Автор: Льянова Залина Казбековна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ СОШ №2
Населённый пункт: город Алагир
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение мхов.
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока № 44
Учитель: Льянова Залина Казбековна
Класс: 7
Автор УМК: И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко
Тема урока: Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение мхов.
Задачи:
Образовательные:
Изучить признаки отдела Моховидные, расширить представления учеников о живой природе
Дать предоставление учащимися о возможности получения практической информации по теме «Мхи»; знакомство с особенностями
жизнедеятельности, распространенности и экологической роли мхов;
Обеспечение практической направленности учебного процесса.
Воспитательные:
знакомство с биологическим разнообразием мхов и их эстетическое значение;
воспитание бережного отношения ко мхам, как части экологической обстановки в данной местности
воспитание чувства любви к Родине
Развивающие:
Развивать учебные навыки по поиску и систематизации информации, умения перерабатывать полученную информацию и представлять ее
графически. Развивать внимание, память.
Планируемые результаты:
Личностные:
Соблюдать правила поведения на уроке, мотивировать свои действия, проявлять терпение и доброжелательность, сравнивать разные точки
зрения, применять правила делового сотрудничества.
Предметные:
Знать: строение и жизнедеятельность мхов, их отличие от водорослей, значение в природе и жизни человека.; Уметь: делать выводы,
ориентироваться в тексте учебника, работать с таблицами, дополнительной литературой, выслушивать чужое мнение.;
Метапредметные:
Умение ставить цели, достигать их с помощью планирования своей деятельности, оценивать свою деятельность в процессе изучения,
корректировать работу на уроке в случае необходимости.; Учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, включая умения
наблюдать за мхами , классифицировать их, определяя принадлежность биологических объектов к отделу Моховидные; учатся работать с
разными источниками информации, находить информацию, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках.;
Межпредметные связи:
Формы деятельности:фронтальная; индивидуальная; парная
Формы обучения:беседа; лабораторная работа; исследования
Оборудование: учебник; презентация в программе SMART для интерактивной доски; интерактивная доска; раздаточный материал
Тип урока:
II. Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Цель:Формирование применения усваиваемых знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Личностные УУД
Познавательные
УУД
Коммуникативные
УУД
Регулятивные
УУД
II. Орг. этап
1.Организовать класс на работу,
создать рабочую доброжелательную,
атмосферу
2.Сконцентрировать внимание
учащихся на эффективное проведение
урока.
3.Отметить отсутствующих на уроке
4.Инструктаж по работе на уроке
Работать мы будем с рабочими
листами, которые находятся у вас на
столах у каждого ,с гербарием
Самоопределение
формулирование
познавательной
цели
мотивация учения,
формирование
основ гражданской
идентичности
личности
Целеполагание
Прогнозирование
III. Проверка
домашнего
задания,
воспроизведе
ние и
коррекция
опорных
знаний
учащихся.
Актуализация
знаний
1)Расположите систематические
категории в порядке возрастания
2 Расположите водоросли, объясните
своё решение (ученик должен
поместить рисунки водорослей на
разной глубине).
- Почему водоросли имеют разную
окраску?
Обоснуйте свой ответ.
Мы изучили особенности строения,
процессов жизнедеятельности,
многообразие низших растений.
- Назовите признаки подцарства
Низших растений.
- Какие отделы относятся к низшим
растениям?
- Распределите растения по отделам –
Бурые водоросли и Зелёные водоросли
• Коллекция водорослей – флэш-
анимация
Осознавать единство и
целостность
окружающего мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на основе
достижений науки. •
Постепенно выстраивать
собственное целостное
мировоззрение. •
Осознавать потребность
и готовность к
самообразованию, в том
числе и в рамках
самостоятельной
деятельности вне школы.
• Формировать
экологическое
мышление:
установление
причинно-
следственных
связей
выбор оснований
и критериев для
сравнения,
сериации,
классификации
объектов
построение
логической цепи
рассуждений
Прогнозирование
Контроль
IV. Постановка
цели и задачи
урока.
Мотивация
учебной
деятельности
учащихся.
10 слайд
Великий ученый Альберт Эйнштейн
как-то сказал: «Есть два способа
прожить свою жизнь. Первый – так,
как будто чудес не бывает. Второй –
так, как будто все на свете является
чудом». За этим чудом мы отправимся
на болото
11 слайд
Я болотная царица,
И, хотя кругом водица,
Топи, мошка и трясина,
Нужно все, необходимо.
Без болота не смогли бы,
Даже с помощью огнива,
Дома, в тихий зимний час,
Развести огонь подчас
Во все щели, задувая,
Ветер нас пронзил насквозь.
Рана рваная случайно
Загноилась. И, небось,
Не на луг, а на болото
Вы пошли бы в тот же час.
А зачем? Так, я надеюсь,
Все узнаю я от вас.
Самоопределение
Осознавать единство и
целостность
окружающего мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на основе
достижений науки. •
Постепенно выстраивать
собственное целостное
мировоззрение. •
Осознавать потребность
и готовность к
самообразованию, в том
числе и в рамках
самостоятельной
деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные
ситуации с точки зрения
безопасного образа
жизни и сохранения
здоровья. • Оценивать
экологический риск
взаимоотношений
человека и природы. •
Формировать
экологическое
мышление: умение
оценивать свою
деятельность и поступки
других людей с точки
зрения сохранения
окружающей среды –
гаранта жизни и
благополучия людей на
Земле.
формулирование
познавательной
цели
построение
логической цепи
рассуждений
анализ с целью
выделения
признаков
(существенных,
несущественных
)
Самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе (определять
общие цели,
распределять роли,
договариваться друг
с другом и т.д.).
Целеполагание
Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
учебную
проблему,
определять цель
учебной
деятельности,
выбирать тему
проекта. •
Выдвигать
версии решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат,
выбирать из
предложенных и
искать
самостоятельно
средства
достижения
цели. • Работая
по плану, сверять
свои действия с
целью и, при
необходимости,
исправлять
ошибки
самостоятельно.
V. Формирова
ние
первоначальн
ых
предметных
навыков,
овладение
предметными
умениями
1. Места обитания
Работа с текстом учебника
Обсуждение.
– В какой природной зоне не бывает
мхов? Почему?.
2.Строение мхов
Мини-лабораторная работа с
микроскопами и живыми
экземплярами мха
3. Знакомство с разнообразием
Заполнение сравнительной таблицы,
работа с гербариями.
– Приведите примеры мхов?
– Какие наиболее распространены в
наших лесах?
– По каким признакам их можно
сравнить?
4.Самооценка и взаимооценка по мини
лабораторной.
5 Размножение мхов
6. Значение в природе и жизни
человека
– Для чего нужны мхи? (проблемный
вопрос)
– Что такое торф? Как его можно
использовать? Почему опасны пожары
торфяников?
– Однажды при разработке торфа был
найден хорошо сохранившейся рыцарь
в доспехах. Как это можно объяснить?
Загадка-стихотворение
Осознавать единство и
целостность
окружающего мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на основе
достижений науки. •
Постепенно выстраивать
собственное целостное
мировоззрение. •
Осознавать потребность
и готовность к
самообразованию, в том
числе и в рамках
самостоятельной
деятельности вне школы.
• Оценивать жизненные
ситуации с точки зрения
безопасного образа
жизни и сохранения
здоровья. • Оценивать
экологический риск
взаимоотношений
человека и природы. •
Формировать
экологическое
мышление: умение
оценивать свою
деятельность и поступки
других людей с точки
зрения сохранения
окружающей среды –
гаранта жизни и
благополучия людей на
Земле.
формулирование
познавательной
цели
Сформировать
умение
ориентироваться
в учебнике,
находить и
использовать
нужную
информацию.
Сформировать
умение
анализировать,
сравнивать,
классифицироват
ь и обобщать
факты и явления.
Сформировать
умение
вычитывать все
уровни
текстовой
информации,
использовать
различные виды
чтения
(изучающее,
просмотровое,
ознакомительное
, поисковое).
Сформировать
умение создавать
модели с
выделением
существенных
характеристик
объектов.
«какое значение,
смысл имеет для
меня учение», и
уметь находить
ответ на него
мотивация учения,
формирование
основ гражданской
идентичности
личности
Самостоятельно
организовывать
учебное
взаимодействие в
группе (определять
общие цели,
распределять роли,
договариваться друг
с другом и т.д.).
оценивание
усваиваемого
содержания, исходя
из социальных и
личностных
ценностей,
обеспечивающее
личностный
моральный выбор
Целеполагание
Самостоятельно
обнаруживать и
формулировать
учебную проблему,
определять цель
учебной
деятельности,
выбирать тему
проекта. •
Выдвигать версии
решения
проблемы,
осознавать
конечный
результат,
выбирать из
предложенных и
искать
самостоятельно
средства
достижения цели. •
Работая по плану,
сверять свои
действия с целью
и, при
необходимости,
исправлять
ошибки
самостоятельно. •
В диалоге с
учителем
самостоятельно
выработанные
критерии оценки.
VI. Информаци
я о домашнем
задании,
инструктаж
по его
выполнению
1) Изучить в учебнике параграф 38,
ответить на вопросы
2) Подготовить сообщение, кроссворд,
презентацию.
Смыслообразования
проявление позитивного
эмоционального заряда
обучающихся,
направленного на
осознание единства и
целостности
окружающего мира,
возможности его
познаваемости и
объяснимости на основе
достижений науки. •
Коррекция
Планирование
VII. Рефлексия
(подведение
итогов
занятия)
– Скажите ребята, вам понравился
урок? А что понравилось больше
всего?
– Перед вами лежит лист
самооценки .Заполните его и сдайте
учителю
Нравственно-этического
оценивания
Самоопределение
Постепенно выстраивать
собственное целостное
мировоззрение. •
Оценка
Самооценка
Контроль-
самоконтроль
В диалоге с
учителем
совершенствовать
самостоятельно
выработанные
критерии оценки.
ФАМИЛИЯ__________________ Лабораторная работа
Тема « Строение мха кукушкин лен и сфагнума »
Цель: ___________________________________________
Ход работы
Задание 1. Подпишите строение мха кукушкин лен
Задание 2. Определите внутреннее строение мха сфагнум
1
Задание 3 .Дайте определения терминам:
Гаметофит мха это _______________________________
Спорофит мха это______________________________
Задание 4. Заполни схему
Значение мхов
Оценочный лист
Работа с микроскопом (3
БАЛЛА)
Все правильно, четко -3 балла
Есть ошибки, нечетко -2 балла
Плохо настроено -1 балл
Не настроено -0 баллов
1) Самооценка _____________
2)Взаимооценка ____________
3) Оценка учителя___________
«ВЫБЕРИ ВЕРНОЕ
УТВЕРЖДЕНИЕ»
1.Я сам не смог
справиться с
затруднением;
2) У меня не было
затруднений;
3) Я только слушал
предложения других;
4) Я выдвигал идеи
Самооценка за урок
____________
5
Строение мха кукушкин лен
1_____________________
2____________________
3_________________
4_________________
5___________________
6____________________
7____________________
3
2
1
7
6
4
1._____________________
2._____________________
2