Автор: Поисеева Елизавета Прохоровна
Должность: Педагог - психолог
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Чурапчинский улус, с. Диринг
Наименование материала: Проект
Тема: Проект плана кабинета педагога- психолога
Раздел: среднее образование
Диринская средняя общеобразовательная школа «АГРО»
им. И.Е.Федосеева – Доосо
Кабинет психолога как инструмент развития
и формирования личности ученика
Составила педагог - психолог:
Поисеева Е.П.
2018 г.
Для чего нужен школьный психолог?
Цель работы дошкольного педагога - психолога:
Создание социально-психологических условий, способствующих как успешному
обучению и развитию каждого ребенка, в конкретной школьной среде, так и адекватному
взаимодействию взрослого и ребенка, а так же создание благоприятного климата в
педагогическом коллективе.
Задачи:
1.
Психолого-педагогическая
поддержка
всех
первоклассников
в
период
школьной
адаптации, позволяющая им не только приспособиться к школьным требованиям, но и
всесторонне
развиваться
и
совершенствоваться
в
различных
сферах
общения
и
деятельности.
2. Формирование Личностных Универсальных Учебных Действий
3. Содействие созданию благоприятных условий адаптации пятиклассников к обучению в
средней школе;
4. Содействие созданию условий для формирования у подростков готовности к
личностному и профессиональному самоопределению;
5. Выявление и оказание психологической помощи детям и подросткам с трудностями в
обучении и общении;
6. Предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
7. Содействие сохранению психологического обеспечения индивидуально -
дифференцированного подхода в образовательном процессе;
8. Повышение психологической компетентности родителей и педагогов;
9. Проведение профилактических мероприятий с целью повышения психологической
толерантности учащихся школы и работников педагогического коллектива;
10. Укрепление психологического здоровья педагогов.
Проблема:
Школа это образовательное учреждение, где дети проводят большую часть времени,
психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее
место психолога как часть жизнедеятельностной среды. И эта среда должна отвечать
общим
принципам
"обогащенности,
наукоемкости
и
содержать
природные
и
социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка". Эта
среда должна отвечать также критериям функционального комфорта. Кабинет психолога -
специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а также,
это - часть развивающей предметной среды, элемент микро пространства, подчиняющийся
важным
закономерностям
эргономики
развивающейся
детской
деятельности. В
нашей
школе кабинет психолого совместно с социальным педагогом, техническая материальная
оснащенность низкая, что способствует снижению продуктивной работы с учениками,
родителями и педагогами. Отсюда возникает идея рождения проекта кабинета психолога.
Идея проекта кабинета педагога психолога:
В рамках развития школьной концепции возможны разные варианты создания
развивающей
предметно-пространственной
среды
при
условии,
что
учитывается
возрастная и гендерная специфика для реализации общеобразовательной программы в
соответствии с ФГОС школьного образования предметная среда должна обеспечивать и
гарантировать:
•
охрану
и
укрепление
физического
и
психического
здоровья
и
эмоционального
благополучия детей, а также проявление уважения к их человеческому достоинству к их
чувствам и потребностям, формировать и поддерживать положительную самооценку, в том
числе и при взаимодействии детей друг с другом и в коллективной работе, уверенность в
собственных возможностях и способностях;
• построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного
выбора
детьми
материалов,
видов
активности,
участников
совместной
деятельности и общения, как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также
свободу в выражении своих чувств и мыслей;
• создание условия для ежедневной трудовой деятельности и мотивации непрерывного
самосовершенствования профессиональное развитие педагогических работников, а также
содействие в определении собственных целей, личных и профессиональных потребностей
и мотивов
•
открытость
образования
и
вовлечение
родителей
(законных
представителей)
непосредственно
в
образовательную
деятельность,
осуществление
их
поддержки
по
вопросам образования детей, воспитания, охране и укреплении их здоровья, а также
поддержки образовательных инициатив внутри семьи;
•
создание
равных
условий,
максимально
способствующих
реализации
различных
образовательных программ в школьных образованиях для детей, принадлежащих к разным
социальным слоям, а также имеющих различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья.
Цель проекта:
Разработка специализированного кабинета педагога - психолога, как одного из условий
работы
школы
в
русле
развития
современного
школьного
образования,
отвечающего
функциональным требованиям и принципам организации предметно-развивающей среды
согласно ФГОС.
Задачи проекта:
• разработка архитектурно-художественной концепции кабинета;
•
зонирование
кабинета
согласно
Федеральному
Положению
о
кабинете
педагога-
психолога, современным тенденциям развития образования и психолого-педагогической
науки, функциональным требованиям и принципам организации предметно-разевающей
среды;
•
методиче ское
обе спечение
кабинета
традиционными
и
с о в р е м е н н ы м
психодиагностическим и коррекционно-развивающим материалом.
Срок реализации: 2 год.
Ответственные: администрация школы, педагог-психолог, строители, поставщики.
Этапы: I подготовительный:
•
изучение
функциональных
требований
и
принципов
организации
современного
школьного кабинета педагога- психолога;
• изучение дизайнерских решений кабинета психолога (дизайн стен, штор, мебели);
• выход на строящийся объект, встреча со строителями (обсуждение цветовой гаммы стен);
• разработка архитектурно-художественной концепции кабинета;
• согласование концепции с администрацией школы;
•
зонирование
кабинета
согласно
Положению
о
кабинете
педагога-психолога
и
современным
тенденциям
развития
образования
и
психолого-педагогической
науки,
функциональным требованиям и принципам организации предметно-разевающей среды;
•
методиче ское
обе спечение
кабинета
традиционными
и
с о в р е м е н н ы м
психодиагностическим и коррекционно-развивающим материалом (поиск поставщиков,
взаимодействие с администрацией школы,)
II основной:
• разработка архитектурно-художественной концепции кабинета;
• согласование концепции с администрацией школы;
•
зонирование
кабинета
согласно
Положению
о
кабинете
педагога-психолога
и
современным
тенденциям
развития
образования
и
психолого-педагогической
науки,
функциональным требованиям и принципам организации предметно-разевающей среды;
•
методическое
обеспечение
кабинета
традиционными
и
современным
психодиагностическим и коррекционно-развивающим материалом (поиск поставщиков,
взаимодействие с администрацией школы)
III заключительный:
• апробирование функциональности помещения;
• экспертиза ПРС согласно принципам организации и функциональным требованиям;
• внесение коррективов.
Содержание проекта.
Где реализуется: Диринская Средняя общеобразовательная школа «АГРО» им. И.Е.
Федосеева - Доосо. Здание трехэтажное. Внутренняя отделка стен и полов соответствуют
требованиям пожарной и санитарной безопасности. Территория школы имеет ограждение,
в школе учится 197 учеников с 1 по 11 класс. В образовательных учреждениях, где дети
проводят
большую
часть
времени,
остро
стоит
вопрос
о
необходимости
создания
специальных условий для оказания психологической помощи. И в первую очередь это -
организация рабочего места психолога, которое является частью развивающей предметной
среды в дошкольном образовательном учреждении.
Место, в котором педагог - психолог ведет прием, является своеобразным лицом
специалиста, отражая его как личность и профессионала. Доверительная обстановка,
помогающая
клиенту,
обратившемуся
за
психологической
помощью,
без
излишней
тревоги обсудить волнующие его психологические проблемы - вот, чего необходимо
добиваться психологу, выбирая дизайн интерьера кабинета. Дизайну стен, окон, пола и
дверей следует уделить пристальное внимание. Рекомендуется оформить все так, чтобы
посетители чувствовали себя максимально комфортно. Цветовая гамма, освещение, обивка
кресел, напольное покрытие или ковер, композиции из комнатных растений, настенные
панно, картины - элементы, которые следует подбирать в соответствии с тем, какого
психологического
воздействия
необходимо
добиться.
Рекомендуется
придерживаться
мягких, пастельных тонов, рассеянного света. Изучив рекомендации специалистов по
психологии цвета и воздействию цвета на человека, мы пришли к выбору светло-желтого
(пастельного
желтого)
цвета
стен
в
сочетании
с
белым,
желтым
и
более
темным
оливковым цветом текстиля (обивка мягкой мебели, диванные подушки, шторы). Данные
цвета,
по
мнению
специалистов,
относятся
к
категории
статичных,
способных
уравновесить, успокоить, отвлечь от возбуждающих стимулов, они так же обновляющие и
раскрепощающие. Для пола лучше выбрать мягкое покрытие. Ковер можно выбрать в
тон мебели (темный беж или кофе с молоком) или с цветосочетанием: беж, коричневый,
оливковый, желтый. В комнате не рекомендовано использовать более чем три цвета,
способствуя
созданию
благоприятной
атмосферы
для
снятия
психоэмоционального
напряжения и расслабления как детей, так и взрослых. Неплохо использовать в кабинете
растения или цветочные композиции. Дополнят обстановку картины, настенные панно.
Окна необходимо оформить в классическом стиле. Текстиль следует выбрать молочных
или белых тонов матовой текстуры, оттенить можно подхватами в тон стен (или чуть
темнее, в тон подхватов можно изготовить подушки для мягкой мебели, разбавляя другими
оттенками:
темно-оранжевый,
темно-желтый,
темно-зеленый).
В
кабинете
необходима
возможность затемнения (хотя бы частичного, т.к. яркий солнечный свет может мешать
работе).
Зонирование кабинета.
Для полноценной работы функционально в кабинете должны быть следующие зоны:
1.
зона
организационно-методической
деятельности
и
первичного
приема,
зона
диагностики;
2. зона консультирования и индивидуальной работы, зона уединения и релаксации;
3. зона групповой коррекционной работы, игрового тренинга.
1.Зона
организационно-методической
деятельности
и
первичного
приема.
Ровно
50%
рабочего
времени
педагога-психолога
составляет
организационно-методическая
деятельность. Организация рабочего пространства специалиста – важная составляющая в
проектировании кабинета педагога-психолога. Как правило эта зона объединяется с зоной
первичного приема клиента (родителя, педагога). Даная зона оборудуется удобным и
широким письменным/компьютерным столом, офисным стулом для специалиста и двумя
стульями
для
первичного
приема
клиентов;
необходимой
орг.
техникой
(компьютер/ноутбук
с
выходом
в
Интернет,
МФУ,
колонки),
канцелярией,
а
также
платинным шкафом для специалиста и клиента, зеркалом. Также зона организационно-
методической деятельности включает в себя:
• cейф (для хранения информации, содержащей данные о личностях клиентов);
• шкафы для хранения методического материала;
• документация (нормативная, специальная, отчетная, организационно-методическая);
• литература и печатные издания по повышению научно – теоретического уровня и
профессиональной компетентности;
• программы обработки и анализа данных, полученных в результате коррекционно –
диагностической деятельности. диагностики и индивидуальной работы.
В
зоне
индивидуальной
работы
осуществляется
диагностика
познавательной
и
эмоционально-волевой
сфер
ребенка
по
запросу
родителя,
а
также
проводятся
индивидуальные (подгрупповые) коррекционно-развивающие занятия.
2. Зона консультирования и зону релаксации можно объединить связи с малым квадратом
кабинета.
Зона
проведения
психологического
консультирования
должна
располагать
клиента к разговору. Это уютный уголок, состоящий из мини-дивана (для родителей,
педагогов)
и
кресла
(для
специалиста)
и,
как,
правило,
журнального
столика.
Зона
уединения и релаксации. Зона уединения - место, где ребенок может отдохнуть от шума,
побыть со своими мыслями, где с ним можно побеседовать и провести диагностику
эмоциональной сферы и сферы общения с ближайшим окружением. Место, где ребенок,
сможет
открыться
и
поделиться
своим
проблемами,
снять
психоэмоциональное
и
физическое напряжение. В зоне релаксации должна быть каким-то образом визуально
ограничена (складная ширма на колесиках, вуальные шторки, см. рис.), иметь удобное
место, на котором можно расположиться в полу лежачем положении, мягкие подушки,
предметы
визуальной
релаксации
(пузырьковая
колонна,
звездное
небо,
проекции
на
мультимедиа доске), аудио релаксация, мячи и валики для массажа и самомассажа ,
«тактильные малыши». Приветствуется альтернативное освещение (полумрак, смена цвета
освещения при помощи световой пушки «Спектр»).
3.
Зона
для
проведения
детских
игровых
тренингов,
направленных
на
развитие
эмоциональной и коммуникативной сфер, должна располагаться на мягком покрытии,
быть достаточно просторной для упражнений с 10-14 детьми. Необходимы стулья для
бесед в кругу (14 штук), столы или парты, доска.
Функциональное использование кабинета психологом
Понедельник
9:00-12:00
Оформление документации
14:00-17:00
День консультаций учащихся
Вторник
9:00-12:00
Подготовка материалов
14:00-17:00
Провидение психодиагностики
Среда
9:00-12:00
День консультаций учащихся
14:00-17:00
Интерпретация и обработка
Четверг
9:00-12:00
Оформление документации
14:00-17:00
День консультаций учащихся
Пятница
9:00-12:00
День консультации родителей, учителей
14:00-17:00
Оформление документации
Суббота
9:00-12:00
Робота над материалами
(методический день)
14:00-17:00
Воскресенье
Выходной
Документация кабинета
С учетом задач работы педагога-психолога в кабинете ведется следующая документация:
-Перспективный план работы педагога-психолога на учебный год;
- График работы;
- Психологические карты воспитанников;
-Журнал учета видов работ;
-Аналитический и статистический отчеты о проделанной работе.
Материально-техническое оснащение кабинета.
Смета
№
Предметы мебели
Количество
Цена
1
Шкаф-стеллаж с полками
1
2
Полки настенные
2
3
Стол письменный и компьютера
2
4
Кресло офисное
1
5
Стул ученический
15
6
Стол для занятий (парта)
3
7
Доска
1
8
Зеркало настенное
1
9
Вешалка
1
10
Кресло
2
11
Ковер овальный
1
12
Стол журнальный
1
Техническое оснащение
1
Ноутбук
1
2
Принтер
1
3
Колонки
1
4
Проектор
1
5
Экран
1
6
Ультразвуковой
увлажнитель
воздуха с озонатором
1
7
Аквалампа
1
8
Часы настенные
1
9
С в е т и л ь н и к
с в е т о д и о д н ы й
звездное небо
1
10
Сухой дождь
1
11
Дополнительные средства дизайна
Стойка для цветов
Методиче ского
н а п о л н е н и я
кабинета (учебные и развивающие
пособия, аудио и видеоматериалы,
методическая литература и т.д.)
1
Вывод
Таким образом, представленное оформление кабинета педагога - психолога в школе
должно отвечать ряду требований - это комфортность, гармоничность, доверительность
атмосферы,
зонирование
кабинета
с
учетом
направлений
работы
педагога-психолога.
Такой кабинет можно рассматривать как своеобразное поле взаимодействия педагога -
психолога с детьми, родителями, педагогами, в центре которого сосредоточены интересы,
прежде всего ученика. Позиция «ребенок прежде всего» определяет акценты в работе
кабинета
и
его
обеспечении.
В
качестве
продукта
от
реализации
проекта
выступает
организационное пространство кабинета педагога-психолога и предметно-развивающая
среда данного пространства.
Созданная предметно - развивающая среда позволяет обеспечить максимальный
психологический
комфорт
для
каждого
ребенка,
создать
возможности
для
развития
познавательных процессов, речи и эмоционально-волевой сферы. Мы считаем наш проект
реалистичным и соответствующим требованиям современной психологической науки и
информативности;
• безопасности;
• доступности;
• вариативности;
• полифункциональности ,
• педагогической целесообразности;
• трансформируемости ;
• учета основных направлений развития детей;
• учета полоролевой специфики;
• учет зоны ближайшего развития
Ожидаемые результаты
В
результате
реализации
проекта
предполагается
получить
следующие
результаты:
-
Повышение эффективности процесса обучения и воспитания учеников на всех этапах
возрастного развития.
- Активизация познавательной активности учеников в условиях работы кабинета педагога-
психолога.
- Раскрытие личностного потенциала учеников и семьи.
- Повышение уровня психолого-педагогической грамотности родителей
- Удовлетворение максимально возможного количества социальных заказов со стороны
родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей
- Родительский всеобуч по вопросам педагогического, психологического, просвещения
семьи.
-
Комплексная
и
систематическая
медико-психологическая
помощь
всем
участникам
воспитательно - образовательного процесса в школе