Автор: Куделькина Мария Филипповна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 1256
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Мастер - класс
Тема: " Проведение опытов и экспериментов с детьми дошкольного возраста в домашних условиях".
Раздел: дошкольное образование
Мастер класс для родителей
« Проведение опытов и экспериментов с детьми среднего и
старшего возраста в домашних условиях».
Как организовать экспериментирование дома?
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого
не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и
некоторые научные знания.
Необходимо соблюдать некоторые правила:
1.
Установить цель эксперимента ( для чего мы проводим опыт).
2.
Обсудить процесс ( поэтапные инструкции по проведению
эксперимента).
3.
Подобрать материалы.
4.
Подвести итоги.
5.
Объяснить – почему так получилось! Доступными для ребёнка
словами.
ПОМНИТЕ! При проведении экспериментов важна безопасность Вас и
Вашего ребенка.
Любое место в квартире может стать местом для опыта либо эксперимента.
Например ванная комната: во время мытья, ребенок может узнать много
интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Что
быстрее растворится? Мокрая соль, пена для ванны, кусочки мыла и т.д.
Например ребенок рисует: У него закончилась зеленая краска.
Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как
он будет действовать, что будет делать. Если у него ничего не получится,
подскажите, что надо смешать две краски – синюю и желтую. Путем проб и
ошибок ребенок найдет верное решение.
Кухня: это место, где ребенок зачастую «мешает» родителям, особенно
маме, когда она готовит еду. Если у вас 2 или 3 детей, можно устроить
соревнования.
- поставить по 2 стакана, в один налить воды, а другой оставить пустым.
Нужно как можно больше воды из одного стакана соломенкой ( трубочкой
для питья) перенести в другой стакан за определенное время ( например 5
мин.) а потом задать вопросы как это у них получилось? Если не знаете
точного ответа, необходимо найти его в справочной литературе.
Сегодня я хочу познакомить Вас с серией несложных опытов и
экспериментов для детей, которые мы сейчас проведем вместе и вместе
сделаем выводы. А Вы можете провести их, либо другие варианты дома
всей семьей.
Экспериментирование с жидкостью.
1.
«Тонет – не тонет, плавает».
Как думаете, утонет пластмассовая бутылка или нет?
Что будет, если набрать в нее воды?
Сколько по вашему нужно набрать воды, чтобы она утонула?
Если бутылку прижмешь ко дну, а потом отпустишь, что будет?
Проведение этого опыта поможет ребенку понять, что такое сила тяжести,
делать открытия и смелее экспериментировать.
Вес пустой бутылки равен выталкивающей силе.( сила Архимеда)
Это физика. Закон Архимеда( сила Архимеда).
Если сила тяжести больше силы Архимеда, то тело тонет.
Если сила тяжести равна силе Архимеда, то тело плавает.
Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело всплывает.
Но или по другому.
Если плотность тела больше плотности жидкости, то тело тонет.
Если плотность тела равна плотности жидкости, то тело плавает.
Если плотность тела меньше плотности жидкости, то тело всплывает.
2.
«Волшебные краски» (смешивание красок)
Белый +красный= розовый
Красный + желтый = оранжевый
Красный + синий = фиолетовый
Желтый + синий = зеленый
Синий + белый = голубой
Черный + белый = серый и т. д
3.
« Подводная лодка».
Взять 3 банки, яйцо, соль.
Процесс:
Одну банку наполнить чистой водой – опустить яйцо: - ОНО УТОНЕТ!
Во вторую банку с водой насыпать соль и опустить туда второе яйцо: - ОНО
БУДЕТ ПЛАВАТЬ!
Вывод: Это объясняется тем, что соленая вода тяжелее ( плотность
больше), поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
4.
« Что быстрее растворится?».
Вода может растворять некоторые вещества, а некоторые нет.
Сахар, соль, камень, песок.
Вывод:
Обращаем внимание на то, что соль и сахар, впитывает в себя воду
(вода растворяет их изнутри),другие вещества, камень, песок не
пропускают в себя воду и поэтому не растворяются.
5.
«Цветы лотоса»
Материал: бумага, таз с водой.
Процесс: Опустить в воду бумажные цветы с закрученными лепестками,
лепестки начнут распускаться.
Вывод: Бумага намокает, становится тяжелее и лепестки раскрываются.
Магнетизм
1.« Притягивает, не притягивает»
А что же способно примагничиваться?
Разбросать предметы из разных материалов и посмотрет, что притягивает
магнит
2.«Танцующая фольга»
Нарезать фольгу узкими полосками, провести расческой по волосам, а затем
поднести к полоскам фольги. Полоски начнут «танцевать» - это
притягиваются друг к другу положительные и отрицательные
электрические заряды.
3.« Воздушные шарики»
Потереть о волосы воздушный шар, а после приподнять его над головой –
волосы тоже поднимутся. Или прислонить к телу он приклеится
( примагнитится).
4.« Как достать скрепку из банки с водой, не промочив руки?
Вывод: вокруг магнита есть магнитное поле, которое проходит через стекло
и потому магнит притягивает к себе железную скрепку.
5.Действие магнита через разные материалы» ( картон, бумага)
6. « Намагничивание»
Магнит и скрепки ( Поднести к 1,2,3, а потом цепочку снять, скрепки
остались прикреплены друг к другу – ОНИ НАМАГНИТЕЛИСЬ!