Автор: Коренек Андрей Николаевич
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФГКОУ "Санкт-Петербургское суворовское военное училище МО РФ"
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: Сценарий внеурочного мероприятия по военно-профессиональной ориентации в рамках реализации курсовой программы«Юный патриот»
Тема: Школа юного разведчика
Раздел: среднее образование
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель начальника по ВР
А.М. Крыжановский
«____» _________ 2016 г.
Сценарий внеурочного мероприятия
«Школа разведчиков»
по военно-профессиональной ориентации в рамках реализации курсовой програм-
мы«Юный патриот»
3 год обучения
Дата проведения: ___марта 2016года
Класс: 7 (31 учебная группа)
Цель мероприятия: создание условий для углублённого изучения военной специальности
как основы осознанного выбора суворовцами будущей профессии офицера, знакомство с
профессией "Военный разведчик"
Задачи мероприятия:
1)
образовательные:
познакомить с основными видом боевого обеспечения ВС Российской Федерации;
с основными качествами, присущими разведчику (внимательность, наблюдатель-
ность, умение логически мыслить);
расширить кругозор воспитанников в области военного дела;
2)
развивающие:
развивать личность гражданина и патриота России, будущего военного, способного
отстаивать свои интересы и интересы своей Родины;
развивать интерес к овладению основами будущей профессии;
развивать навыки креативного мышления и организаторских качеств, таких как от -
ветственность, умение работать в команде, способность планировать и анализиро -
вать деятельность свою и других, сотрудничать в соревновательной деятельности;
3)
Воспитательные:
воспитывать любовь к военной профессии;
воспитывать уважительное отношение к историческому и культурному прошлому
своей страны.
Формируемые компетенции:
1) учебно-познавательные компетенции:
1
- умение воспринимать, изучать, запоминать материал, касающийся боевого обеспечения
разных родов войск;
- умение грамотно представить результаты личной работы и своей группы;
- осознание своих целей и предназначения в будущем;
2) аналитические: способность к анализу полученной информации,умению использовать
новую информацию;
3) ценностно-смысловые: умение формулировать свои ценностные ориентиры по отноше-
нию к обсуждаемому материалу;
4) социокультурные: формирование стремления быть полезным обществу, т.е.быть вклю-
ченным в группу или сообщество и внести свой вклад в общее дело;
5)коммуникативные:
- умение выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей;
- владение разными видами речевой деятельности;
- сотрудничество и работа в команде;
- нахождение информации для решения проблемы в сети Интернет;
- умение анализировать учебно-научный информацию;
Планируемые метапредметные образовательные результаты:
1)
личностные: сформированная внутренняя позиция воспитанника, умение провести
нравственно-патриотическое оценивание усваиваемого содержания;
2)
регулятивные: умение самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; знание
основ
саморегуляции
эмоциональных
состояний; развитие
волевых
усилий
для
преодоления трудностей и препятствий на пути достижения целей;
3)
коммуникативные:
умение выразить собственное мнение и позицию, аргументиро-
вать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке об -
щего решения в совместной деятельности; использовать адекватные языковые сред-
ства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
4)
познавательные: умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выво -
ды на основе аргументации.
Тренируемые умения: анализировать информацию; участвовать в обсуждении; формули-
ровать выводы, прогнозы, оценки; раскрывать суть высказываний
Методы проведения мероприятия:
словесный, наглядный, практический;
проблемный, частично-поисковый
Используемые технологий на занятии:
2
элементы технологии критического мышления
интерактивные технологии
технология обучения в сотрудничестве
здоровье сберегающие технологии
игровые технологии
Форма классного часа: работа в малых группах
Оборудование
и
материалы:
компьютер,
интерактивная
доска,
презентация,
листы
бумаги,
ручки,
топографические
карты
раздаточный
материал,
макеты
оружия
и
маскхалаты, полевая экипировка
Подготовка внеурочного мероприятия:
1 этап: в результате жеребьевки сформированыгруппы суворовцев, которые по заданию
собирают, анализируют и отбирают информацию указанной теме;
2
этап:
выстраивание
сценария
мероприятия;
создание
презентаций
к
выступлению,
подготовка выступления воспитателем (представителями групп);
3 этап: проведение внеурочного мероприятия;
4 этап: рефлексия.
3
Ход мероприятия
Фоновая музыка «Наша армия» сопровождает начало классного часа.
При входе в класс, суворовцы берут со стола часть фото, которая в дальнейшем позволит определить группу, участником которой он ста -
новится. Деление на микрогруппы по способу «Ромашка»: выдает1/6 фотографии с изображением военнослужащих, подразделений боевого
обеспечения, связи, саперов, разведчиков.
Суворовцы самостоятельно складывают фотографии военнослужащих, в результате формируются три команды участников.
Мебель в кабинете расставлена для работы взвода в составе 3 групп. На каждом столе рамка, и суворовцы получают первое задание: со -
брать фотографии из обрезков по принципу пазлов. По окончании работы надо построиться в составе группы в одну шеренгу.
Воспитатель: Здравия желаю, товарищи суворовцы! Сегодня, в рамках нашего внеурочного мерориятия, вы будете работать будете в
сформированных сейчас группах. И вам предстоит выбрать своего командира и датьпозывной команды с синонимом той специальности во -
еннослужащего, который указан на фотографии. Времени на организацию-2 минуты. Обращаю ваше внимание, что в команде должен быть
«писарь», который ведет учет вклада каждого бойца в работу группы. Я лишь хочу напомнить Вам правило, которое будет способствовать
успеху команды: «Вы не можете выиграть, если вы не играли как единое целое».
4
Этап мероприятия
Формируемые образова-
тельные результаты
Деятельность воспитателя
Деятельность
воспитанников
I. Стадия вызова
Целеполагание
(слайд 1-3)
Познавательные: ставить
и
формулировать
пробле-
му; определять круг задач
для решения проблемы;
Коммуникативные: фор-
мулировать
собственное
высказывание;
Регулятивные: научатся
самостоятельно
ставить
новые учебные цели и за-
дачи;
Организовывает погружение в проблему, созда-
ет образовательную ситуацию. Воспитатель за-
даёт вопросы по формулировке темы и целей
занятия.
В: Сегодня мы с вами поговорим об одной из важ-
ных военных профессий. Об этой профессии напи-
сано много книг стихов и рассказов.(слайд 1)
На слайде слова, появляются по одному.
В: Как вы думаете, что объединяет
все эти определения:
Рекогносцировка……(местности перед боем)
Абвер (немецкая разведка)
Гипотеза (разведка мыслью)
Зондаж (политическая разведка)
дозор (впереди идущий разведчик)
Боевые действия для раскрытия замыслов про-
тивника (разведка)
В: О чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?
Чтобы ответить на этот вопрос, прослушайте
воспоминания ветерана ВОВ Малкина Л.С. И
Отвечают на вопросы вос-
питателя,
формулируют
тему и цели занятия,осозна-
ют задачи занятия.
Дают
определения
поняти-
ям.
Воспитанник читает воспо-
минания
ветерана,
осталь-
5
подумайте, какое задание получили бойцы.
В: Как вы считаете, о каких качествах разведчика
говорится в данном повествовании.
В: Как вы считаете, какими еще качествами дол-
жен обладать разведчик.(Воспитатель составляет
кластер
«Качества
настоящего
разведчика»
на
основании высказываний суворовцев) ( слайд 2)
В: Как бы вы сформулировали цель нашего меро-
приятия?
В: Проверить себя насколько ГОТОВ ЛИ КАЖ-
ДЫЙ ИЗ ВАС СТАТЬ ОФИЦЕРОМ РАЗВЕДЧИ-
КОМ и над какими качествами Вам надо работать,
чтобы им стать.
В:
Вы
молодцы,
посмотрите,
какие
задачи
мы
должны сегодня решить, чтобы проверить готов-
ность каждого стать разведчиком (слайд3)
ные слушают.
Высказываются,
участвуют
в составлении кластера «Ка-
чества
настоящего
развед-
чика».
Каждая группа формулиру-
ет цель мероприятия.
6
II. Стадия осмысления и
обратной связи
Предметные
Знать: основные способы
ведения разведки;
с
к а к о й
ц е л ь ю
о н и
выполняются
последовательность
в ы п о л н е н и я
б о е в о й
задачи;
Уметь работать с картой и
с о с т а в л я т ь
с х е м у
маршрута.
Метапредметные
Познавательные: нахо-
дить информацию для ре-
шения
проблемы
в
сети
Интернет;
анализировать
информацию на слух;
извлекать информацию из
учебно-научного
текста
с р а в н и в а т ь
с
Организует самостоятельную работу в рабочих
листах. (слайд 4)
В: Разведчик должен быть внимательным и наблю-
дательным, поэтому первый этап нашей работы в
группах – это разминка, которая позволит прове-
рить вашу внимание и наблюдательность.
В: Кстати, а кто из вас знает основные характери-
стики
внимания,
они
зашифрованы
в
слове
УКРОП (устойчивость, концентрация, распределе-
ние, объем, переключаемость)
2.1. Игра на внимание и наблюдательность
Цель: тренировать детей внимательности и уме-
нию делать выводы из полученной информации в
ходе наблюдения.
На доске высвечивается слайд. На нем изображен
рисунок с детьми, находящимися на природе. Вос-
питатель высвечивает слайд на доске и раздает
картинки по несколько в каждую группу.
Воспитатель предлагает воспитанникам предста-
вить себя в роли наблюдателя и ответить на вопро-
Организуют работу в груп-
пах;
Предлагают варианты отве-
тов
7
прочитанным;
воспринимать
авторитетное мнение.
Коммуникативные:
формулировать
собствен-
ное высказывание;
адекватно
в з а и м од е й с т в о в ат ь
в
группе
и
приходить
к
общему мнению;
Регулятивные:
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действий;
сы, раскрывая характер деятельности, время года
и другие особенности рисунка.
В: В течение 2 мин посмотрите на картинку и по-
старайтесь
запомнить
максимальное
количество
информации. Затем вы будете отвечать вопросы,
работа каждой группы будет оценена.
Критерии оценки: первые семь вопросов -1 балл. 8
и 9 вопрос по 2 балла.( мах 11 баллов)
1.
Сколько
туристов
живет
в этом
лагере?
Четверо. Если присмотреться, можно заметить:
столовых
приборов
на 4 персоны,
и в списке
на дежурство — 4 имени.
2.
Когда
они
сюда
приехали:
сегодня
или
н е с к о л ь к о
д н е й
н а з а д ?
Не сегодня, судя по паутине между деревом и па-
латкой, ребята приехали несколько дней назад.
3 .
Н а ч е м
о н и
с ю д а
п р и е х а л и ?
На лодке. Около дерева стоят весла.
4.
Далеко ли
от лагеря
до ближайшего
селе-
ния? Нет. На картинке есть курица, значит, где-то
рядом селение.
Работают в группе, участву-
ют
в
игре
на
вниматель-
ность, участвуют в подведе-
нии итогов (взаимопроверка
по обмену)
8
5.
Откуда
дует
ветер:
с севера
или
юга?
С юга. На палатке есть флажок, по которому мож-
но
определить,
откуда
дует
ветер.
На картинке
есть дерево: с одной стороны ветки короче, с дру-
гой длиннее. Как правило, у деревьев с южной
стороны ветки длиннее.
6 .
К а к о е
с е й ч а с
в р е м я
д н я ?
Утро. По предыдущему вопросу мы определили,
где север-юг, теперь можно понять, где восток-
запад, и посмотреть на тени, которые отбрасыва-
ют предметы.
7 .
К у д а
у ш е л
Ш у р а ?
Он ловит бабочек. Из-за палатки виден сачок.
8. Кто был вчера дежурным? (Назовите по име-
ни.) Коля. Сегодня Коля что-то ищет в рюкзаке
с буквой «К», Шура ловит бабочек, а Вася фото-
графирует природу (потому что из рюкзака с бук-
вой «В» виден штатив от камеры). Значит, сегодня
дежурит Петя, а вчера, согласно списку, дежурил
Коля.
9.
Какое
сегодня
число
какого
месяца?
8 августа. Судя по списку, раз сегодня дежурит
9
Петя, то число — 8. А поскольку на поляне лежит
арбуз, значит, август.
2.2. Тест на знание боевых задач подразделения-
ми в разведке.
Цель: соотнести услышанную информацию с име-
ющимися знаниями о способах разведывательных
действий.
Воспитатель читает выдержки из воспоминаний
ветеранов ВОВ которых описывают эпизод боя. На
доске указаны варианты ответа. Задача суворовцев
- определить какой способ
развед. действий из
перечисленных на доске описывает повествование
воспитателя. (дозор, налет, засада поиск, разведка
боем)
Критерии оценки: правильный ответ – 1 балл
2 . 3 . Умение
использовать
ранее
полученные
знания при решении новых задач.
Суворовцам предлагается небольшой текст на ан-
глийском
языке,
который
необходимо
перевести
близко к тексту (разрешатся пользоваться слова-
рем). На столе лежат 3 фотографии с изображени-
Каждая команда заносит от-
вет в бланк ответов в после-
довательности представлен-
ных описаний, затем ответы
сдаются и проверяются.
10
Предметные
З н а т ь : топографические
знаки
Уметь: визуально запоми-
нать информацию, пользо-
ваться офицерской линей-
кой
Применять: полученные
знания
для составления
карточки наблюдателя
Метапредметные
Познавательные:
конструировать
собствен-
ем
образцов
вооружения.
Суворовцам
нужно
в
течении 10 минут назвать образец вооружения, о
котором шла речь в тексте.
Критерии оценки: правильный ответ 5 баллов, ко-
манда первая, давшая правильный ответ +2 балла.
2.4. Умение работать с картой.
Командирам групп предлагается занять место за
отдельным столом, на котором лежат 3 карты. На
столе у каждой группы лежит «пакет» с заданием.
Цель:
составить
схему
маршрута
к
объектам,
обозначенными цифрами на карте одним из трех
способов.
Задание для 1-ой группы: с помощью циркуля и
транспортира
Задание для 2-ой группы: с помощью артил. кру-
га и линейки
Задание для 3-ей группы: с помощью двух ли-
неек.
На выполнение задания дается 15 минут. Получен-
ную информацию группы
передают в
виде со-
ставленных схем (карт маршрута).
Командиры групп накладывают составленные схе-
Каждая
команда
переводит
текст,
выполняет
задание,
затем ответы сдаются и про-
веряются
Работают в группе: состав-
ляют
маршрут
к
объектам
по своему заданию. Выпол-
ненное
задание
сдают
ко-
мандиру
группы,
который
не участвует в выполнении
11
ное высказывание.
Коммуникативные: аде-
кватно использовать пись-
менные, речевые средства
для
представления
ре-
зультата.
Регулятивные:
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действий
мы на карту и выявляют координаты обозначенных
объектов, для нанесения ударов своей авиацией
Критерии оценки: общее кол-во баллов 10. Оценка
снижается: на 1 балл, если маршрут составлен без
учета
рельефа
местности;
на
2
балла,
если
ко -
мандир не смог указать объект; на 3 балла, если
общее время превышено на 2 минуты.
2.5. Видеофрагмент интервью
С проблемным вопросом урока к нам обратились
военные эксперты (фрагмент видеообращения)
Критерии оценки: за правильный ответ 2 балла, не
точный ответ 1 балл.
задания.
Суворовцы отвечают на во-
просы военных экспертов.
12
III. Рефлексия
Метапредметные
Познавательные:
систематизируют
новую
и н ф о р м а ц и ю
п о
о т н о ш е н и ю
к
у ж е
и м е ю щ и м с я
у
н и х
представлениям, а также в
с о о т в е т с т в и и
с
категориями знания
Коммуникативные: аде-
кватно использовать пись-
менные, речевые средства
для
представления
ре-
зультата.
Познавательные: выясне-
ние
р е з ул ьт ат и в н о с т и
(групповой,
индивидуаль-
3.1. Создание образовательного продукта.
Письменная работа. Выполнение тактической
летучки.
На доске воспитатель высвечивает последователь-
но ряд слайдов на которых нарисованы тактиче-
ские знаки, при этом он раздает листки для прове -
дения «тактической летучки» в ходе которой ребя-
та должны использовать эти знаки для составления
карточки наблюдателя и нанести знаки на карточку.
(слайд 6-7)
Воспитатель организует обсуждение письменных
работ.
Критерии: за 1 правильно нанесенный знак 1 балл.
Время на выполнение: 12 минут.
В : Вспомните основные характеристики «настоя-
щего разведчика», укажите над какими качествами
«настоящего разведчика» мы сегодня поработали,
а над какими нам предстоит еще работать. Объяс-
ните почему. Подведём итоги (слайд 11).
В: Продолжите высказывание
Я знаю….
Создают
образовательный
продукт (план продолжения
романа «Дубровский»);
слушают
и
обсуждают
об-
разовательные продукты су-
воровцев;
самостоятельно
оценивают
свой образовательный про-
дукт
Высказываются
Оценивают свою работу на
уроке, ставят себе отметку в
рабочей тетради.
13
ной);
рефлексия
способов
и
у с л о в и й
д е й с т в и я ,
контроль и оценка процес-
са
и
результатов
деятель-
ности.
Регулятивные: оценка
–
выделение
и
осознание
того, что вызвало трудно-
сти,
оценивание
качества
собственной деятельности.
Я уверен….
Я могу….
Цель: Оцените свою работу на мероприятии (на-
рисуйте улыбку)
Индивидуальное задание
Метапредметные
Познавательные:
систематизируют
новую
и н ф о р м а ц и ю
п о
о т н о ш е н и ю
к
у ж е
и м е ю щ и м с я
у
н и х
представлениям.
составь разведывательное задание для группы про-
тивников,
а
потом
оценить
его
выполнение
(слайд12).
14