Автор: Мухина Маргарита Геннадьевна
Должность: Воспитатель по хореографии
Учебное заведение: МБДОУ №23
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: Танцевальная культура
Тема: Занятие хореографией в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»
Консультация для педагогов: «Движение и музыка»
Разработала:
Воспитатель по хореографии Мухина М.Г.
Воспитатель по хореографии:
Мухина М.Г.
Ханты-Мансийск
«Музыкальное
мышление
дошкольника
формируется
в
опоре
на
приобретаемый музыкальный опыт.
При
слушании
музыки
развиваются
механизмы
мышления:
анализ,
сравнивание, синтез,
обобщение, развивается образная речь детей.
Формирование
музыкального
мышления
способствует
общему
интеллектуальному
развитию».
Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в
движения под музыку. Она вызывает у них яркие эмоциональные впечатления,
разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от
движений.
Дети наслаждаются двигательными упражнениями, танцами или просто
произвольными движениями под музыку,
подражая взрослым. Голосовое и
двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее
средство развития эмоционально -телесного опыта ребенка и его личности в
целом.
Музыка,
слитая
с
движением,
выступает
как
основа
становления
личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.
Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств.
Для ребятишек пяти- семи лет это очень важно.
Дети
этого
возраста -
и
девочки
и
мальчики
-
отличаются особой
впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления
окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции,
которые рождаются в общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками.
Это
и
сочувствие, и
обида, и
жалость, и
зависть, и
восхищение, и
презрение. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более
полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем.
В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость и
переживаниям другого
человека, умение
адекватно
выражать
собственные
чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.
Все чувства ребенка обнажены, явны, открыты. Познавая окружающий
мир, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. И здесь природа
детства вступает в
противоречие с
нашими взрослыми представлениями о
правилах поведения. Нас раздражает излишняя шумная детская возня, громкий
плач или хохот. «Ведите себя прилично», « не шумите», « не кричите» - эти и
подобные реплики постоянно сопровождают детские игры.
Даже если детская возня не мешает нам, она обязательно мешает кому –
ни будь из окружающих. С помощью наших окриков дети не столько учатся
контролировать проявления своих чувств, сколько подавляют их.
Следствием эмоциональных зажимов у
детей становятся неврозы,
вспышки агрессивности, неадекватность эмоциональных реакций, болезни, а в
дальнейшем -неумения строить отношения с окружающими.
Дети не могут вести себя как взрослые, слишком мал жизненный
опыт, чтобы понимать « хорошо» и «плохо».
И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как
эффективное
средство
эмоционального
развития
детей
в
рамках,
соответствующих культурным нормам поведения.
Эти
игры
могут
стать
настоящей
«
школой
чувств»
для
ребенка.
Движения под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить её в
телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и
тем самым присвоить её, сделать личностным достоянием.
Голосовое
звучание
человека
также
является
показателем
его
эмоционального состояния Тембр голоса и набор его оттенков - это звуковое
проявление эмоций.
Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Выразительное
интонирование
развивает
эмоциональную
сферу
ребенка.
Песня,
танец,
игровое
действо
позволяют
выразить
свои
эмоции
в
рамках
культурной
нормы поведения
С
помощью
песни
и
движения
люди
умели
воздействовать
на
собственный организм, « налаживать» его, возвращать утраченное здоровье.
Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты
наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского
народа
-
это
настоящее
«
дидактическое
пособие»
по
игровому
взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению и
терапии через пение и движение.
Но темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с
детьми,
а
потеря
традиций
ведет
к
потере
навыков
игровой
терапии
-
детского фольклора.
Что тут можно поделать? Прежде всего, понять, что музыка - ваш
союзник
в
общении
с
ребенком,
причем
в
общении
плодотворном,
развивающем ребенка, готовящем его к школе, и к будущей жизни в
целом.
С помощью музыкального движения можно:
- организовать
увлекательные физкультминутки для восстановления
нормального кровообращения ребенка;
- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или
неделю ( а учебная неделя дошкольника достаточно сложна и насыщена);
-
укрепить
мышечный
корсет
ребенка
-
необходимое
условие
для
хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит
носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением
мышц.
Конечно,
это
можно
делать
и
под
«
Раз,
два,
три,
четыре»,
но
получится не интересно и быстро наскучит ребенку;
- развить координацию и пространственные представления ребенка:
вправо - влево, вверх- вниз и т.д;
- научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя
их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;
-
развить
способность
к
выразительному
интонированию
-
залог
успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также
чуткую,
хорошую
артикуляцию
-
необходимое
условие
для
уверенных
ответов на уроках;
- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и
стеснения;
-
создать
для
ребенка
ситуацию
эмоционального
комфорта,
позитивного самоощущения.
Конечно,
все
это
делает
музыка
не
сама
по
себе,
а
музыка,
сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых
такую работу ребенок сам организовать не может.
Музыкально - двигательные игры - диалоги.
Самое важное в этот период- укрепление доверия между родителями и
малышом. Если ребенок доверяет маме и папе, ему легче говорить о своих
трудностях,
делиться
своими
переживаниями.
Такой
ребенок
легче
адаптируется к новым условиям, ему проще дается общение с педагогами и
ровесниками.
А потому начнем с игр, в которые можно играть вдвоем с ребенком, - с
двигательных
диалогов
-
импровизации
в
паре.
Они
построены
на
взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях,
тактильных ощущениях, принимаемых позах.
Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и
ведомого.
Оба
участника
в
процессе
игры
или
ее
повторения
должны
побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут
служить любимые, как взрослым, так и ребенком аудиозаписи. Они должны
соответствовать образу или состоянию, в которое взрослый хочет погрузить
своего маленького партнера по игре ( спокойствие, умиротворенность или
энергичность, активность и т.д.)
« Бабочка и ветерок».
Один
из
играющих
-
«бабочка»,
другой
-
«
ветерок».
«
Ветерок»
протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. « Бабочка» слегка касается
ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.
Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «
ветерок» управляет руками -«крылышками» «бабочки». В процессе танца
партнеры меняются ролями ( «бабочка» открывает глаза и поворачивает свои
руки ладошками вверх).
Если
подобрать
спокойное,
умиротворяющее
сопровождение,
игра
превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные
движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.
« Зеркало»
Один из играющих - «зеркало», а другой - « дама» или « кавалер»,
собирающийся на бал ( или исполняющий любой другой образ и действия). «
Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре.
При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.
Затем включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается
« нарисовать» звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения
под музыку - рисует её, а взрослый « зеркало» воспроизводит движения. При
этом руки «художника», воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются
с руками своего « зеркального отражения», хотя и располагаются очень
близко.
Возникает
эффект
синхронного
движения,
требующий
сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются
ролями («теперь ты- зеркало)
Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и
рядом, в одну линию. В этом случае « зеркалу» нужно боковым зрением
наблюдать
за
партнером,
предугадывая
его
движения,
а
«
художнику»,
рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре
могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные
шарики, цветы и т.д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ,
делать
его
наглядным
и
тем
самым
стимулировать
двигательное
фантазирование.
« Вопрос - ответ»
Один из играющих жестами, движениями и принимаемыми позами «
задает вопросы», а другой таким же способом на них отвечает. Каждый «
ответ» начинается с движения, которым закончился « вопрос». Пластическое
соло
каждого
ограничивается
рамками
музыкальной
фразы.
Начало
следующей музыкальной фразы - сигнал смены солиста.
« Точка, точка, запятая»
Играющие
стоя
лицом
друг
к
другу
на
небольшом
расстоянии.
С
началом
звучания
быстрой
ритмичной
музыки
ведущий
делает
легкие
похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам,
голове,
животу,
коленкам,
щиколоткам
и
т.д.
(точки
придумываются
и
меняются
на
ходу).
Второй
участник
игры
должен
точно
копировать
движения
ведущего.
Роль
ведущего
передается
по
очереди.
Учитывая
быстрый
темп
музыки,
игра
оказывается
прекрасным
упражнением
на
координацию.
« Магниты»
Играющие
стоят
друг
против
друга
на
близком
расстоянии
и
прикасаются
друг
к
другу
ладонями.
Между
ладошками
находятся
«
магниты»:
теннисные
мячики,
брусочки,
кубики
и
т.д.
Под
плавную,
спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно
перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают
наклоны
и
т.д.
Важно
не
уронить
«
магниты»
и
чувствовать
их
«притяжение»,
то
есть
приспосабливаться
к
движениям
друг
друга,
предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.
В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия,
сопереживание
партнеру
по
игре,
умение
определять
эмоции
другого,
подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению.
Эмпатия
-
важное
качество,
необходимое
в
общении.
Проявляя
эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что
понимаем
его
состояние
и
тем
самым
устанавливаем
с
ним
активную
обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за
выражением
его
лица,
позой,
жестами,
интонацией.
Этот
навык
вырабатывается в играх диалогах, играх « зеркалах», условием, которых
является точное копирование позы партнеров.
Яркий
в
эмоциональном
отношении,
интересный
для
детей
музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в
процесс
внимательного
наблюдения
за
позой
партнера
по
игровому
общению,
подстраивайся
к
его
жестам,
пластике,
проникновения
в
его
эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе
копирования движений.
Музыкотерапия в движении.
Положительный
терапевтический
эффект
имеют
произвольные,
свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей
эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях.
Научить
ориентироваться
в
пространстве
и
просто
удовлетворить
потребность
ребенка
в
движении,
в
игре,
в
радостном
эмоционально
-
положительном состоянии.
Самый
простой
способ
организации
игры
-
это,
когда
взрослый
выполняет роль ведущего, а ребенок одновременно наблюдает за ним, и
старается
копировать
его
движения.
Основой
для
них
послужит
танцевальный
опыт,
который
имеется
у
каждого,
и
обычный
набор
выразительных движений; шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса,
передвижение в пространстве помещения. Достаточно в движении передать
характер
музыки,
пластику
.Это
укрепляет
эмоциональное
благополучие
ребенка и подводит к естественным, раскрепощенным, координированным
движениям.
Удовольствие,
получаемое
ребенком
от
движений,-
верный
показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо с ребенком
специально выучивать танцевальные движения, портить игру тренажом и
проработкой пластической композиции.
Свобода
и
импровизация
танцевальных
движений
дает
нужный
результат.
Вспомним летние кафе с « живой музыкой», куда молодые родители
часто
приходят
по
вечерам
вместе
с
детьми.
На
этих
почти
семейных
дискотеках танцуют все вместе — и взрослые и дети.
Взрослых
умиляет,
как
ребятишки
копируют
их
движения,
а
дети
счастливы,
отплясывая
вместе
с
мамами
и
папами
в
общем
кругу.
Эту
замечательную традицию двигательного общения детей и взрослых надо
всячески
поддерживать
и
культивировать
среди
молодых
родителей
не
забывать об этой традиции и на семейных праздниках и торжествах.
Двигательное творчество детей на домашнем празднике.
Условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода
выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослых, поэтому
нужны дополнительные правила.
1. Ведущим может быть каждый, так как дети стоят по кругу. Общий
круг может перестраиваться в любое положение: в несколько маленьких
кружков, квадратиков, двигаться змейкой и т.д.
2.
Любые
действия
ведущего
исполняются
без
обсуждения
и
в
точности
повторяются
всеми.
Если
кто-то
из
детей
замешкался,
игра
продолжается.
3.
Каждый
может
оставаться
ведущим
столько
времени,
сколько
захочет, пока не иссякнет его фантазия. В крайнем случае, можно изменить
правила в самом начале игры: ведущие меняются на каждую музыкальную
фразу, куплет или часть музыкального произведения.
4.
В
игре
принимают
участие
все
присутствующие
на
детском
празднике: и дети, и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть
исполнителей и зрителей.
Игра « Волшебный сад»
Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая
цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий «оживляет»
цветы « волшебной палочкой» Цветы « распускаются», качаются, кружатся
на месте, танцуют друг с другом и «волшебником - ведущим в соответствии с
музыкой, а с ее окончанием снова закрыться в бутоны.
Можно провести игры: « Мышки на зарядке» - дети делают движения
зарядки,
глядя
на
ведущего
под
музыку.
Можно
по
фантазировать,
представив перед собой маленьких мышат.