Авторы: Нугманова Галия Мансуровна, Карманова Марина Валентиновна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г.Иркутска детский сад №44
Населённый пункт: г.Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Первыми педагогами своих детей, являются родители
Раздел: дошкольное образование
Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так
в детях отражается нравственная чистота матери и отца.
В. А. Сухомлинский
Главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать
и отец», — утверждал В. А. Сухомлинский. С семьи начинается развитие
каждого из нас. Именно семья была, есть и будет важнейшей сферой
формирования личности ребёнка. Уверенность в себе, в своих силах и
возможностях, умение бороться с трудностями зарождаются в дружной,
тёплой атмосфере дома
:
«Родители являются первыми педагогами своих детей. Они обязаны заложить
основы физического, нравственного, интеллектуального развития личности
ребёнка». Одной из причин кризиса в духовно-нравственной сфере
современного общества является разрушение традиционных устоев семьи: –
утрачен традиционный уклад семейной жизни; – нарушены родовые и
семейные связи между поколениями; – традиционные отношения
послушания, почитания, уважения старших вытеснены и заменены активным
противостоянием авторитету взрослых, игнорированием мнения родителей,
педагогов; – утрачено традиционное понимание семейного воспитания,
жертвенной родительской любви, труда и усилий, направленных на
установление духовной общности с детьми; – прервана преемственность
педагогической традиции в семье.
Поэтому формирование в растущем человеке начала духовности без
активного участия его родителей в образовательном процессе невозможно. В
связи с этим становится ясно, что работа с родителями приобретает особое
значение и становится актуальной проблемой. Далеко не все родители имеют
достаточный уровень общей культуры и педагогические знания, необходимые
для воспитания ребёнка.
Чтобы вырастить полноценную, культурную, высоконравственную,
творческую и социально зрелую личность, необходимо, чтобы родители и
образовательные учреждения действовали как союзники, делясь с детьми
своей добротой, опытом, знаниями. Для ребёнка духовным центром,
нравственным основанием является семья, её ценности, устои, отношения –
семейный уклад. Поэтому не случайно в последние годы особую важность и
значимость приобретает работа образовательного учреждения с семьёй.
Семья — это действительно ячейка общества, в которой заключено не только
настоящее, но и наше будущее. Именно во имя будущего мы, воспитатели,
должны найти подход к каждой семье, к каждому ребенку. Родителям хочется
видеть своих детей успешными. Для этого надо постараться всем: и
родителям, и воспитателям, и детям. Необходимо использование новых форм
работы что будет, является решающим условием обновления системы
дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное
взаимодействие с родителями; и не только в виде психолого-педагогической
помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь
детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми.
Нужно заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и
новые формы взаимодействия
Ведь наши дети видят мир совсем по-другому, тянутся к взрослым, но часто
мы, взрослые, их не понимаем или не хотим понимать. Чтобы сохранить
взаимопонимание между взрослыми и детьми, надо потрудиться! А чтобы
были положительные результаты, необходимо сотрудничество воспитателя,
родителей и детей. Из чего складывается сотрудничество с родителями?
Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна
из главных задач. Определяющую роль в создании союза воспитателей и
родителей, в установлении сотруднического взаимодействия между ними
выполняют педагоги. Союз и взаимопонимание педагогов и родителей, их
взаимное доверие возможны, если педагог исключает в работе с родителями
дидактизм, не поучает, а советует, размышляет вместе с ними, договаривается
о совместных действиях; тактично подводит их к пониманию необходимости
приобрести педагогические знания; если при общении с родителями чаще
звучат фразы: «А как Вы думаете?», «Давайте вместе решим, как быть в этой
ситуации», чтобы родители осознали, что они участники данного процесса и
их помощь нужна и важна для педагога. Очень внимательно следует
относиться к просьбам родителей. Не выполнить просьбу можно только в том
случае, если ее выполнение может нанести вред ребенку. Индивидуальное
общение не только дает возможность воспитателю оказать влияние на
родителей, но и в свою очередь, во многом помогает ему в выборе
правильного подхода к своему ребёнку. Не все родители откликаются на
стремление воспитателя к сотрудничеству с ним, проявляют интерес к
объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Воспитателю
необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой
проблемы. Постепенно, тактично, вовлекать остальных родителей, опираясь
на родителей единомышленников, учитывая интересы каждого ребенка и его
семьи. Многие формы взаимодействия педагогов и родителей обусловлены
разной степенью подготовленности родителей к воспитанию детей в семье,
спецификой их профессиональной деятельности, характером участия
родителей в организации воспитательной работы группы, неодинаковой
ролью, выполняемой ими в семье, индивидуальными особенностями
учащихся, трудностями семейного общения. Поэтому одним из направлений
работы педагогов с родителями может стать повышение педагогической
культуры родителей. Педагогическая культура родителей – один из самых
действенных факторов духовно - нравственного развития и воспитания детей.
Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в
общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения.
Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает
перспективы работы, способствует реализации определённой системы
воспитания. Перспектива работы по духовно-нравственному воспитанию, как
с детьми, так и с родителями предусматривает интеграцию духовно-
нравственного содержания в повседневную жизнь, как образовательного
учреждения, так и семьи: 1.Активно использовать новые формы работы с
родителями, предполагающие их деятельное участие в духовно-нравственном
воспитании детей (родительские собрания на диалоговой основе,
тематические семинары с использованием технических средств обучения,
вечера вопросов и ответов, проведение различных праздников, выставки
детского и взрослого творчества, другое) 2.Шире использовать совместный
труд родителей и детей, через: - формы познавательной деятельности (дни
открытых дверей, праздники знаний и творчества, совместные олимпиады,
заседания, и т.д.); - формы трудовой деятельности (оформление группы,
благоустройство и озеленение участка, посадка цветов, деревьев, семейных
поделок, выставок например "Мир наших увлечений" и др.); - формы досуга:
совместные праздники, соревнования, конкурсы, КВНы, сформированных с
учетом интересов и симпатии. Следует помнить что воспитание чувств
ребенка с первых лет жизни является важной педагогической задачей.
Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или
безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у малыша,
зависит, прежде всего, от нас взрослых, от того, как мы его воспитываем,
какими впечатлениями обогащаем. Ребенок родился, чтобы стать разумным и
добрым человеком.