Напоминание

Тема: «Воздух - невидимка» (опытно-экспериментальная деятельность)


Автор: Соболева Марина Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Д/с Россияночка"
Населённый пункт: г. Тихвин, Ленинградская область
Наименование материала: Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе
Тема: Тема: «Воздух - невидимка» (опытно-экспериментальная деятельность)
Раздел: дошкольное образование





Назад




Комитет по образованию администрации муниципального образования Тихвинский муниципальный

район Ленинградской области

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Россияночка»

Конспект занятия по познавательному развитию

в подготовительной к школе группе

Тема: «Воздух - невидимка»

(опытно-экспериментальная деятельность)

Автор:

воспитатель первой квалификационной категории

Соболева Марина Владимировна

г. Тихвин

2019 г.

Предварительная работа:

- Наблюдения за ветром на прогулке.

- Беседы о воздухе.

- Рассматривание энциклопедий.

- Изготовление бумажных вееров.

Серия опытов:

«Сухим из воды»;

«Пузырьки-спасатели»;

«Парашютисты»;

«Надуй шарик»;

«воздух повсюду»;

«Что тяжелее».

Оборудование:

Ноутбук, проектор, ширма, воздушные шары разрисованные, игрушка -карусель, алгоритмы опытов,

карточки с изображением правил безопасности (презентация), весы, стеклянный стакан, лист бумаги,

пластилин,

тазик

с

водой,

стеклянная

бутылка,

воздушный

шарик,

тазик,

кувшин

с

гор.

водой

(отдельно), с водой, бутылка.

Образовательные задачи:

1. Расширять и активизировать представления детей о воздухе, его свойствах: занимает объем, имеет

вес, легче воды, расширяется при нагревании, обладает упругостью.

2. Продолжать учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие задачи:

1. Продолжать учить проводить простейшие эксперименты добиваться

необходимого результата и используя полученные знания и умения

делать выводы. Развивать речь-доказательство.

2. Совершенствовать речевые умения при рассказе о характеристиках воздуха и результатах опытов.

3. Развивать мышление, воображение, любознательность, наблюдательность.

Воспитательные задачи:

1. Закреплять интерес к исследовательской деятельности.

2. Формировать эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе.

Ход занятия.

1. Вступительная беседа.

Дети сидят полукругом. На столе - бумажные веера.

Воспитатель:

-

Ребята,

я

сегодня

приготовила

для

вас

предмет.

Попробуйте

отгадать,

что

это,

поможет

вам

правильный ответ загадки. Загадку вам расскажет Лиза.

В праздники на улицах

В руках у детворы

Синие и красные

Воздушные (шары).

- Правильно, это воздушный шарик. А какие слова загадки вам подсказали о том, что это воздушный

шар. (Ответы детей).

(Воспитатель достаёт из-за ширмы разрисованный воздушный шар).

- Определите, какое у него настроение? (Ответы детей).

Воспитатель:

-

Шарик, почему ты такой грустный? (воспитатель включает аудиозапись, со словами воздушного

шара).

Шарик:

- Я грустный из-за того, что совершенно пустой. У меня внутри вообще ничего нет.

Воспитатель:

- Ребята, вы тоже так считаете? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Я с вами согласна, внутри шарика находится воздух.

Шарик:

- Если у меня внутри есть воздух, то почему я его не вижу? (Ответы детей).

Воспитатель (подводит итог ответам):

- Воздух невидимый, прозрачный, он окружает нас везде.

Шарик:

- Но я его не чувствую.

Воспитатель:

- Ребята, как можно помочь шарику почувствовать воздух? (Ответы детей).

Воспитатель: Конечно, можно попробовать подуть, помахать веером (дети дуют, машут).

Воспитатель:

- А теперь шарик ты что-нибудь почувствовал?

Шарик:

- Свежесть, прохладу. Что это было? (Ответы детей).

Воспитатель:

- Я согласна с ребятами, на тебя подул ветерок. Мы взмахнули веером и воздух начал перемещаться -

это ветер.

Воспитатель:

- Дети, поможем шарику узнать про воздух всё, что мы знаем. (Ответы детей).

- Вы хотели бы побывать в роли ученых? (Ответы детей).

- Вспомните, как называется помещение, где ставят опыты ученые? (Ответы детей) (на слайде картинка

с изображением лаборатории).

- У нас сегодня есть возможность поработать в 3-х лабораториях.

Воспитатель:

- Прежде, чем пройти в нашу лабораторию, давайте вспомним правила проведения опытов (На экране -

алгоритм правил).

- О чем эти правила? (Ответы детей, дети по- порядку называют правила).

нельзя без разрешения взрослого ничего пробовать на вкус;

будь осторожен со стеклом - оно может разбиться;

горячую воду наливай с помощью взрослого;

не проливай и не разбрызгивай воду;

работай в фартуке, закатай рукава;

пользуйся полотенцем.

Воспитатель:

- Я вижу, вы готовы к работе (дети надевают фартуки).

Волшебные слова:

Мы занятие начинаем,

Интересно здесь бывает,

Постарайтесь всё понять,

Много нового узнать!

Воспитатель:

- Перед учёными стоит такая задача: Постараться в своей лаборатории с помощью опытов обнаружить

воздух, а затем это доказать. (Объяснить детям последовательности работы по алгоритмам).

- Вам необходимо вытащить номер своего рабочего

места и найти

стол с этим номером (дети

вытаскивают номерки, подходят 2 ребёнка к одному столу).

- Перед вами подсказки - алгоритмы (карточка лежит на столе каждой пары).

- Расскажите, что вам нужно сделать? (Ответы детей)

I пара:

- Приклеить на дно стакана пластилином бумагу, опустить стакан в воду вверх дном, осторожно

вытащить стакан. Узнать, что стало с бумагой. Зарисовать результат.

2 пара:

- Опустить бутылку в таз с водой. Зарисовать результат

3 пара:

- Взвесить на весах надутый шар и не надутый. Зарисовать результат

Самостоятельное проведение опытов.

Воспитатель:

- Вы можете приступать к проведению своего опыта. (Воспитатель помогает и контролирует).

Подведение итогов опытов.

Воспитатель:

- Дети, расскажите, что у вас получилось. (Ответы детей).

I пара:

- Бумага осталась сухой. Значит, воздух есть везде, он занимает место.

Вода может попасть в стакан, только сжав воздух, но воздух «не пустил» воду и бумага осталась сухая.

2 пара:

- Из бутылки появились пузырьки, значит, там был воздух. (Пузырьки поднялись на поверхность

воды. Воздух легче воды).

3 пара:

- Н а д у т ы й

ш а р

т я ж е л е е

ш а р и к а

б е з

в о з д у х а .

Значит, воздух имеет вес.

Показ опыта воспитателем.

Воспитатель:

- Дети, вы очень хорошо выполнили опыты и правильно всё объяснили.

- Но я вижу, наш воздушный шарик всё ещё грустный.

- Может быть, показать ему фокус?

- Смотрите, у меня совершенно пустая бутылка. Я надеваю на её горлышко воздушный шарик. Верите

ли вы, что я смогу надуть этот шарик, даже не снимая его с бутылки? (Ответы детей). Проверим.

(Воспитатель ставит бутылку в емкость с горячей водой. Емкость спрятана за ширмой, видно

только горлышко бутылки с шариком).

Совместное проведение опыта.

Воспитатель:

- Хотите, я вас научу показывать этот фокус?

- Посмотрите на алгоритм (алгоритм на экране).

- Что нам нужно для этого опыта? (Ответы детей).

- Правильно нам понадобится бутылка, шарик.

- Что надо сделать? (Ответы детей).

- Да, необходимо натянуть шарик на бутылку.

- Что предстоит сделать дальше? (Ответы детей).

- Необходимо налить горячую воду.

- Кто наливает горячую воду? (Ответы детей), (воспитатель наливает воду в тазик)

- Что необходимо выполнить? Ответы детей (Теперь надо поставить бутылку с шариком в горячую

воду).

Воспитатель:

- Приступайте. Будьте осторожны.

- Поставьте каждый свою бутылку в таз и придерживайте её. Подождём немного.

- Что произошло? (шарик немного надулся).

- Как вы думаете, почему шарик надулся? (выслушиваются предположения).

- Достаньте бутылку из воды, потрогайте её. Какая она? Ответы детей (тёплая).

- Поставьте её на стол. Подумайте, почему она стала тёплой? Ответы детей.

- Что внутри бутылки? Ответы детей (воздух).

- Что стало с воздухом? Ответы детей (нагрелся).

- Что произошло с воздухом, когда от нагрева? (он расширяется)

(Когда шарик сдулся, обсудить вопрос, что при охлаждении воздух сжимается).

Итог:

Воспитатель:

- Дети, смотрите, шарик повеселел, как вы думаете что произошло? (ответы детей). Ему понравился

фокус?

-Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит

в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание «Юный исследователь» До встречи

в

нашей

лаборатории.

А

сейчас

пора

возвращаться

в

наш

детский

сад.



В раздел образования