Автор: Щербак Екатерина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ
Населённый пункт: города Оренбурга
Наименование материала: Формирование элементарных математических представлений у дошкольников
Тема: "Математические ступеньки"
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания в старшей группе
«Математические ступеньки»
Цель: дать представление родителям о содержании математического
развития детей старшей группы; познакомить с разными
видами математических игр.
Ход родительского собрания
1. Вступительное слово на тему «Роль математических игр в развитии
детей».
2. Показ математического занятия на тему «Гуси-лебеди».
3. Практикум с родителями – математическая игротека.
4. Выставка математических игр.
1. Выступление на тему
«Роль математических игр в развитии детей».
Для успешной подготовки детей к обучению в школе необходимы не
только определенные знания, но и умение последовательно и логически
мыслить, догадываться. Математические игры на смекалку, головоломки
вызывают у детей большой интерес. В играх формируются такие качества
личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, сообразительность,
вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные способности.
Загадки, задачи-шутки помогают в обучении решению математических
задач, действий над числами, при формировании представлений о
времени. Занимательность математическому материалу придают игровые
элементы, содержащиеся в каждой игре, логическом упражнении. Например,
как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат? – заставляют ребенка
вдуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения. О том, в
какие математические игры можно играть с детьми, поговорим немного
позже, а сейчас вашему вниманию представляется математическое занятие
по сказке «Гуси-лебеди».
Конспект занятия по математическому развитию.
Цели: 1. Упражнять в построении числового ряда от 0 до 10, в поиске на
цифровых карточках пропущенного числа;
2. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
3. Закреплять знания о геометрических фигурах, умение изображать их на
бумаге;
4. Продолжать учить правильно использовать названия частей суток;
5. Развивать речь, мышление, внимание.
Материал: панно с изображением речки, яблони, печки, три полоски
бумаги разной ширины, одинаковой длины, разного цвета мостики, яблоки из
картона с цифрами от 0 до 10, картинки с изображением частей суток, цифры
от 0 до 10 на тарелке, корзинка с яблоками, листы бумаги, карандаш на
каждого ребенка.
Ход занятия
В: Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. В пути мы будем
выполнять математические задания, чтобы помочь сказочным героям.
Сядем поудобнее и послушаем сказку «Гуси-лебеди».
Сказка
Жили-были муж с женой и были у них дочка и маленький сынок.
Уехали родители по делам, а девочка заигралась с подружками и забыла за
братцем присмотреть. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на
крыльях. Бросилась девочка их догонять. Долго бегала она по лесу и вдруг
увидела избушку на курьих ножках. В избушке спит Баба-Яга, а братец на
лавочке играет с золотыми яблочками. Подбежала девочка, схватила мальчика
да бегом домой, а гуси-лебеди за ней в погоню. Встретилась детям на пути
речка молочная – кисельные берега. – Речка-матушка, спрячь нас. –
попросила девочка. – Перекиньте мостик, по которому нужно пройти, -
сказала речка. – Тогда и помогу.
Поможем девочке, выполним задание.
Подберите нужный мостик к речке.
Вопросы: Какой длины выбрали мостик? А по ширине?
В: Построили мостик дети, перешли на другой берег. А речка попросила
ответить на вопросы:
Игра «Закончи предложение».
(дети заканчивают предложение, показывают нужную картинку с
изображением частей суток).
- Спим мы ночью, а делаем зарядку…
- Обедаем мы днем, а ужинаем…
- Ужинаем мы вечером, а спим…
- Солнце светит…., а луна…
В: Молодцы, все мои задания выполнили – сказала речка. – и спрятала
детей под бережок. Гуси-лебеди пролетели мимо. Бегут дети дальше, а гуси-
лебеди их опять нагоняют. Видят дети – яблоня стоит.
- Яблоня-матушка, спрячь нас! – попросила девочка.
- Выполните мои задания, тогда и спрячу. – сказала яблоня. – Висели мои
яблоки на ветках, подул ветер и несколько яблок упало. Верните их на место.
На наборном полотне неполный числовой ряд из яблок с цифрами.
Несколько яблок лежат. Дети выкладывают их на пропущенные места.
Д/И «Назови последующее (предыдущее) число».
Физминутка (в кругу)
Яблонька, яблонька, выросла в лесу,
К яблоньке, яблоньке в гости я пойду,
Ветерок качает веточки ее,
А листочки шепчут как нам хорошо,
Наберем мы яблочек, угостим друзей,
Громко, громко скажем мы «спасибо» ей.
В: Яблонька хочет предложить вам еще два задания. Сядьте за столы.
Разложите цифры от 0 до 10, назовите в прямом и обратном порядке.
Следующее задание – математический диктант.
(убираем цифры по заданию).
- покажите цифру, которая подскажет сколько углов у круга;
- покажите цифру, которая подскажет, сколько пальцев на руке;
- цифру, похожую на предмет, с помощью которого мальчишки гоняют
шайбу;
- цифру, которая подскажет сколько солнца на небе;
- цифру, которая показывает сколько у квадрата углов;
- цифру, которая показывает сколько у нас рук;
- цифру, показывающую самое большое количество, самое меньшее.
В: Молодцы! Выполнили все мои задания – сказала яблонька – спрячу я
вас.
Заслонила яблонька детей ветками, гуси-лебеди мимо и пролетели.
Побежала девочка с братцем дальше. Но снова гуси-лебеди их нагоняют.
Видят дети стоит у дороги печка.
- Матушка-печка, спрячь нас! – попросила девочка.
- Выполните мои задания, - сказала печка, - тогда помогу. Настряпала я
пирогов разных, а на листе разложить не могу, не знаю, где у листа верх и
низ, где левая сторона, где правая.
Геометрический диктант
Помогите девочке и печке, нарисуйте на листе бумаги пироги –
геометрические фигуры: наверху квадрат, внизу круг, с левой стороны –
прямоугольник, с правой стороны – треугольник, в середине нарисуйте овал.
(дети рассказывают о расположении фигур)
В: Печка спрятала сестрицу и братца. Гуси-лебеди покружили, покричали
да и улетели ни с чем. Дети добрались до дому. А тут и родители приехали.
Закончилось и наше путешествие в сказку, а вместе с ним и наше занятие.
3 Математическая игротека с родителями.
- «Отгадайте число». Назови число больше 6, но меньше 8; больше 5, но
меньше 9; меньше 3, но больше 1.
- «Что лишнее».
- «Соседи числа, дней недели».
- «Танграм».
- «Найди сходство и отличие».
- «Лабиринты».
- Какой фигуры не достает.
- Логические задачи: на столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали
пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?
- Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить
2 новых квадрата.
- На столе 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый
длинный карандаш, не трогая его.
- Логические концовки:
• Если 6 больше 5, то 5…
• Если Саша вышел из дома раньше Коли, то Коля…
• Если река глубже ручейка, то ручеек…
- Загадки:
• Кто становится выше, когда садится (собака).
• Что становится легче, когда его надувают.
Решение собрания
Проводить с детьми математические игротеки в условиях семьи с целью
закрепления и расширения знаний о мире математики.