Авторы: Солошкина Галина Петровна, Кускова Юлия Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 29"
Населённый пункт: Смоленск
Наименование материала: статья
Тема: ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: среднее образование
ФОРМИРОВАНИЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫХ
СВЯЗЕЙ
НА
УРОКАХ
РУ С С КО ГО
Я З Ы К А
И
Л И Т Е РАТ У Р Ы
И
ВО
ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Мир многогранен,
Сложен, гибок,
Но целостен и органичен.
Чтобы понимать его, нам зачастую не хватает знаний, полученных не
только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что в течение нескольких
лет
мы изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между
ними.
Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится с введением
новых
стандартов
общего
образования,
в
которых
в
качестве
нового
методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам
обуч ения . Существует
такой
тезис: жизнь
на
уроке
должна
стать
подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
И в дисциплинах нам привычных
Есть связь – лишь распознать сумей!
Вооружить сумей детей
Не знаний багажом,
А способом познанья
Еще философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся».
Сегодня
общество
нуждается
в
человеке,
владеющем
универсальными
умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться,
прогнозировать
и
принимать
решения,
поэтому
школа
должна обеспечить
общекультурное,
личностное
и
познавательное
развитие
обучающегося,
вооружить его таким важным умением, как умение учиться.
ФГОС
второго
поколения
определил
приоритеты
направления
развития
образования, одно из них – метапредметный подход как средство достижения
метапредметного результата. Что это такое и насколько применимо к реальной
школе?
"Мета "– («за», «через», «над»), всеобщее, интегрирующее: метадеятельность,
метапредмет,
метазнание,
метаумение
(метаспособ).
Иногда
это
называют
универсальными знаниями и способами. Иногда - мыследеятельностью.
На
самом
деле
метапредметный
подход
в
его
классическом
виде
предполагает
полный
пересмотр
подходов
в
преподавании
того
или
иного
предмета.
Тут
не
обойтись
обычной
эрудицией,
которой
славятся
некоторые
педагоги, здесь требуется основательная подготовка. Попросту – создание нового
учителя.
Цель нашей работы – рассмотреть, что такое метапредметность с точки зрения
теории вопроса и практики применения ее на уроках, каковы перспективные пути
внедрения метапредметных подходов в процесс обучения.
Хочется отметить, что понятие это не новое. Основателями был Аристотель и
его
первый
издатель
трудов
Андроник
Родосский.
Затем
произошла
разобщенность научного знания. 17-18 века – время зарождения, обособления,
бурного
развития
научных
предметов,
основоположниками
которых
являются
географ Карл Рихтер, физик Исаак Ньютон, биолог Жан Батист Ламарк.
(В России до 1918 года метапредметное обучение было распространено, нашло
отражен в Основных положениях единой трудовой школы и называлось методом
проектов. После революции от классического образования отошли, а в 1932 году
этот метод осудили, наступило время предметного обучения).
В
21
веке
(комплекс
проблем
–
терроризм,
техногенные
аварии
и
катастрофы, неизлечимые заболевания – проблемы, требующие метапредметного,
междисциплинарного
подхода)
метапредметный
подход
в
обучении
стал
актуальным:
разобщенность научных дисциплин;
раздробленность учебных предметов;
востребованность
метапредметного
подхода,
призванного
решить
означенные проблемы.
Предметная деятельность - это любая деятельность с предметом (строю, учу,
лечу, книги пишу, людей кормлю, здания проектирую…).
В
любой
предметной
деятельности
есть
то,
что
делает
ее
осознанной
и
ответственной, то есть:
стратегической
(мотив,
цель,
план,
средства,
организация,
действия,
результат, анализ);
исследовательской (факт, проблема, гипотеза, проверка-сбор новых фактов,
вывод);
проектировочной (замысел, реализация, рефлексия);
сценирующей (выстраивание вариантов сценария);
моделирующей (построение посредством знаковых систем мыслительных
аналогов – логических конструктов изучаемых систем);
конструирующей
(выстраивание
системы
мыслительных
операций,
выполнение эскизов, рисунков, чертежей, позволяющих конкретизировать и
детализировать проект);
прогнозирующей (мысленное конструирование будущего состояния объекта
на основе предвидения).
Сегодня мы говорим о метадеятельности.
Необходимо
очень
хорошее
знание
материала
традиционных
учебных
предметов,
что,
собственно,
и
позволит
грамотно
переорганизовать
учебный
материал вокруг деятельностных единиц содержания, сориентировать школьников
на
развитие
базовых
способностей.
Таким
образом,
только
многообразие
методических форм и приемов помогает интенсифицировать работу на уроке.
Метадеятельность
как
универсальный
способ
жизнедеятельности
каждого
человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами,
т.е. уровнем развития личности.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы
решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие
отыскать содержательные способы решения задач.
Освоение
метаспособов
деятельности
происходит
при
использовании
современных методик и технологий обучения:
Какие
же
современные
технологии
и
методики
являются
средствами
формирования метапредметных умений и навыков?
метод
проектов,
прежде
всего
(этот метод заставляет обучающихся
обращаться не только к справочной литературе, но и к Интернет-ресурсам, к
электронным
источникам,
что,
естественно,
приводит
к
формированию
личности,
обладающей
информационной
культурой
в
целом
–
это,
во-
первых;
во-вторых,
актуальность
тем
исследования,
возможность
ярко
познакомить широкую аудиторию с результатами своих поисков позволяют
организовать процесс познания, поддерживающий деятельностный подход к
обучению
на
всех
его
этапах
и
развивающий
творческие
способности
обучающихся
и
обеспечивающий
каждому
обучающемуся
собственную
траекторию обучения и самообучения);
интерактивная методика, имеющая ряд преимуществ вследствие группового
взаимодействия
всех
участников
и
с
эмоциональной
включенностью
и
активностью
каждого
в
процессе
работы,
развивающая
у
школьников
коммуникативную
компетентность,
столь
необходимую
в
современном
обществе;
интегративная технология, формирующая такие метапредметные умения,
как аналитические, учебно-информационные, коммуникативно-речевые, и
предполагающая
обязательное
развитие
творческой
активно сти
обучающихся;
крупноблочная организация учебного процесса;
проблемное обучение;
исследовательское обучение.
развивающего обучения;
критического мышления;
ТРИЗ (АРИЗ);
технологического компонента личностно ориентированного обучения
Метаумения
–
присвоенные
метаспособы,
общеучебные,
междисциплинарные
(надпредметные) познавательные умения и навыки.
К ним относятся:
•
теоретическое
мышление
(обобщение,
систематизация,
определение
понятий, классификация, доказательство и т.п.);
•
навыки
переработки
информации
(анализ,
синтез,
интерпретация,
экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
•
критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять
соответствие
заявления
фактам,
достоверность
источника,
видеть
двусмысленность
утверждения,
невысказанные
позиции,
предвзятость,
логические несоответствия и т.п.);
•
творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы
в
стандартной
ситуации,
видение
структуры
объекта,
альтернативное
решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
•
регулятивные
умения
(задавание
вопросов,
формулирование
гипотез,
определение
целей,
планирование,
выбор
тактики,
контроль,
анализ,
коррекция свей деятельности);
Современный подход к организации содержания процесса обучения:
Метапредметный
подход основан
на
положениях
мыследеятельностной
педагогики.
Метапредмет
–
нетрадиционный
учебный
предмет,
выстраиваемый
вокруг
определенной
мыслительной
организованности
(знак,
знание,
задача,
проблема)
Это предметы, отличные от предметов традиционного цикла.
Метапредметы
соединяют
в
себе
идею
предметности
и
одновременно
надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
Это
новая
образовательная
форма,
которая
выстраивается
поверх
традиционных учебных предметов.
Метапредметный
подход
хотя
и
помогает
избежать
опасностей
узкопредметной специализации, но не предполагает отказ от предметной
формы,
хотя
предполагает
развитие
её
на
рефлексивных
основаниях;
обеспечивает переход от существующей практики дробления знаний
н а
предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности.
Метапредметные
результаты включают
освоенные
обучающимися
универсальные
учебные
действия
(познавательные,
регулятивные
и
коммуникативные),
обеспечивающие
овладение
ключевыми
компетенциями,
составляющими основу умения учиться.
Средства и формы обучения:
Метапредметы - самостоятельные учебные предметы в учебном плане
(Сегодня именно о них задумываются некоторые ученые, в том числе
Метапредмет «ЗНАНИЕ»
Основная
задача
метапредмета
«Знание»:
формирование
способности
работать с понятиями.
Метапредмет «ЗНАК»
Основная
задача
метапредмета
«Знак»:
формирование
у
школьников
способности схематизации.
Метапредмет «ПРОБЛЕМА»
Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников
собственной позиции относительно данного события.
Метапредмет «ЗАДАЧА»
Основная
задача
метапредмета
«Задача»:
решение
школьниками
разных
задач и освоение способов их решения.
Метакурсы
(элективные,
по
выбору
и
т.д.). Метапредметный компонент
в
содержании
учебного
курса:
метапредметные
уроки,
предметный
урок
+
метапредметная тема.
Цели метапредметного подхода
преодоление узкопредметной специализации;
преодоление разобщённости, оторванности друг от друга разных научных
дисциплин, и как следствие,– учебных предметов;
развитие лучших дидактико-методических образцов реализации предметной
формы знания.
Признаки мыследеятельностной дидактики:
наличие деятельностной единицы содержания;
наличие совместной деятельности учителя и ученика;
наличие рефлексии;
ориентация дидактических схем на формирование и развитие у учащихся
базовых способностей.
Метапредметы
нужны,
во-первых,
с
точки
зрения
развития
мышления
и
профессионализма
самого
педагога.
Они
нужны,
потому
что
задают
новые
возможности
работы
с
мировоззрением
детей,
с
их
самоопределением,
с
обретением смысла жизни. Метапредметное обучение – реальная возможность
повысить качество образования.
Во ФГОСах же сегодня на ступени основного общего образования выделены
Междисциплинарные учебные программы
«Формирование универсальных учебных действий»,
«Формирование ИКТ-компетентности обучающихся»,
«Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности»
«Основы смыслового чтения и работа с текстом».
И
все-таки,
что
является
результатом
метапредметного
обучения?
Версия
ответа на этот вопрос, которая дается в ФГОС (УУД), является, на мой взгляд,
недостаточно технологичной. За ней не стоит отчетливого понимания того, где
такой
результат
достигается.
Значительнее
удобнее
рассматривать
в
качестве
метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей
обучающихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия.
Метапредметный
подход
не
означает,
что
нужно
выбросить
предметное
образование.
Осваиваются
универсальные
принципы
и
общие
универсальные
стратегии познания. Это не усложнение, а увеличение эффективности работы
детей, причем многократное.
Приобретенные
метапредметные
умения
пригодятся
обучающимся
при
выполнении творческого задания на экзамене в форме ОГЭ и ЕГЭ, а также в
будущей профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Это,
возможно,
модное
нововведение,
но,
мне
думается,
что
за
метапредметным
подходом
в
обучении
большое
будущее,
поскольку
перед
обучающимися открывается взаимосвязь различных вещей и явлений, которая
подталкивает школьников к пониманию их сути.
В основе метапредметного подхода лежит главное положение: знания об
объектах не сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются
каждым учеником.
Принципы «метапредметности»:
Составление
ментальных карт;
деревьев понятий;
кластеров;
схем «фишбоун» (рыбьи косточки – технология «за и против»);
приемы сворачивания информации (конспект, таблица, схема) и пр.
Методические принципы:
Учитель должен уметь сценировать урок.
Учитель должен уметь работать с разными слоями мыследеятельности – с
коммуникацией,
с
мышлением,
с
действием,
а
также
с
рефлексией
и
пониманием.
Учитель
должен
уметь
выстраивать
между
школьниками коллективное
взаимодействие.
Требования
к
результатам
образования,
имеющие
универсальное,
метапредметное значение:
1.Умение организовывать свою деятельность:
определять ее цели и задачи;
выбирать средства реализации цели;
применять их на практике;
взаимодействовать в группе в достижении общих целей,
оценивать достигнутые результаты.
2.
Ключевые
компетентности,
имеющие
универсальное
значение
для
различных видов деятельности:
обобщенные способы решения учебных задач;
исследовательские, коммуникативные и информационные умения;
умение работать с разными источниками информации.
3. Готовность к профессиональному выбору:
умение ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в
системе профессионального образования с учетом собственных интересов и
возможностей.
Базовые компетентности современного человека:
информационная
(умение
искать,
анализировать,
преобразовывать,
применять информацию для решения проблем);
коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизация
(умение
ставить
цели,
планировать,
ответственно
относиться к здоровью, полноценно использовать собственные ресурсы);
самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную
образовательную
траекторию
на
протяжении
всей
жизни,
обеспечивая
успешность и конкурентоспособность).
ВЫВОДЫ:
1.
В
со в р ем е н н о й
п ед а г о г и ке
с у щ ес т в у ю т
т р и
вз гл я д а
н а
метапредметность в образовании.
2.
Метапредметы могут быть представлены в двух формах: как «связки»
между предметами и как отдельные учебные курсы.
3.
В основе метапредметного подхода положение: знания об объектах не
сообщаются ученику в виде готового материала, а добываются каждым
учеником.
Требования к учителю
Учитель сегодня –
конструктор новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на
использование обобщённых способов деятельности и создание учащимися
новых продуктов в освоении знаний.
Спасибо за внимание!
Г.П. Солошкина