаточной двигательной активности.
Если в семье родители понимают значение физкультуры и спорта для
здоровья ребенка, то они с самого раннего детства формируют у ребенка
культуру
физических
занятий,
демонстрируя
это
на
своем
собственном
примере. Самым простым и гигиенически необходимым средством является
утренняя
гимнастика
в
семье.
При
всей
незначительности
энергозатрат
утренняя гимнастика позволяет плавно перейти от сна к бодрствованию,
привести
в
готовность
сердечно-сосудистую
систему
и
дыхание,
а
соответственно – органы и ткани организма.
Анализ проведенного конкурса позволяет констатировать тот факт, что
цели
и
задачи,
поставленные
при
проведении
данного
мероприятия
-
способствовать
воспитанию
чувства
коллективизма,
взаимовыручки,
смелости;
способствовать
популяризации
физической
культуры,
были
достигнуты.
11
Список литературы
1.
Спортивно
-
оздоровительные
м е р о п р и я т и я . / а вт. - с о с т.
О.В.Белоножкина и др.- Волгоград: Учитель, 2006.- 173 с.
2.
Спортивные праздники и мероприятия. Спортивные и подвижные
игры/ авт.-сост. М.В.Видякин.- Волгоград: Учитель, 2007. – 127 с.
3.
Физическая культура: Сценарии праздников и игровых занятий.
М.: «Первое сентября», 2002.- 224 с.
4.
Физическая
культура.
9-11
классы:
организация
и
проведение
олимпиад. / авт. сост. А.Н.Каинов. – Волгоград: Учитель, 2009. –
139 с.
12