Автор: Абузьярова Ольга Владиславовна
Должность: Учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Железногорская средняя общеобразовательная школа № 4»
Населённый пункт: Железногорск-Илимский, Иркутская область, Нижнеилимский район
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Антонимы"
Раздел: среднее образование
5 класс.
Тема «Антонимы».
Тип: комбинированный урок.
Цель деятельности учителя:
1) Повторить и систематизировать понятие «лексическое значение слова»,
2) Познакомить учащихся со словами, противоположными по значению, ввести
понятие «антоним»,
3) Научить подбирать антонимы к словам и находить их в тексте.
Планируемые образовательные результаты:
1.
Предметные: знать понятие «антонимы», роль использования антонимов в речи;
уметь находить антонимы в предложениях, группировать антонимы по общему
смысловому признаку, использовать антонимы в речи.
2.
Метапредметные: уметь находить, преобразовывать и передавать информацию,
выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
3.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-
культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в
развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств
личности, его значения в процессе получения школьного образования.
Методы и формы образования: наблюдение над языком, эвристический метод,
индивидуальная, групповая, фронтальная.
Организационная структура урока.
I.
Организационный момент.
Прозвенел звонок наш в срок.
Вы готовы начать урок?
Всё ль на месте? Всё в порядке?
Учебник Ладыженской и тетрадка?
Каждый хочет отвечать и оценки получать?
II.
Актуализация знаний.
Ребята, давайте сыграем в игру «Угадай слово».
Я читаю лексическое значение слов, а вы записываете эти слова в тетрадь:
1)
Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. (айсберг)
2)
Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или
награды на конкурсах, выставках. (жюри)
3)
Запас слов и выражений человека. (лексикон)
4)
Игра-задача, в которой фигуру, разбитую на квадраты, нужно заполнить
буквами, чтобы по горизонталям и вертикалям получились слова.
(кроссворд)
5)
Памятный подарок. (сувенир)
6)
Совокупность графических знаков буквенной системы письма.
(алфавит)
7)
Красная строка, отступ вправо в начале строки. (абзац)
8)
Здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров и
размещения служб на железнодорожных, автомобильных и водных
станциях. (вокзал)
9)
Светло-фиолетовый, цвет сирени или фиалки. (лиловый)
10)Раздел науки о языке, который изучает звуки речи. (фонетика)
Самопроверка.
III.
Постановка учебных задач.
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель,
которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, будьте внимательны!
Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.
Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?
А выручить меня готово любимое, родное ………………
А для чего служат слова, что они обозначают?
Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?
Какие группы слов в языке вам известны?
Послушайте мою загадку:
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям друг. (дятел)
Правильно, тема нашего урока – АНТОНИМЫ.
Исходя из темы урока, сформулируйте цель. Что предстоит нам сегодня
узнать?
Правильно, сегодня мы должны поговорить о роли антонимов в нашей
речи, повторить изученное об антонимах, научиться подбирать антонимы к
словам и находить их в тексте.
IV.
Открытие новых знаний.
Ребята, что вы знаете об антонимах?
А теперь обратимся к учебнику. (§69)
Уточним наши знания.
Читаем определение.
Ребята, а вы что-то узнали новое?
Но при выборе антонимов необходимо учитывать возможность
многозначности слова. Так слово низкий может быть антонимом не только к
слову высокий (например, низкий дом – высокий дом), но и к слову
благородный (низкий поступок – благородный поступок).
V.
Первичное закрепление.
а) Работа в парах.
«Собери пословицы».
Задание: Найди в них антонимы, выпиши их в тетрадь.
1. Корень ученья горек, а левой разрушает.
2. Ученье свет, голодного не разумеет.
3. Мягко стелет, а больше делай.
4. За маленьким погнался, тому надо мало спать.
5. Меньше говори, а не ученье – тьма.
6. Сытый да плод его сладок.
7. Правой рукой строит, а большое потерял.
8. Кто хочет много знать, да жестко спать.
Как вы понимаете смысл последней пословицы?
Итак, часто в пословицах используются антонимы, с какой целью?
б) Упражнение №361.
Итак, а зачем используются в баснях антонимы?
VI.
Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа с текстом:
Летний день. Сегодня тепло и солнечно. Дует жаркий ветерок. Небо
ясное, высокое. Чудесная пора!
О каком времени года говорится в тексте?
Какие слова говорят, что это лето?
Задание: Подберите к этим словам противоположные по значению слова и
запишите новый текст. (Работа в малых группах)
Прочитайте, что у вас получилось.
О каком времени года говорится в вашем тексте?
VII.
Включение в систему знаний и повторение.
А теперь пришёл черёд сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь ……….
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь ……….
Скажу я слово потерял,
А ты кричи скорей ……….
Скажу тебе с укором: трус,
Ты гордо скажешь: я ……….
Теперь начало я скажу,
А ты ответишь: нет, ……….
VIII.
Рефлексия.
Какую цель мы ставили на уроке?
Что нового узнали?
Что для вас было трудно? (легко?)
И закончить сегодняшний урок я хочу словами Ярослава Козловского:
Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Домашнее задание:
1.
Мини-сочинение о роли антонимов в речи.
2.
Выписать шесть пословиц на тему труда, подчеркнув в них антонимы.
3.
Упражнение №362.