Напоминание

"Организация индивидуальной работы кадет, как средство формирования универсальных учебных действий"


Авторы: Зевина Елена Петровна, Пуршел Наталья Михайловна
Должность: Преподаватель отдельной дисциплины (математика, информатика и ИКТ), преподаватель химии
Учебное заведение: ФГКОУ
Населённый пункт: г. Оренбург
Наименование материала: статья
Тема: "Организация индивидуальной работы кадет, как средство формирования универсальных учебных действий"
Раздел: полное образование





Назад




Организация индивидуальной работы кадет, как средство формирования универсальных учебных

действий.

Е.П.Зевина, Н.М. Пуршел, преподаватели математики и химии

ФГКОУ «Оренбургское президентское кадетское училище»

Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают

“развитие

обучающихся

на

основе

освоения

ими

универсальных

учебных

действий”.

Универсальный характер учебный действий проявляется в том, что они носят надпредметный,

метапредметный характер, т.е. каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и

способов организации учебной деятельности обучающихся имеет возможности для формирования

универсальных учебных действий [3].

Овладение

учащимися

универсальными

учебными

действиями

создает

возможность

самостоятельного

успешного

усвоения

новых

знаний,

умений

и

компетентностей,

включая

организацию усвоения, т.е. умения учиться.

Системно-

деятельностный

подход,

лежащий

в

основе

разработки

стандартов

нового

поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию

проектирования универсальных учебных действий, которыми должны владеть кадеты. Логика

развития универсальных учебных действий, помогающая кадету, почти в буквальном смысле

объять необъятное, строится по формуле: от действия - к мысли [2].

Отбор содержания учебных предметов, определение форм и методов обучения – все это должно

учитывать цели формирования конкретных видов УУД. Математика и химия в зависимости от

предметного содержания имеют определенные возможности для формирования УУД.

Рассмотрим приоритеты предметного содержания в формировании УУД [3].

УУД

Математика и химия

Личностные.

смыслообразование

Регулятивные.

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция,

оценка, алгоритмизация действий

Познавательные

общеучебные.

моделирование, формирование общего приема решения задач, выбор

наиболее эффективных способов решения задач

Познавательные

логические.

Анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи,

логические рассуждения, доказательства, практические действия

Коммуникативные.

Использование средств языка и речи для получения и передачи

информации, участие

в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге;

самовыражение:

монологические высказывания разного типа.

Работа по данной теме возникла из необходимости решить

следующие

проблемы: уровень

развития кадет в одном классе разный, различный уровень метапредметной подготовки, а также

существенны различия по

отношению к изучаемым предметам. Есть кадеты

с рассеянным

вниманием и

пропускающие уроки по болезни. А есть ребята, которые налету усваивают

материал. Многие кадеты ограничиваются усвоением обязательного уровня знаний по изучаемым

курсам. Другие хотят знать больше, чем заложено «стандартом». Особенности и интересы кадет

являются основанием для индивидуальной работы и дифференциации. Возникла необходимость

использования индивидуального обучения и уровневой дифференциации для развития УУД.

Всю работу построили на следующей теоретической базе: индивидуальный подход в обучении

/Д.Н.Ильин/, выявление индивидуальности каждого ученика через развитие способностей /Ю.К.

Бабанский/, формирование мотивации обучения /А.К. Маркова/, дифференцированный подход в

обучении

через

развитие

интеллектуальных

способностей

/М.Ю.Орлов/,

организация

самостоятельной работы /Л.М.Чередов/.

Обучение самостоятельности является составной частью индивидуальной работы с кадетами.

Главной функцией самостоятельной деятельности является развитие интеллектуальных умений

(анализ, синтез, обобщение, умение выделять главное и так далее), навыков

самоконтроля,

наблюдательности,

а также

формирование

личностных

качеств

кадет.

Процесс

управления

должен

обеспечивать

формирование

УУД

на

уроке

и во

внеурочное

время.

Организовать

деятельность на уроке так, чтобы они сами работали, согласовать коллективный труд

с их

индивидуальными запросами и особенностями через групповые и индивидуальные формы работы

при положительной мотивации к изучаемым предметам. Все это способствует решению основной

задачи обучения – развитию УУД [1].

Результативность

самостоятельной

деятельности

определяется

индивидуальным

и дифференцированным подходом к учащимся в процессе их обучения, так как взаимосвязь всех

видов самостоятельных работ в системе обуславливает прочные знания.

С целью развития мышления, творческих способностей кадет проводим уроки решения задач,

взаимообучения, самообучения. Применяем на уроках различные тренажеры, карточки, опорные

конспекты, таблицы, схемы, образцы выполнения различных заданий, в том числе лабораторных

и практических

работ.

Используем

различные

формы

контроля:

тестирование,

зачёты,

контрольные

и самостоятельные

работы,

которые

развивают

их

умственные

способности

и внимание,

тренируют

память,

вырабатывают

наблюдательность,

способствуют

лучшему

усвоению

и закреплению

знаний.

Для

большей

эффективности

деятельности

особенно

выпускников 11 класса считаем целесообразным применение метапредметных заданий (химия-

математика) при подготовке их к итоговой аттестации на уроке и во внеурочное время. К

сожалению,

кадеты

часто

не

видят

взаимосвязи

между

отдельными

предметами,

а

без

нее

невозможно понять суть многих явлений в природе и обществе. Для нас преподавателей важно,

чтобы ребята поняли, что знания, получаемые при изучении одной дисциплины, облегчают

понимание процессов, изучаемых в других областях. Для решения данной проблемы в своей

практике мы: 1. Скорректировали календарно – тематическое планирование по предметам в

следующих разделах математики и химии «Объемы геометрических тел» и «Строение вещества»,

2. Проводим бинарные уроки «Газообразное состояние вещества» и «Объем цилиндра», «Чистые

вещества и смеси» и «Текстовые задачи на сплавы и процентное содержание». 3. Предлагаем к

решению

метапредметные задания по химии и математике. При разработке метапредметных

заданий

предусматривается

целенаправленная

работа

преподавателей,

система

продуманных

дидактических приемов, способствующих возникновению связей в сознании учащихся. Задания

компетентностно ориентированные.

Определив уровень развития универсальных учебных действий кадет на начало учебного года,

формируемых при выполнении конкретного задания, преподаватели оценивают способность кадет

самостоятельно выбирать способы деятельности, необходимые для достижения поставленной цели

в задании [5]. Нами составлены метапредметные задания по химии и математике разного уровня

сложности, при этом ребята самостоятельно выбирают уровень сложности задачи.

В работе по

развитию УУД, используем адаптивную систему обучения, предусматривающую

высокую индивидуализацию обучения, выходящую за рамки общеобразовательной программы по

предметам

на

профильном

уровне.

Создание

адаптивно

развивающих

условий

на

уроке

помогают сочетать различные формы учебной работы,

а создание в процессе каждого урока

проблемных ситуаций – развивать творческий потенциал каждого кадета.

В работе нами определены следующие этапы:

1.

Определение целей обучения: повышение общего уровня развития кадет; восполнение

пробелов

предшествующего

обучения;

индивидуальная

работа

по

развитию

метапредметных учебных умений и навыков.

2.

Диагностирование

индивидуальных

особенностей

кадет:

определение

параметров

диагностики, создание КИМов, диагностических карт, коррекционных карточек, карточек

с тренинговыми упражнениями. Результаты заносятся в диагностическую карту.

3.

Ликвидация пробелов осуществляется

с помощью коррекционных карточек, которые

разработаны для каждого параметра. Коррекция проводится на уроке и вне его с каждым

учеником

индивидуально

в

форме:

консультация

учителя,

работа

в

паре

с

сильным

учеником,

самостоятельная

работа.

Используются

следующие

виды

самостоятельных

работ:

самостоятельная

работа

с предварительным

разбором,

выполнение

заданий

самостоятельно по образцу, метапредметные задания, тестовые задания с выбором ответа,

выполнение исследовательских работ.

4.

Планирование

работы

с

учетом

индивидуальных

особенностей

учащихся,

организация

деятельности

учащихся: создание

групп

(постоянных,

подвижных,

вариационных),

дифференциация

обучения, применение

карточек

(репродуктивного

характера,

с

вариативными

заданиями,

с

заданиями

для

индивидуальной

работы),

использование

заданий, предусматривающих дифференцированный подход к учащимся и самостоятельные

работы.

Результат

выполнения

заданий

позволяет

прогнозировать

успешность

изучения

кадетами

материала по данной теме и установить уровень усвоения ими базовых задач и навыки решения

задач профильного уровня.

Задача базового уровня (химия): Смесь меди и цинка массой 10 г обработали концентрированным

раствором щелочи. При этом выделилось 22,4 л газа (н.y.). Вычислите массовую долю цинка в

исходной смеси.

Задача профильного уровня (математика): Имеется два сплава. Первый сплав содержит 10% нике-

ля, второй – 30% никеля. Из этих двух сплавов получили третий сплав массой 200 кг, содержащий

25% никеля. На сколько килограммов масса первого сплава меньше массы второго?

Индивидуальный подход осуществляется практически на каждом этапе урока. На этапе введения

нового понятия, работаем со всем классом без деления на группы. Но после того как выполнено

несколько упражнений, кадеты приступают к выполнению дифференцированной самостоятельной

работы. Организация взаимопомощи кадет и помощь преподавателей для ликвидации пробелов и

коррекции знаний, умений и навыков осуществляется на уроке и на индивидуально –групповых

занятиях во вне урочное время. Результат такой работы – постепенное уменьшение пробелов

знаний кадет предшествующего обучения, развитие недостаточно сформированных

навыков,

положительная мотивация к изучению математики и химии, повышение самооценки

и, как

следствие, развитие УУД.

Литература:

1.Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости

школьников ):// М. Просвещение. 2003

2. Ильин Д.Н. Индивидуальный подход в обучении:// М. Просвещение. 1998

3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная

школа/ [сост. Е.С. Савинов].- М.:Просвещение, 2011.-342с.-(Стандарты второго поколения).

4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» - 0-13 Москва: Проспект,

2014.-160с.

5.Унт И.Э. Диагностика исходного уровня знаний учащихся как предпосылка

индивидуализации учебных занятий.//Учен. зап. Горьковского гос. пед. ин-та им.

Н.А.Добролюбова.1998



В раздел образования