Напоминание

Первыми педагогами своих детей, являются родители


Авторы: Нугманова Галия Мансуровна, Карманова Марина Валентиновна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №44
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Первыми педагогами своих детей, являются родители
Раздел: дошкольное образование





Назад




Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так

в детях отражается нравственная чистота матери и отца.

В. А. Сухомлинский

Главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать

и отец», — утверждал В. А. Сухомлинский. С семьи начинается развитие

каждого из нас. Именно семья была, есть и будет важнейшей сферой

формирования личности ребёнка. Уверенность в себе, в своих силах и

возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной,

тёплой атмосфере дома

:

«Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить

основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности

ребёнка». Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере

современного общества является разрушение традиционных устоев семьи: –

утрачен традиционный уклад семейной жизни; – нарушены родовые и

семейные связи между поколениями; – традиционные отношения

послушания, почитания, уважения старших вытеснены и заменены активным

противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей,

педагогов; – утрачено традиционное понимание семейного воспитания,

жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на

установление духовной общности с детьми; – прервана преемственность

педагогической традиции в семье.

Поэтому формирование в растущем человеке начала духовности без

активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В

связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое

значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют

достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые

для воспитания ребёнка.

Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную,

творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и

образовательные учреждения действовали как союзники, делясь с детьми

своей добротой, опытом, знаниями. Для ребёнка духовным центром,

нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения –

семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и

значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.

Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только

настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы, воспитатели,

должны найти подход к каждой семье, к каждому ребенку. Родителям хочется

видеть своих детей успешными. Для этого надо постараться всем: и

родителям, и воспитателям, и детям. Необходимо использование новых форм

работы что будет, является решающим условием обновления системы

дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное

взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической

помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь

детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.

Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и

новые формы взаимодействия

Ведь наши дети видят мир совсем по-другому, тянутся к взрослым, но часто

мы, взрослые, их не понимаем или не хотим понимать. Чтобы сохранить

взаимопонимание между взрослыми и детьми, надо потрудиться! А чтобы

были положительные результаты, необходимо сотрудничество воспитателя,

родителей и детей. Из чего складывается сотрудничество с родителями?

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна

из главных задач. Определяющую роль в создании союза воспитателей и

родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними

выполняют педагоги. Союз и взаимопонимание педагогов и родителей, их

взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями

дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается

о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости

приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще

звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть в этой

ситуации», чтобы родители осознали, что они участники данного процесса и

их помощь нужна и важна для педагога. Очень внимательно следует

относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том

случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное

общение не только дает возможность воспитателю оказать влияние на

родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе

правильного подхода к своему ребёнку. Не все родители откликаются на

стремление воспитателя к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к

объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю

необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой

проблемы. Постепенно, тактично, вовлекать остальных родителей, опираясь

на родителей единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его

семьи. Многие формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены

разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье,

спецификой их профессиональной деятельности, характером участия

родителей в организации воспитательной работы группы, неодинаковой

ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями

учащихся, трудностями семейного общения. Поэтому одним из направлений

работы педагогов с родителями может стать повышение педагогической

культуры родителей. Педагогическая культура родителей – один из самых

действенных факторов духовно - нравственного развития и воспитания детей.

Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в

общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения.

Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает

перспективы работы, способствует реализации определённой системы

воспитания. Перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию, как

с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-

нравственного содержания в повседневную жизнь, как образовательного

учреждения, так и семьи: 1.Активно использовать новые формы работы с

родителями, предполагающие их деятельное участие в духовно-нравственном

воспитании детей (родительские собрания на диалоговой основе,

тематические семинары с использованием технических средств обучения,

вечера вопросов и ответов, проведение различных праздников, выставки

детского и взрослого творчества, другое) 2.Шире использовать совместный

труд родителей и детей, через: - формы познавательной деятельности (дни

открытых дверей, праздники знаний и творчества, совместные олимпиады,

заседания, и т.д.); - формы трудовой деятельности (оформление группы,

благоустройство и озеленение участка, посадка цветов, деревьев, семейных

поделок, выставок например "Мир наших увлечений" и др.); - формы досуга:

совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, сформированных с

учетом интересов и симпатии. Следует помнить что воспитание чувств

ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.

Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или

безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша,

зависит, прежде всего, от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем,

какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и

добрым человеком.



В раздел образования