Авторы: Ароян Вардуш Ашотовна, Лончакова Евгения Владимировна
Должность: Воспитатель, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44
Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: "Игра в жизни ребенка"
Раздел: дошкольное образование
«Игра – первая школа общественного воспитания ребенка, «арифметика социальных
отношений», - Л.С.Выготский.
Антон
Семёнович
Макаренко
говорил:
«Игра
имеет
важное
значение
в
жизни
ребенка... Каков ребёнок в игре, таким во многом он будет и в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».
Что же такое игра? В истории психологии предлагалось много определений этой
формы активности ребенка. Одни психологи считали, что игра – это развитие задатков,
другие
связывали
ее
с
получением
удовольствия,
третьи
полагали,
что
это
способ,
снимающий
напряжение,
четвертые
считали,
что
в
игре
происходит
получение
информации. Все это верно. Как верно и то, что игра – это особый вид предметной
деятельности,
в
основе
которой
лежит
осознание
ребенком
мира
предметов
и
человеческих отношений.
Ни к какой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько к игровой.
Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.
Значение игры в жизни ребенка очень велико:
игры развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие,
мышление, воображение;
тренируют наблюдательность и ум;
развивают творческие способности детей;
формируют эмоционально-чувственную сферу личности ребенка;
спо собствуют
познанию
ребёнком
самого
себя
и
побуждают
его
к
самосовершенствованию.
Добровольно
подчиняясь
правилам
игры,
дети
учатся
самодисциплине,
настойчивости, выдержке – всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и
достигать поставленных целей и задач.
О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра – потребность
детского
организма,
средство
разностороннего
воспитания
ребенка.
Игра
детей
неотделима от игрушек, о которых мы сегодня с Вами и поговорим.
Игрушка – это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает
ребенку
осуществить
свой
замысел,
приблизить
игру
к
действительности.
Чтобы
вообразить себя мамой, надо иметь в руках дочку-куклу, которую можно укладывать,
кормить, одевать и т.п. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок мог с ней активно
действовать, выразительно разыгрывать свою роль.
Существуют разные виды игрушек для детей дошкольного возраста. Виды игрушек:
Сюжетные
(образные)
–
куклы,
фигурки
животных,
мебель,
посуда,
предметы
домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы
одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней
заботу.
Технические – транспорт, конструкторы всевозможные технические агрегаты.
Забавы – смешные фигурки зверей, животных, человечков (в основе их лежит
движение, сюрприз, неожиданность).
Спортивно-моторные – способствуют повышению двигательной активности детей,
развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные – имеют особое значение, служат целям эстетического воспитания,
развития речи, воображения (куклы бибабо).
Музыкальные – погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, пианино, балалайки
и др.
Дидактические – с их помощью детей знакомят с формой, цветом, величиной и т.д.
(разноцветные вкладыши, ящички, матрешки, мозаики, лото и т.д.)
Строительные (состоят из геометрических тел).
Бывает,
что
самая
красивая
игрушка
не
помогает
осуществить
замысел
игры.
Правильный подбор игрушек – серьезное дело. Иногда взрослые покупают игрушки по
своему
усмотрению,
ориентируясь
на
цену,
новизну,
яркость.
Как
правило,
они
не
задумываются о педагогической целесообразности игрушек. Если покупать или дарить
ребенку много игрушек, то его ничего не будет радовать. Он с легкостью сломает и
выбросит игрушку, зная, что ему купят новую. Если все имеющиеся игрушки однородны –
это приведет к однообразию сюжета игры.
В серийной игрушке, с которой чаще имеет дело современный ребенок, содержится
идея обладания, а не радостного постижения мира. Внешняя привлекательность важнее
игрового применения. Игрушка программирует поведение ребенка.