Напоминание

"Учим стихи вместе с ребенком"


Автор: Белякова Людмила Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МДОАУ №189
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: "Учим стихи вместе с ребенком"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Заучивание стихов в детском возрасте является важным обучающим и

воспитательным моментом. Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь

общества

и

природы,

мир

человеческих

чувств

и

взаимоотношений,

расширяет

его

кругозор, обогащают эмоции, воспитывают воображение и дают прекрасные образцы

русского литературного языка, учат восприятию поэзии, развивают память, внимание,

обогащается активный и пассивный словарь ребенка. В них дети познают лаконичность и

точность слова, улавливают музыкальность, напевность поэтической речи, замечают ее

ритмическую

организованность,

созвучие

стихотворных

строк.

Все

это

способствует

формированию общей культуры подрастающего маленького человека.

Чем раньше вы

знакомите ребенка с миром поэзии, тем богаче внутренний мир ребенка.

Дети с большим удовольствием слушают и любят стихи. В детской литературе

имеется много прекрасных стихов. Хорошо воспринимаются и легко учатся стихи Агнии

Барто, Самуила Маршака, Сергея Михалкова, Корнея Чуковского, Елены Благининой,

А.С.Пушкина, Н.Некрасова.

Всем детям нравится играть, поэтому лучше всего учить стихи в виде игры. Через

игру они познают мир и легче воспринимают информацию.

Любой ребенок познает окружающий мир при помощи зрения, слухового восприятия и

тактильных ощущений, поэтому, очень важно, чтобы родители использовали все

возможности восприятия текста.

Включение всех каналов восприятия активно

развивает

понимание текста детьми, что является важнейшим

условием

хорошего осмысленного запоминания,

совершенствования долговременной памяти,

повышает

эффективность заучивания стихов: значительно сокращается время заучивания,

облегчается его процесс, увеличивается длительность запоминания стихов. Вместе с тем у

детей развиваются ассоциативное мышление, способности к замещению, активизируется

речь в целом: пассивный словарь переходит в разряд активного, побуждая к

самостоятельному воспроизведению стихотворения.

Существует много приемов заучивания стихов

.

На некоторых предлагаю

остановиться подробнее:

Прежде, чем начать заучивание, взрослый должен сам прочитать стихотворение с

выражением.

Часто

в

стихотворении

можно

встретить

слова,

словосочетания,

метафоры, значения которых малыш еще не знает. Обязательно объясните, что

значит каждое неизвестное слово, фраза, словосочетание. Придумайте как можно

больше синонимов к непонятным словам, которые будут ясны ребенку. Когда все

слова

будут

разъяснены,

стихотворение

нужно

прочитать

еще

раз,

медленно,

расставляя смысловые акценты.

Играем со стихами.

Взрослый вместе с ребенком рисует содержание стихотворения.

Через зрительные опоры-картинки для детей материализуется содержание стихотворения,

помогает

вспоминать

сюжет

и

не

путать

в

нем

порядок

событий,

поддерживая

опосредованную память.

Таким образом, дети учатся быстро и без особых усилий

запоминать стихотворный текст и рассказывать его с опорой на картинки-иллюстрации

Покажите

ребенку

рисунки

или

картинки,

на

которых

будет

изображена строка из стихотворения. Предложите вспомнить из какого стихотворения

строка или повторить его.

Ребенок и взрослый по очереди достают из сундучка предметы

(игрушки,

картинки-иллюстрации

и

т.д.)

и

рассказывают

стихотворение, где встречается этот или эти предметы.

Складывайте выполненные совместно с ребенком

иллюстрации, рисунки к стихотворениям в отдельную папку. Подпишите название и

автора. Периодически доставайте, рассматривайте вместе с ребенком, вспоминайте и

читайте наизусть ранее выученные стихотворения. Это замечательный способ и

поддерживать объем памяти и литературный поэтический багаж ребенка.

П р и

п ом о щ и

же с то в ,

д в и же н и й

п а л ь ц е в

и

р у к ,

соответствующих стихотворным строкам расскажите стихотворение. Сначала выполняйте

движения вместе с ребенком, а затем он делает самостоятельно. Пусть малыш попробует

придумать

новые

движения,

новые

образы.

В

таких

упражнениях

дети

учатся

координировать рифмованную речь с движениями.

Вы говорите строчку и бросаете мячик ребенку. Он повторяет

строчку и бросает мяч вам обратно. Вы говорите следующую строчку и опять бросаете мяч

и так далее. Когда ребенок познакомиться со стихотворением поближе, можно бросать мяч

на каждое слово. В этом случае ребенок не повторяет за вами слова, а каждый из вас

говорит следующее слово в момент, когда мяч оказывается у него в руках.

Устройте спектакль с участием любимых игрушек. Пусть каждая

игрушка выходит на сцену и «рассказывает для зрителей» несколько строк из

стихотворения с выражением, передавая интонацией чувства литературных

героев.

Возьмите несколько игрушек – пусть они читают стихотворение «разными голосами».

Медведь – низким басом, мышка – тоненьким голоском или с вопросительной интонацией,

а затем с восклицательной. Пригласите ребенка присоединиться к игре.

Принесли из леса елку. Принесли из леса елку?

У нее иголки колки. У нее иголки колки?

Установление смысловой связи между словом, предложением и картинкой

,

словом

и

движением

помогает

ребенку

понять

смысл

стихотворения,

вспомнить

ключевые

слова,

удерживая

последовательно

сть

действий

и

событий.

Все

вместе

помогае

т перевести словесную информацию в образную форму, а дети учатся быстро и

без особых усилий запоминать стихотворный текст и рассказывать его.



В раздел образования