Автор: Мамутдинова Айгюль Рамиловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: п.г.т.Излучинск, ХМАО, Тюменской области
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности с детьми шестого года жизни по программе «Истоки»
Тема: «Богатыри земли русской»
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»
Конспект организованной образовательной деятельности
с детьми шестого года жизни по программе «Истоки».
Тема: «Богатыри земли русской»
Подготовила: Мамутдинова А.Р.
Излучинск, 2019г.
Цель: первоначальное освоение духовно-нравственной категории «Вера».
Задачи:
1.
Познакомить детей и родителей с социокультурной категорией «Вера»
2.
Формировать представление о взаимосвязи прошлого, настоящего и
будущего.
3.
Подвести к пониманию того, что люди благодарны защитникам Земли
Русской.
4.
Развивать у участников умение слушать друг друга, приходить к
согласию.
5.
Развивать мотивацию на общение в группе.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное
развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-
эстетическое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа:
С детьми:
Чтение былин «Добрыня и змей», «Илья Муромец и Соловей Разбойник»,
«Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
Беседа о богатырях, о русских воинах.
Заучивание пословиц о богатырях, о смелости и геройстве.
Отгадывание загадок о богатырях их одежде, оружии.
Рассматривание и беседа по картине В. М. Васнецова «Богатыри»,
Рассматривание иллюстраций о воинах.
С родителями:
1.
Знакомство с книгой для развития детей 5-6 лет «Верность родной
земле».
2.
Беседа с родителями об осознании роли семьи в воспитании у детей
преданности и верности на основе былин: «Илья Муромец», «Добрыня
Никитич», «Алеша Попович и Тугарин Змеевич».
3.
Для знакомства выдать родителям на дом книгу «Верность родной
земле».
4.
Предложить родителям прочитать тексты, ознакомиться с заданиями к
ним, ответить на вопросы.
Ход занятия:
1.Организациооный момент
Дети с воспитателем входят в зал под музыку «Гусли. Былинное».
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, какой прекрасный день у нас сегодня. Давайте за руки
возьмемся и улыбнемся друг другу. Пусть улыбка и хорошее настроение
будут помощниками на нашем занятии.
( Дети улыбаются друг другу).
Сегодня ребята я получила из далекого прошлого послание, а от кого это
послание вы узнаете, отгадав мою загадку:
Загадка о богатыре:
Ладно скроен,
Крепко сшит,
За землю русскую стоит.
Знают взрослые и дети,
Нет его сильней на свете
Дети: богатырь.
Воспитатель читает послание: «Пишут вам богатыри русские и просят
вас о помощи: «Дорогие наши дети, просим вас рассказать всем взрослым о
подвигах
и
делах
наших,
чтобы
не
забывал
народ
русский
о
славе
богатырской».
Воспитатель: ребята,
поможем
богатырям?
Расскажем
и
покажем
гостям
нашим о богатырях русских?
Дети: Да!
Воспитатель: Всегда в нашей Святой Руси жили герои, которые оберегали
Родину от захватчиков, желали, чтобы она процветала, становилась все краше
и богаче. Много было у нашей страны врагов, но были на Святой Руси такие
люди, которые не боялись ни боли, ни смерти, защищали нашу Родину от
недругов.
Ребята как их звали?
Ответы детей: Русские богатыри
Воспитатель:
Правильно,
верные
своей
земле
русские
богатыри.
Они
славились необыкновенной силой, об их подвигах слагались сказки, былины
и стихотворения.
Мы тоже с вами знаем стихотворения, кто расскажет?
Ребенок:
Богатырь, он вот каков:
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко зорко наблюдал!
Русь-матушку защищал.
Ребенок:
Силён, как вольный ветер.
Могуч как ураган.
Он защищает землю
От злобных басурман.
Он силой, удалью богат.
Он защищает стольный град.
Воспитатель: Богатыри – это защитники нашей Родины в древности. Ребята,
а как вы считаете, какие были богатыри?
Дети: сильные, смелые, отважные, храбрые, мужественные, бесстрашные.
Воспитатель:
Предлагаю
совершить
путешествие
в
далекое,
далекое
прошлое. Вы согласны? Тогда отправляемся!
Для этого нам нужно взяться за руки, закрыть глаза и представить себе -куда
мы хотим попасть. (под музыку «Гусли. Былинное»).
Вот мы и на месте.
Н а
с л а й д е
п о я в л я е т с я
к а р т и н а
В и к т о р а
М и х а й л о в и ч а
Васнецова «Богатыри».
Воспитатель: Посмотрите, перед нами простираются огромные просторы:
шумят густые непроходимые леса, зеленеют бескрайние луга, текут звонкие
ручьи и реки. Кого мы видим в дали на пригорке?
Дети: трёх богатырей.
Воспитатель:
Три
богатыря
-
три
защитника
земли
русской.
Они
осматриваются,
вглядываются
вдаль:
все
ли
вокруг
спокойно?
Нет
ли
вражьей темной силы?
Кто из вас помнит художника, который написал эту картину?
Дети: Виктор Михайлович Васнецов.
Воспитатель: Кто назовет имена богатырей?
Дети. Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец.
Воспитатель: Чем вооружены богатыри?
Дети: щит, меч, лук, колчан со стрелами, булава, палица
Воспитатель: Чем схожи и чем отличаются богатыри?
Дети.
Схожи: Все защищают Родину от врага. Все сидят на конях, все имеют
оружие и доспехи.
Отличаются: Они разные по возрасту, у них разные лица и характеры. Они
разные по происхождению.
Воспитатель:
Все
вы,
ребята,
верно
сказали.
Илья
Муромец,
Добрыня
Никитич, Алеша Попович – самые любимые и известные русские богатыри.
А сейчас, я предлагаю вам стать богатырями.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. «БОГАТЫРИ»
Богатырь – вот он каков (показывают силу)
Он силен, он здоров, он из лука стрелял,(имитация стреляем из лука)
Метко палицу бросал,(бросаем руки вверх)
На границе стоял,(стоим руки вниз)
Зорко-зорко наблюдал,(руки ко лбу)
Подрастем, мы и, смотри,(руки вверх)
Станем как богатыри!(показываем силу)
Воспитатель:
Знаю,
что
вы
дружные
и
смелые.
Дружба
поможет
нам
преодолеть все преграды.
В сказках и былинах богатырь всегда стоял на распутье у камня, на котором
было написано, куда идти. Вот и у нас на дороге стоит такой камень, на нем
написано:
Вот дороги, по которым нам нужно пройти, и выполнить задания.
-Ну что готовы? Тогда вперед! (звучит музыка «Богатырская наша сила»)
Встречают первого богатыря.
Воспитатель: Здравствуй русский богатырь.
Богатырь1:
Здравствуйте,
добры
молодцы
да
красны
девицы! Я
Илья
Мурамец.
Воспитатель: А что ты такой грустный Илья Мурамец?
Мне
нужно
одолеть
злодея
Соловья
-
разбойника
помогите
мне
ребята.
Поможете?
Дети: Да!
Богатырь1: Тогда слушайте задание:
Индивидуальное задание (выполняет каждый ребенок)
«Подумайте, что может пригодится в бою богатырю»
Богатырь1:
Молодцы
ребята.
А
сейчас
я
вам
загадаю
загадки,
а
вы
подумайте и дайте правильный ответ:
-
Рубашку
такую
не
вяжут,
не
шьют,
ее
из
колечек
железных
плетут.
(Кольчуга)
Воспитатель: Зачем она нужна богатырям?
Дети: Она защищала богатырей от ударов копья, стрел и меча.
Богатырь1: Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над
лицом. (Шлем)
Воспитатель: А зачем нужен шлем?
Дети: Шлем оберегал голову воина – богатыря от ударов.
Богатырь1: Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке
удержать.
Снести
им
легко
было
голову
с
плеч…
Ну,
что,
догадались?
Конечно же… (Меч)
Воспитатель: Меч был главным оружием воинов и богатырей.
Богатырь1:
Чтоб
грудь
защитить
от
ударов
врага,
уж
вы
это
знаете
наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький…
(Щит)
Воспитатель: Для чего воину нужен щит?
Дети: Чтоб грудь защитить от ударов врага.
Богатырь1: Правильно вы отгадали всё ребята, молодцы.
Воспитатель: До свидания Илья Мурамец, были рады тебе помощь, а наше
путешествие ребята продолжается.
Богатырь1: В добрый путь!
(звучит музыка «Богатырская наша сила»)
На пути встречается второй богатырь:
Воспитатель: Здравствуй добрый молодец!
Богатырь2: Доброго здоровья вам! Я Добрыня Никитич. Змей Горыныч
украл у князя Владимира да Красно Солнышко дочь его Забавушку. Помогите
мне ее освободить.
Воспитатель: Конечно поможем, да ребята?
Дети: Да
Богатырь2: Тогда слушайте внимательно задание:
-Как
долго
бился
в
великом
бою
славный
русский
богатырь
Добрыня
Никитич со Змеем Горынычем?
Дети: (три дня и три ночи)
- Как победил Добрыня Никитич Змея Горыныча?
Дети: (ударил колпаком весом около трех пудов и отшиб Змею все три
головы)
-Кого освободил Добрыня Никитич из пещер Змея Горыныча?
Дети: Всех пленников и Забаву дочь князя Владимира да Красно Солнышко.
Богатырь2: Какие вы молодцы, все правильно ответили. Спасибо вам.
Воспитатель: И тебе спасибо Добрыня Никитич, а нам пора идти дальше.
Богатырь2: Хорошего путешествия вам.
(звучит музыка «Богатырская наша сила»)
Встречаем третьего богатыря.
Воспитатель: Приветствуем тебя славный русский богатырь.
Богатырь3: Здравия желаю молодцы и девицы. Я Алеша Попович.
Как хорошо, что я вас встретил, мне как раз нужна ваша помощь.
Воспитатель: Мы всегда рады помощь.
Богатырь3: Помогите мне одержать победу в неравном бою с Тугарином
Змеевичем. Для этого нужно вспомнить пословицы о смелости, отваге и
Родине русских героев.
Воспитатель:
ребята
давайте
поможем
Алеше
Поповичу
и
вспомним
пословицы о смелости, отваге русских героев.
1.
Герой - за Родину горой.
2.
Где смелость - там и победа.
3.
Русский богатырь миролюбив.
4.
Очень важно воевать отважно.
5.
Сражайся смело за родное дело.
6.
Тот герой, кто за Родину стоит горой.
Богатырь3: Спасибо вам за помощь, силой наделили меня, теперь уж точно я
одолею Тугарина Змеевича.
Воспитатель: Рады были помощь тебе Алеша Попович.
Ну вот, ребята и подходит к концу наше сказочное путешествие. Мы с вами
преодолели все опасности и препятствия, как настоящие богатыри.
Кого мы сегодня из богатырей повстречали на пути?
Дети: (Илья Мурамеца, Добрыня Никитича, Алеша Поповича)
-Что вам больше всего понравилось и запомнилось в нашем путешествии?
Ответы детей.
Воспитатель:
Я
предлагаю
вам
ребята
сделать
подарок
нашим
друзьям
славным богатырям. Давайте сделаем портрет могучего богатыря и подарим
его богатырям. Вы согласны ребята?
А богатыри нам помогут.
Дети проходят к столам и вместе с богатырями делают портрет.
Помещают портрет в рамочку.
Итог.
Воспитатель:
Любить
свою
родную
землю,
свой
народ,
свою
страну
и
Родину, защищать бедных, слабых, стариков и детей – это и значит быть
защитником, воином, богатырем.
И
я
вас
хочу
поблагодарить
за
наше
путешествие,
вы
сегодня
были
настоящие богатыри, я дарю вам эти медальки «Богатырская сила» и угощаю
вас вкусным сюрпризом.