Автор: Храмова Елена Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с №5
Населённый пункт: г. Кулебаки Нижегородская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Своеобразие развития детской изобразительной деятельности в дошкольном возрасте"
Раздел: дошкольное образование
«Своеобразие развития детской изобразительной деятельности в дошкольном
возрасте».
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные
виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги
фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и
т.д.
Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство
однажды, малыш будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о
том, что узнал, увидел, пережил.
Изобразительная деятельность ребенка, которой он только начинает овладевать,
нуждается в квалификационном руководстве со стороны взрослого.
Характерная
особенность
искусства
-
отражение
действительности
в
художественных образах, которые действуют на сознание и чувства ребенка, воспитывают
в нем определенное отношение к событиям и явлениям жизни, помогают глубже и полнее
познавать действительность. Влияние искусства на становление личности человека, его
развитие
очень
велико.
Душа
ребенка
предрасположена
к
восприятию
прекрасного,
ребенок способен тонко чувствовать живопись.
Произведения
живописи,
богатые
по
своему
идейному
содержанию
и
совершенные по художественной форме, формируют художественный вкус, способность
понять, различить, оценить прекрасное не только в искусстве, но и в действительности, в
природе, в быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира. Средствами
живописи воссоздается реальный мир с пространственной глубиной, объемом, цветом,
светом, воздухом.
Изобразительная
деятельность
дошкольников
как
вид
художественной
деятельности
должна
носить
эмоциональный,
творческий
характер.
Педагог
должен
создавать для этого все условия: он прежде всего должен обеспечить эмоциональное,
образное
восприятие
действительности,
формировать
эстетические
чувства
и
представления,
развивать
образное
мышление
и
воображение,
учить
детей
способам
создания изображений, средствам их выразительного исполнения.
Процесс обучения должен быть направлен на развитие детского изобразительного
творчества, на творческое отражение впечатлений от окружающего мира, произведений
литературы и искусства.
В исследовании Ю.А.Полуянова выделены следующие периоды развития изобразительной
деятельности, охватывающие весь период детства: доизобразительный период (или стадия
«каракулей»), и изобразительный период: стадия бесформенных изображений, стадия
изобразительных схем, стадия правдоподобных изображений, стадия правильных (или
реалистических) изображений
2
Доизобразительный
период
--
это
период
«каракулей»,
«марания»,
который,
начинаясь в возрасте 1,5-2 лет, длится вплоть до 3-3,5 лет.
На
первой
стадии
в
течение
долгого
времени
рисунок
как
бы
остается
без
изменений. Первые графические проявления возникают в известной мере случайно, как
один из возможных результатов манипуляций с карандашом и бумагой. Складывается
впечатление, что ребенка интересует в первую очередь не изображение, а карандаш.
Исследователями
детского
рисунка
отмечено,
что
вслед
за
первыми
примитивными линиями, по мере того как движения ребенка становятся более точными, у
него появляется возможность разнообразить изображаемые линии. Он сосредоточивает на
них
внимание,
многократно
их
повторяет
и
рассматривает,
при
этом
начинает
предпочитать одни каракули другим. Он делает все новые и новые попытки, стремясь
повторить
полученные
линии.
Каракули
упорядочиваются,
штрихи
ложатся
рядом,
становятся ритмичными - возникает стадия ритмических каракулей.
Третья
и
последняя
стадия
доизобразительного
периода
рисования
возникает
тогда, когда образ предмета непроизвольно возникает из каракулей и подсказан только
воображением ребенка. То есть ребенок вначале рисует, а потом, «увидев» в рисунке образ
предмета, - называет его. Тогда на вопрос: «Что ты нарисовал?» - ребенок может с равной
вероятностью дать любое название своему рисунку. То есть появляется ассоциация между
изображением на листе и образом, имеющимся у ребенка (возникает так называемая
ассоциативная стадия). Важно, что «ассоциативный» рисунок часто мало чем отличается
от ритмических каракулей по качеству и характеру изображения. Новое в нем - это
отношение к нему самого ребенка.
Этот
путь
-
от
начальных
штрихов
до
первых
изображений,
занявший
у
первобытного человека десятки тысяч лет, у ребенка имеет очень короткий отрезок: в 3-3,5
года он переходит к следующему периоду - изобразительному. Его началом условно можно
считать момент, когда у ребенка вначале возникает «замысел» (то есть произвольная
интенция, целеполагание, начало целенаправленной деятельности) нарисовать что-либо. И
лишь затем производится сам рисунок.
По мнению В.С. Мухиной, «переход ребенка от доизобразительного периода к
изображению
включает
две
вполне
четко
различающиеся
фазы:
вначале
возникает
узнавание предмета в случайном сочетании линий, затем -- намеренное изображение».
После 3,5 лет можно уже говорить о возникновении схематичного изображения.
Пытаясь
изобразить
что-то
конкретное,
ребенок
раннего
возраста
рисует
сочетание линий (графический образ), которое в его прошлом опыте связывалось с тем
или иным предметом. Но первые попытки изображения разных предметов чаще всего
3
представляют
собой
замкнутые
закругленные
линии
и
являются
лишь
обозначением
предмета без сходства с ним, что не может удовлетворить окружающих людей.
Часто ребенок не может вспомнить, что за предмет он нарисовал. Поэтому ему
приходится
рисовать
лишь
те
предметы,
которые
имеют
сходство
с
освоенными
графическими навыками. При этом ребенок продолжает искать новые графические образы
и в то же время может категорически отказываться изображать те предметы, для которых у
него графических образов нет. В этот период ребенок рисует только несколько конкретных
предметов.
Постепенно малыш переходит к пониманию того, что одно лишь обозначение
предмета, без его сходства с оригиналом, не может удовлетворять окружающих. Он
стремится к тому, чтобы его рисунок узнавали другие люди и прежде всего взрослые.
Переход к намеренному изображению предмета создает условия для того, чтобы рисунок
все больше приближался к действительности и становился узнаваемым. При обучающем
воздействии взрослого у ребенка формируется ручная умелость, которая позволяет в
процессе рисования создавать изображение, близкое к реальному объекту (Т.С.Комарова).
Первый
компонент
ручной
умелости
включает
способы
использования
орудий
и
материалов
(кисточки,
карандаши,
краски
и
пр.).
Второй
складывается
на
основе
установления
связи
предмета
с
тем
изобразительным
движением,
которое
следует
воспроизвести
для
передачи
его
формы.
Третий
компонент
формируется
на
основе
действия
восприятия,
когда
движения
управляются
зрительным
контролем,
представлением об особенностях того рисунка, который должен сделать ребенок
В рисунке отражается опыт, полученный ребенком из собственных действий с
предметами,
из
своей
графической
деятельности
по
изображению,
из
обучающих
воздействий взрослого. В графическом образе слиты представления о внешнем виде
предмета, представленные разными анализаторами, а также знания о нем, его функциях и
отношение к нему малыша. Рисунок, хотя и узнаваем, часто схематичен, является только
указанием на предмет, а не его подробным изображением, поэтому лишь напоминает
реальный объект. Причину схематизма следует искать в несовершенстве технических
приемов рисования, а также в образном, конкретном характере мышления дошкольника.
Ему важно передать наиболее существенные, на его взгляд, признаки и части объекта,
пропустив
менее
важные.
Рисуя
предметы,
ребенок
руководствуется
своеобразной
логикой, отбирая те черты, которые в данном контексте наиболее значимы, передавая свое
представление о действительности и отношение к ней.
4
В
рисунке
несомненно
присутствует
обобщение,
но
образное.
Если
ребенок
ориентируется на подчеркивание существенных признаков в объектах, то получаются
схематические
изображения.
То
есть
в
ходе
рисования
возникают
предпосылки
графического моделирования (Л.А.Венгер).
На
следующем
(втором)
этапе
изобразительного
периода
(6-7
лет)
детские
рисунки становятся еще более схематичными. Ребенок различает движение, эмоции и
мимику. Объекты, которые он изображает, имеют ярко выраженные характерные черты.
Наблюдая
за
детским
рисованием,
можно
отметить,
что
ребенок
рисует
схематические изображения предмета часто по памяти, а не с натуры. Он рисует то, что
знает о данном предмете. Например, изображая человека в профиль, он делает на рисунке
два глаза.
В дальнейшем, по мере развития рисунка (на своего рода третьем этапе), в
детских работах появляется чувство формы и линии. Ребенок испытывает потребность не
только
перечислять
конкретные
признаки
описываемого
предмета,
но
и
передавать
формальные взаимоотношения частей.
Рисунки еще имеют вид схемы, и в то же время появляются первые задатки
изображения, похожего на действительность.
Последний этап изобразительного периода - это правдоподобные изображения.
Здесь происходит постепенный отказ от схемы и предпринимаются первые попытки
воспроизвести
действительный
вид
предметов.
Фигуры
становятся
все
более
пропорциональными и детализированными. Расширяется тематика рисунков.
На стадии правдоподобных изображений детский рисунок в значительной мере
теряет свою «детскость», а именно те специфические особенности, которые свойственны
именно детскому рисунку.
Таким
образом,
развитие
изобразительной
деятельности,
включает
два
этапа:
доизобразительный период (или стадия «каракулей»), и изобразительный период: (стадия
бесформенных
изображений,
стадия
изобразительных
схем,
стадия
правдоподобных
изображений, стадия правильных (или реалистических) изображен) .