Напоминание

Использование оборудования мастерской в условиях реализации ФГОС


Автор: Литвинов Вячеслав Владимирович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: г.Бердск Новосибирской обл.
Наименование материала: Рабочая программа кружка "Умелец"
Тема: Использование оборудования мастерской в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №13

Рассмотрена Рекомендована к утверждении. Утверждена

на МО классных зам.директора по ВР приказом№ от ___2018

ПР № __ от ___2018 г. _______2018 г. директор школы

------------------- ----------- --------- --------------------------

Маркова Н.П.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

начального технического творчества с элементами декоративно-прикладного творчества

«Умелец»

для учащихся 5-8 классов

учебный год 2018-2019

Учитель Литвинов В.В.

Пояснительная записка.

Велика роль технического творчества учащихся в подготовке их к активной трудовой

творческой деятельности как на производстве, так и в быту. Основы этого должны быть

заложены еще в школе.

Работа кружка начального технического творчества с элементами декоративно-

прикладного

искусства

«Самоделкин»

МБОУ

«Колундаевская

СОШ»

ведется

по

программе, разработанной в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым по-

ложением об УДОД, типовыми программами ДОД Министерства образования РФ; с уче-

том всего комплекса учебно-воспитательной работы в МБОУ «Колундаевская СОШ», в

соответствии с программой по трудовому обучению. Она направлена на расширение

политехнического

кругозора

учащихся;

выявление

и

развитие

склонностей

и

способностей детей, формирование их жизненной активности. Основными

принципами

реализации

образовательной

программы

являются:

свободный

выбор

учебной

деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, деятельностный подход к

обучению,

педагогическая

поддержка

развития

познавательных

интересов

и

способностей детей.

Вид программы – техническая с элементами декоративно-прикладного творчества.

Уровень новизны – адаптированная, носит вариативный характер. Уровень освоения -

углубленный. Возраст воспитанников – с 11 до 15 лет. Программа рассчитана на

обучение учащихся в течение двух лет, общее количество часов занятий около 136ч.

Цели работы кружка:

1)содействие

в

нравственном

воспитании

обучающихся,

привитии

им

уважительного

отношения к труду,

2)формирование технологических знаний, трудовых умений и навыков,

3)развитие технического мышления и конструкторских способностей у обучающихся,

4)помощь обучающимся в профессиональном самоопределении.

Задачи работы кружка :

-пробуждение

интереса

учащихся

к

самостоятельному

техническому

творчеству,

изобретательству,

-овладение приемами обработки материалов, конструирования,

- работать с литературой, самостоятельно добывать знания,

- разрабатывать проект будущего изделия,

-составлять техническую документацию на готовое изделие,

-применять полученные в кружке умения и навыки в быту,

-воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, к

оборудованию и инструментам,

-формирование умений декоративного оформления изделий из металла, дерева,

художественного вкуса,

-формирование волевых качеств у обучающихся: настойчивости, усидчивости, умения

довести начатое дело до конца,

- установление доброжелательных отношений между членами кружка в разновозрастном

коллективе,

-воспитание бережного отношения к природе как источнику творческого вдохновения, а

не только как источнику природного сырья.

Содержание

программы

направлено

на

расширение

и

совершенствование

общетрудовых навыков и умений учащихся, полученных на уроках технологии. При

изучении

темы

«Технология

обработки

древесины»

уделяется

большое

внимание

раскрытию декоративных свойств древесины, знакомству с местными породами деревьев,

имеющими

выразительную

структуру

древесины.

Кроме

того,

осваивается

техника

использования древесины в декорировании изделий.

Знакомясь с токарным делом, учащиеся осваивают различные виды отделки поверхности:

выжигание,

резьбу,

аппликацию.

Выбор

изготавливаемых

изделий

определяется

необходимостью использования их в быту и домашнем хозяйстве.

В

программе

кружка

уделяется

внимание

формированию

и

развитию

проектной

деятельности учащихся в процессе технического творчества.

Программа

предусматривает

использование

фронтальной,

индивидуальной

и

групповой форм учебной работы. Содержание программы работы кружка реализуется на

занятиях: теоретических в форме лекций, семинаров, а также практических занятий в

мастерской,

экскурсий

на производство и на природу. Основным видом занятий

являются практические. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля :

вводный, который проводится перед началом работы, выявляя остаточные знания и

навыки;

текущий, проводимый в ходе учебного занятия по данной теме.,

рубежный, который проводится после завершения каждого раздела,

итоговый, который проводится в форме выставок, где учащиеся выставляют свои

изделия, защиты проектов..

Теоретические сведения излагаются в следующей последовательности:

1.орнанизация труда и ПТБ,

2.Элементы графической грамоты,

3.Элементы техники и конструирования,

4.Технологический процесс изготовления изделий,

5.Способы и приемы контроля качества изделий.

Практические работы предполагают следующий порядок выполнения:

1.

Организация труда.

2.

Графические работы и определение размеров.

3.

Выбор заготовок и планирование работы.

4.

Выполнение операций.

5.

.Проверка качества выполнения изделия.

Кружковое занятие состоит из следующих этапов:

-Организационного,

-повторительно-обобщающего,

-систематизирующего,

-решения творческих задач,

-практической работы,

-подведения итогов занятия

Критерии эффективности работы кружка:

1.количество членов кружка,

2. регулярность посещения учащимися занятий кружка ,

3.качество выполняемых изделий,

4. количество выполненных изделий самостоятельно,

5. самостоятельность в разработке проекта, его выполнении и защите,

6.оценка участия работ кружковцев в конкурсах и выставках.

Содержание программы работы

кружка «Самоделкин».

1 год обучения.

Введение. 2ч. История и теория естествознания, техники в жизни общества.

Практическая работа: подготовка сообщений об истории технических

изобретений.

Технология обработки древесины.48 ч

Древесина, ее характеристики. Породы деревьев и качество древесины.

Технология обработки древесины.

Практические работы: Работа на токарном станке по дереву. Изготовление

изделий из древесины и ее производных.

Технология обработки металла,46 ч.

Типы металломатериалов. Технология обработки металла. Элементы

технического конструирования..

Практические работы:Изготовление изделий из тонколистового проката и

проволоки.

Электротехнические работы, 4 ч.

Электротехника. Элементы автоматики.

Практические работы:

Ремонтные работы в быту, 10 ч.

Обслуживание бытовой техники.

Практические работы: устранение простейших поломок бытовой

техники,

Прикладное творчество,16 ч.

Понятие декоративно-прикладного искусства. Виды ДПИ. Техника

выполнения работ.

Практические работы: работа с природным материалом

2 год обучения.

Введение. 2ч. Проектная деятельность, ее структура..

Технология обработки древесины.48 ч

Древесина, ее характеристики. Породы деревьев

и качество древесины.

Технология обработки древесины.

Практические работы: Работа на токарном станке по дереву. Выбор проекта.

Изготовление изделий из древесины и ее производных.

Технология обработки металла,46 ч.

Типы

металломатериалов.

Технология

обработки

металла.

Элементы

технического конструирования..

Практические работы: Изготовление изделий из тонколистового проката и

проволоки.

Выбор

и

составление

плана

проектной

деятельности

с

использованием этих материалов.

Электротехнические работы, 4 ч.

Основы электротехники. Элементы автоматики.

Практические работы:

Ремонтные работы в быту, 10 ч.

Обслуживание бытовой техники.

Практические работы: устранение простейших поломок бытовой техники,

Прикладное творчество,16 ч.

Понятие

декоративно-прикладного

искусства.

Виды

ДПИ.

Техника

выполнения работ.

Практические работы: работа с природным материалом

Материальная база, необходимая для реализации программы

:

1.токарные станки по дереву и металлу,

2 сверлильный станок,

3. фрезерный станок,

4.наборы столярных инструментов,

5.пиломатериалы,

6. фанера, ДВП и ДСП,

7.тонколистовой прокат, проволока,

8.природные материалы: лоза, солома, береста.

Используемая литература

1. Г.И. Кулебакин «Столярное дело», М, Просвещение, 1991 ,

2.В.И. Коваленко, В.В. Кулененок «Объекты труда 5-7 классы», М.Просвещение, 1986,

3. Г.И. Перевертень «Техническое творчество», М., Просвещение, 1993 ,

4.Программы « Техническое творчество» под ред. В.А.Горского, М.Просвещение, 1986,

5.Ю.С. Столяров, Д.М. Комский « Техническое творчество учащихся»М, Просвещение,

1986,»

6.Д.А. Тхаржевский «Методика кружковой работы» М,. Просвещение, 1998,

7.журналы

«Техника-молодежи»,

«Моделист

–конструктор»,»Сделай

сам»,

«Левша»,

«Горизонты техники», «Юный техник».

Требования к уровню подготовки обучающихся

1 года обучения:

Обучающиеся должны иметь

обобщенные представления : об истории и теории

естествознания, техники и прикладного искусства в жизни общества, о разделении труда,

о сетевом графике изготовления изделия,

Обучающиеся должны знать: правила БТТ, основы конструирования и дизайна изделия,

Обучающиеся должны уметь: владеть элементами конструирования, проектирования

работ, владеть основными элементарными приемами работы на столярном , токарном,

фрезерном станках, владеть технологией обработки древесины и металла, изготавливать

изделия из этих материалов.

Требования к уровню подготовки обучающихся

2 года обучения:

Обучающиеся должны иметь обобщенные представления: о рационализаторской и

изобретательской работе,

Обучающиеся должны знать: технологию обработки материалов, основы проектной

деятельности,

Обучающиеся должны уметь: пропагандировать достижения НТР, готовить доклады об

этих достижениях, разрабатывать собственные технические проекты , реализовывать и

защищать их на кружковых конференциях , проводить ремонтные работы в быту.

Календарно-тематический план

№ п/п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

теория

Практика

1

Вводное занятие

1

Технология обработки древесины,

элементы техники и конструирования.

Изготовление изделий

3

12

2-5

1.Изготовление изделий из древесины

(пиломатериалов)

1

3

6-9

2.

Изготовление

изделий

из

древесины

(пиломатериалов и фанеры))

1

3

10-13

3.Работа на токарном станке по дереву.

1

3

14-17

4. Изготовление изделий из древесины,

содержащих детали из других материалов

1

3

Технология обработки металла.

Элементы техники и конструирования.

Изготовление изделий.

15

18-21

1 . И з г о т о в л е н и е

и з д е л и й

и з

тонколистового проката.

1

2

22-23

2.Изготовление изделий из проволоки

1

1

24-25

3 .

И з г о т о в л е н и е

и з д е л и й

и з

тонколистового проката и проволоки.

1

1

26-27

4. Изготовление изделий из сортового

проката, содержащих детали из других

материалов.

1

1

28-29

5.Работы на токарном станке по металлу

ТВ-6

1

1

30-31

6.

Работа на фрезерном станке НГФ-10

7.

1

1

32-33

7.Работа с металлом, содержащим

резьбовые соединения и детали из других

элементов

1

1

34

Прикладное творчество

1

35

Работа с природными материалами.

Выставка работ

1



В раздел образования