Напоминание

Разработка урока обществознания по теме "Потребности человека". 6-й класс


Автор: Оксана Геннадьевна Райку
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя о
Населённый пункт: Аткарск Саратовской области
Наименование материала: Разработка урока
Тема: Разработка урока обществознания по теме "Потребности человека". 6-й класс
Раздел: среднее образование





Назад




Разработка урока обществознания по теме "Потребности человека".

6-й класс

Этот урок входит в раздел «Человек в социальном измерении». Изучение

темы предполагает обращение к социальному опыту учащихся. Очень

важный аспект именно этого занятия – формирование толерантного

отношения к детям с ограниченными возможностями.

На уроке применяются различные формы и методы работы, такие как работа

в группах, индивидуальные задания, работа с текстом.

Учащиеся закрепляют навыки работы с дополнительным материалом, умение

извлекать из текста основную информацию и делать выводы.

Характеристика основных видов деятельности ученика

Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности

человека; показывать их индивидуальный характер

Описывать особые потребности людей с ограниченными

возможностями.

Исследовать несложные практические ситуации, связанные с

проявлениями негативного отношения к детям с ограниченными

возможностями здоровья

План изучения нового материала

1.

Потребности человека – биологические, социальные, духовные.

2.

Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.

3.

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными

возможностями здоровья.

Вариант организации учебной работы

Предлагается урок «открытия» нового знания с различными формами

работы: индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.

Методическое обеспечение:

1.

Конвенция ООН о правах ребенка

2.

Конституция РФ

3.

Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников

под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2014.

4.

Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных

учреждений/под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – М.:

Просвещение, 2015.

5.

Сорокина Е.Н. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс. – М.:

Просвещение, 2015.

Цели и задачи: Способствовать формированию представлений о духовном

м и р е

ч е л о в е к а ,

п о т р е б н о с т я х

к а к

и с т о ч н и к е

а к т и в н о с т и

человека;познакомить учащихся с ролью и значением потребностей в жизни

человека;

дать

представление

о

классификации

потребностей;

показать

противоречивость

влияния

потребностей

на

жизнь

личности;

обсудить

проблему

духовного

мира

человека;

выделить

характерные

черты

мыслительного и чувственного мира человека; способствовать воспитанию у

учащихся понимания здорового образа жизни, отрицательного отношения к

курению, алкоголизму, наркомании.

Планируемые результаты:

Предметные

Научатся: различать

виды

потребностей;

классифицировать, раскрывать

основные черты духовного мира человека; оценивать действия человека.

Получат

возможность

научиться:

работать

с

текстом

учебника;

анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное

мнение, суждения; применять полученные знания и умения.

Метапредметные УУД

Познавательные:

самостоятельно

выделять

и

формулировать

цели;

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления,

давать определения понятиям.

Коммуникативные:

участвуют

в

коллективном

обсуждении

проблем;

обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.

Регулятивные: ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.

Личностные

УУД:

оценивать

собственную

учебную

деятельность,

свои

достижения; анализировать и характеризовать эмоциональное состояние и

чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля.

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Мотивационно-целевой этап.

На прошлых 2-х уроках мы с вами изучали деятельность и ее виды.

Давай вспомним то, о чем мы с вами говорили.

1.

Интерактивное

тестирование «Человек

и

его

деятельность.

Контроль»

2.

Работа с притчей «Два дровосека». Два дровосека как-то поспорили,

кто из них нарубит больше леса. С утра мужчины разошлись по своим

позициям. Поначалу они работали в одном темпе. Но через час один из

них услышал, как второй перестал рубить дерево. Поняв, что это его

шанс, первый лесоруб удвоил свои усилия. Прошло десять минут, и он

услышал, что второй дровосек снова принялся за работу. И снова они

работали почти синхронно, как вдруг первый лесоруб опять услышал,

как

его

противник

снова

остановился.

Вновь

дровосек

обрадовано

принялся за работу, уже ощущая запах победы.

И так продолжалось целый день. Каждый час один из лесорубов

останавливался на десять минут, а второй продолжал работу. Когда

время истекло, тот, что работал не переставая, был совершенно уверен

— приз у него в кармане. Каково же было его удивление, когда он узнал,

что ошибся.

— Как это получилось? — спросил он своего напарника. —

Каждый час я слышал, как ты на десять минут прекращаешь работу. Как

ты умудрился нарубить больше дерева, чем я? Это невозможно!

— На самом деле всё очень просто, — прямо ответил тот. —

Каждый час я останавливался на десять минут. И в то время, как ты

продолжал рубить лес, я точил свой топор.

Сформулируйте мораль этой притчи. Объясните, в чем ошибка

второго дровосека.

3.

На

прошлых

уроках

мы

разбирали

с

вами

структуру

деятельности.

Давайте вспомним ее, давая пояснения каждому элементу деятельности.

4.

А теперь, глядя на структуру деятельности, ответьте мне вопрос: можно

ли считать компьютерные игры видом деятельности? Какова цель игры

в компьютер, ее средства, результаты?

Итак, сегодня мы с вами будем говорить о мотивах человеческой

деятельности, а точнее о потребностях человека.

Тема урока «Потребности человека».

Подумайте,

какие

вопросы

бы

вы

поставили

перед

собой,

чтобы

раскрыть тему урока?

План урока:

1. Что такое потребность.

2. Какие бывают потребности.

3. Истинные и ложные потребности.

III. Введение в новый материал.

Обратимся к рубрике «Обсудим вместе» (§4, с.33). Почему описанная в

рубрике ситуация выглядит неправдоподобной?

Ответ учащихся: человек всегда к чему-то стремится, чего-то желает,

что-то делает для осуществления своих желаний.

IV. Работа по теме урока.

1. Человеку постоянно чего-то не хватает, т.е. люди постоянно в чем-то

нуждаются. Потребность – осознаваемая нужда в чем-либо. Как вы думаете,

отчего у человека появляются потребности?

Ответы учащихся: человек испытывает дискомфорт (как физический,

так и психологический), неудовлетворенность.

Каковы

потребности

человека?

Можно

ли

ответить

на

вопрос,

что

человеку нужно? Ведь у каждого есть свои желания: одному нужна книга,

другому – плеер, третьему – компьютер. Кстати, я предлагаю вам задуматься

над вопросом: а почему ни у кого нет потребности, например, получить в

подарок каменный топор?

Ответы учащихся: потому что он сегодня никому не нужен.

А

представим

себе

первобытного

человека.

Он

бы

наверняка

обрадовался такому подарку, потому что он был в числе самых необходимых

предметов и изготовить его было очень трудно. А могла ли у первобытного

человека возникнуть потребность в мобильном телефоне?

Ответы учащихся: нет, потому что он и представить себе не мог такие

вещи.

Значит, мы можем с вами сделать очень важный вывод: потребности

человека не могут быть одинаковыми во все времена. Они меняются с

течением времени и зависят от условий, в которых живут люди, от уровня

развития хозяйства, техники, науки и т.д. Потребности животных носят более

или менее стабильный характер и ограничены биологическими нуждами;

потребности же человека всё время множатся и изменяются в течение его

жизни: человеческое общество создаёт у людей потребности, которых не

было у предыдущих поколений.

А какие потребности есть у вас?

Ответы

учащихся.

(Учитель

записывает

ответы

на

доске

в

виде

кластера).

Этот небольшой опыт убедил нас в том, что потребностей у человека

огромное количество. Истоки любой потребности лежат в ощущении

нужды в чем-то.

Пример с древнегреческим философом Фалесом доказывает это.

Философ много путешествовал, растратил все свои деньги и жил

небогато, занимаясь исследованиями явлений природы. Он учил, что

человеку нужна мудрость, а не деньги. «Ты поучаешь людей, а сам живешь в

бедности», - говорили ему сограждане. Тогда Фалес взял в долг денег и

скупил все маслобойни в городе. По его прогнозам, должен был быть

необычайно большой урожай маслин. Прогноз оправдался, и Фалес за одну

осень заработал целое состояние. Тем самым он доказал, что если бы его

интересовали деньги, он со своими знаниями и умом мог бы стать

богатейшим человеком.

2. И поэтому я, предлагая вам сейчас систематизировать потребности,

т.е. объединить в группы, в первую очередь ответить на вопрос: какие

именно желания рождают потребности иметь то или иное?

В

первую

очередь

выделяют биологические

(материальные)

потребности

это

потребности,

связанные

с

физическим

выживанием:

потребности в пище, воде, жилище, защите от неблагоприятных явлений

природы,

отдыхе,

сне.

Но

обратите

внимание,

что

и

эти

первичные

физиологические

потребности «очеловечены»:

человек

не

будет

рвать

зубами

сырое

мясо,

если

имеет

возможность

приготовить

его

и

съесть,

воспользовавшись

столовыми

приборами,

он

не

будет

при

обычных

обстоятельствах пить из лужи, т.е. ему нужны и другие необходимые условия

удовлетворения этих потребностей.

Теперь давайте перейдем к следующей группе потребностей, и чтобы

выделить их, я предлагаю вам посмотреть притчу «Про воробья».

Так в чем еще испытывает нужду человек?

Ответы учащихся.

Все эти потребности можно объединить в одну группу – социальные

потребности, т.к. они возникают только в обществе, и туда входят жажда

дружбы, привязанности, общения, заботы, понимания.

А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке (шагаем на месте)

Круг почета пробежать (бег на месте),

Или тяжести поднять (сгибание и разгибание рук)

Сделать вдох и сделать выдох (вдох-выдох)

Сделать выдох, сделать вдох (выдох-вдох)

Будь атлет всегда готов! (аплодисменты)

Для выяснения третьей группы потребностей я предлагаю вам обратиться к

тексту

учебника

рубрики «Жил

на

свете

человек»

на

стр.35.

Читая

дополнительный

материал,

подумайте, что

заставляло

Шампольона

действовать? Что именно сделало его счастливым?

Ответы учащихся.

Таким образом, мы можем выделить третью группу потребностей –

духовные потребности: потребности в знаниях, в творческой деятельности,

создании прекрасного, самореализации.

Это деление потребностей условное, потому что кто-то одевает одежду

для тепла, а кто-то для подтверждения своего статуса в обществе и тогда эта

потребность

становиться

уже

не

материальной,

а

социальной.

И

таких

примеров

можно

привести

множество.

Т.е.

классифицируя

потребности

всегда надо помнить о тех мотивах, которые движут людьми.

Давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили виды потребностей. В

этом нам поможет своеобразная игра. Я буду зачитывать вам строчки из

разных стихотворений, а вы должны назвать потребности, описанные в них.

1.

Я сижу, болею,

Сам себя жалею

А. Барто

(потребность в медицинской помощи – социальные потребности)

2.

В коридоре, в классе ли

Всюду стены красили,

Терли краску, терли мел,

Каждый делал, что умел.

А. Барто

(потребность в ремонте – материальная потребность)

3.

Вот уже стоит Егорка

У доски с мелком в руке,

Вот и первая пятерка

У Егорки в дневнике.

С. Михалков

(потребность в образовании – духовная потребность)

4.

Муха, Муха-цокотуха,

Позолоченное брюхо.

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар.

К. Чуковский

(потребность в покупке посуды – материальная потребность)

5.

Ест на завтрак яйца всмятку,

Пять картофельных котлет,

Два стакана простокваши

И тарелку манной каши –

Каша тоже не во вред!

С. Михалков

(потребность в пище –биологическая потребность)

6.

У далекой

У заставы

Часовой в лесу не спит.

Он стоит –

Над ним зарницы,

Он глядит на облака:

Над его ружьем границу

Переходят облака.

С. Михалков

( потребность в безопасности – социальные потребности)

7.

Сделать хотел грозу,

А получил козу,

Розовую козу

С желтою полосой.

Л. Дербенев

(потребность в творчестве – духовная потребность)

3. У всесторонне развитого человека представлены все потребности.

Где

же

пределы

наших

потребностей

и

могут

ли

они

быть

удовлетворены

полностью?

Почему

потребности

одного

человека

удовлетворяются в большей степени, чем потребности другого?

Вспомните сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке»: сначала старухе

понадобилось новое корыто, затем – изба, далее она пожелала стать

столбовою дворянкой, потом потребовала, чтобы рыбка сделала ее царицей, а

когда она получила все это, то захотела стать владычицей морскою.

Некоторые люди подобны этой старухе, для них существует лишь слово

«хочу»! Между тем думающие люди давно поняли, что потребности человека

должны быть разумными.

Разумные потребности предполагают понимание того, что возможности

их удовлетворения человеком ограничены, и они не должны противоречить

нравственным

правилам

общества

и

способствовать

развитию

лучших

человеческих

качеств.

Такие

потребности

называют истинными.

К

ним

относят

потребности

в

еде,

одежде,

сне,

жилье,

безопасности.

Но

если

человек не имеет жизненных ценностей или эти ценности неустойчивы, то он

очень

часто

заменяет

свои

потребности

в

общении,

саморазвитии

и

т.д.

ложными потребностями. Об этом виде потребностей не сказано в учебнике,

и я бы хотела вам рассказать о них особо. Как вы думаете, ребята, что

скрывается за этими словами?

Ответы учащихся.

Ложные потребности – это потребности, в которых человек не

нуждается, но от которых он в силу ряда причин попадает в зависимость.

Это вредные привычки (курение, алкогольная зависимость),

употребление наркотиков, зависимость от интернета, компьютерных игр и

телевидения. Если кто-то из вас, ребята, уже имеет одну из

вышеперечисленных зависимостей, то это очень плохо. Ведь ложные

потребности усваиваются людьми быстрее, чем социальные и духовные,

пользы не приносят никакой, а вот избавится от них бывает очень сложно.

«Ложные потребности человека и их последствия для общества»,

презентация, подготовленная группой обучающихся.

Наверное, единственный вывод, который мы можем сделать -

Остерегайтесь ложных потребностей!

IV. Закрепление изученного материала.

Интерактивное тестирование «Потребности человека. Контроль»

V. Подведение итогов урока.

Итак, мы можем с вами сделать вывод: удовлетворение потребностей –

это цель любой деятельности человека. Он работает, чтобы обеспечить себе

питание, отдых, развлечения. Даже действия, на первый взгляд не

приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины.

Человек без потребностей мертв!

VI. Рефлексия.

Игра «Гора успеха». На доске карточка с изображением горы. Если вы

считаете, что хорошо усвоили материал на уроке, разобрались в изученной

теме, то нарисуйте себя на вершине горы. Если осталось что-то неясно,

нарисуйте себя ниже, а слева или справа решите сами.

VII. Домашнее задание.

§ 4, стр.33-36. Ответить на вопросы 1-3 рубрики. В рабочей тетради

выполнить на выбор задания 5,6 к § 4.



В раздел образования