Напоминание

Занятие хореографией в дошкольном возрасте


Автор: Мухина Маргарита Геннадьевна
Должность: Воспитатель по хореографии
Учебное заведение: МБДОУ №23
Населённый пункт: г. Ханты-Мансийск
Наименование материала: Танцевальная культура
Тема: Занятие хореографией в дошкольном возрасте
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ХАНТЫ-МАНСИЙСК

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИГОРОДА ХАНТЫ-МАНСИЙСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 23 «БРУСНИЧКА»

Консультация для педагогов: «Движение и музыка»

Разработала:

Воспитатель по хореографии Мухина М.Г.

Воспитатель по хореографии:

Мухина М.Г.

Ханты-Мансийск

«Музыкальное

мышление

дошкольника

формируется

в

опоре

на

приобретаемый музыкальный опыт.

При

слушании

музыки

развиваются

механизмы

мышления:

анализ,

сравнивание, синтез,

обобщение, развивается образная речь детей.

Формирование

музыкального

мышления

способствует

общему

интеллектуальному

развитию».

Мамы и папы не раз наблюдали, с какой радостью дети включаются в

движения под музыку. Она вызывает у них яркие эмоциональные впечатления,

разнообразные двигательные реакции, усиливает радость и удовольствие от

движений.

Дети наслаждаются двигательными упражнениями, танцами или просто

произвольными движениями под музыку,

подражая взрослым. Голосовое и

двигательное самовыражение под музыку можно рассматривать как важнейшее

средство развития эмоционально -телесного опыта ребенка и его личности в

целом.

Музыка,

слитая

с

движением,

выступает

как

основа

становления

личности, здоровой в физическом, психическом и духовном смыслах.

Через музыкальную ритмику ребенок попадает в мир своего тела и чувств.

Для ребятишек пяти- семи лет это очень важно.

Дети

этого

возраста -

и

девочки

и

мальчики

-

отличаются особой

впечатлительностью и эмоциональной отзывчивостью на события и явления

окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции,

которые рождаются в общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками.

Это

и

сочувствие, и

обида, и

жалость, и

зависть, и

восхищение, и

презрение. Чем богаче эмоциональный опыт, полученный в детстве, тем более

полноценным и продуктивным будет общение ребенка в дальнейшем.

В этом возрасте развивается способность к сочувствию, отзывчивость и

переживаниям другого

человека, умение

адекватно

выражать

собственные

чувства, контролировать возникающие эмоциональные ситуации.

Все чувства ребенка обнажены, явны, открыты. Познавая окружающий

мир, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. И здесь природа

детства вступает в

противоречие с

нашими взрослыми представлениями о

правилах поведения. Нас раздражает излишняя шумная детская возня, громкий

плач или хохот. «Ведите себя прилично», « не шумите», « не кричите» - эти и

подобные реплики постоянно сопровождают детские игры.

Даже если детская возня не мешает нам, она обязательно мешает кому –

ни будь из окружающих. С помощью наших окриков дети не столько учатся

контролировать проявления своих чувств, сколько подавляют их.

Следствием эмоциональных зажимов у

детей становятся неврозы,

вспышки агрессивности, неадекватность эмоциональных реакций, болезни, а в

дальнейшем -неумения строить отношения с окружающими.

Дети не могут вести себя как взрослые, слишком мал жизненный

опыт, чтобы понимать « хорошо» и «плохо».

И здесь на помощь приходят музыкальные двигательные игры - как

эффективное

средство

эмоционального

развития

детей

в

рамках,

соответствующих культурным нормам поведения.

Эти

игры

могут

стать

настоящей

«

школой

чувств»

для

ребенка.

Движения под музыку помогает сделать эмоцию видимой, пережить её в

телесных ощущениях, связать с субъективным, индивидуальным опытом и

тем самым присвоить её, сделать личностным достоянием.

Голосовое

звучание

человека

также

является

показателем

его

эмоционального состояния Тембр голоса и набор его оттенков - это звуковое

проявление эмоций.

Для ребенка звучание голоса имеет огромное значение. Выразительное

интонирование

развивает

эмоциональную

сферу

ребенка.

Песня,

танец,

игровое

действо

позволяют

выразить

свои

эмоции

в

рамках

культурной

нормы поведения

С

помощью

песни

и

движения

люди

умели

воздействовать

на

собственный организм, « налаживать» его, возвращать утраченное здоровье.

Ведь не случайно в мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты

наделены сверхъестественными способностями. Детский фольклор русского

народа

-

это

настоящее

«

дидактическое

пособие»

по

игровому

взаимодействию ребенка с взрослым и сверстниками, по самовыражению и

терапии через пение и движение.

Но темп и заботы современной жизни сокращают общение родителей с

детьми,

а

потеря

традиций

ведет

к

потере

навыков

игровой

терапии

-

детского фольклора.

Что тут можно поделать? Прежде всего, понять, что музыка - ваш

союзник

в

общении

с

ребенком,

причем

в

общении

плодотворном,

развивающем ребенка, готовящем его к школе, и к будущей жизни в

целом.

С помощью музыкального движения можно:

- организовать

увлекательные физкультминутки для восстановления

нормального кровообращения ребенка;

- дать возможность сбросить накопившуюся усталость за день или

неделю ( а учебная неделя дошкольника достаточно сложна и насыщена);

-

укрепить

мышечный

корсет

ребенка

-

необходимое

условие

для

хорошей осанки в школе. Тяжелый портфель, который ребенку предстоит

носить с первых дней, - еще одно условие для работы над укреплением

мышц.

Конечно,

это

можно

делать

и

под

«

Раз,

два,

три,

четыре»,

но

получится не интересно и быстро наскучит ребенку;

- развить координацию и пространственные представления ребенка:

вправо - влево, вверх- вниз и т.д;

- научить малыша контролировать свои действия, замедляя и ускоряя

их, прерывая и переключая внимание с одного действия на другое;

-

развить

способность

к

выразительному

интонированию

-

залог

успешной работы в школе на уроках по выразительному чтению, а также

чуткую,

хорошую

артикуляцию

-

необходимое

условие

для

уверенных

ответов на уроках;

- научить общаться с другими детьми и взрослыми без смущения и

стеснения;

-

создать

для

ребенка

ситуацию

эмоционального

комфорта,

позитивного самоощущения.

Конечно,

все

это

делает

музыка

не

сама

по

себе,

а

музыка,

сопровождающая какую-либо деятельность ребенка. Без помощи взрослых

такую работу ребенок сам организовать не может.

Музыкально - двигательные игры - диалоги.

Самое важное в этот период- укрепление доверия между родителями и

малышом. Если ребенок доверяет маме и папе, ему легче говорить о своих

трудностях,

делиться

своими

переживаниями.

Такой

ребенок

легче

адаптируется к новым условиям, ему проще дается общение с педагогами и

ровесниками.

А потому начнем с игр, в которые можно играть вдвоем с ребенком, - с

двигательных

диалогов

-

импровизации

в

паре.

Они

построены

на

взаимодействии двух партнеров, основанном на мимике, жестах, движениях,

тактильных ощущениях, принимаемых позах.

Обязательным условием каждой игры является смена ролей ведущего и

ведомого.

Оба

участника

в

процессе

игры

или

ее

повторения

должны

побывать и в той и в другой роли. Музыкальным сопровождением могут

служить любимые, как взрослым, так и ребенком аудиозаписи. Они должны

соответствовать образу или состоянию, в которое взрослый хочет погрузить

своего маленького партнера по игре ( спокойствие, умиротворенность или

энергичность, активность и т.д.)

« Бабочка и ветерок».

Один

из

играющих

-

«бабочка»,

другой

-

«

ветерок».

«

Ветерок»

протягивает «бабочке» руки ладошками вверх. « Бабочка» слегка касается

ладошек кончиками пальцев и закрывает глаза.

Звучащая музыка начинает импровизированный танец рук, в котором «

ветерок» управляет руками -«крылышками» «бабочки». В процессе танца

партнеры меняются ролями ( «бабочка» открывает глаза и поворачивает свои

руки ладошками вверх).

Если

подобрать

спокойное,

умиротворяющее

сопровождение,

игра

превратится в эффективное релаксационное упражнение: мягкие, плавные

движения рук прекрасно снимают напряжение и успокаивают.

« Зеркало»

Один из играющих - «зеркало», а другой - « дама» или « кавалер»,

собирающийся на бал ( или исполняющий любой другой образ и действия). «

Зеркало» должно в точности копировать движения своего партнера по игре.

При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.

Затем включается музыкальное сопровождение и ребенку предлагается

« нарисовать» звучащую музыку. Ребенок в паре импровизирует движения

под музыку - рисует её, а взрослый « зеркало» воспроизводит движения. При

этом руки «художника», воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются

с руками своего « зеркального отражения», хотя и располагаются очень

близко.

Возникает

эффект

синхронного

движения,

требующий

сосредоточенного внимания к партнеру. В процессе игры партнеры меняются

ролями («теперь ты- зеркало)

Играя в эту игру, можно вставать не только друг против друга, но и

рядом, в одну линию. В этом случае « зеркалу» нужно боковым зрением

наблюдать

за

партнером,

предугадывая

его

движения,

а

«

художнику»,

рисующему музыку, в своих движениях ориентироваться на партнера. В игре

могут быть использованы различные предметы: газовые шарфики, надувные

шарики, цветы и т.д. Предмет будет конкретизировать музыкальный образ,

делать

его

наглядным

и

тем

самым

стимулировать

двигательное

фантазирование.

« Вопрос - ответ»

Один из играющих жестами, движениями и принимаемыми позами «

задает вопросы», а другой таким же способом на них отвечает. Каждый «

ответ» начинается с движения, которым закончился « вопрос». Пластическое

соло

каждого

ограничивается

рамками

музыкальной

фразы.

Начало

следующей музыкальной фразы - сигнал смены солиста.

« Точка, точка, запятая»

Играющие

стоя

лицом

друг

к

другу

на

небольшом

расстоянии.

С

началом

звучания

быстрой

ритмичной

музыки

ведущий

делает

легкие

похлопывающие движения руками по разным точкам своего тела: по плечам,

голове,

животу,

коленкам,

щиколоткам

и

т.д.

(точки

придумываются

и

меняются

на

ходу).

Второй

участник

игры

должен

точно

копировать

движения

ведущего.

Роль

ведущего

передается

по

очереди.

Учитывая

быстрый

темп

музыки,

игра

оказывается

прекрасным

упражнением

на

координацию.

« Магниты»

Играющие

стоят

друг

против

друга

на

близком

расстоянии

и

прикасаются

друг

к

другу

ладонями.

Между

ладошками

находятся

«

магниты»:

теннисные

мячики,

брусочки,

кубики

и

т.д.

Под

плавную,

спокойную музыку играющие выполняют движения руками и одновременно

перемещаются медленными шагами в пространстве, приседают, совершают

наклоны

и

т.д.

Важно

не

уронить

«

магниты»

и

чувствовать

их

«притяжение»,

то

есть

приспосабливаться

к

движениям

друг

друга,

предугадывать их и гибко, без слов обмениваться ролью ведущего.

В играх - двигательных диалогах эффективно развивается эмпатия,

сопереживание

партнеру

по

игре,

умение

определять

эмоции

другого,

подстраиваться к его ритмике, пластике, настроению.

Эмпатия

-

важное

качество,

необходимое

в

общении.

Проявляя

эмпатию в общении, отражая чувства собеседника, мы показываем ему, что

понимаем

его

состояние

и

тем

самым

устанавливаем

с

ним

активную

обратную связь. Чтобы лучше понять чувства собеседника, нужно следить за

выражением

его

лица,

позой,

жестами,

интонацией.

Этот

навык

вырабатывается в играх диалогах, играх « зеркалах», условием, которых

является точное копирование позы партнеров.

Яркий

в

эмоциональном

отношении,

интересный

для

детей

музыкальный образ вместе с игровой ситуацией поможет вовлечь ребенка в

процесс

внимательного

наблюдения

за

позой

партнера

по

игровому

общению,

подстраивайся

к

его

жестам,

пластике,

проникновения

в

его

эмоциональное состояние через собственные телесные ощущения в процессе

копирования движений.

Музыкотерапия в движении.

Положительный

терапевтический

эффект

имеют

произвольные,

свободные движения детей под музыку. С их помощью можно снять у детей

эмоциональное и мышечное напряжение, развить координацию в движениях.

Научить

ориентироваться

в

пространстве

и

просто

удовлетворить

потребность

ребенка

в

движении,

в

игре,

в

радостном

эмоционально

-

положительном состоянии.

Самый

простой

способ

организации

игры

-

это,

когда

взрослый

выполняет роль ведущего, а ребенок одновременно наблюдает за ним, и

старается

копировать

его

движения.

Основой

для

них

послужит

танцевальный

опыт,

который

имеется

у

каждого,

и

обычный

набор

выразительных движений; шаги, прыжки, жесты, мимика, движения корпуса,

передвижение в пространстве помещения. Достаточно в движении передать

характер

музыки,

пластику

.Это

укрепляет

эмоциональное

благополучие

ребенка и подводит к естественным, раскрепощенным, координированным

движениям.

Удовольствие,

получаемое

ребенком

от

движений,-

верный

показатель его эмоционального благополучия. При этом не надо с ребенком

специально выучивать танцевальные движения, портить игру тренажом и

проработкой пластической композиции.

Свобода

и

импровизация

танцевальных

движений

дает

нужный

результат.

Вспомним летние кафе с « живой музыкой», куда молодые родители

часто

приходят

по

вечерам

вместе

с

детьми.

На

этих

почти

семейных

дискотеках танцуют все вместе — и взрослые и дети.

Взрослых

умиляет,

как

ребятишки

копируют

их

движения,

а

дети

счастливы,

отплясывая

вместе

с

мамами

и

папами

в

общем

кругу.

Эту

замечательную традицию двигательного общения детей и взрослых надо

всячески

поддерживать

и

культивировать

среди

молодых

родителей

не

забывать об этой традиции и на семейных праздниках и торжествах.

Двигательное творчество детей на домашнем празднике.

Условием творчества детей в любых его проявлениях является свобода

выбора и отсутствие авторитарного давления со стороны взрослых, поэтому

нужны дополнительные правила.

1. Ведущим может быть каждый, так как дети стоят по кругу. Общий

круг может перестраиваться в любое положение: в несколько маленьких

кружков, квадратиков, двигаться змейкой и т.д.

2.

Любые

действия

ведущего

исполняются

без

обсуждения

и

в

точности

повторяются

всеми.

Если

кто-то

из

детей

замешкался,

игра

продолжается.

3.

Каждый

может

оставаться

ведущим

столько

времени,

сколько

захочет, пока не иссякнет его фантазия. В крайнем случае, можно изменить

правила в самом начале игры: ведущие меняются на каждую музыкальную

фразу, куплет или часть музыкального произведения.

4.

В

игре

принимают

участие

все

присутствующие

на

детском

празднике: и дети, и взрослые - на равных. В таких играх не должно быть

исполнителей и зрителей.

Игра « Волшебный сад»

Дети сидят на корточках по кругу, закрыв голову руками и изображая

цветы в закрытых бутонах. С первых звуков музыки ведущий «оживляет»

цветы « волшебной палочкой» Цветы « распускаются», качаются, кружатся

на месте, танцуют друг с другом и «волшебником - ведущим в соответствии с

музыкой, а с ее окончанием снова закрыться в бутоны.

Можно провести игры: « Мышки на зарядке» - дети делают движения

зарядки,

глядя

на

ведущего

под

музыку.

Можно

по

фантазировать,

представив перед собой маленьких мышат.



В раздел образования