Авторы: Сушкова Наталья Борисовна, Грибкова Ирина Николаевна
Должность: Воспитатель, Воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Ярославль,Ярославская область
Наименование материала: консультация дя родителей
Тема: «Книжки в Вашем доме»
Раздел: дошкольное образование
«Книжки в Вашем доме»
Консультация для родителей.
Советы по оформлению детской домашней библиотеки.
Казалось бы, что может быть проще, чем организовать дома детскую
библиотечку: купил книги, поставил на полку и дело сделано. Но не все так
просто, как нам того хотелось бы, ведь формирование круга детского чтения
зависит от многих факторов: возрастные особенности ребенка, его интерес к
литературе, а также те задачи, которые мы преследуем, создавая домашнюю
детскую библиотечку. Можно было бы вообще опустить разговор об этом,
если
бы
мы,
взрослые,
на
этапе
дошкольного
детства
в
полной
мере
выполняли основную задачу развития интереса и бережного отношения к
книге. Но такое, к сожалению, случается редко, ведь у книг в нашем доме
появились мощные соперники: телевизор, видео, компьютер.
Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: «Что может дать
ребенку книга?» ? А ведь дети черпают из книг множество познаний: первые
представления о времени и пространстве, о связи человека с природой и
предметным миром, что способствует расширению детского кругозора. Через
литературные произведения малыши впервые испытывают на себе храбрость
и стойкость, добро и зло, познают такие общечеловеческие ценности как
честность,
справедливость,
дружба,
сочувствие,
т.е.
книги
очищают
и
раскрывают душу, воспитывают добрые чувства. К тому же книги являются
неиссякаемым источником для развития интеллекта и творчества и не только
детей, но и нас, взрослых.
В связи с этим мы советуем весьма внимательно и разборчиво
отнестись к организации и подбору книг дома. Взрослые должны помнить,
что книга привлекает маленького ребенка прежде всего оформлением. Ее
внешний
вид
должен
быть
привлекательным:
разные
формы
обложек,
красивые, яркие иллюстрации. О том, что это приоритетно для ребенка,
хорошо сказал современный поэт:
Мы читаем книги вместе И бизоны, и удавы,
С папой каждый выходной. А у папы – никого!
У меня картинок двести, У меня – в пустыне дикой
А у папы – ни одной. Нарисован львиный след.
У меня слоны, жирафы – Папу жаль. Ну что за книга,
Звери все до одного, – Если в ней картинок нет!
В домашней библиотеке должны быть разные типы книг.
Первый тип – книжка-игрушка, книжка-картинка, которая дается в руки
ребенку с самого раннего возраста (до года). Это еще не литература. Здесь
зрительный
образ
преобладает
над
словесным,
рисунки
имеют
главное
значение. К.И. Чуковским было замечено, что этот период является важным в
овладении речью, и книга, дающая богатые зрительные впечатления, будет
хорошим помощником в этом деле. К.Д. Ушинский писал: «Детская природа
ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным
ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите
с картинками двадцать таких слов – и ребенок усвоит их все на лету...»
Кроме того, есть надежда, что ребенок в раннем возрасте, взявший книгу в
руки и получивший наслаждение от общения с ней, и в дальнейшем будет
тянуться к книге, и станет страстным читателем.
Второй тип – это книжка-вырубка. Ее обложка вырезана по контуру того
предмета, о котором идет речь в тексте, и ее игровое внешнее оформление
тоже способствует привлечению ребенка к знакомству с содержанием.
Третий тип – книжка-панорама. Она не только ярко иллюстрирована, но и
снабжена движущимися фигурками. Действие с помощью этих фигурок в ней
как бы оживает. Манипулируя ими, ребенок не только включается в ритм
текста, но и проживает происходящее вместе с героями.
Также надо помнить о том, чтобы в библиотеке малыша должны быть книги
разного
типа
отражения
действительности:
не
только
сказки,
но
и
ре а листич е ская
литература,
не
только
проза,
но
и
п о э з и я .
До 3–4-х лет детей должны окружать книжки-картинки типа раскладушек
и книжки-игрушки с
преобладанием
иллюстраций
и
короткого
текста:
«Курочка-Ряба», «Сорока-ворона» и др. После 3-х лет важно придерживаться
одного из основных правил – в поле зрения ребенка должно находиться от 3
до 5 книжек с яркими иллюстрациями и доступным для этого возраста
сюжетом.
Это,
конечно,
«Игрушки»
А.
Барто,
«Волк
и
семеро
козлят»,
«Колобок», «Теремок», «Три медведя» и др.
Хорошо бы через 2–3 недели обновлять книжный репертуар, вводя по одной
новой
книжке,
причем
с
сюрпризом
или
поощрением,
например:
- Сегодня тебе кошка принесла очень интересную книжку «Кошкин дом».
- Мы
с
бабушкой
решили
подарить
тебе
новую
сказку
–
ведь
ты
очень
л ю б и ш ь
и
б е р е ж е ш ь
к н и ж к и .
В 4 года и старше очень важно сказать ребенку, что дома есть детская
библиотека. И вместе с ребенком необходимо правильно ее организовать, т.е.
систематизировать
по
типу
взрослой:
сказки,
книги
одного
автора;
по
временам года; рассказы о животных, книжки зарубежных авторов, загадки,
стихи,
энциклопедии
и
т.д.
Каждое
подразделение
важно
обособить
картонной перегородкой с рисунком-символом, обозначающим тот или иной
раздел. Очень хорошо дать название своей библиотеке (например, «Книжкин
дом»)
и
п о с т е п е н н о
е е
н а к а п л и в а т ь .
Не следует забывать, что книги время от времени требуют нашей заботы.
Поэтому неподалеку от библиотеки можно разместить уголок «Книжкина
больница», где будут храниться материалы и инструменты для ремонта книг.
Рекомендуем
проводить
такую
работу
совместно
с
детьми.
Это
будет
способствовать
воспитанию
бережного
отношения
и
любви
к
книгам.
Советуем также приобрести, а лучше совместно с детьми изготовить игры по
сюжетам
литературных
произведений,
которые
будут
способствовать
поддержанию интереса к книге:
разные виды театров (настольный, «рукавичка», театр ложек, теневой);
игры-путешествия по сказкам с фишками и кубиком;
лото или домино «Герои любимых сказок»;
пазлы или разрезные картинки по сюжетам любимых произведений;
отгадай загадку – найди отгадку;
диски с аудиозаписями различных детских произведений;
сундучок с «волшебными» предметами: клубочек, волшебная палочка;
материал для творчества: краски, фломастеры, бумага, пластилин, клей;
чудесный мешочек с мелкими игрушками-зверюшками для сочинения
своих историй и т.п.
Отметим, что у каждого ребенка есть полюбившаяся только ему книжку, а
поэтому он просит много раз перечитывать ее заново. Не волнуйтесь – это
естественный
и
положительный
процесс.
Удовлетворяйте
его
желания:
ребенок дошкольного возраста сживается с героями сказок или рассказов, все
они его близкие друзья и советчики. Но постоянно старайтесь расширить
поле
его
книжного
зрения,
ориентируя
малыша
на
все
полезное,
художественно и нравственно-ценное. Обращайте внимание на полиграфию,
оформление иллюстраций и, конечно, на содержание.Ребенку очень важно
быть знакомым, наряду со сказками, с сокровищницей детской литературы
– классикой:
произведениями
Л. Толстого,
К. Чуковского,
С. Маршака,
Е. Чарушина,
Н. Носова,
В. Осеевой,
В. Драгунского
и
многих
других
авторов.