Автор: Шойжонимаева Сэсэгма Дабасамбуевна
Должность: учитель бурятского языка
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №84
Населённый пункт: г. Улан–Удэ, республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Знакомство с государственной символикой
Раздел: дошкольное образование
Знакомство с государственной символикой
Ц ел ь
за ня т и я : формирование
представлений
о
функциональном
назначении герба.
Наглядные
пособия
и
материалы: монеты
советского
периода
и
современные
российские,
монеты
зарубежных
стран,
бланки
с
гербовой
печатью, удостоверения, дипломы, гербовая бумага, рисунки с изображением
герба России, Бурятии, родного города.
Занятие проводится в форме беседы: вопросы педагога, обсуждение,
подведение итогов, выводы.
Ход
занятия.
Все страны мира, все государства, существующие на земле, имеют свои
гербы и флаги.
Герб — это отличительный знак страны. Есть слова, которые имеют
похожее значение — «эмблема», «символ».
Мы можем сказать, что золотой двуглавый орел — эмблема или символ
России.
А Государственный герб Бурятии обрамлён кругом – символом вечности
из 3-х цветовых полос флага, внутри круга волны Байкала и горы. Вверху
герба традиционное соёмбо «луна, солнце, очаг», внизу герба лента хадака –
символ гостеприимства с названием Республики на бурятском и русском
языках. Государственный герб устанавливают на границе. Его помещают на
специальных пограничных столбах и в местах, предназначенных для проезда
на
территорию
нашей
страны.
Гости,
туристы,
предприниматели,
приезжающие из других государств, видят герб — двуглавого орла и бело-
сине-красный флаг на границе Российской Федерации.
Дети рассматривают современные российские монеты.
Можно задать следующие вопросы: «Что изображено на монетах? Как
называются
монеты,
на
которых
изображен
всадник?
Почему
они
так
называются?».
Копье Святого Георгия Победоносца дало название монетке — копейка.
Московские князья, а затем и русские цари использовали печати, чеканили
монеты
с
изображением
всадника,
копьем
поражающего
змея.
Педагог
предлагает
детям
сравнить
современные
рубли
и
копейки,
монетки
со-
ветского
периода
и
зарубежные,
спрашивает:
«Чем
они
похожи,
чем
отличаются?».
Герб нужен государству, чтобы мы могли отличить монеты своей страны
от
иностранных
денежных
знаков.
Необходим
герб
и
для
печатей,
подтверждающих
подлинность
важных
документов.
Кроме
гербов
стран
существуют
гербы
городов.
Даже
люди
могут
иметь
свои
гербы
—
отличительные знаки.
С
течением
времени
происходят
перемены,
страна
разви вается,
изменяется и государственный герб.
В
заключение
можно
предложить
детям
внимательно
рассмотреть
и
описать герб России, Бурятии и родного города.
Образовательная деятельность
«Белый, синий, красный»
Цели
занятия:
• формирование элементарных представлений о происхождении знамен;
• воспитание
эстетического
отношения
к
цветам
российского
и
бурятского флага и знакомство с их символическим значением ;
• речевое
развитие
и
обогащение
словаря (знамя,
стяг,
древко,
полотнище,
навершие).
Наглядные
пособия
и
материалы: рисунки,
иллюстрации
с
изображением
старинных
и
современных
знамен,
русских
и
бурятских
национальных костюмов. Слайды и репродукции живописных произведений:
«Богатыри»
В.М.
Васнецова,
«Александр
Невский»
П.Д.
Корина,
исторических
полотен A.M.
Васнецова
и
др.
Иллюстрации
художников-
графиков В. Семенова, О. Пархаева и др. Произведения живописи и графики
помогут воссоздать колорит исторической эпохи, активизировать внимание
детей.
Занятие можно провести в форме путешествия во времени.
Ход
занятия.
Флаг нашей страны имеет свою историю. Много веков тому назад вместо
флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы,
веток или конский хвост, окрашенный яркой краской. Назывался он стягом.
Главным
назначением
стяга
было
собрать,
«стянуть
к
себе»
воинов
для
защиты своей земли, села или городка. В те времена даже счет войску вели по
количеству стягов, то есть часть войска называлась стягом.
У монголоязычных народов был знаменитый предводитель Чингисхан
его родовое знамя было белого цвета – белый цвет считается почетным,
священным, на полотнище был изображен серый кречет – благословенная у
монголов птица, с знамени привязан пучок хвоста яка – символ силы, 9
кисточек обозначали 9 знатных сподвижников Чингисхана
Потом стяги стали делать из ткани. Косой клин прикрепляли к древку, а
над ним появилось железное навершие — острожник. Древнерусский стяг
имел те же составные части, что и современные флаги, — древко, полотнище
и навершие. Чаще всего стяги были ярко-красного или темно-красного цвета
— червленые или багряные, как называли эти оттенки красного цвета в
старину. Стяг взметался ветром, придавая уверенность и мужество ратникам.
Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них вышивали или
рисовали красками изображения святых — «знамения» («священные знаки»).
Так появилось слово «знамя». Знамена тогда имели различные цвета —
зеленые, желтые, белые, красные. Их украшали богатые узоры. Лики святых,
звезды и кресты блестели золотом и серебром. Иногда для полковых знамен
использовали сочетание белого, синего и красного.
Когда
в
России
правил
царь
Алексей
Михайлович,
прозванный
Тишайшим, по его приказу в подмосковном селе Дединове, что на реке Оке,
начали
строить
несколько
кораблей.
Главный
и
самый
большой
корабль
назвали гордо — «Орел». На его борту разместили двадцать две пушки.
Военный корабль был необходим для защиты торговых судов, плавающих по
реке Волге и Каспийскому морю. А для военного корабля потребовался
опознавательный знак — флаг. Бело-сине-красные флаги и вымпелы этой
небольшой
флотилии
говорили
о
принадлежности
ее
Российскому
государству.
Мы точно не знаем, почему царь остановил свой выбор на сочетании
белого, синего и красного цветов. Возможно, он использовал древний герб
московских
князей:
белый
—
Святой
Георгий
Победоносец,
синий
—
развевающийся плащ всадника, красный — фон, щит герба. Изображение
всадника,
копьем
поражающего
черного
дракона,
означает
победу
справедливости, добра над злом.
И в те времена, и сейчас цвету придается особый смысл. Белый цвет
означает мир и чистоту совести, синий — небо, верность и правду, красный
— огонь и отвагу. Православные христиане видели в расположении полос
знамени
строение
мира.
Вверху
расположен
божественный
мир,
вопло-
щенный в белом небесном свете, ниже — синий небосвод, а под ним — мир
людей, красный цвет.
Белый, синий и красный — цвета, которые издревле почитались на Руси.
Мы
говорим синее
море,
белый
свет,
весна
красна,
красная
девица,
употребляя слово «красный» в значении «красивый».
Красными и синими нитями вышивали русские крестьянки затейливые
узоры на белой ткани.
Да она шила-вышивала тонко бело полотно. Да тонко бело
полотно да бело-бархатное... Она строки строчила красным золотом.
«Строчить
строки»
или
«строчить
письмо»
означало
вышивать.
Вышитыми
тканями
убирали
крестьянское
жилище.
Столы
украшали
скатерти-столешницы. Кровать застилали простыней с узорчатым краем или
прикрепляли к ней широкий подзор. В праздничные дни дом расцвечивали
развешанные вдоль стен, на окнах, на божнице самые красивые полотенца.
Из белых, синих, красных тканей чаще всего шили нарядную одежду.
I
Под тобой, березонька, Не огонь горит,
Не мак цветет -Красные девушки
В хороводе стоят.
Белый,
синий
и
красный
—
цвета,
которые
отвечали
народным
представлениям
о
красоте
окружающего
мира,
добре
и
справедливости.
Видимо, все же не случайно стали они цветами государственного флага
России.
В Республике Бурятия государственный флаг представлен 3 цветами
синим, белым и желтым, которые символизируют небо, чистоту и вечность.
Примерные вопросы, которые можно задать детям в ходе занятия:
Как назывались первые флаги? Зачем нужен был стяг? Из каких частей
состоит
флаг?
Как
назывался
корабль,
для
которого
царь
Алексей
Михайлович
велел
изготовить
бело-сине-красные
флаги?
Почему
он
так
назывался?
Что
означают
цвета
российского
флага?
Почему
русские
крестьяне использовали ткани белого, синего и красного цветов для своей
праздничной одежды и для украшения жилища?