Напоминание

«Книжки в Вашем доме»


Авторы: Сушкова Наталья Борисовна, Грибкова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Ярославль,Ярославская область
Наименование материала: консультация дя родителей
Тема: «Книжки в Вашем доме»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Книжки в Вашем доме»

Консультация для родителей.

Советы по оформлению детской домашней библиотеки.

Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую

библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так

просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения

зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к

литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю

детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом,

если

бы

мы,

взрослые,

на

этапе

дошкольного

детства

в

полной

мере

выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к

книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме

появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать

ребенку книга?» ? А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые

представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и

предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через

литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость

и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как

честность,

справедливость,

дружба,

сочувствие,

т.е.

книги

очищают

и

раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются

неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только

детей, но и нас, взрослых.

В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво

отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить,

что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее

внешний

вид

должен

быть

привлекательным:

разные

формы

обложек,

красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка,

хорошо сказал современный поэт:

Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,

С папой каждый выходной. А у папы – никого!

У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой

А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.

У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,

Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!

В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.

Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки

ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь

зрительный

образ

преобладает

над

словесным,

рисунки

имеют

главное

значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в

овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет

хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа

ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным

ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите

с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...»

Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в

руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет

тянуться к книге, и станет страстным читателем.

Второй тип это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того

предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление

тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.

Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и

снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней

как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм

текста, но и проживает происходящее вместе с героями.

Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги

разного

типа

отражения

действительности:

не

только

сказки,

но

и

ре а листич е ская

литература,

не

только

проза,

но

и

п о э з и я .

До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек

и книжки-игрушки с

преобладанием

иллюстраций

и

короткого

текста:

«Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться

одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3

до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста

сюжетом.

Это,

конечно,

«Игрушки»

А.

Барто,

«Волк

и

семеро

козлят»,

«Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.

Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной

новой

книжке,

причем

с

сюрпризом

или

поощрением,

например:

- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».

- Мы

с

бабушкой

решили

подарить

тебе

новую

сказку

ведь

ты

очень

л ю б и ш ь

и

б е р е ж е ш ь

к н и ж к и .

В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская

библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е.

систематизировать

по

типу

взрослой:

сказки,

книги

одного

автора;

по

временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки,

стихи,

энциклопедии

и

т.д.

Каждое

подразделение

важно

обособить

картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной

раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин

дом»)

и

п о с т е п е н н о

е е

н а к а п л и в а т ь .

Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы.

Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина

больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг.

Рекомендуем

проводить

такую

работу

совместно

с

детьми.

Это

будет

способствовать

воспитанию

бережного

отношения

и

любви

к

книгам.

Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по

сюжетам

литературных

произведений,

которые

будут

способствовать

поддержанию интереса к книге:

разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);

игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;

лото или домино «Герои любимых сказок»;

пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;

отгадай загадку – найди отгадку;

диски с аудиозаписями различных детских произведений;

сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;

материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;

чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения

своих историй и т.п.

Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а

поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это

естественный

и

положительный

процесс.

Удовлетворяйте

его

желания:

ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все

они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить

поле

его

книжного

зрения,

ориентируя

малыша

на

все

полезное,

художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию,

оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.Ребенку очень важно

быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы

классикой:

произведениями

Л. Толстого,

К. Чуковского,

С. Маршака,

Е. Чарушина,

Н. Носова,

В. Осеевой,

В. Драгунского

и

многих

других

авторов.



В раздел образования