Напоминание

конспект урока по литературе


Автор: Валейчик Юлия Юрьевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Сарыбашская школа с крымскотатарским языком обучения им.А.М.Типпа"
Населённый пункт: с.Сары-Баш
Наименование материала: Публицистика времен Великой Отечественной войны (И.Эренбург, А.Толстой, Л. Леонов, О.Бергольц)
Тема: конспект урока по литературе
Раздел: полное образование





Назад




Литература

11 класс

Тема: Публицистика времен войны (И.Эренбург, А.Толстой, Л. Леонов, О.Бергольц)

Цели:

Образовательная: дать представление о публицистике периода Великой Отечественной войны.

Развивающая: развитие словесно-логического, критического мышления учащихся путем анализа

творчества писателей публицистов времен ВОВ; способствовать развитию у одиннадцатиклассников

чувства гордости за свою Родину, за свой народ, отстоявший мир от фашизма, чувство признательности и

вечной благодарности тем, кто не вернулся с полей сражений, кто ценой своей жизни завоевал для

будущих поколений мир и свободу; подготовить к восприятию произведений периода Великой

Отечественной войны.

Воспитательная: формирование интереса и уважения к истории Отечества, воспитание патриотизма

Тип урока: изучение нового материала

Ход урока

Помните!

Через века,

Через года –

Помните! О тех,

Кто уже не придёт никогда, -

Помните!

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

• Беседа о том, что известно ученикам о войне, какие произведения на данную тему читали.

• Что такое публицистика? Кого называют публицистами?

Публицистика — это жанр, в котором информация о событиях напрямую сопряжена с оценочностью и

эмоциональностью, нередко с выполнением литературой внехудожественных, социально-политических

функций, с прямым вмешательством в историю.

Сообщение темы и целей урока

73 года отделяет нас от Великой Победы. И сколько бы ещё не прошло времени, они, не вернувшиеся с

полей сражений, погибшие в печах фашистских концлагерей, умершие от тяжких ран, - навсегда в наших

сердцах, в нашей памяти. Бессмертен подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Среди тех,

кто защищал Отечество от врага, были писатели и поэты, деятели музыкального искусства, художники.

«Нравственные категории, писал Алексей Толстой, - приобретают решающую роль в этой войне.

Глагол уже не только уголь, пылающий в сердце человека, глагол идёт в атаку миллионными

штыками, глагол приобретает мощь артиллерийского залпа».

Сегодня мы поговорим о писателях-публицистах ВОВ.

Целеполагание

Как вы думаете, для чего нам важно знакомство с данной темой?

Чему мы должны научиться и о чем должны уметь рассказать в конце урока?

Изучение нового материала

Слово учителя

-Как вы думаете, какая тема становится главной в период ВОВ? Какова идея произведений?

-Да, события Великой Отечественной войны стали центральной темой литературы того времени. Главная

идея литературы этого периода - идея мира, которую чётко выразил в своём стихотворении А. Твардовский:

Бой идёт святой и правый.

Смертный бой не ради славы,

Ради жизни на земле.

- История литературы не знает такого периода, когда бы за сравнительно небольшой отрезок времени было

создано столько талантливых, по-настоящему ярких произведений, как за 4 года военного лихолетья,

причём произведений, различных по жанру. Это были очерки, рассказы, публицистические статьи,

дневниковые записи, лирические стихотворения, поэмы, драматические произведения, повести, романы.

- Как вы думаете, какой видели свою главную задачу все творческие люди?

- Основная задача, которую ставили писатели и поэты в военные годы, - запечатлеть события по горячим

следам, помочь своим художественным словом народу в битве с врагом. Как сказал А. Толстой,

«литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души,

души народа».

Реализация домашнего задания. Сообщение учеников о публицистике в годы войны:

«Публицистика в период ВОВ»

Писатели с самого начала войны обратились к публицистике, которая давала возможность оперативно

отразить происходящие события. В публицистике передавался героический пафос борьбы народа, его

непреклонная вера в победу над фашизмом. Статьи писали: Леонов, Алексей Толстой, Михаил Шолохов,

Всеволод Вишневский, Николай Тихонов. Они воспитывали своими статьями высокие гражданские

чувства, учили непримиримо относиться к фашизму, раскрывали подлинное лицо "устроителей нового

порядка". Советские писатели противопоставляли фашистской лживой пропаганде большую человеческую

правду. В сотнях статей приводились неопровержимые факты о зверствах захватчиков, цитировались

письма, дневники, свидетельские показания военнопленных, назывались имена, даты, цифры, делались

ссылки на секретные документы, приказы и распоряжения властей. В своих статьях они рассказывали

суровую правду о войне, поддерживали в народе светлую мечту о победе, призывали к стойкости,

мужеству и упорству. «Ни шагу дальше!» - так начинается статья Алексея Толстова «Москве угрожает

враг».

Публицистика оказала огромное влияние на все жанры литературы военных лет, и прежде всего на очерк.

Из очерков мир впервые узнал о бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра

Матросова, о подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали роману «Молодая гвардия». Очень

распространен в 1943-1945 годах был очерк о подвиге большой группы людей. Так, появляются очерки о

ночной авиации «У-2» (Симонова), о героическом комсомоле (Вишневского), и многих других. Очерки,

посвященные героическому тылу представляют собой портретные зарисовки. Причем с самого начала

писатели обращают внимание не столько на судьбы отдельных героев, сколько на массовый трудовой

героизм. Наиболее часто о людях тыла писали Мариетта Шагинян, Кононенко, Караваева, Колосов.

Оборона Ленишрада и битва под Москвой явились причиной создания ряда событийных очерков, которые

представляют собой художественную летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки:

«Москва. Ноябрь 1941 года» Ли дина, «Июль – Декабрь» Симонова.

В годы Великой Отечественной войны создавались и такие произведения, в которых главное внимание

обращалось на судьбу человека на войне. Человеческое счастье и война - так можно сформулировать

основной принцип таких произведений, как «Просто любовь» В. Василевской, «Это было в Ленинграде»

А. Чаковского, «Третья палата» Леонидова.

Облик публицистической статьи 1941 — 1942 годов складывался в спешке, в таком напряжении сил

писателей, что о соблюдении каких-либо канонов, эстетических норм, верности жанру помнить было

некогда. Смертельная опасность для Родины превращала саму идею спасения её, идею предельной

мобилизации всех сил сражающегося народа... в материал статьи, определяла её структуру, звучание голоса

писателя. «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами» — эти формулы, идеи,

прозвучавшие уже 22 июня 1941 года в выступлении В.М. Молотова (а затем 3 июля 1941 года — в

выступлении И.В. Сталина), необходимо было немедленно, оперативно развёртывать, утверждать,

превращать в «науку ненависти».

Слово — полководец человечьей силы, а не резонатор его слабостей... Вещать «как колокол на башне

вечевой во дни торжеств и бед народных» может лишь человек с развитым, выстраданным чувством

Родины.

В чём состояла особенность публицистического слова Ильи Григорьевича Эренбурга (1891 — 1967),

создателя нескольких книг статей, очерков под общим названием «Война»?

Этот писатель, родившийся в Киеве, поэт, романист, многие годы работавший корреспондентом во

Франции, наблюдавший за вторжением фашистов в эту страну, за унизительным падением Парижа, первым

раскрыл облик врага, облик «обыкновенного фашизма».

Эренбург развеял иллюзии многих людей, вступивших в войну с наивной верой, что «против нас идут

люди», не знавших, что «против нас шли изверги, избравшие своей эмблемой череп, молодые

беззастенчивые грабители» («О ненависти»), Эренбург первым ввёл на страницы печати кличку «фриц»,

вошедшую в разговорный обиход. Он развеял ореол могущества, непобедимости фашистской армии. До

этого врага часто называли «герман», «германец», а теперь его «разжаловали во фрица».

Множество документов, писем, бесед с пленными привёл в своих статьях Эренбург, показывая убогий

мирок фашиствующей «немчуры», выкормыша не Германии, а гитлерии.

«Полдня я провёл с этими зверьми, — писал Эренбург в статье «Когда они обезоружены» 14 сентября 1941

года, — лётчик, кончивший гимназию, не знал имён Гейне, Шекспира... Толстого... Самый чистый

экземпляр — ефрейтор Беккер. Он говорит: «Благодаря войне я попутешествовал».

«Кто из нас теперь не знает облика среднего гитлеровца, этого примитивного существа, убеждённого в

своём превосходстве над человечеством... восторженного куроеда и деловитого палача, который...

оказавшись в плену, деревянным голосом говорит: «Гитлер капут», — писал Эренбург в очередном

публицистическом репортаже «Рабы смерти».

Эренбург первым расслышал и донёс до сражавшегося народа ту чудовищную цель, что ставил перед

собой гитлеризм, те песни, что пели, маршируя среди развалин Минска и Смоленска, в лагерях смерти

солдаты Гитлера:

Если весь мир будет лежать в развалинах,

К чёрту, нам на это наплевать.

Мы всё равно будем маршировать дальше,

Потому что сегодня нам принадлежит Германия,

Завтра — весь мир...

Алексей Николаевич Толстой, создатель эпопей «Хождение по мукам» и «Пётр Первый», как публицист

сосредоточился на ином нравственно-философском аспекте событий. Война раскрыла великий смысл

исторических традиций, «русской идеи», патриотизма как народоорганизующей силы. Он громко

возвестил в своих статьях — прежде всего в таких, как «Что мы защищаем» (27 июня 1941), «Москве

угрожает враг» (16 октября 1941), «Родина» (7 ноября 1941) и др., — что великое прошлое России стало

прямым участником борьбы со смертельным для Родины врагом. Статьи Толстого были уже не

публицистическими репортажами из окопа, с борта самолёта, корабля, из цеха завода, а своего рода

возвышенной «лирикой в прозе», очерками русской истории, обращениями к памяти, к основам русской

души. Фашизм не имеет истории. Кроме описи убийств, грабежей, чёрного дыма лагерей смерти вроде

Освенцима ему нечего рассказать о себе: это тирания бессовестности, бесчеловечности.

«Гнездо наше, Родина, возобладало над всеми нашими чувствами... Тени минувших поколений ждут от нас

величия души и велят нам: «Свершайте!» — писал он в 1941 году.

Алексей Толстой многих заставил иначе смотреть на великие фигуры Дмитрия Донского, Александра

Невского, Ивана Грозного и даже... русских офицеров, солдат Первой мировой войны.

В жанре публицистики активно работали в годы войны М. Шолохов (он же создавал и роман «Они

сражались за Родину»), Л. Леонов, А. Фадеев (в освобождённом Донбассе он отыскал и тему романа о

молодых подпольщиках «Молодая гвардия»), К. Симонов, В. Гроссман, А. Первенцев, Б. Горбатов

(автор повести «Непокорённые»),

Сейчас очевидно, что многие патриотические мотивы публицистики А.Н. Толстого, Л.М. Леонова, И.Г.

Эренбурга, О.Ф. Берггольц и др. отразились и в тексте нового гимна СССР, сменившего в 1944 году

«Интернационал», и в решении И.В. Сталина о восстановлении Русской православной церкви, и в

возрождении традиции салютов в честь побед (замена колокольного звона), и в возвращении Красной

армии знаков различия былой русской армии. Каждый из них вписал в летопись войны, в биографию

народного подвига свою страницу.

Молодой поэт Сергей Сергеевич Наровчатов, в последующем автор исторических поэм, в 1941 году

прекрасно сказал о власти исторической патриотической памяти в душе бойца:

В своей печали древним песням равный,

Я сёла, словно летопись, листал

И в каждой бабе видел Ярославну,

Во всех ручьях Непрядву узнавал.

Крови своей, своим святыням верный,

Слова старинные я повторял, скорбя:

— Россия, мати! Свете мой безмерный,

Какою местью мстить мне за тебя?

В те годы

В целом же образ России вобрал множество неназванных глубин, обогатился образами: «Соловьиное горло

берёз» (А Прокофьев), «Рассвет в апреле — Русская душа» (Е. Долматовский), «И фрески Андрея

Рублёва / На тёмной церковной стене» (Д.Б. Кедрин).

Особенно самобытен был вклад в публицистику тех лет Василия Семёновича Гроссмана (1905—1964), в

последующем создателя романов «За правое дело» и «Жизнь и судьба».

Сейчас стали достоянием истории все достоверные, трагически напряжённые репортажи Гроссмана 1942

—1943 годов из Сталинграда (он был корреспондентом «Красной звезды»). Но, скажем, фрагмент из

очерка «Южнее главного удара» (1942) может быть смело назван достойным эпиграфом ко всей судьбе

воинов-сталинградцев:

«Железный ветер бил в лицо, и они всё шли вперёд, и снова чувство суеверного страха охватило

противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они? Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел

из них, но они сделали своё дело».

Вступив в 1943—1944 годах вместе с Красной армией на территорию Польши, Гроссман (он потерял мать

в фашистском лагере) рассказал об ужасах конвейеров уничтожения людей вроде Освенцима, Майданека,

Треблинки. Каким издевательством над человечеством веяло уже от «девизов», лозунгов на воротах

лагерей — «Jedem seinem» («Каждому — своё») или «Arbeit macht frei» («Работа делает

свободным»)! В очерке «Треблинский ад» (1944) B.C. Гроссман выделил эпизод, достойный войти во все

исторические летописи: в толпе обречённых, гонимых к «газовне», плачущих, потерянных людей

прозвучало громкое, неожиданное слово утешения и угрозы... из уст еврейского мальчика, сказавшего

родителям: «Сталин отомстит за всё», он и здесь «устроит фашизму Сталинград»! И дело здесь не в имени

вождя, его «культе», а в вере в мощь и справедливость грядущего отмщения, в неизбежность победы над

злом.

Совершенно особый жанр публицистики — точнее, радиопублицистики — разработала, сделала

принципом всей жизни в блокадном Ленинграде Ольга Фёдоровна Берггольц (1910— 1975), поэт,

прозаик, перенёсшая перед войной трагические испытания ареста, гибели близких, в том числе и её

первого мужа поэта Бориса Петровича Корнилова. Поистине «библейски грозный» Ленинград — весь

«израненный, в тёмном инее», погружённый во тьму, связанный со страной лишь хрупкой Дорогой жизни

по льду Ладожского озера — возникает в ее радиорепортажах, точнее, в диалогах с городом, с простой

соседкой по квартире Дарьей Власьевной. В свои радиостатьи, диалоги она часто включала стихи. Её

публицистика — это «ленинградский опыт» сострадания и боли, ответственности за слово. Это она, Ольга

Берггольц, «блокадная муза», сказала о ленинградской пайке: «Сто двадцать пять блокадных грамм / С

огнём и кровью пополам». Радиопередачи поэтессы были, как и Ленинградская симфония (7-я) Д.

Шостаковича, вызовом фашизму, гимном подвигу Ленинграда: «И гордости своей не утаю, / Что рядовым

вошла в судьбу твою, / Мой город, в званье твоего поэта». Фашисты, попадая в плен под Ленинградом,

первым делом жалостливо оправдывались: «Я не стрелял по Ленинграду!» Величие мук города

действовало и на них, рождало эти трусливые оправдания.

Ольге Берггольц принадлежат слова, высеченные на обелисках, памятниках погибшим:

Но знай, внимающий этим камням: Никто не забыт и ничто не забыто.

Главная послевоенная книга О. Берггольц «Узел» (1965), с трудом вышедшая в эпоху застоя, как и книга её

лирической прозы «Дневные звёзды» (1959), — это новое воскрешение эпохи, радостей и трагедий целого

поколения. «Из недр души свой стих я выдирала, / Не пощадив живую ткань её», — скажет она в поэме

«Твой путь».

Просмотр слайдов с кадрами военных лет.

Музыкальный фон - песня «Священная война».

Подведение итогов

Обобщение учителя.

Многонациональная армия писателей, деятелей музыкального искусства и художников с честью выполнила

свой патриотический долг в суровые годы войны. «Нет большей чести для литератора, - писал А.

Фадеев,- и нет более высокой задачи у искусства, чем повседневное и неустанное служение оружием

художественного слова своему народу в грозные часы битвы». И сегодня деятельность всего нашего

искусства направлена на служение народу.

Звучит грамзапись песни на стихи Р. Гамзатова и музыку Я. Френкеля «Журавли».

Домашнее задание

Подготовить инд. сообщения: «Военная лирика А.Суркова, К.Симонова, М.Исаковского, В.Лебедева-

Кумача, А.Фатьянова»



В раздел образования