Автор: Мачайтис Надежда Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ №54 Колпинского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Превращение гусеницы в бабочку»
Раздел: дошкольное образование
ГБДОУ № 54 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Технологическая карта
Непосредственно образовательной деятельности (НОД) педагога
с детьми первой младшей группы «Звездочки»
«Превращение гусеницы в бабочку».
Тема недели: «Насекомые».
НОД: «Природный мир».
Воспитатель: Мачайтис Н.И.
Цель занятия:
Формирование у детей первоначальных знаний о насекомых, их особенностях.
Цель для детей:
Проявить сочувствие к грустящей гусенице, помочь ей стать нарядной и веселой.
Задачи педагога:
1.
Образовательные:
Знакомить детей с внешним видом насекомых, некоторыми особенностями их образа
жизни. Формировать умение соотносить предметы по цветам и формам.
2.
Развивающие:
Способствовать развитию речевой активности. обогащать пассивный и активный словарь
словами (жук, бабочка, божья коровка, гусеница), звуками (Ж), (З), развивать мелкую
моторику пальцев рук, внимание, память.
3.
Воспитательные:
Формировать бережное отношение к природе, заботливое отношение к насекомым, умение
видеть прекрасное вокруг себя.
Задачи для детей (этапы занятия):
1.
Знакомство с насекомыми.
2.
Помочь гусенице стать красивой.
3.
Превратить гусеницу в бабочку.
4.
Слепить гусениц.
Форма проведения: совместная деятельность воспитателя с детьми.
Виды деятельности: коммуникативная, игровая, познавательная, двигательная,
изобразительная.
Используемые технологии, приемы, пед.средства:
Моделирование проблемной ситуации «Пожалей гусеницу», дид.игра «Укрась гусеницу»,
рассказ воспитателя, объяснение, вопросы к детям, пальчиковая гимнастика, похвала,
лепка.
Материалы:
Силуэт листочка зеленого цвета, набор игрушечных насекомых(божья коровка, пчела,
паучок, бабочка, гусеница, комар), пособие гусеница сост. из 5 кругов( с одной стороны на
них геометрические фигуры, с другой стороны липучки для бантиков), бантики 4
осн.цветов, пластилин, доски для лепки, влажные салфетки.
Предварительная работа:
Чтение худ.литературы: К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище», наблюдение за
насекомыми на прогулке, рассматривание иллюстраций в книжках.
Специфика детской деятельности
Педагогическая поддержка деятельности
Мотивация детей к деятельности
- Ребятки, идите скорее сюда, посмотрите ,
что я здесь нашла. На столе в группе лежит
зеленый «листок с дерева» (силуэт зеленого
листа из картона). На нем расположены
насекомые(игрушечные): Божья коровка,
пчела, паучок, бабочка, гусеница, комар.
- Ребята, эти маленькие существа
называются – насекомые.
- Кто это: по очереди показываю пальцем на
каждое насекомое?
- Правильно, это божья коровка, у нее много
лапок, красная спинка и точечки на ней.
Про нее сочинили смешной стишок:
- Божья коровка улети на небо,
Дети подходят к воспитателю с интересом
смотрят что там.
Дети рассматривают насекомых и отвечают.
Дети внимательно слушают стишок,
некоторые дети которые его знают
там твои детки кушают конфетки,
всем по одной, а тебе ни одной.
- Понравился вам стишок?
- А это кто? (показываю пчелу)
- Правильно пчела: у нее есть лапки.
Крылышки, полосатое тело и жало. Она
жужжит. Давайте пожужжим как пчелка.
Молодцы, вы как настоящие пчелки.
- А это кто? (показываю комара)
- Правильно комар: у него тоже есть лапки,
крылья, жало. Он очень малюсенький. Он
издает тоненький звук з-з-з-з. Давайте
попищим как комар тоненько.
- Смотрите кто это (показываю паучка)
- Правильно паучок, у него маленькое
тельце и много длинных ножек, а давайте
походим как паучки.
- А это кто?(показываю бабочку)
- Правильно, бабочка. Смотрите какие у нее
большие крылышки. А покажите как она
машет своими крылышками.
- Ой, а это кто же без лапок и крылышек?
- Правильно, это гусеница! Она ползает на
животике! Но наступит время и она
превратится в бабочку! Ребята, знаете, а у
нее есть подружка тоже гусеница, и она
грустит от того что у нее ничего нет, а ей
так хочется быть нарядной. Давайте ей
поможем?
пытаются повторять.
Положительные ответы детей.
Рассматривают пчелу, отвечают.
Произносят звук ж-ж-ж-ж протяжно.
Рассматривают комара, отвечают на вопрос.
Дети рассматривают комара,
Издают тоненький звук з-з-з-з-з.
Дети рассматривают, отвечают
Дети сгибаются, ставят руки на пол и ходят
как пауки, передвигая руки и ноги.
Дети рассматривают, отвечают.
Дети широко машут руками, имитируя
бабочку.
Ответы детей.
Дети выражают сочувствие гусенице, хотят
ей помочь и нарядить.
Дид. игра «Укрась гусеницу».
Детям предложено плоскостное пособие
гусеница состоящее из5 кругов, один круг
голова, остальные тело (красный, синий,
желтый, зеленый) и бантики тех же цветов.
Задание: подобрать под каждый круг
бантики того же цвета, назвать цвета.
- Ребята, а гусеница у нас с секретом, если
ее перевернуть на кругах будут
геометрические формы. Задание: подобрать
форму по образцу, и приклеить ее сверху
при помощи липучки, назвать.
- Ребята посмотрите какая у нас получилась
красота! Теперь гусеница не будет грустить,
а станет веселая. А давайте мы ей покажем
нашу игру:
Дети соотносят по цвету круги и бантики.
Прикрепляют на каждый круг бантики
соответствующего цвета, при помощи
липучки, называют цвета.
Дети соотносят формы и приклеивают их
на круги гусеницы, называют.
Дети рады за гусеницу.
Пальчиковая игра «Гусеница»:
- Гусеница, гусеница
- Бабочкина дочка
Повторяют движения по ходу текста:
Ладонь одной руки ползет как гусеница по
внутренней стороне другой руки от плеча к
пальцам.
Ползет обратно к плечу по внешней стороне
- По травинкам ползает от корня к верхушке
- Кушает листочки: Ам! Ам! Ам!
- Поела
- Спать захотела
- Проснулась
- Бабочкой обернулась!
-Ребята гусеница говорит, что ей очень
понравилось и она тоже мечтает стать
бабочкой. А давайте мы слепим себе
гусениц что бы они тоже превратились в
бабочек.
руки.
Делаем тоже самое меняя руки.
Ладони сложены перед собой, скользят др.
по другу и при слове Ам! Зажимает все
пальцы другой ладони.
Сложенные руки останавливаются.
Одну руку сжать в кулачок, другая ее
поддерживает.
Расправляем ладони.
Руки перекрещены в районе запястий,
машем ими как крыльями.
Дети с радостью соглашаются лепить
гусениц.
- Садитесь за стол, перед вами пластилин и
дощечки. Перед каждым несколько
кусочков пластилина, надо их размять и
скатать в шарики между ладонями. Потом
эти шарики выложить друг за другом,
слегка прижимая между собой – вот и
получились у нас гусеницы! А теперь
складывайте их на листик и положим их в
укромное место превращаться в бабочек!
Дети садятся за стол и принимаются за
работу: разминают кусочки пластилина и
скатывают его в шарики. Выкладывают
шарики друг за другом – получается
гусеница. Складывают своих гусениц на
лист и несут в укромное место с
воспитателем.