Автор: Сурина Ольга Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№255
Населённый пункт: Гудмуртская Республика, г.Ижевск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Педагогиический совет на тему: "Физическое развитие и здоровье ребенка с нарушением зрения
Раздел: дошкольное образование
Тема « Физическое развитие и здоровье дошкольника»
1.
Вступительное слово старшего воспитателя по Проблема сохранение и укрепления
здоровья детей дошкольного возраста- (до 3 минут)
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка. Именно в этом период
закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости
организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Актуальность проблемы
укрепления и сохранения здоровья дошкольников обусловлена еще тем , что этот период
постерпенной подготовки ребенка к систематическому обучению в школе. От состояния
здоровья , достигнутого уровня физического и психического развития, во многом , во многом
зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным
нагрузкам. Однако теоретический анализ литературы позволяет определить ряд проблем
здоровья детей дошкольного возраста.
-Социально-экономические изменения в стране, сопровождающиеся сокращением
производства, снижением заработной платы, что приводит к снижению материального и
морального благополучия большинства российских семей, рост социальных болезней:
туберкулез, алкоголизм, наркомания ведет к индивидуализации взрослого населения и
появлению нездорового потомства, в особенно тяжелом положении оказываются слабо
защищенные семьи ( многодетные, молодые, неполные). Явление этих факторов
проявляются в разрушении воспитательных функций семьи, в отчуждении родителей от
детей, в неподготовленности молодых людей к семейной жизни, неспособность наладить
взаимоотношения с родственниками, совмещение домашних обязанностей с
профессиональной деятельностью.
–Ухудшение экологической обстоновки, высокий уровень заболеваемости родителей
(особенно матерей). Психолого-педагогических и медицинских проблем способствуют
увеличению числа детей с ограниченными возможностями здоровья, делая эту проблему
актуальной. Так рассматривая проблемы сохранения здоровья детей в дошкольных
образовательных учреждениях отмечается, что до поступления в детский сад выявляется 27,5%
детей, имеющих проблем со здоровьем, в 6 лет -43,2% , в 7 лет- 58,3%- то есть больше чем в
два раза. Нарушение осанки наблюдается до поступления в детский сад- 24,5 %,в 6 лет- 66,6%,
в 7 лет-86,4%, -то есть в 3,5 раза. Не посредственно перед поступлением в первый класс
регистрируются высокие показатели нарушения осанки (92,6%), показатели сколиоза (12,2%).
Кроме того, вдвое увеличивается доля болезней органов пищеварения, она отмечается у 50-
60% дошкольников и системы кровообращения (у 42-56%детей). Исследования Каменской В.Г.
указывают на резкое увеличение числа детей с серьезными отклонениями в психической
сфере. Отмечается еще одна особенность современной патологии детей- это переход острых
форм заболевания в хронические и рецидивирующие. Кроме того , успехи реанимации
новорожденных и репродуктивные технологии дают рост числа перинатальных заболеваний.
Особенно проблема возникает у недоношенных детей. Таким образом, к современным
тенденциям в области состояния здоровья детей дошкольного возраста относятся
- «феномен децелерации», то есть снижение темпов физического развития,
-«феномен профологического синдрома», при котором отмечается дисгармоничность и
диспропорциональность фемизации, при которой стираются гендерные различия,
–«психосоматическая астенизация».
Таким образовом,указанное выше позволяет первую проблему это объективное
ухудшение состояние здоровья детей.
В современных условиях модернизации образования на дошкольное образовательное
учреждение возлагаются очень ответственные социальные задачи- обучать, воспитывать и
готовить к жизни то поколение людей, труд и талант, инициатива и творчество которых
будут определять социально-экономический , научно-технический и нравственный
прогресс российского общества в новом столетии. Следует отметить, что в последние годы
происходит бурное обновление содержания оздоровления детей. В дошкольных
учреждлдениях развернулась работа по освоению различных вариативных программ. Вот
мы подошли ко второй проблеме- содержание образования.Отмечается , что содержание
образования дошкольников построено по лоскутному признаку. Анализируя содержания
таких комплексных пограмм как : «Программма вспитания и обучения в детском саду под
редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Радуга: Программа воспитания, образования и
развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада, авторы Т.Н.Доронова,
С.Г.Якобсон, Е.В.Соловьева и др., действующие в настоящее время в сфере дошкольного
образования показал:
-неоднородность в количественном и качественном отношении основных направлений
развития ребенка: познавательно-речевого, физического, социально-личностного,
художественно-эстетического.
-неравномерность объема образовательной нагрузки по основным направлениям.
-отсутствие единой точки зрения на то, каким должно быть содержание дошкольного
образования, чтобы обеспечить достижение выпускником детского сада уровня
физической и психологической готовности к школе для успешного освоения основных
общеобразовательных программ начального общего образования. В месте с тем
появляются большое количество разнообразных оздоровительных т ехнологий. Не все
инновационные процессы несут положительный эффект и указывают на основные
проблемы в осуществлении оздоровления дошкольников,, это:
-использование оздоровительных технологий, изначально разработанных для взрослых;
-использование оздоровительных технологий, требующих значительного времени для
осуществления, что нарушает режим дня детей.
-несоответствие уровня подготовки педагогов , организующие оздоровительные
меропиятия с детьми.
-отсутствие объективных критериев оценки оздоровительной работы, а также отсутствие
единообразия в требоаниях к осуществлению оздоровительной работы.
Третья проблема низкий уровень профессиональной компетенции в осуществлении
руководства двигательной деятельностью дошкольника. Недооценка и недопонимание
педагогами необходимости двигательной активности детей в режиме дня. Двигательный
режим , обеспечивающий активный отдых, удовлетворяющий естественную потребность
детей в движении- важнейший оздоровительный и профилактический фактор общего
режима дня. Положительное влияние оптимального объема двигательной активности в
режиме дня проявляется у них в работе всех органов и физиологических систем. Так
М.А.Рунова отмечает, что двигательная активность детей старшего дошкольного возраста
составляет менее 40-50% за время пребывания в дошкольном учреждении, что не
позволяет плность обеспечит биологическую потребность организма в движении. При
этом не учитывается, что их самостоятельная двигательная деяельность все больше
ограничевается созданными условиями в детском саду, семье, так как увеличивается
продолжительность образовательных занятий с преобладанием статистических поз –
компьютерные игры. Анализ организации двигательного режима в дошкольном
учреждении указывает на основные причины его несовершенства:
-недостаточное внесение в различные организованные формы физкльтурно-
оздоровительной работы циклических упражнений;
-нерациональный подбор упражнений во время прогулок без учета сезонных проявлений
года, а также недостаточное использование физкультурных пособий и всего окружающего
пространства;
-бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;
-не учитывается индивидуальные проявления двигательной активности во время
организованной и самостоятельной деятельности.
Таким образом, проблемы сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного
возраста существуют. Совершенно очевидно, что необходимо повышать
профессиональную компетентность педагогов , организующие двигательную деятельность
детей.
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются
формирование у них представлений о здоровье, как одной из главных ценностей жизни.
Физкультурно-оздоровительная работа в контексте ФГОС ДО.ФГОС представляет собой
совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Вместо двух
обраовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье», которые предусматривали
ФГ Т . В содержании Стандарта представлена образовательная область «Физическое
развитие» ФГОС ДО направлен на охрану и укрепление физического и психического
здоровья детей.
Затем предлагается деловая игра «Ребенок и его здоровье», с целью систематизировать
знания педагогов по вопросам оздоровления дошкольников и формирование у них
здорового образа жизни.
Правила игры: все участники делятся на две команды, каждая команда выбирает капитана.
Ход деловой игры:- Давайте все встанем в круг и возьмемся за руки. Ток очень быстро
бежит по цепи. Наши руки это наша цепь. Передаем друг другу свои рукопожатия.
Команде №1 предлагается закончить пословицы о здоровье:
-в здоровом теле…..здоровый дух;
-кто спортом занимается……тот силы набирается;
-здоровье всему….голова;
-забота о здоровье лучшее …..лекарство;
-береги платье снову…. А здоровье смолоду;
-здоровье сгубишь…новое не купишь.
Команде №2 Назовите принципы закаливания: постепенно, последовательно, постоянно.
Блиц опрос: -сколько часов в сутки должен спать человек? (взрослый 8 часов, подросток 10
часов , ребенок 12 часов),
-Назовите насекомых- индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены (вши).
-Кто такие «совы» и «жаворонки»?
-Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? ( завтрак съешь сам, обед
раздели с другом, а ужин отда врагу).
Игра «Черный ящик» Необходимо дат ответ, что лежит в черном ящике. Этот предмет ,
который у сибирских шаманов олицетворял строение мира. У нас в детском саду
используется как музыкальный инструмент. (бубен).
Игра «Волшебный мешочек». Достаньте из мешочка предмет и ответь- Какой вид
оздоровления он отражает? 1.Фасоль- сухой бассейн, подушечка с травой- фитотерапия,
диск- музыкотерапия, лимон- ароматерапия, мыльные пузыри- игры на дыхание, кукла-
арт-терапия, перчатка- пальчиковая гимнастика, цветок- цветотерапия.
Игра «Заморочки из бочки». Участники игры достают бочонки с номерами и отвечают на
вопросы:
-ежедневная продолжительность прогулки детей составляет не менее (4-4,5 часов);
-что необходимо провести в середине занятия? (физкультминутку);
-сколько раз в неделю проводят физкультурные занятия с детьми 3-7 лет? (3 раза в
неделю);
-какая продолжительность занятия в старшей группе? (25 мин.);
-сколько минут составляет перерыв между занятиями? (10 мин.);
-сколько длится сон для детей 1,5- 3 лет? (не менее 3 часов);
-назовите основные виды движения (ходьба, бег,пражки , метание, лазанье);
- к какой группе методов относятся перечисленные риемы: показ, подражание,
фотографии, рисунки, схемы. 1-физические, 2-наглядные, 3- дидактические.
Подведение итогов . Для того, чтобы добиться положительных результатов в деле
здоровьесбережения нужна целенаправленная комплексная система физкультурно-
оздоровительной деятельности как в детском саду, так и в семье.А нам необходимо
уделять внимание организации подвижных игр, как средство повышение двигательной
активности дошкрольников. Максимально увеличить время пребывания детей на свежем
воздухе с обязательной оргнизацией двигательной активности. Рационально сочетать
физкультурные занятия с закаливающими процедурами. Наращивать резервные
возможности организма ребенка з счет регулярных проведений подвижных игр,
физических упражнений. Уделять особое внимание развитию у детей движений
циклического характера (бег, прыжки, ходьба).
Выступление учителя-дефектолога. Проанализировав программу по физическому
воспитанию ею были выделены задачи по физическому воспитанию в каждой возрастной
группе. Она называла задачи, а педагоги должны были назвать группу и возраст детей.
Младшая группа
Учить ходить и бегать , не наталкиваясь друг на друга.
Учить ползать , лазать, разнообразно действовать с мячом ( брать, держать, переносить,
катать)
Учить прыжкам на двух ногах на месте, с продвмижением вперед.
Формировать умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку.
Вторая младшая группа.
Учить детей ходить и бегать свободно, не шаркая ногами, не опуская головы, сохраняя
координацию движения рук и ног.
Обучать хвату за перекладину во время лазанья.
Учить реагировать на сигналы «беги», «лови»,вырлнять правила в подвижных играх.
Средняя группа
Учить бегать легко, энергично отталкиваясь ноком.
Учить пролезать, подлезать, перелазить через предметы.
Учить выполнять ведущую роль в игре, осознанно относиться к выполнению правил игры.
Развивать психофизические качества: быстроту, выносливость , гибкость.
Старшая группа
Учить сочетать замах с броском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой.
Учить ходить на лыжах скользящим шагом.
Учить прыгать в длину, с высоты , с разбега.
Учить бегать наперегонки, с преодолением препятствий.
Подготовительная группа
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Добиваться активного движения кисти руки при броске.
Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне,
шеренге, кругу.
Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости,
точности.
Таким образом совместно с педагогами был сделан вывод какие трудности будут
испытывать дети с нарушением зрения при проведение подвижных игр, танцев.
Слабая концентрация внимания, снижены устойчивость и объем внимания,
невыразительная мимика, нарушение осанки, плоскостопие, нечеткая координация
движений, снижение темпа выполнения задания, трудности при ориентировке в
пространстве, трудности при выполнении движений на равновесие, мышцы рук вялые,
нарушение согласованности в движениях.
«Ярмарка игр» , на которой педагоги каждой возрастной группы представили интересные
подвижные игры на развитие скоординированных движений у детей с нарушением
зрения, при этом был проведен мастер- класс по обучению в игры «Волшебная
резиночка», «Передай мяч».Инструктор физкультуры предлагает создать картотеку
подвижных игр на развитие скоординированных движений.
ФОРМУЛИРОВКА И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЕ ПЕДСОВЕТА.
Старший воспитатель предлагает проект решения педагогического совета.