Напоминание

«Богатыри земли русской»


Автор: Мамутдинова Айгюль Рамиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: п.г.т.Излучинск, ХМАО, Тюменской области
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни по программе «Истоки»
Тема: «Богатыри земли русской»
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»

Конспект организованной образовательной деятельности

с детьми шестого года жизни по программе «Истоки».

Тема: «Богатыри земли русской»

Подготовила: Мамутдинова А.Р.

Излучинск, 2019г.

Цель: первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера».

Задачи:

1.

Познакомить детей и родителей с социокультурной категорией «Вера»

2.

Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и

будущего.

3.

Подвести к пониманию того, что люди благодарны защитникам Земли

Русской.

4.

Развивать у участников умение слушать друг друга, приходить к

согласию.

5.

Развивать мотивацию на общение в группе.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное

развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-

эстетическое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа:

С детьми:

Чтение былин «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»,

«Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

Беседа о богатырях, о русских воинах.

Заучивание пословиц о богатырях, о смелости и геройстве.

Отгадывание загадок о богатырях их одежде, оружии.

Рассматривание и беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»,

Рассматривание иллюстраций о воинах.

С родителями:

1.

Знакомство с книгой для развития детей 5-6 лет «Верность родной

земле».

2.

Беседа с родителями об осознании роли семьи в воспитании у детей

преданности и верности на основе былин: «Илья Муромец», «Добрыня

Никитич», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».

3.

Для знакомства выдать родителям на дом книгу «Верность родной

земле».

4.

Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к

ним, ответить на вопросы.

Ход занятия:

1.Организациооный момент

Дети с воспитателем входят в зал под музыку «Гусли. Былинное».

Воспитатель:

- Ребята, посмотрите, какой прекрасный день у нас сегодня. Давайте за руки

возьмемся и улыбнемся друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение

будут помощниками на нашем занятии.

( Дети улыбаются друг другу).

Сегодня ребята я получила из далекого прошлого послание, а от кого это

послание вы узнаете, отгадав мою загадку:

Загадка о богатыре:

Ладно скроен,

Крепко сшит,

За землю русскую стоит.

Знают взрослые и дети,

Нет его сильней на свете

Дети: богатырь.

Воспитатель читает послание: «Пишут вам богатыри русские и просят

вас о помощи: «Дорогие наши дети, просим вас рассказать всем взрослым о

подвигах

и

делах

наших,

чтобы

не

забывал

народ

русский

о

славе

богатырской».

Воспитатель: ребята,

поможем

богатырям?

Расскажем

и

покажем

гостям

нашим о богатырях русских?

Дети: Да!

Воспитатель: Всегда в нашей Святой Руси жили герои, которые оберегали

Родину от захватчиков, желали, чтобы она процветала, становилась все краше

и богаче. Много было у нашей страны врагов, но были на Святой Руси такие

люди, которые не боялись ни боли, ни смерти, защищали нашу Родину от

недругов.

Ребята как их звали?

Ответы детей: Русские богатыри

Воспитатель:

Правильно,

верные

своей

земле

русские

богатыри.

Они

славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки, былины

и стихотворения.

Мы тоже с вами знаем стихотворения, кто расскажет?

Ребенок:

Богатырь, он вот каков:

Он силён, он здоров,

Он из лука стрелял,

Метко палицу бросал,

На границе стоял,

Зорко зорко наблюдал!

Русь-матушку защищал.

Ребенок:

Силён, как вольный ветер.

Могуч как ураган.

Он защищает землю

От злобных басурман.

Он силой, удалью богат.

Он защищает стольный град.

Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Ребята,

а как вы считаете, какие были богатыри?

Дети: сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.

Воспитатель:

Предлагаю

совершить

путешествие

в

далекое,

далекое

прошлое. Вы согласны? Тогда отправляемся!

Для этого нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и представить себе -куда

мы хотим попасть. (под музыку «Гусли. Былинное»).

Вот мы и на месте.

Н а

с л а й д е

п о я в л я е т с я

к а р т и н а

В и к т о р а

М и х а й л о в и ч а

Васнецова «Богатыри».

Воспитатель: Посмотрите, перед нами простираются огромные просторы:

шумят густые непроходимые леса, зеленеют бескрайние луга, текут звонкие

ручьи и реки. Кого мы видим в дали на пригорке?

Дети: трёх богатырей.

Воспитатель:

Три

богатыря

-

три

защитника

земли

русской.

Они

осматриваются,

вглядываются

вдаль:

все

ли

вокруг

спокойно?

Нет

ли

вражьей темной силы?

Кто из вас помнит художника, который написал эту картину?

Дети: Виктор Михайлович Васнецов.

Воспитатель: Кто назовет имена богатырей?

Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.

Воспитатель: Чем вооружены богатыри?

Дети: щит, меч, лук, колчан со стрелами, булава, палица

Воспитатель: Чем схожи и чем отличаются богатыри?

Дети.

Схожи: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют

оружие и доспехи.

Отличаются: Они разные по возрасту, у них разные лица и характеры. Они

разные по происхождению.

Воспитатель:

Все

вы,

ребята,

верно

сказали.

Илья

Муромец,

Добрыня

Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.

А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «БОГАТЫРИ»

Богатырь – вот он каков (показывают силу)

Он силен, он здоров, он из лука стрелял,(имитация стреляем из лука)

Метко палицу бросал,(бросаем руки вверх)

На границе стоял,(стоим руки вниз)

Зорко-зорко наблюдал,(руки ко лбу)

Подрастем, мы и, смотри,(руки вверх)

Станем как богатыри!(показываем силу)

Воспитатель:

Знаю,

что

вы

дружные

и

смелые.

Дружба

поможет

нам

преодолеть все преграды.

В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором

было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нем

написано:

Вот дороги, по которым нам нужно пройти, и выполнить задания.

-Ну что готовы? Тогда вперед! (звучит музыка «Богатырская наша сила»)

Встречают первого богатыря.

Воспитатель: Здравствуй русский богатырь.

Богатырь1:

Здравствуйте,

добры

молодцы

да

красны

девицы! Я

Илья

Мурамец.

Воспитатель: А что ты такой грустный Илья Мурамец?

Мне

нужно

одолеть

злодея

Соловья

-

разбойника

помогите

мне

ребята.

Поможете?

Дети: Да!

Богатырь1: Тогда слушайте задание:

Индивидуальное задание (выполняет каждый ребенок)

«Подумайте, что может пригодится в бою богатырю»

Богатырь1:

Молодцы

ребята.

А

сейчас

я

вам

загадаю

загадки,

а

вы

подумайте и дайте правильный ответ:

-

Рубашку

такую

не

вяжут,

не

шьют,

ее

из

колечек

железных

плетут.

(Кольчуга)

Воспитатель: Зачем она нужна богатырям?

Дети: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.

Богатырь1: Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над

лицом. (Шлем)

Воспитатель: А зачем нужен шлем?

Дети: Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.

Богатырь1: Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке

удержать.

Снести

им

легко

было

голову

с

плеч…

Ну,

что,

догадались?

Конечно же… (Меч)

Воспитатель: Меч был главным оружием воинов и богатырей.

Богатырь1:

Чтоб

грудь

защитить

от

ударов

врага,

уж

вы

это

знаете

наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький

(Щит)

Воспитатель: Для чего воину нужен щит?

Дети: Чтоб грудь защитить от ударов врага.

Богатырь1: Правильно вы отгадали всё ребята, молодцы.

Воспитатель: До свидания Илья Мурамец, были рады тебе помощь, а наше

путешествие ребята продолжается.

Богатырь1: В добрый путь!

(звучит музыка «Богатырская наша сила»)

На пути встречается второй богатырь:

Воспитатель: Здравствуй добрый молодец!

Богатырь2: Доброго здоровья вам! Я Добрыня Никитич. Змей Горыныч

украл у князя Владимира да Красно Солнышко дочь его Забавушку. Помогите

мне ее освободить.

Воспитатель: Конечно поможем, да ребята?

Дети: Да

Богатырь2: Тогда слушайте внимательно задание:

-Как

долго

бился

в

великом

бою

славный

русский

богатырь

Добрыня

Никитич со Змеем Горынычем?

Дети: (три дня и три ночи)

- Как победил Добрыня Никитич Змея Горыныча?

Дети: (ударил колпаком весом около трех пудов и отшиб Змею все три

головы)

-Кого освободил Добрыня Никитич из пещер Змея Горыныча?

Дети: Всех пленников и Забаву дочь князя Владимира да Красно Солнышко.

Богатырь2: Какие вы молодцы, все правильно ответили. Спасибо вам.

Воспитатель: И тебе спасибо Добрыня Никитич, а нам пора идти дальше.

Богатырь2: Хорошего путешествия вам.

(звучит музыка «Богатырская наша сила»)

Встречаем третьего богатыря.

Воспитатель: Приветствуем тебя славный русский богатырь.

Богатырь3: Здравия желаю молодцы и девицы. Я Алеша Попович.

Как хорошо, что я вас встретил, мне как раз нужна ваша помощь.

Воспитатель: Мы всегда рады помощь.

Богатырь3: Помогите мне одержать победу в неравном бою с Тугарином

Змеевичем. Для этого нужно вспомнить пословицы о смелости, отваге и

Родине русских героев.

Воспитатель:

ребята

давайте

поможем

Алеше

Поповичу

и

вспомним

пословицы о смелости, отваге русских героев.

1.

Герой - за Родину горой.

2.

Где смелость - там и победа.

3.

Русский богатырь миролюбив.

4.

Очень важно воевать отважно.

5.

Сражайся смело за родное дело.

6.

Тот герой, кто за Родину стоит горой.

Богатырь3: Спасибо вам за помощь, силой наделили меня, теперь уж точно я

одолею Тугарина Змеевича.

Воспитатель: Рады были помощь тебе Алеша Попович.

Ну вот, ребята и подходит к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами

преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри.

Кого мы сегодня из богатырей повстречали на пути?

Дети: (Илья Мурамеца, Добрыня Никитича, Алеша Поповича)

-Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии?

Ответы детей.

Воспитатель:

Я

предлагаю

вам

ребята

сделать

подарок

нашим

друзьям

славным богатырям. Давайте сделаем портрет могучего богатыря и подарим

его богатырям. Вы согласны ребята?

А богатыри нам помогут.

Дети проходят к столам и вместе с богатырями делают портрет.

Помещают портрет в рамочку.

Итог.

Воспитатель:

Любить

свою

родную

землю,

свой

народ,

свою

страну

и

Родину, защищать бедных, слабых, стариков и детей – это и значит быть

защитником, воином, богатырем.

И

я

вас

хочу

поблагодарить

за

наше

путешествие,

вы

сегодня

были

настоящие богатыри, я дарю вам эти медальки «Богатырская сила» и угощаю

вас вкусным сюрпризом.



В раздел образования