Автор: Иренкова Марина Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Центр развития ребенка - детский сад № 1
Населённый пункт: город Коломна, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: "Театрализованные игры как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".
Раздел: дошкольное образование
Статья
«Театрализованные игры как средство развития творческих
способностей детей дошкольного возраста»
Аннотация.
В
статье
рассматривается
значение
театрализованной
деятельности в педагогическом процессе ДОУ. Наряду с самим понятием
«творчество»
статья
раскрывает
значение
театрализованных
игр
для
развития
творческих
способностей
детей,
обосновывая
при
этом
роль
педагога и родителей в этом процессе.
Ключевые
слова:
ФГОС,
дошкольное
образование,
творчество,
творческие способности, театрализованная деятельность, театрализованная
игра.
Развитие творческой личности ребенка обусловлено заказом общества.
Но что такое творчество в его исходном понимании? Творчество – это
только умение рисовать, петь и танцевать. Творчество - это более глобальное
понятие, представляющее собой созидающую деятельность.
Исходя из этого, творческая личность - это человек, готовый к такой
деятельности и занимающейся ей. Личность, которая создает нечто новое в
процессе занятия чем - либо.
ФГОС
ДО
призывает
нас
к
воспитанию
всесторонне
развитой
личности
ребенка
–
дошкольника.
Такая
личность
немыслима
без
творческого
начала.
Именно
поэтому
воспитатели
озадачены
проблемой
поиска средств для развития творческих способностей детей. На самом деле
их не мало, но среди этого многообразия особое место следует уделить
театрализованной деятельности. Да, этот вид деятельности сопровождает
дошколят испокон веку, но и в условиях нового федерального стандарта она
не теряет своей
актуальности. Театрализованной деятельности отводится
особое место в педагогическом процессе. Именно в ней совершенствуется
речь,
формируется
ее
интонационная
выразительность,
расширяется
мировоззрение, развиваются интеллектуальные и творческие способности.
Театр
–
это
прекрасное
средство
приобщения
подрастающего
поколения к миру, человеческим взаимоотношениям. Образно говоря, это
тот самый «золотой ключик», который поможет изменить мир к лучшему.
Этот волшебный мир завоевал сердца не только взрослых, он стал
объектом пристального внимания детей всех времен и народов. И это не
удивительно! Ведь ребенок видит все в особом свете, он наполовину живет в
воображаемом, сказочном мире, активно действует в нем, преобразовывает
его и себя. Благодаря театрализованной деятельности, дети учатся замечать в
окружающем
их
пространстве
интересные
идеи,
работать
над
их
воплощением, создавать свой неповторимый образ. Все это благотворно
влияет на развитие творческого воображения, ассоциативного мышления,
эмоцинально – волевой сферы. Неспособность детей определять границы
настоящего и происходящего на сцене позволяет действовать в атмосфере
абсолютного доверия, что благотворно влияет на все стороны личности
ребенка.
Театрализованная игра – один из самых
популярных и любимых
детьми
видов
детского
творчества.
По
сути
она
представляет
собой
разыгрывание
в
лицах
литературных
произведений
(сказки,
рассказы,
специально написанные инсценировки).
Сначала детям предлагается готовый материал, но со временем они
начинают
проявлять
инициативу
и
творчество,
которое
выражается
в
самостоятельном
сочинении
стихов,
введении
необычных
персонажей
и
новых
сюжетных
линий.
Интенсивное
развитие
театрализованной
деятельности начинается в старшем дошкольном возрасте.
Конечно, не обойтись и без грамотного руководства педагога. Как
правило, подготовка к театрализованной игре проходит в несколько этапов.
1. Знакомство с художественным произведением.
От того, насколько ярка и эмоциональна речь педагога, насколько
развит
его
творческий
потенциал,
зависит
и
восприятие
детьми
произведения. Наводящие вопросы помогут детям понять его смысл, глубже
прочувствовать каждого героя, понять свое отношение к тому или иному
персонажу, проанализировать довольно сложные ситуации, сделать выводы
и обобщения.
2. По окончанию беседы следует вновь вернуться к произведению и
предложить детям воспроизвести его содержание. При этом не имеет смысла
пересказывать текст дословно, важнее передать смысл при помощи средств
выразительности:
во
2-й
младшей
группе
-
имитация
характерных
движений
сказочных животных;
в средней группе – имитация интонации, мимики, пантомимы;
в старшей группе - исполнительские умения;
в
подготовительной
группе
-
в
этом
возрасте
детям
предоставляется
свобода
в
передаче
образов
героев,
в
выборе
выразительных речевых и пантомимических действий.
При
этом
воспитатель
может
помочь
детям
путем
подбора
музыкальных произведений, атрибутов для обеспечения полноты образа.
Так, ненавязчиво у детей развивается воображение, фантазия, способность к
перевоплощению. Дети
ст ановят ся
более
р а с к р е п о щ е н н ы м и ,
общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их
публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Развитие театрализованной деятельности в детском саду – процесс
д л и т е л ь н ы й ,
к о т о р ы й
п р е д п о л а г а е т
у ч а с т и е
р о д и т е л е й
воспитанников. Первостепенной
задачей
является
педагогиче ское
просвещение родителей по вопросам развития творческих способностей
д е т е й . Важно
заинтересовать
семью
воспитанников
возможностями
театрализованных игр, показать их значимость, научить приемам развития
творческих
способностей
посредством
небольших
драматизаций
в
домашних
условиях. Активизировать
интерес
родителей
могут
помочь
следующие формы работы:
- информационная поддержка (консультации, буклеты, памятки);
- мастер – классы;
- тематические вечера;
- совместные походы в театр;
-
привлечение
к
организации
праздников:
исполнению
ролей,
подготовке атрибутов, изготовлению декораций и костюмов.
Подводя итоги вышесказанному, тандем педагогов и родителей по
развитию у детей творческих способностей средствами театрализованной
деятельности
–
важное
условие
на
пути
к
реализации
запросов
современного общества. Театрализованные игры зарекомендовали себя как
сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует
себя во время игры раскованно и свободно.
Список использованной литературы
1.
Л.
В.
Артемова
«Театрализованные
игры
дошкольников»,
Москва,
«Посвещение», 2009 г.
2.
Н. Алексеевская «Домашний театр», Москва, «Лист», 2000г.
3.
А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду». 2005 г.
4.
Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». 2008 г.
5.
В. И. Мирясова «Играем в театр», Москва, «Гном-Пресс», 2004 г.