Автор: Соболева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с Россияночка"
Населённый пункт: г. Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема: Тема: «Воздух - невидимка» (опытно-экспериментальная деятельность)
Раздел: дошкольное образование
Комитет по образованию администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный
район Ленинградской области
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад Россияночка»
Конспект занятия по познавательному развитию
в подготовительной к школе группе
Тема: «Воздух - невидимка»
(опытно-экспериментальная деятельность)
Автор:
воспитатель первой квалификационной категории
Соболева Марина Владимировна
г. Тихвин
2019 г.
Предварительная работа:
- Наблюдения за ветром на прогулке.
- Беседы о воздухе.
- Рассматривание энциклопедий.
- Изготовление бумажных вееров.
Серия опытов:
«Сухим из воды»;
«Пузырьки-спасатели»;
«Парашютисты»;
«Надуй шарик»;
«воздух повсюду»;
«Что тяжелее».
Оборудование:
Ноутбук, проектор, ширма, воздушные шары разрисованные, игрушка -карусель, алгоритмы опытов,
карточки с изображением правил безопасности (презентация), весы, стеклянный стакан, лист бумаги,
пластилин,
тазик
с
водой,
стеклянная
бутылка,
воздушный
шарик,
тазик,
кувшин
с
гор.
водой
(отдельно), с водой, бутылка.
Образовательные задачи:
1. Расширять и активизировать представления детей о воздухе, его свойствах: занимает объем, имеет
вес, легче воды, расширяется при нагревании, обладает упругостью.
2. Продолжать учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
Развивающие задачи:
1. Продолжать учить проводить простейшие эксперименты добиваться
необходимого результата и используя полученные знания и умения
делать выводы. Развивать речь-доказательство.
2. Совершенствовать речевые умения при рассказе о характеристиках воздуха и результатах опытов.
3. Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.
Воспитательные задачи:
1. Закреплять интерес к исследовательской деятельности.
2. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.
Ход занятия.
1. Вступительная беседа.
Дети сидят полукругом. На столе - бумажные веера.
Воспитатель:
-
Ребята,
я
сегодня
приготовила
для
вас
предмет.
Попробуйте
отгадать,
что
это,
поможет
вам
правильный ответ загадки. Загадку вам расскажет Лиза.
В праздники на улицах
В руках у детворы
Синие и красные
Воздушные (шары).
- Правильно, это воздушный шарик. А какие слова загадки вам подсказали о том, что это воздушный
шар. (Ответы детей).
(Воспитатель достаёт из-за ширмы разрисованный воздушный шар).
- Определите, какое у него настроение? (Ответы детей).
Воспитатель:
-
Шарик, почему ты такой грустный? (воспитатель включает аудиозапись, со словами воздушного
шара).
Шарик:
- Я грустный из-за того, что совершенно пустой. У меня внутри вообще ничего нет.
Воспитатель:
- Ребята, вы тоже так считаете? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Я с вами согласна, внутри шарика находится воздух.
Шарик:
- Если у меня внутри есть воздух, то почему я его не вижу? (Ответы детей).
Воспитатель (подводит итог ответам):
- Воздух невидимый, прозрачный, он окружает нас везде.
Шарик:
- Но я его не чувствую.
Воспитатель:
- Ребята, как можно помочь шарику почувствовать воздух? (Ответы детей).
Воспитатель: Конечно, можно попробовать подуть, помахать веером (дети дуют, машут).
Воспитатель:
- А теперь шарик ты что-нибудь почувствовал?
Шарик:
- Свежесть, прохладу. Что это было? (Ответы детей).
Воспитатель:
- Я согласна с ребятами, на тебя подул ветерок. Мы взмахнули веером и воздух начал перемещаться -
это ветер.
Воспитатель:
- Дети, поможем шарику узнать про воздух всё, что мы знаем. (Ответы детей).
- Вы хотели бы побывать в роли ученых? (Ответы детей).
- Вспомните, как называется помещение, где ставят опыты ученые? (Ответы детей) (на слайде картинка
с изображением лаборатории).
- У нас сегодня есть возможность поработать в 3-х лабораториях.
Воспитатель:
- Прежде, чем пройти в нашу лабораторию, давайте вспомним правила проведения опытов (На экране -
алгоритм правил).
- О чем эти правила? (Ответы детей, дети по- порядку называют правила).
нельзя без разрешения взрослого ничего пробовать на вкус;
будь осторожен со стеклом - оно может разбиться;
горячую воду наливай с помощью взрослого;
не проливай и не разбрызгивай воду;
работай в фартуке, закатай рукава;
пользуйся полотенцем.
Воспитатель:
- Я вижу, вы готовы к работе (дети надевают фартуки).
Волшебные слова:
Мы занятие начинаем,
Интересно здесь бывает,
Постарайтесь всё понять,
Много нового узнать!
Воспитатель:
- Перед учёными стоит такая задача: Постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить
воздух, а затем это доказать. (Объяснить детям последовательности работы по алгоритмам).
- Вам необходимо вытащить номер своего рабочего
места и найти
стол с этим номером (дети
вытаскивают номерки, подходят 2 ребёнка к одному столу).
- Перед вами подсказки - алгоритмы (карточка лежит на столе каждой пары).
- Расскажите, что вам нужно сделать? (Ответы детей)
I пара:
- Приклеить на дно стакана пластилином бумагу, опустить стакан в воду вверх дном, осторожно
вытащить стакан. Узнать, что стало с бумагой. Зарисовать результат.
2 пара:
- Опустить бутылку в таз с водой. Зарисовать результат
3 пара:
- Взвесить на весах надутый шар и не надутый. Зарисовать результат
Самостоятельное проведение опытов.
Воспитатель:
- Вы можете приступать к проведению своего опыта. (Воспитатель помогает и контролирует).
Подведение итогов опытов.
Воспитатель:
- Дети, расскажите, что у вас получилось. (Ответы детей).
I пара:
- Бумага осталась сухой. Значит, воздух есть везде, он занимает место.
Вода может попасть в стакан, только сжав воздух, но воздух «не пустил» воду и бумага осталась сухая.
2 пара:
- Из бутылки появились пузырьки, значит, там был воздух. (Пузырьки поднялись на поверхность
воды. Воздух легче воды).
3 пара:
- Н а д у т ы й
ш а р
т я ж е л е е
ш а р и к а
б е з
в о з д у х а .
Значит, воздух имеет вес.
Показ опыта воспитателем.
Воспитатель:
- Дети, вы очень хорошо выполнили опыты и правильно всё объяснили.
- Но я вижу, наш воздушный шарик всё ещё грустный.
- Может быть, показать ему фокус?
- Смотрите, у меня совершенно пустая бутылка. Я надеваю на её горлышко воздушный шарик. Верите
ли вы, что я смогу надуть этот шарик, даже не снимая его с бутылки? (Ответы детей). Проверим.
(Воспитатель ставит бутылку в емкость с горячей водой. Емкость спрятана за ширмой, видно
только горлышко бутылки с шариком).
Совместное проведение опыта.
Воспитатель:
- Хотите, я вас научу показывать этот фокус?
- Посмотрите на алгоритм (алгоритм на экране).
- Что нам нужно для этого опыта? (Ответы детей).
- Правильно нам понадобится бутылка, шарик.
- Что надо сделать? (Ответы детей).
- Да, необходимо натянуть шарик на бутылку.
- Что предстоит сделать дальше? (Ответы детей).
- Необходимо налить горячую воду.
- Кто наливает горячую воду? (Ответы детей), (воспитатель наливает воду в тазик)
- Что необходимо выполнить? Ответы детей (Теперь надо поставить бутылку с шариком в горячую
воду).
Воспитатель:
- Приступайте. Будьте осторожны.
- Поставьте каждый свою бутылку в таз и придерживайте её. Подождём немного.
- Что произошло? (шарик немного надулся).
- Как вы думаете, почему шарик надулся? (выслушиваются предположения).
- Достаньте бутылку из воды, потрогайте её. Какая она? Ответы детей (тёплая).
- Поставьте её на стол. Подумайте, почему она стала тёплой? Ответы детей.
- Что внутри бутылки? Ответы детей (воздух).
- Что стало с воздухом? Ответы детей (нагрелся).
- Что произошло с воздухом, когда от нагрева? (он расширяется)
(Когда шарик сдулся, обсудить вопрос, что при охлаждении воздух сжимается).
Итог:
Воспитатель:
- Дети, смотрите, шарик повеселел, как вы думаете что произошло? (ответы детей). Ему понравился
фокус?
-Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит
в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» До встречи
в
нашей
лаборатории.
А
сейчас
пора
возвращаться
в
наш
детский
сад.