Напоминание

Педагогиический совет на тему: "Физическое развитие и здоровье ребенка с нарушением зрения


Автор: Сурина Ольга Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№255
Населённый пункт: Гудмуртская Республика, г.Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогиический совет на тему: "Физическое развитие и здоровье ребенка с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема « Физическое развитие и здоровье дошкольника»

1.

Вступительное слово старшего воспитателя по Проблема сохранение и укрепления

здоровья детей дошкольного возраста- (до 3 минут)

Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этом период

закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости

организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Актуальность проблемы

укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще тем , что этот период

постерпенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. От состояния

здоровья , достигнутого уровня физического и психического развития, во многом , во многом

зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным

нагрузкам. Однако теоретический анализ литературы позволяет определить ряд проблем

здоровья детей дошкольного возраста.

-Социально-экономические изменения в стране, сопровождающиеся сокращением

производства, снижением заработной платы, что приводит к снижению материального и

морального благополучия большинства российских семей, рост социальных болезней:

туберкулез, алкоголизм, наркомания ведет к индивидуализации взрослого населения и

появлению нездорового потомства, в особенно тяжелом положении оказываются слабо

защищенные семьи ( многодетные, молодые, неполные). Явление этих факторов

проявляются в разрушении воспитательных функций семьи, в отчуждении родителей от

детей, в неподготовленности молодых людей к семейной жизни, неспособность наладить

взаимоотношения с родственниками, совмещение домашних обязанностей с

профессиональной деятельностью.

–Ухудшение экологической обстоновки, высокий уровень заболеваемости родителей

(особенно матерей). Психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют

увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, делая эту проблему

актуальной. Так рассматривая проблемы сохранения здоровья детей в дошкольных

образовательных учреждениях отмечается, что до поступления в детский сад выявляется 27,5%

детей, имеющих проблем со здоровьем, в 6 лет -43,2% , в 7 лет- 58,3%- то есть больше чем в

два раза. Нарушение осанки наблюдается до поступления в детский сад- 24,5 %,в 6 лет- 66,6%,

в 7 лет-86,4%, -то есть в 3,5 раза. Не посредственно перед поступлением в первый класс

регистрируются высокие показатели нарушения осанки (92,6%), показатели сколиоза (12,2%).

Кроме того, вдвое увеличивается доля болезней органов пищеварения, она отмечается у 50-

60% дошкольников и системы кровообращения (у 42-56%детей). Исследования Каменской В.Г.

указывают на резкое увеличение числа детей с серьезными отклонениями в психической

сфере. Отмечается еще одна особенность современной патологии детей- это переход острых

форм заболевания в хронические и рецидивирующие. Кроме того , успехи реанимации

новорожденных и репродуктивные технологии дают рост числа перинатальных заболеваний.

Особенно проблема возникает у недоношенных детей. Таким образом, к современным

тенденциям в области состояния здоровья детей дошкольного возраста относятся

- «феномен децелерации», то есть снижение темпов физического развития,

-«феномен профологического синдрома», при котором отмечается дисгармоничность и

диспропорциональность фемизации, при которой стираются гендерные различия,

–«психосоматическая астенизация».

Таким образовом,указанное выше позволяет первую проблему это объективное

ухудшение состояние здоровья детей.

В современных условиях модернизации образования на дошкольное образовательное

учреждение возлагаются очень ответственные социальные задачи- обучать, воспитывать и

готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых

будут определять социально-экономический , научно-технический и нравственный

прогресс российского общества в новом столетии. Следует отметить, что в последние годы

происходит бурное обновление содержания оздоровления детей. В дошкольных

учреждлдениях развернулась работа по освоению различных вариативных программ. Вот

мы подошли ко второй проблеме- содержание образования.Отмечается , что содержание

образования дошкольников построено по лоскутному признаку. Анализируя содержания

таких комплексных пограмм как : «Программма вспитания и обучения в детском саду под

редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Радуга: Программа воспитания, образования и

развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада, авторы Т.Н.Доронова,

С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева и др., действующие в настоящее время в сфере дошкольного

образования показал:

-неоднородность в количественном и качественном отношении основных направлений

развития ребенка: познавательно-речевого, физического, социально-личностного,

художественно-эстетического.

-неравномерность объема образовательной нагрузки по основным направлениям.

-отсутствие единой точки зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного

образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня

физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных

общеобразовательных программ начального общего образования. В месте с тем

появляются большое количество разнообразных оздоровительных т ехнологий. Не все

инновационные процессы несут положительный эффект и указывают на основные

проблемы в осуществлении оздоровления дошкольников,, это:

-использование оздоровительных технологий, изначально разработанных для взрослых;

-использование оздоровительных технологий, требующих значительного времени для

осуществления, что нарушает режим дня детей.

-несоответствие уровня подготовки педагогов , организующие оздоровительные

меропиятия с детьми.

-отсутствие объективных критериев оценки оздоровительной работы, а также отсутствие

единообразия в требоаниях к осуществлению оздоровительной работы.

Третья проблема низкий уровень профессиональной компетенции в осуществлении

руководства двигательной деятельностью дошкольника. Недооценка и недопонимание

педагогами необходимости двигательной активности детей в режиме дня. Двигательный

режим , обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность

детей в движении- важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего

режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в

режиме дня проявляется у них в работе всех органов и физиологических систем. Так

М.А.Рунова отмечает, что двигательная активность детей старшего дошкольного возраста

составляет менее 40-50% за время пребывания в дошкольном учреждении, что не

позволяет плность обеспечит биологическую потребность организма в движении. При

этом не учитывается, что их самостоятельная двигательная деяельность все больше

ограничевается созданными условиями в детском саду, семье, так как увеличивается

продолжительность образовательных занятий с преобладанием статистических поз –

компьютерные игры. Анализ организации двигательного режима в дошкольном

учреждении указывает на основные причины его несовершенства:

-недостаточное внесение в различные организованные формы физкльтурно-

оздоровительной работы циклических упражнений;

-нерациональный подбор упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений

года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего

пространства;

-бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;

-не учитывается индивидуальные проявления двигательной активности во время

организованной и самостоятельной деятельности.

Таким образом, проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного

возраста существуют. Совершенно очевидно, что необходимо повышать

профессиональную компетентность педагогов , организующие двигательную деятельность

детей.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются

формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.

Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО.ФГОС представляет собой

совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух

обраовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали

ФГ Т . В содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое

развитие» ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического

здоровья детей.

Затем предлагается деловая игра «Ребенок и его здоровье», с целью систематизировать

знания педагогов по вопросам оздоровления дошкольников и формирование у них

здорового образа жизни.

Правила игры: все участники делятся на две команды, каждая команда выбирает капитана.

Ход деловой игры:- Давайте все встанем в круг и возьмемся за руки. Ток очень быстро

бежит по цепи. Наши руки это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия.

Команде №1 предлагается закончить пословицы о здоровье:

-в здоровом теле…..здоровый дух;

-кто спортом занимается……тот силы набирается;

-здоровье всему….голова;

-забота о здоровье лучшее …..лекарство;

-береги платье снову…. А здоровье смолоду;

-здоровье сгубишь…новое не купишь.

Команде №2 Назовите принципы закаливания: постепенно, последовательно, постоянно.

Блиц опрос: -сколько часов в сутки должен спать человек? (взрослый 8 часов, подросток 10

часов , ребенок 12 часов),

-Назовите насекомых- индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены (вши).

-Кто такие «совы» и «жаворонки»?

-Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? ( завтрак съешь сам, обед

раздели с другом, а ужин отда врагу).

Игра «Черный ящик» Необходимо дат ответ, что лежит в черном ящике. Этот предмет ,

который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в детском саду

используется как музыкальный инструмент. (бубен).

Игра «Волшебный мешочек». Достаньте из мешочка предмет и ответь- Какой вид

оздоровления он отражает? 1.Фасоль- сухой бассейн, подушечка с травой- фитотерапия,

диск- музыкотерапия, лимон- ароматерапия, мыльные пузыри- игры на дыхание, кукла-

арт-терапия, перчатка- пальчиковая гимнастика, цветок- цветотерапия.

Игра «Заморочки из бочки». Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на

вопросы:

-ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее (4-4,5 часов);

-что необходимо провести в середине занятия? (физкультминутку);

-сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет? (3 раза в

неделю);

-какая продолжительность занятия в старшей группе? (25 мин.);

-сколько минут составляет перерыв между занятиями? (10 мин.);

-сколько длится сон для детей 1,5- 3 лет? (не менее 3 часов);

-назовите основные виды движения (ходьба, бег,пражки , метание, лазанье);

- к какой группе методов относятся перечисленные риемы: показ, подражание,

фотографии, рисунки, схемы. 1-физические, 2-наглядные, 3- дидактические.

Подведение итогов . Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле

здоровьесбережения нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-

оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье.А нам необходимо

уделять внимание организации подвижных игр, как средство повышение двигательной

активности дошкрольников. Максимально увеличить время пребывания детей на свежем

воздухе с обязательной оргнизацией двигательной активности. Рационально сочетать

физкультурные занятия с закаливающими процедурами. Наращивать резервные

возможности организма ребенка з счет регулярных проведений подвижных игр,

физических упражнений. Уделять особое внимание развитию у детей движений

циклического характера (бег, прыжки, ходьба).

Выступление учителя-дефектолога. Проанализировав программу по физическому

воспитанию ею были выделены задачи по физическому воспитанию в каждой возрастной

группе. Она называла задачи, а педагоги должны были назвать группу и возраст детей.

Младшая группа

Учить ходить и бегать , не наталкиваясь друг на друга.

Учить ползать , лазать, разнообразно действовать с мячом ( брать, держать, переносить,

катать)

Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвмижением вперед.

Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.

Вторая младшая группа.

Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя

координацию движения рук и ног.

Обучать хвату за перекладину во время лазанья.

Учить реагировать на сигналы «беги», «лови»,вырлнять правила в подвижных играх.

Средняя группа

Учить бегать легко, энергично отталкиваясь ноком.

Учить пролезать, подлезать, перелазить через предметы.

Учить выполнять ведущую роль в игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.

Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость , гибкость.

Старшая группа

Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой.

Учить ходить на лыжах скользящим шагом.

Учить прыгать в длину, с высоты , с разбега.

Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.

Подготовительная группа

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне,

шеренге, кругу.

Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости,

точности.

Таким образом совместно с педагогами был сделан вывод какие трудности будут

испытывать дети с нарушением зрения при проведение подвижных игр, танцев.

Слабая концентрация внимания, снижены устойчивость и объем внимания,

невыразительная мимика, нарушение осанки, плоскостопие, нечеткая координация

движений, снижение темпа выполнения задания, трудности при ориентировке в

пространстве, трудности при выполнении движений на равновесие, мышцы рук вялые,

нарушение согласованности в движениях.

«Ярмарка игр» , на которой педагоги каждой возрастной группы представили интересные

подвижные игры на развитие скоординированных движений у детей с нарушением

зрения, при этом был проведен мастер- класс по обучению в игры «Волшебная

резиночка», «Передай мяч».Инструктор физкультуры предлагает создать картотеку

подвижных игр на развитие скоординированных движений.

ФОРМУЛИРОВКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА.

Старший воспитатель предлагает проект решения педагогического совета.



В раздел образования