Авторы: Шиповалова Татьяна Владимировна, Фирсова Людмила Николаевна
Должность: учитель биолгии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №72
Населённый пункт: город Хабаровск
Наименование материала: статья
Тема: Структура урока на основе ФГОС.
Раздел: среднее образование
Структура урока на основе ФГОС.
Шиповалова Т. В.
Фирсова Л.Н.
Речь
пойдёт
о
технологической
карте,
замысле,
плане,
проекте,
сценарии, конспекте, протоколе, описании урока
Технологическая карта урока
то
матрица,
состоящая
из граф, где отражаются условия, факторы,
средства обучения, необходимые для проведения урока, предполагаемая де-
ятельность
учителя
и
деятельность
учащихся:
тема,
тип
урока,
цели,
оборудование, методы, формы, планируемые результаты по ФГОС и т.д., из
которых учитель заполняет те, которые ему нужны на конкретном уроке. Так,
сотрудники Института стратегических исследований РАО Г.Л. Копотева и
И.М. Логвинова в книге «Проектируем урок, формирующий универсальные
учебные действия» дают такое определение: «Технологическая карта урока
—
это
обобщённо-графическое
выражение
сценария
урока,
основа
его
проектирования, средство представления учителем индивидуальных, методов
педагогической деятельности».
Начинающему учителю технологическая карта может помочь что-то не
упустить, но не более.
. Если карта заполнена материалами,
взятыми из ФГОС, то только в
этом случае они становятся некой моделью, схемой, образом урока, где будут
осваиваться новые стандарты.
Замысел урока
Это идеальная (то есть возникшая в мыслях) модель урока, конторая
появляется у учителя во время размышлений о предстоящем уроке, чтения
методических разработок, книг, учебника.
Учитель при этом размышляет ,
ищет (и находит) оригинальную идею
урока, продумывает самые трудные вопросы, требующие творчества (такие
как, например, формулирование ценностных оснований содержания учебного
материала, способы оказания помощи детям в поисках для себя личностного
смысла
и
т.п.), продумывает
запасные
методические
варианты,
способы
мотивации учеников н а постановку
для
себя
целей
и многое другое, что
позже учитель,
если сочтет нужным, положит на бумагу в виде плана или
проекта, или сценария, или...
План урока
Такой план представляет собой расписанный по этапам, структурным
элементам
перечень
воздействий
учителя
на
учеников,
иногда
с
предполагаемым и
в о з м о ж н ы м и ответными
действиями
школьников.
Поурочный
план
включает
те
же
содержательные
элементы, что
и
технологическая карта
урока, но план, как правило, привязан к структуре
комбинированного урока (оргмомент, проверка домашнего задания, опрос,
объяснение нового, закрепление, выставление оценок, подведение итогов,
сообщение нового домашнего задания). Структура варьируется в зависимости
от
задач,
выбранного
типа
урока
и
включает
примерное распределение
времени по
этапам, элементам
структуры
урока. И конечно, план – более
системный образ урока, чем технологическая карта.
План урока обычно учитывает усредненную (не дифференцированную
и
не
индивидуализированную
по
личностям)
характеристику
класса,
где
класс
именно
в
целом
есть
объект
приложения
педагогических
усилий
учителя.
План ориентирован на получение прежде всего предметных результатов
(развивающая и воспитательная цели чаще всего попутны). Планирование
воздействия
учителя
своей
личностью
на
учеников,
как
правило,
не
от -
ражается.
Проект урока
В том случае, если проект урока не синоним плана, он становится более
развёрнутой и более детально прописанной моделью предстоящего урока и
при этом такой моделью»
которая
имеет
определённую новизну.
Проект
урока исходит из знания учителем каждого из своих учеников; состояния их
здоровья,
возрастных
особенностей,
индивидуально-психологических
признаков,
социально-психологических
позиции,
прежней
обученности
и
нынешней обучаемости (эти понятия нужно осознавать и различать), зоны их
ближайшего развития, а также знания учителем социально-педагогической и
социально-психологической
характеристики
класса
как
устойчивой
и
целостной группы.
Проект включает и варианты уроков по одной теме в разных классах
или,
как
минимум,
фиксацию
различий
этих
вариантов
для
классов
с
литерами «А», «Б», «В» и т.д., если за основу берется некий рамочный образ
(структура), соответствующий всем компонентам деятельности от мотива до
результата
и
рефлексии.
Сюжет,
алгоритм
развития
сюжета,
внутренняя
интрига, формулирование проблем, выбор имени урока, эпиграфа и т.д. - всё
это проектируется учителем только как совместная работа с учениками и
обретает первую конкретику уже на бумаге в отличие от общего плана, когда
конкретика возникает только непосредственно на уроке.
Полезным
может
оказаться
проектирование,
где
предусматриваются
три
варианта
урока
(минимальный,
максимальный,
оптимальный)
в
зависимости от успешности учеников в освоении содержания материала.
Сценарий урока
Это не просто последовательность действий, которые запланировал для
себя и учеников учитель. И конечно, это не синоним плана или проекта, хотя
в разговорной речи нередко слово «сценарий» употребляют как синоним
любой из анализируемых форм.
В роли сценариста выступает учитель и привлечённые им ученики. Как
правило, сценарий пишется, когда урок идет в театрализованной форме или в
виде ролевой игры.
Конспект урока
В
обыденной
повседневной
практике
в с е рассмотренные
формы
представления урока нередко называют конспектами, хотя, строго говоря, это
87
Народное образование 16*2015
не
вполне
правомерно.
Конспект
это
именн о
к р а т к о е изложение
существенного содержания чего-либо.
Есть учителя, которые любят подробно и тщательно прописывать все
компоненты предстоящего урока. Это особенно полезно для начинающих
педагогов. Есть учителя с другим стилем работы по подготовке урока: они
действительно тщательно продумывают, ... но на бумаге делают только очень
краткие записи и пометки. Это и есть их конспект и им этого достаточно,
чтобы дать хороший урок (или они. так считают).
Протокол урока
Это подробная, поминутная фиксация того, что происходило на уроке,
как правило, без анализа, которая потом может быть использована и автором
протокола, и учителем для анализа, самоанализа и рефлексии урока.
Описание урока
Это
изложение
увиденного
и
услышанного с
личными
оценками,
впечатления м и , описанием
деталей,
эмоциональной
обстановки,
если
необходимо представить свой опыт в виде: статьи, методической разработки
и т.п.
Чтобы понять значение для будущего описания хорошего, удавшегося,
эффективного урока, необходимо ответить на вопросы на вопросы:
Вам хоть раз удалось сформулировать для себя ценностные основания
содержания учебного материала?
Вам хоть раз удалось помочь детям раскрыть для себя личностный
смысл изучаемой темы?
Вам
хоть
раз
удалось
зафиксировать
усвоение"
метапредметных
и
личностных результатов образования для одного ученика, для группы, для
класса?
Вам
хоть
раз
удавалось
мотивировать
детей
так,
чтобы
они
сами
сформулировали задачи урока и нашли какие-то средства их реализации?
Вам
хоть
раз
удалось
проверить
освоенность
нового
предметного
знания,
метапредметного
умения
с
помощью
задания
на
применение
изученного на уроке не по образцу, не в аналогичной (подобной), а частично
новой и полностью незнакомой ситуации?
И использовать именно требований стандартов:
называние
конкретных
способов,
средств
мотивации
детей
на
активную,
по
возможности
самостоятельную
работу
на
уроке,
которыми
учитель реально будет пользоваться;
формулирование
(для
себя)
целей,
обучения,
развития,
воспитания
на
уроке,
называние здесь
же
(или
отдельно)
предметах,
метапредметных
и
личностных
результатов,
которые
учитель
надеется
получить в конце урока (темы, курса);
формулирование темы и имени урока;
посильное,
в
соответствии
с
возрастными
возможностями
и
способностями конкретных детей, вовлечение их в постановку и форму-
лирование целей урока как своих личных целей;
87
Народное образование 16*2015
формулирование
ценностных
оснований
содержания
учебного
материала;
помощь детям в поиске и формулировании для себя личностного
смысла изучения нового материала;
прогнозируемая
деятельность
учащихся
по
самостоятельному
добыванию хотя бы части знаний на каждом этапе урока как следствие
конкретных действий учителя;
конкретное средство контроля (то есть сами вопросы н задания)
по применению усвоенного знания (что принципиально для освоения ФГОС)
не по образцу, не в аналогичной (подобной), а частично новой и в полностью
незнанакомой ситуации;
участие
детей
в
оценке
своей
работы,
на
уроке,
в
оценке
полученных результатов образования.
Разумеется, учитель сам решает, все ли эти компоненты будущего урока
(или
только
их
часть),
в
каком
порядке,
с
какой
степенью
подробности
представляются в каждой
из полюбившихся учителю форм, отображения
урока на бумаге (или в мыслях): в технологической карте, замысле, плане,
проекте, сценарии, конспекте, протоколе, описании.
Важное
напоминание.
Любая
форма
представления
урока
должна
адекватно
отражать
рабочие
программы
(созданные
учителем
на
основе
основной
образовательной
программы),
учитывающие
особенности
конкретных классов и индивидуальные особенности детей, о которых мы
говорили
ранее
(обученность,
обучаемость,
доминирующие
каналы
восприятия учебного материала, темперамент и т.д).
87
Народное образование 16*2015