Напоминание

Картотека опытов и экспериментов


Автор: Беляева Наталия Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Инта, Республика Коми
Наименование материала: методический материал
Тема: Картотека опытов и экспериментов
Раздел: дошкольное образование





Назад




Картотека опытов и экспериментирования

в МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка»

Возраст детей

Темы опытов и экспериментов по месяцам

Ранний возраст

(с 2-3 лет)

Сентябрь

1 неделя:

1.«Рисовальнички» Цель: вызвать желание рисовать на мокром

листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют чёткой

границы, получаются новые цвета.

Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой,

клеёнка, краски и кисти.

2. «Что-то в коробке» Цель: познакомить со значением света и

его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не

проходит через прозрачные предметы.

Материал:

Коробка

с

крышкой,

в

которой

сделана

прорезь;

фонарик, лампа.

Октябрь

3. «Солнечный зайчик»

Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.

Материал: маленькие зеркала, солнечный свет

4. «Кто живёт в воде»

Цель: развивать познавательный интерес и воображение.

Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски,

альбомный лист

Ноябрь

5. «Пейте куклы вкусный сок»

Цель:

выявить

свойство

воды

и

красок,

способность

красок

растворятся в воде и изменять её цвет.

Материал:

акварельные

краски,

кисточки,

прозрачные

пластиковые стаканы с водой

6. «Сказка о том, как радуга в воде купалась»

Цель:

познакомить

с

получением

промежуточных

цветов

при

смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.

Материал: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь

цветов гуашевых красок.

Декабрь

7. «Тает льдинка»

Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.

Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и

холодной водой.

8. «Времена года»

Цель:

выявить

свойства

воды:

может

нагреваться,

остывать,

замерзать, таять.

Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Январь

9. «Считалочка-купалочка»

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материал: ванночка с водой, игрушки.

10. «Как вода гулять отправилась»

Цель:

дать

представление

о

том,

что

воду

можно

собрать

различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы,

резиновая груша, ванночка с водой.

Февраль

11. «Пенный замок»

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю

мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материал:

мелкая

ёмкость

с

мыльной

водой,

соломинки,

резиновая игрушка.

12 «Почему кораблики не плывут»

Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.

Материал:

бумажные

и

пенопластовые

кораблики,

ванночка

с

водой.

Март

13 «Рыбалка»

Цель:

закрепить

знания

о

свойствах

воды

льётся,

можно

процедить через сачок.

Материал:

таз

с

водой,

сачок,

ситечко,

игрушечный

дуршлаг,

мелкие игрушки.

14. «Мыльные пузырьки»

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с

тем,

что

при

попадании

воздуха

в

мыльную

воду

образуется

пузырь.

Материал:

мыльная

вода,

коктельные

трубочки,

бутылочки

с

отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

Апрель

15. «Водопад»

Цель:

дать

представление

о

том,

что

вода

может

изменять

направление движения.

Материал:

пустой

таз,

ковш

с

водой,

воронки,

желобки

из

половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде

лесинки.

16. «Сказка о камешке»

Цель:

на

примере

опыта

показать,

что

предметы

могут

быть

лёгкими и тяжёлыми.

Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы,

камешки.

Май

17. «Кто разбудил китёнка»

Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и

обнаружить его.

Материал:

ванночка

с

водой,

соломинки,

мыльная

вода

в

стаканчиках.

18. «Ветка в вазе»

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Младший

возраст

с 3-4 лет

Сентябрь

ВОЗДУХ

1. «Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Материалы и оборудование: Полиэтиленовые пакеты.

2. «Игры с соломинкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и

обнаружить его.

Материалы

и оборудование:

Трубочки для коктейля (или от

чупа-чупс), емкость с водой.

Октябрь

3. «Игры с воздушным шариком и соломинкой»

Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и

обнаружить его.

Материалы

и оборудование:

Воздушные шарики, емкость с

водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой

надут сильно — упругий).

4. «Надувание мыльных пузырей»

Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что

при

попадании

воздуха

в

каплю

мыльной

воды

образуется

пузырь.

Материалы

и оборудование:

Тарелка (поднос), стеклянная

воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный

раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).

Ноябрь

5. «Ветер по морю гуляет»

Цель: Обнаружить воздух.

Материалы и оборудование: Таз с водой, модель парусника.

СВЕТ, ЦВЕТ

6. «Что в коробке?»

Цель:

Познакомить со значением света, с источниками света

(солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит

через непрозрачные предметы.

Материалы

и оборудование:

Коробка с крышкой, в которой

сделана прорезь; фонарик, лампа.

Декабрь

7. «Волшебная кисточка»

Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем

смешения

двух

(красного

и

желтого

оранжевый,

синего

и

красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).

Материалы и оборудование: Красная, синяя и желтая краски;

палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых

пятен;

листы

с

тремя

нарисованными

контурами

воздушных

шаров;

образец

для

закрашивания,

в

котором

три

тройки

воздушных

шаров

каждой

тройке

два

шара

закрашены

красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один —

нет).

ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ

8. «Легкий — тяжелый»

Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить

определять

вес

предметов

и

группировать

предметы

по

весу

(легкие — тяжелые).

Январь

ЗВУК

9. «Что звучит?»

Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.

Материалы

и оборудование:

Дощечка, карандаш, бумага,

металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

10. «Музыка или шум?»

Цель:

Научить

определять

происхождение

звука

и

различать

музыкальные и шумовые звуки.

Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка,

ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики,

коробочки

со

«звуками»

(наполненные

пуговицами,

горохом,

пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).

Февраль

ТЕПЛОТА

11. «Горячо — холодно»

Цель:

Научить

определять

температурные

качества

веществ

и

предметов.

Материалы

и

оборудование:

Емкости

с

водой

разной

температуры, ванночка.

12. «Чудесный мешочек»

Цель: Научить определять температуру веществ и предметов.

Материалы

и оборудование:

Мелкие предметы из дерева,

металла, стекла (кубики, пластины, шарики).

Март

ЧЕЛОВЕК

13. «Веселые человечки играют»

Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги,

руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза,

брови, рот; волосами.

Материалы

и оборудование:

Набор игрушек (кукла-голыш,

рыбка,

любой

зверек,

птичка),

«чудесный

мешочек»,

зеркало,

муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи,

головы).

14. «Нарисуем свой портрет»

Цель:

Познакомить

со

ст ро ением

тела

человека

и

пространственным расположением его частей.

Материалы

и оборудование:

Маркеры, губки, зеркала (одно

большое, например в музыкальном зале, и маленькие), салфетки,

кисти, клей.

Апрель

15. «Починим игрушку»

Цель:

Познакомить

со

ст ро ением

тела

человека

и

пространственным

расположением

его

частей.

Познакомить

с

признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что

лицо может отражать чувства человека (его настроение).

Материалы

и оборудование:

Образцы контура тела человека,

части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с

ушами);

изображения

эмоциональных

состояний

человека

(разные выражения лица); изображения причесок; одежда для

девочки и мальчика.

16. «Наши помощники»

Цель: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза —

смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык —

определять

вкус,

пальцы

определять

форму,

структуру

поверхности), с охраной органов чувств.

Материалы

и

оборудование:

«Чудесная

коробочка»

дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон;

коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с

сахаром; непрозрачный чайник с водой.

Май

Игры с красками

17. «Разноцветные шарики»

Цель:

получить

путем

смешивания

основных

цветов

новые

оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Материалы:

палитра,

гуашевые

краски:

синяя,

красная,

(желая,

желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным

изображением

(по

4—5

шариков

на

каждого

ребенка),

фланелеграф,

модели

цветные

крути

и

половинки

кругов

(соответствуют цветам красок), рабочие листы.

18. «Рисование на мокром листе»

Цель:

получить

путем

смешивания

основных

цветов

новые

оттенки.

Материалы: палитра, гуашевые краски

Средний возраст

с 4-5 лет

Сентябрь

Игры со звуком

1. «Почему все звучит?»

Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука:

колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета,

балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.

Игры со светом и тенями

2. «Свет повсюду»

Цель: показать значение света, объяснить, что источники света

могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные —

изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время

суток;

картинки

с

изображениями

источников

света;

несколько

предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная

лампа, сундучок с прорезью.

Октябрь

3. «Тени на стене»

Цель: показать значение искусственного света.

Материал: настольная лампа.

4. «Солнечный зайчик»

Цель: Показать, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по

потолку, со стены на диван и т.д.

Материал: зеркало.

Ноябрь

5. «Кто нагрел предметы?»

Цель: помочь детям убедиться в том, что солнце греет.

Материал: мягкая игрушка, предметы и оборудование группы или

игровой площадки.

6. «Эффект радуги»

Цель: Показать детям как расщепляется видимый солнечный свет

на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги.

Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска

с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.

Декабрь

Игры с воздухом

7. «Воздух повсюду»

Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить

его свойство — невидимость.

Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая

бутылка, листы бумаги.

8. «Кто играет ленточками?»

Цель:

обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить

его свойство — невидимость.

Материалы: ленточки.

Январь

Игры с камешками

9. «Каждому камешку свой домик»

Задачи:

классификация

камней

по

форме,

размеру,

цвету,

особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям

возможность использования камней в игровых целях.

Материалы:

различные

камни,

четыре

коробочки,

подносики

с

песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка

из камешков.

Опыты со льдом

10. «Таянье льда в воде»

Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Материалы: таз с водой, большая и маленькая «льдины»

Февраль

11. «Можно ли пить талую воду»

Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее

водопроводной воды.

Материалы: две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую

налить обычную водопроводную воду.

12. «Тает льдинка»

Цель: показать детям, как кусочек льда тает.

Материалы: ложка, льдинка, свечка.

Март

13. «Ледяные фигуры»

Цель: показать детям, как вода превращается в лед..

Материалы: пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д.

14. «Замерзшая вода»

Цель: выявить, что лед — твердое вещество, который плавает,

т а е т ,

с о с т о и т

и з

в о д ы .

Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с

изображением айсберга.

Апрель

15. «Вода принимает форму»

Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она

налита.

Материалы:

воронки,

стакан, округлый сосуд, широкая миска,

резиновая

перчатка,

ковшики

одинакового

размера,

надувной

шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с

зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.

16. «Из чего птицы строят гнезда?»

Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.

Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки,

палочки, камешки.

Май

Игры с водой

Животворное свойство воды

17.

«Наблюдение

за

срезанными

веточками

дерева,

поставленными в воду»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Материалы:

срезанная веточка дерева, поставленная в воду

18. «Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух

блюдцах: пустом и с влажной ватой»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Старший возраст

Сентябрь

5-6 лет

Игры с водой

Животворное свойство воды

1. «Как вода поступает к листьям»

Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.

Материалы: цветок ромашка, стакан с водой, пищевой краситель.

2. «Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и

банке с водой»

Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.

Октябрь

3. «Текучесть воды»

Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.

Материалы: 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета,

выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная

ложка и др.)

4. «Способность воды отражать окружающие предметы»

Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.

Материалы:

таз с водой.

Ноябрь

5. «Прозрачность воды.

Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а

«грязная – непрозрачная».

Материалы:

две баночки или стакана с водой и набор мелких

тонущих

предметов

(камешки,

пуговицы,

бусины,

монетки),

кусочек земли.

6. «Круговорот воды в природе»

Цель:

показать

детям

как

вода

испарятся

и,

поднимаясь,

конденсируется на прохладной пленке, а затем капает в банку.

Материалы:

большой

пластмассовый

сосуд,

банка

поменьше

и

полиэтиленовая пленка.

Декабрь

7.«Движение воздуха»

Цель:

показать,

что

можно

почувствовать

движение

воздуха.

Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь

к

природе.

Продолжать

развивать

логическое

мышление,

воображение.

8. «Буря»

Цель:

доказать,

что

ветер

это

движение

воздуха.

Развивать

познавательную

активность

в

процессе

экспериментирования,

расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать

словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).

Материалы: кораблики из бумаги, сделанные детьми.

Январь

9. «Рассматривание песка через лупу»

Цель:

определение

формы

пе счинок.

С п о с о б с т в о ват ь

формированию

у

детей

познавательного

интереса,

развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, черная бумага, лупа.

10. «Песчаный конус»

Цель:

познакомить

со

свойством

песка

сыпуче стью.

Способствовать формированию у детей познавательного интереса,

развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок.

Февраль

11. «Свойства мокрого песка»

Цель:

познакомить

со

свойствами

песка.

Способствовать

формированию

у

детей

познавательного

интереса,

развивать

наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: песок, формочки.

12. «Что быстрей растает лед или снег»

Цель:

закрепить

знания

о

различных

состояниях

воды.

Способствовать формированию у детей познавательного интереса,

развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.

Материал: снег и лед в емкостях.

Март

13. «Таяние снега»

Цель:

познакомить

детей

со

свойствами

снега.

Воспитывать

интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.

Продолжать развивать логическое мышление, воображение.

Материал: снег в емкостях.

14. «Защитные свойства снега»

Цель:

п о з н а ком и т ь

с о

с в о й с т ва м и

с н е г а .

Р а з в и в а т ь

наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,

развивать

познавательный

интере с

детей

в

п р о ц е с с е

экспериментирования,

устанавливать

причинно-следственную

зависимость, делать выводы.

Материал:

баночки

с

одинаковым

количеством

воды

на

поверхности сугроба и неглубоко в снегу.

Апрель

15. «Замерзание воды»

Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать

познавательный интерес к миру природы.

Материал: налить воду в ведерко и на поднос.

16. «Прозрачность льда»

Цель:

п о з н а ко м и т ь

с о

с в о й с т в а м и

л ь д а .

Р а з в и в а т ь

любознательность,

расширять

кругозор.

Учить

детей

делать

выводы

в

ходе

экспериментирования,

делать

логические

умозаключения.

Материал: различные мелкие предметы заморозить в воде.

Май

17. « Измерение размеров изображения с помощью различных

линз»

Цель:

познакомить

с

оптическим

прибором

линзой;

сформировать

представления

о

свойстве

линзы

увеличивать

и з о б р а ж е н и я .

У ч и т ь

д е т е й

д е л а т ь

в ы в од ы

в

х о д е

экспериментирования, делать логические умозаключения.

Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки,

веточки.

18. «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)

Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать

познавательную активность детей в процессе проведения опытов.

Материал:

деревянные

брусочки,

палочки,

металлические

пластины, бумажные кораблики, емкость с водой.

Подготовительная

группа

Сентябрь

1. « Летающие семена»

Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.

Материал:

дать детям по одному «летающему» семени и одному

«не летающему».

2. «Солнце высушивает предметы»

Цель:

наблюдать

за

способностью

солнца

нагревать

предметы.

Развивать любознательность, расширять

кругозор. Учить детей

делать выводы.

Материал: постиранное кукольное белье вывесить на участке.

3. «Состояние почвы в зависимости от температуры»

Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.

Способствовать формированию у детей познавательного интереса,

развивать наблюдательность, мыслительную деятельность

4. «Радуга»

Цель:

познакомить

с

радугой

как

природным

явлением.

Воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Материал: таз с водой, зеркало.

Октябрь

5.«Уличные тени»

Цель:

показать

детям,

как

образуется

тень,

ее

зависимость

от

источника

света

и

предмета,

их

взаиморасположение.

Развитие

познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,

установления

причинно-следственных

связей,

умение

делать

вывод.

6. «Передача солнечного зайчика»

Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет

и изображение предмета. Развивать познавательную активность

детей в процессе проведения опытов.

Материал: зеркала.

7. «Воздух невидим»

Цель:

познакомить

со

свойствами

воздуха

не

имеет

определенной формы, распространяется во всех направлениях, не

имеет

собственного

запаха.

Развивать

познавательный

интерес

детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-

следственную зависимость, делать выводы.

8. «Росток»

Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их

значение для всего живого.

Материалы. Лоток

любой

формы,

песок,

глина,

перегнившие

листья.

Ноябрь

9. «Песок»

Цель: Рассмотреть форму песчинок.

Материалы: Чистый песок, лоток, лупа.

10. «Рассеянный песок»

Цель: Установить свойство рассеянного песка.

Материалы: Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.

11. «Своды и тоннели»

Цель: Выяснить,

почему

насекомые,

попавшие

в

песок,

не

раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.

Материалы: Трубочка

диаметром

чуть

больше

карандаша,

склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.

12. «Мокрый песок»

Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.

Материалы: Мокрый песок, формочки для песка.

Декабрь

13. «Свойства воды»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму,

не имеет запаха, вкуса, цвета).

Материалы: Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.

14. Вкус воды.

Цель: Выяснить имеет ли вкус вода.

Материалы: Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.

15. Запах воды.

Цель: Выяснить имеет ли запах вода.

Материалы: Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий

раствор.

16. Цвет воды.

Цель: Выяснить имеет ли цвет вода.

Материалы: Несколько

стаканов

с

водой,

кристаллики

разного

цвета.

Январь

17. «Живая вода»

Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.

Материалы: Свежесрезанные

веточки

быстро

распускающихся

деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».

18. «Испарение»

Цель: Познакомить

детей

с

превращениями

воды

из

жидкого

в

газообразное состояние и обратно в жидкое.

Материалы: Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.

19. «Агрегатные состояния воды»

Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры

воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом –

снег, лед; газообразном – пар.

20. «Свойства воздуха»

Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.

Материал: Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.

Февраль

21. «Воздух сжимается»

Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.

Материалы: Пластмассовая

бутылка,

не

надутый

шарик,

холодильник, миска с горячей водой.

22. «Вода при замерзании расширяется»

Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства

снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.

23. «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»

Цель: Установить, почему звезды движутся по кругу.

Материалы: Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая

лента, бумага черного цвета.

24. «Зависимость таяния снега от температуры»

Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега

(льда)

от

температуры

воздуха.

Чем

выше

температура,

тем

быстрее растает снег.

Март

25. «Как работает термометр»

Цель: Посмотреть, как работает термометр.

Материалы: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик

льда, чашка.

26. «Может ли растение дышать?»

Цель: Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять,

как происходит процесс дыхания у растений.

Материалы: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин,

лупа.

27. «Есть ли у растений органы дыхания?»

Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Материалы: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке

или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.

28. «Нужен ли корешкам воздух?»

Цель: Выявит

причину

потребности

растения

в

рыхлении;

доказать, что растение дышит всеми частями.

Материалы: Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две

прозрачные

емкости

с

проростками

фасоли,

пульверизатор,

растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.

Апрель

29. «На свету и в темноте»

Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста

и развития растений.

Материалы: Лук,

коробка

из

прочного

картона,

две

емкости

с

землей.

30. «Где лучше расти?»

Цель:

Установить

необходимость

почвы

для

жизни

растений,

влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить

почвы, разные по составу.

Материалы: Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.

31. «Лабиринт»

Цель: Установить, как растение ищет свет.

Материалы: Картонная

коробка

с

крышкой

и

перегородками

внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в

противоположном – отверстие.

32. «Что потом?»

Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.

Материалы:

Семена

трав,

овощей,

цветов,

предметы

ухода

за

растениями.

Май

33. «Для чего корешки?»

Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить

функцию

корней

растений;

установить

взаимосвязь

строения

и

функций растения.

Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость

с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.

34. «Как влияет солнце на растение»

Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста

растений. Как влияет солнце на растение.

35. «Как обнаружить воздух»

Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить.

Определить поток воздуха в помещении.

36. «Как устроены перья у птиц»

Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в

экосистеме.

Материалы: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча,

волос, пинцет.



В раздел образования