Автор: Пинаева Анна Владимировна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школв №1547
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Живая Арктика»
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ школа №1423
Конспект открытого занятия
непосредственной образовательной деятельности в
подготовительной группе.
Тема: «Живая Арктика»
Воспитатель:
Пинаева А.В.
Москва 2018
Цель: Ознакомление с природой Арктики.
Программное содержание:
О бу ч а ю щ и е
з а д ач и :
Познакомить
детей
с
климатическими
условиями
Арктики,
с
животным
миром
полярного района. Обогащать словарь. Выявить экологические знания детей: учить
воспринимать
предложенную
ситуацию,
принимать
в
ней
участие,
выполнять
определенную роль. Иметь представления о животных, растениях Севера; определять
их
по
внешнему
виду,
знать
их
названия;
знать
особенности
климата
и
состав
растительного
и
животного
мира
Арктики.
Познакомить
с
коренными
народами
Севера.
Р а з в и в а ю щ и е
з а д ач и :
Развивать
наблюдательность,
внимание,
мышление,
память,
любознательность,
воображение, умение анализировать, обобщать, делать выводы.
Активизация словаря:
1. обогащение предметного словаря (Арктика, Антарктика, айсберг, белый медведь,
ледяной, морж, олень, песец, полярный, север и т.д.)
2. обогащение словаря признаков (толстокожий, огромный, клыкастый)
3. словарь наречий (быстро, холодно, ловко).
В о с п и т ат е л ь н ы е
з а д ач и :
Воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, интерес и стремление
изучать природу; формировать понимание, что для сохранения природы нужно ее
беречь.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное, речевое, социально – коммуникативное развитие.
О б о р уд о в а н и е :
Мягкая игрушка «Умка», «льдина», презентация с изображением полярных районов,
животных, обитающих там, растений. Музыкальное сопровождение.
Методы и приёмы:
игровые: игровая ситуация, загадки, игра, сюрпризный момент
словесные: загадки, стихи, беседа, объяснения;
наглядные: презентация
Предварительная работа:
Рассматривание
иллюстраций,
репродукций,
беседы,
просмотр
фильмов
и
презентаций о северных районах.
Составление конспекта, подбор материала.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
Действия воспитателя
Действия
детей
Воспитатель:
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребятам улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмем
И к сердечку поднесем.
Воспитатель: Давайте этим теплом поделимся, передадим через
ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение
пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на
протяжении всего нашего путешествия
- Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям.
Стук в дверь. Появляется Умка.
- Ой, а кто это у нас такой маленький, беленький. Да это же Умка.
Как вы думаете дети, что же с ним случилось? Может мы можем
ему помочь?
Воспитатель: Что же делать? Куда нашему Умке отправиться? Где
он живет?
Правильно. Но где же находится Арктика? Это мы можем узнать,
если рассмотрим…что? Глобус. А что такое глобус? (Это
уменьшенная модель Земли).
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой,
что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его
вокруг.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика.
Презентация, слайд№2,3,4
- На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные,
покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на
крайнем юге, Арктика – на севере.
Предлагаю нам вместе с Умкой отправиться в путешествие, в
Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое
путешествие?
- Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в
зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на льдине.
Мы отправимся с вами туда,
Дети стоят
полукругом.
Подули на
ладошки.
Ответы детей.
Ответы детей.
Рассматри-
вание глобуса.
Где царство холода и льда!
Презентация, слайд№5,6,7,8
Мы с вами сейчас находимся на Северном Ледовитом океане, а
навстречу нам плывут огромные айсберги – ледяные скалы. Дети,
как вы думаете, опасны ли айсберги человеку? Почему? Полгода в
этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не
заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют,
отражаясь от снега. Самое холодное место планеты – Антарктида,
закованный в лед материк на Южном полюсе. Но наш путь сегодня
лежит в Арктику – центральную часть Северного Ледовитого океана
с островами и прилегающими побережьями материков.
Презентация, слайд № 9
Вот мы и «приплыли» в Арктику.
- Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса.
Климат этой полярной области очень разнообразен.
Презентация, слайд № 10,11
Холодные порывистые ветры гуляют оп безмолвным снежным
просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые
кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Посмотрите дети
на их изображение. Как вы думаете, чем они отличаются от берёзы и
ивы средней полосы?
Презентация, слайд № 12.
Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому
растительность скудная: мхи да лишайники.
Презентация, слайд № 13.
Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где
только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах.
Презентация, слайд № 14.
Но вдруг попадается зеленая льдина.
Как вы думаете, почему она зелёная, откуда она взялась?
Оказывается, есть мельчайшие растения, которые могут жить на
снегах и во льдах. Их называют снежными водорослями.
Презентация, слайд № 15.
В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается
полярный день. Вспомните, мы с вами беседовали – что же такое
полярный день?
Презентация, слайд № 16.
А бывает ещё полярная ночь. Что же это такое?
В Арктике бывает очень красивое, необычное, завораживающее
природное явление – Северное сияние. Давайте его посмотрим.
-Что-то холодно совсем стало, давайте погреемся.
Физкульминутка
Здесь всюду холод, лед и тень
дети обнимают себя за плечи
Полгода — ночь,
закрывают глаза ладонями
Полгода — день.
выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом,
соединяют руки над головой —
Звучит музыка
Дети встают
на «льдину».
Дети
присаживаются.
Рассуждения
детей.
Ответы детей
Рассуждения,
объяснения
детей.
«крыша»
И океан покрыт весь льдом.
разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь.
делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно
А теперь познакомимся с теми животными, которые не боятся снега,
стужи и живут на Севере.
Но сначала нужно отгадать загадки:
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец –
И заботливый отец.
Весит тысячу килограмм. (Белый медведь).
Презентация, слайд № 18,19.
Дети кто нам расскажет про белого медведя?
Воспитатель:
- Спасибо тебе за интересный рассказ.
Послушайте ещё загадку:
Толстый в складку богатырь –
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки,
Что за богатырь такой? (Морж).
Презентация, слайд № 20,21.
Дети кто нам хочет рассказать про моржа?
Воспитатель: Как много мы узнали про моржа.
А эта загадка про кого?
Что за хищник за такой
С шерстью бело – голубой?
Хвост пушистый, мех густой,
В норы ходит на постой.
Птицы, яйца, грызуны –
Для него всегда вкусны.
На лису похож немного,
Тоже псовая порода. ( Песец).
Презентация, слайд № 22,23.
Дети кто нам расскажет про песца?
Воспитатель: Дети, отгадайте ещё одну загадку.
Словно царскую корону,
Дети садятся
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зеленый.
Любит снежные луга. (Олень).
Презентация, слайд № 24,25.
Дети, что вы знаете интересного про оленя?
Презентация, слайд №26
Воспитатель:
- На скалистых берегах - птичьи базары, здесь гнездится множество
морских птиц: топорики, кайры, тупики. По побережью живут гуси,
утки.
Некоторые животные могут жить круглый год в Арктике, как на
море, так и на суше. Другие животные только летом навещают эти
места, когда лед тает и море очищается ото льда.
Воспитатель:
- А как вы считаете, живут ли люди в Арктике?
Презентация, слайд №27
Крупнейшими народами севера России являются: якуты, ненцы,
эвенки, ханты, эвены.
Давайте послушаем музыку народов севера и потанцуем.
Презентация, слайд №28
Звучит музыка.
Воспитатель:
Дети мы помогли Умке вернуться домой, много интересного узнали
об Арктике. Но нам пора уже возвращаться домой.
Проходите на льдину.
Презентация, слайд №29,30
А пока мы плывём, давайте подведем итог:
Где находится Арктика?
Что вы можете рассказать об Арктике?
Кого можно встретить из животных в Арктике?
А птиц каких?
На этом наше путешествие закончилось.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети танцуют.
Ответы детей.