Автор: Санкина Светлана Владимировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 262"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: "Использование детских тренажеров, как эффективного средства развития физических качеств"
Тема: Использование детских тренажеров в ДОУ
Раздел: дошкольное образование
Использование детских тренажеров, как эффективного средства развития физических
качеств
Одним из актуальных социальных вопросов в настоящее время является охрана и
укрепление здоровья подрастающего поколения. Фундамент здоровья и формирования
тела закладывается уже в дошкольном возрасте. Главной целью физического воспитания в
дошкольном учреждении является удовлетворение естественной биологической
потребности детей в движении, достижение оптимального уровня здоровья и
всестороннего двигательного развития. А достижение этой цели невозможно без
постоянного поиска новых эффективных и разнообразных форм физкультурно-
оздоровительной работы.
Быстроразвивающиеся технологии, современные условия жизни и образования
предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников, к
их общекультурной готовности, особенно в период подготовки к школьному обучению.
Поэтому в качестве одной из эффективных и современных форм физкультурно-
оздоровительной работы в дошкольном учреждении являются занятия с использованием
тренажеров.
Наиболее целесообразны и полезны занятия с использованием тренажеров для детей
старшего дошкольного возраста. К этому времени дети достаточно хорошо владеют
сложными видами движений и способами их выполнения. В этом возрасте интенсивно
развивается опорно-двигательный аппарат, повышаются адаптационные возможности
сердечно-сосудистой и дыхательной систем к физическим нагрузкам.
Современные тренажеры можно разделить на физкультурно-оздоровительные,
спортивные, лечебные и производственно-технические. В детском саду мы используем
физкультурно-оздоровительные тренажеры, которые при систематическом использовании
являются надежным средством профилактики гиподинамии и гипокинезии у детей. В
зависимости от конструкции тренажера и, следовательно, от структуры и характера самого
движения, на нем оказывается возможным развивать преимущественно то или другое
двигательное качество.
Применение тренажеров позволяет обеспечить формирование у детей правильных
представлений о технике сложных двигательных действий. Кроме того, оно обеспечивает
предварительное развитие двигательных качеств, определяющих успешность их
выполнения. Велико значение тренажеров на занятиях и в индивидуальной работе с
отстающими детьми, а также для повышения двигательной активности детей в их
самостоятельной деятельности, которая составляет около 70% от времени пребывания в
дошкольном учреждении. Сейчас в детских садах спортивные залы активно
обеспечиваются различными тренажерами. Разрабатываются специальные комплексы
упражнений на них в зависимости от цели занятий. Это помогает разнообразить
физкультурные занятия и усиливать двигательную активность ребенка.
Применение в работе с детьми простейших тренажеров – закономерный этап
совершенствования системы использования различных предметов-ограничителей с целью
коррекции выполнения движений, дифференцирования мышечных ощущений.
Тренажерные устройства привлекательны также тем, что в значительной степени
способствуют всестороннему развитию ребенка: повышают интерес к физическим
упражнениям, активизируют познавательную деятельность дошкольника, побуждают
детское творчество, развивают интеллект, формируют организованность, умение бережно
обращаться с учебными пособиями.
Виды тренажеров, используемых в работе с дошкольниками: простейшие тренажеры
и сложного устройства. Простейшие тренажеры удобны в использовании: они не
занимают много места, их можно переносить из одного помещения в другое.
Тренажеры простейшего типа:
· Гимнастический ролик.
· Диск здоровья.
· Детские гантели, гири.
· Коврик массажный.
· Детский эспандер.
· Массажер «Колибри».
· Малый мяч – массажер.
· Большой мяч – массажер.
· Резиновое кольцо.
· Гимнастические мячи.
Тренажеры сложного устройства:
. Велотренажер «Велосипед».
· Мини – твист.
· Мини – степпер.
· Мини – батут.
· Силовой тренажер.
· Бегущая по волнам.
· Гребля.
· Наездник.
· Беговая дорожка.
· Скамья.
· Тяга верхняя.
· Тяга нижняя.
· Жим ногами (машина).
· Брусья опорные.
Детский велотренажер – прекрасная возможность для тренировки сердечно-
сосудистой и дыхательных систем, развивает у детей выносливость.
Детский тренажер батут доставляет уйму радости детям и при этом развивает все
группы мышц, а также вестибулярный аппарат, улучшается кровообращение, повышается
иммунитет.
Упражнения на степпере одновременно укрепляют ноги и позволяют улучшать общую
координацию. Независимые друг от друга педали имитируют восхождение по лестнице.
Беговая дорожка - тренажёр предназначенный для улучшения работы сердечно–
сосудистой и дыхательной систем, на развития координации движений, для укрепления
разных мышц ног, развития выносливости.
Тренажер наездник - детский аэробный тренажер для проведения тренировок в
игровой форме. Укрепляет сердечно-сосудистую систему, позволяет активно развивать
мышцы спины (от шеи до поясницы), ног, плечевого пояса и пресса.
Противопоказания для использования тренажеров:
К занятиям на оздоровительных тренажерах допускаются практически все дети,
посещающие ДОУ. Абсолютными противопоказаниями для занятий с использованием
тренажеров являются:
Хронические и острые заболевания почек, органов дыхания, большинство пороков сердца,
значительная близорукость с изменением глазного дна.
Рекомендации по использованию тренажёров:
1. Тренажеры могут быть использованы в основной организованной деятельности и в
самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом уровня их физической
подготовки и индивидуальных возможностей.
2. Начиная упражнения на тренажерах, следует постепенно переходить от самых простых
к более сложным упражнениям.
3. Важно чередовать упражнения так, чтобы нагрузка в движениях, идущих друг за
другом, не приходилась на одни и те же группы мышц.
4. В процессе выполнения упражнений необходимо следить за состоянием самочувствия
детей, не допускать перегрузок. Дозировку упражнений выбирать, исходя из степени
тренированности организма.
5. С целью воспитания самостоятельности и активности целесообразно предлагать детям
самим придумывать упражнения на тренажере, исходя из их физических возможностей и
уровня двигательных навыков.
Польза от занятий на детских тренажерах очень велика. Для дошкольников
упражнения на тренажерах способствуют укреплению мышц и улучшению координации,
это прекрасный способ получить дополнительную разрядку и улучшить сон, хороший
метод «переключения» видов деятельности и снятия нервных нагрузок.