Автор: Литвинов Вячеслав Владимирович
Должность: учитель технологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №13
Населённый пункт: г.Бердск Новосибирской обл.
Наименование материала: Рабочая программа кружка "Умелец"
Тема: Использование оборудования мастерской в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №13
Рассмотрена Рекомендована к утверждении. Утверждена
на МО классных зам.директора по ВР приказом№ от ___2018
ПР № __ от ___2018 г. _______2018 г. директор школы
------------------- ----------- --------- --------------------------
Маркова Н.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКА
начального технического творчества с элементами декоративно-прикладного творчества
«Умелец»
для учащихся 5-8 классов
учебный год 2018-2019
Учитель Литвинов В.В.
Пояснительная записка.
Велика роль технического творчества учащихся в подготовке их к активной трудовой
творческой деятельности как на производстве, так и в быту. Основы этого должны быть
заложены еще в школе.
Работа кружка начального технического творчества с элементами декоративно-
прикладного
искусства
«Самоделкин»
МБОУ
«Колундаевская
СОШ»
ведется
по
программе, разработанной в соответствии с Законом РФ «Об образовании», Типовым по-
ложением об УДОД, типовыми программами ДОД Министерства образования РФ; с уче-
том всего комплекса учебно-воспитательной работы в МБОУ «Колундаевская СОШ», в
соответствии с программой по трудовому обучению. Она направлена на расширение
политехнического
кругозора
учащихся;
выявление
и
развитие
склонностей
и
способностей детей, формирование их жизненной активности. Основными
принципами
реализации
образовательной
программы
являются:
свободный
выбор
учебной
деятельности, индивидуализация и дифференциация обучения, деятельностный подход к
обучению,
педагогическая
поддержка
развития
познавательных
интересов
и
способностей детей.
Вид программы – техническая с элементами декоративно-прикладного творчества.
Уровень новизны – адаптированная, носит вариативный характер. Уровень освоения -
углубленный. Возраст воспитанников – с 11 до 15 лет. Программа рассчитана на
обучение учащихся в течение двух лет, общее количество часов занятий около 136ч.
Цели работы кружка:
1)содействие
в
нравственном
воспитании
обучающихся,
привитии
им
уважительного
отношения к труду,
2)формирование технологических знаний, трудовых умений и навыков,
3)развитие технического мышления и конструкторских способностей у обучающихся,
4)помощь обучающимся в профессиональном самоопределении.
Задачи работы кружка :
-пробуждение
интереса
учащихся
к
самостоятельному
техническому
творчеству,
изобретательству,
-овладение приемами обработки материалов, конструирования,
- работать с литературой, самостоятельно добывать знания,
- разрабатывать проект будущего изделия,
-составлять техническую документацию на готовое изделие,
-применять полученные в кружке умения и навыки в быту,
-воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, к
оборудованию и инструментам,
-формирование умений декоративного оформления изделий из металла, дерева,
художественного вкуса,
-формирование волевых качеств у обучающихся: настойчивости, усидчивости, умения
довести начатое дело до конца,
- установление доброжелательных отношений между членами кружка в разновозрастном
коллективе,
-воспитание бережного отношения к природе как источнику творческого вдохновения, а
не только как источнику природного сырья.
Содержание
программы
направлено
на
расширение
и
совершенствование
общетрудовых навыков и умений учащихся, полученных на уроках технологии. При
изучении
темы
«Технология
обработки
древесины»
уделяется
большое
внимание
раскрытию декоративных свойств древесины, знакомству с местными породами деревьев,
имеющими
выразительную
структуру
древесины.
Кроме
того,
осваивается
техника
использования древесины в декорировании изделий.
Знакомясь с токарным делом, учащиеся осваивают различные виды отделки поверхности:
выжигание,
резьбу,
аппликацию.
Выбор
изготавливаемых
изделий
определяется
необходимостью использования их в быту и домашнем хозяйстве.
В
программе
кружка
уделяется
внимание
формированию
и
развитию
проектной
деятельности учащихся в процессе технического творчества.
Программа
предусматривает
использование
фронтальной,
индивидуальной
и
групповой форм учебной работы. Содержание программы работы кружка реализуется на
занятиях: теоретических в форме лекций, семинаров, а также практических занятий в
мастерской,
экскурсий
на производство и на природу. Основным видом занятий
являются практические. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля :
вводный, который проводится перед началом работы, выявляя остаточные знания и
навыки;
текущий, проводимый в ходе учебного занятия по данной теме.,
рубежный, который проводится после завершения каждого раздела,
итоговый, который проводится в форме выставок, где учащиеся выставляют свои
изделия, защиты проектов..
Теоретические сведения излагаются в следующей последовательности:
1.орнанизация труда и ПТБ,
2.Элементы графической грамоты,
3.Элементы техники и конструирования,
4.Технологический процесс изготовления изделий,
5.Способы и приемы контроля качества изделий.
Практические работы предполагают следующий порядок выполнения:
1.
Организация труда.
2.
Графические работы и определение размеров.
3.
Выбор заготовок и планирование работы.
4.
Выполнение операций.
5.
.Проверка качества выполнения изделия.
Кружковое занятие состоит из следующих этапов:
-Организационного,
-повторительно-обобщающего,
-систематизирующего,
-решения творческих задач,
-практической работы,
-подведения итогов занятия
Критерии эффективности работы кружка:
1.количество членов кружка,
2. регулярность посещения учащимися занятий кружка ,
3.качество выполняемых изделий,
4. количество выполненных изделий самостоятельно,
5. самостоятельность в разработке проекта, его выполнении и защите,
6.оценка участия работ кружковцев в конкурсах и выставках.
Содержание программы работы
кружка «Самоделкин».
1 год обучения.
Введение. 2ч. История и теория естествознания, техники в жизни общества.
Практическая работа: подготовка сообщений об истории технических
изобретений.
Технология обработки древесины.48 ч
Древесина, ее характеристики. Породы деревьев и качество древесины.
Технология обработки древесины.
Практические работы: Работа на токарном станке по дереву. Изготовление
изделий из древесины и ее производных.
Технология обработки металла,46 ч.
Типы металломатериалов. Технология обработки металла. Элементы
технического конструирования..
Практические работы:Изготовление изделий из тонколистового проката и
проволоки.
Электротехнические работы, 4 ч.
Электротехника. Элементы автоматики.
Практические работы:
Ремонтные работы в быту, 10 ч.
Обслуживание бытовой техники.
Практические работы: устранение простейших поломок бытовой
техники,
Прикладное творчество,16 ч.
Понятие декоративно-прикладного искусства. Виды ДПИ. Техника
выполнения работ.
Практические работы: работа с природным материалом
2 год обучения.
Введение. 2ч. Проектная деятельность, ее структура..
Технология обработки древесины.48 ч
Древесина, ее характеристики. Породы деревьев
и качество древесины.
Технология обработки древесины.
Практические работы: Работа на токарном станке по дереву. Выбор проекта.
Изготовление изделий из древесины и ее производных.
Технология обработки металла,46 ч.
Типы
металломатериалов.
Технология
обработки
металла.
Элементы
технического конструирования..
Практические работы: Изготовление изделий из тонколистового проката и
проволоки.
Выбор
и
составление
плана
проектной
деятельности
с
использованием этих материалов.
Электротехнические работы, 4 ч.
Основы электротехники. Элементы автоматики.
Практические работы:
Ремонтные работы в быту, 10 ч.
Обслуживание бытовой техники.
Практические работы: устранение простейших поломок бытовой техники,
Прикладное творчество,16 ч.
Понятие
декоративно-прикладного
искусства.
Виды
ДПИ.
Техника
выполнения работ.
Практические работы: работа с природным материалом
Материальная база, необходимая для реализации программы
:
1.токарные станки по дереву и металлу,
2 сверлильный станок,
3. фрезерный станок,
4.наборы столярных инструментов,
5.пиломатериалы,
6. фанера, ДВП и ДСП,
7.тонколистовой прокат, проволока,
8.природные материалы: лоза, солома, береста.
Используемая литература
1. Г.И. Кулебакин «Столярное дело», М, Просвещение, 1991 ,
2.В.И. Коваленко, В.В. Кулененок «Объекты труда 5-7 классы», М.Просвещение, 1986,
3. Г.И. Перевертень «Техническое творчество», М., Просвещение, 1993 ,
4.Программы « Техническое творчество» под ред. В.А.Горского, М.Просвещение, 1986,
5.Ю.С. Столяров, Д.М. Комский « Техническое творчество учащихся»М, Просвещение,
1986,»
6.Д.А. Тхаржевский «Методика кружковой работы» М,. Просвещение, 1998,
7.журналы
«Техника-молодежи»,
«Моделист
–конструктор»,»Сделай
сам»,
«Левша»,
«Горизонты техники», «Юный техник».
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 года обучения:
Обучающиеся должны иметь
обобщенные представления : об истории и теории
естествознания, техники и прикладного искусства в жизни общества, о разделении труда,
о сетевом графике изготовления изделия,
Обучающиеся должны знать: правила БТТ, основы конструирования и дизайна изделия,
Обучающиеся должны уметь: владеть элементами конструирования, проектирования
работ, владеть основными элементарными приемами работы на столярном , токарном,
фрезерном станках, владеть технологией обработки древесины и металла, изготавливать
изделия из этих материалов.
Требования к уровню подготовки обучающихся
2 года обучения:
Обучающиеся должны иметь обобщенные представления: о рационализаторской и
изобретательской работе,
Обучающиеся должны знать: технологию обработки материалов, основы проектной
деятельности,
Обучающиеся должны уметь: пропагандировать достижения НТР, готовить доклады об
этих достижениях, разрабатывать собственные технические проекты , реализовывать и
защищать их на кружковых конференциях , проводить ремонтные работы в быту.
Календарно-тематический план
№ п/п
Дата
Тема занятия
Кол-во часов
теория
Практика
1
Вводное занятие
1
Технология обработки древесины,
элементы техники и конструирования.
Изготовление изделий
3
12
2-5
1.Изготовление изделий из древесины
(пиломатериалов)
1
3
6-9
2.
Изготовление
изделий
из
древесины
(пиломатериалов и фанеры))
1
3
10-13
3.Работа на токарном станке по дереву.
1
3
14-17
4. Изготовление изделий из древесины,
содержащих детали из других материалов
1
3
Технология обработки металла.
Элементы техники и конструирования.
Изготовление изделий.
15
18-21
1 . И з г о т о в л е н и е
и з д е л и й
и з
тонколистового проката.
1
2
22-23
2.Изготовление изделий из проволоки
1
1
24-25
3 .
И з г о т о в л е н и е
и з д е л и й
и з
тонколистового проката и проволоки.
1
1
26-27
4. Изготовление изделий из сортового
проката, содержащих детали из других
материалов.
1
1
28-29
5.Работы на токарном станке по металлу
ТВ-6
1
1
30-31
6.
Работа на фрезерном станке НГФ-10
7.
1
1
32-33
7.Работа с металлом, содержащим
резьбовые соединения и детали из других
элементов
1
1
34
Прикладное творчество
1
35
Работа с природными материалами.
Выставка работ
1