Автор: Беляева Наталия Павловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: город Инта, Республика Коми
Наименование материала: методический материал
Тема: Картотека опытов и экспериментов
Раздел: дошкольное образование
Картотека опытов и экспериментирования
в МБДОУ «Детский сад №4 «Ласточка»
Возраст детей
Темы опытов и экспериментов по месяцам
Ранний возраст
(с 2-3 лет)
Сентябрь
1 неделя:
1.«Рисовальнички» Цель: вызвать желание рисовать на мокром
листе, выяснить, что краски смешиваются, а не имеют чёткой
границы, получаются новые цвета.
Материал: большой лист бумаги для акварели, смоченный водой,
клеёнка, краски и кисти.
2. «Что-то в коробке» Цель: познакомить со значением света и
его источниками (солнце, фонарик, свеча), показать, что свет не
проходит через прозрачные предметы.
Материал:
Коробка
с
крышкой,
в
которой
сделана
прорезь;
фонарик, лампа.
Октябрь
3. «Солнечный зайчик»
Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем.
Материал: маленькие зеркала, солнечный свет
4. «Кто живёт в воде»
Цель: развивать познавательный интерес и воображение.
Материал: синий и голубой карандаши или акварельные краски,
альбомный лист
Ноябрь
5. «Пейте куклы вкусный сок»
Цель:
выявить
свойство
воды
и
красок,
способность
красок
растворятся в воде и изменять её цвет.
Материал:
акварельные
краски,
кисточки,
прозрачные
пластиковые стаканы с водой
6. «Сказка о том, как радуга в воде купалась»
Цель:
познакомить
с
получением
промежуточных
цветов
при
смешивании красной и жёлтой, синей и зелёной.
Материал: семь прозрачных стаканчиков с тёплой водой, семь
цветов гуашевых красок.
Декабрь
7. «Тает льдинка»
Цель: познакомить с тем, что замерзает на холоде и тает в тепле.
Материал: свеча, ложка, лёд, прозрачные стаканчики с горячей и
холодной водой.
8. «Времена года»
Цель:
выявить
свойства
воды:
может
нагреваться,
остывать,
замерзать, таять.
Материал: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.
Январь
9. «Считалочка-купалочка»
Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.
Материал: ванночка с водой, игрушки.
10. «Как вода гулять отправилась»
Цель:
дать
представление
о
том,
что
воду
можно
собрать
различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой.
Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы,
резиновая груша, ванночка с водой.
Февраль
11. «Пенный замок»
Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю
мыльной воды образуется пузырь, затем пена.
Материал:
мелкая
ёмкость
с
мыльной
водой,
соломинки,
резиновая игрушка.
12 «Почему кораблики не плывут»
Цель: обнаружить воздух, образовать ветер.
Материал:
бумажные
и
пенопластовые
кораблики,
ванночка
с
водой.
Март
13 «Рыбалка»
Цель:
закрепить
знания
о
свойствах
воды
–
льётся,
можно
процедить через сачок.
Материал:
таз
с
водой,
сачок,
ситечко,
игрушечный
дуршлаг,
мелкие игрушки.
14. «Мыльные пузырьки»
Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с
тем,
что
при
попадании
воздуха
в
мыльную
воду
образуется
пузырь.
Материал:
мыльная
вода,
коктельные
трубочки,
бутылочки
с
отрезанным дном, корпус гелевой ручки.
Апрель
15. «Водопад»
Цель:
дать
представление
о
том,
что
вода
может
изменять
направление движения.
Материал:
пустой
таз,
ковш
с
водой,
воронки,
желобки
из
половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде
лесинки.
16. «Сказка о камешке»
Цель:
на
примере
опыта
показать,
что
предметы
могут
быть
лёгкими и тяжёлыми.
Материал: ванночка с водой, мелкие тяжёлые и лёгкие предметы,
камешки.
Май
17. «Кто разбудил китёнка»
Цель: познакомить с тем, что внутри человека есть воздух и
обнаружить его.
Материал:
ванночка
с
водой,
соломинки,
мыльная
вода
в
стаканчиках.
18. «Ветка в вазе»
Цель: показать значение воды в жизни растений.
Материал: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».
Младший
возраст
с 3-4 лет
Сентябрь
ВОЗДУХ
1. «Что в пакете?»
Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Материалы и оборудование: Полиэтиленовые пакеты.
2. «Игры с соломинкой»
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и
обнаружить его.
Материалы
и оборудование:
Трубочки для коктейля (или от
чупа-чупс), емкость с водой.
Октябрь
3. «Игры с воздушным шариком и соломинкой»
Цель: Познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и
обнаружить его.
Материалы
и оборудование:
Воздушные шарики, емкость с
водой, два воздушных шара (один надут слабо — мягкий, другой
надут сильно — упругий).
4. «Надувание мыльных пузырей»
Цель: Научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что
при
попадании
воздуха
в
каплю
мыльной
воды
образуется
пузырь.
Материалы
и оборудование:
Тарелка (поднос), стеклянная
воронка, соломинка, палочки с колечками на конце, мыльный
раствор в емкости (не использовать туалетное мыло).
Ноябрь
5. «Ветер по морю гуляет»
Цель: Обнаружить воздух.
Материалы и оборудование: Таз с водой, модель парусника.
СВЕТ, ЦВЕТ
6. «Что в коробке?»
Цель:
Познакомить со значением света, с источниками света
(солнце, фонарик, свеча, лампа); показать, что свет не проходит
через непрозрачные предметы.
Материалы
и оборудование:
Коробка с крышкой, в которой
сделана прорезь; фонарик, лампа.
Декабрь
7. «Волшебная кисточка»
Цель: Познакомить с получением промежуточных цветов путем
смешения
двух
(красного
и
желтого
—
оранжевый,
синего
и
красного — фиолетовый, синего и желтого — зеленый).
Материалы и оборудование: Красная, синяя и желтая краски;
палитра; кисточка; пиктограммы с изображением двух цветовых
пятен;
листы
с
тремя
нарисованными
контурами
воздушных
шаров;
образец
для
закрашивания,
в
котором
три
тройки
воздушных
шаров
(в
каждой
тройке
два
шара
закрашены
—
красный и желтый, красный и синий, синий и желтый, а один —
нет).
ВЕС, ПРИТЯЖЕНИЕ
8. «Легкий — тяжелый»
Цель: Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить
определять
вес
предметов
и
группировать
предметы
по
весу
(легкие — тяжелые).
Январь
ЗВУК
9. «Что звучит?»
Цель: Научить определять по издаваемому звуку предмет.
Материалы
и оборудование:
Дощечка, карандаш, бумага,
металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
10. «Музыка или шум?»
Цель:
Научить
определять
происхождение
звука
и
различать
музыкальные и шумовые звуки.
Материалы и оборудование: Металлофон, балалайка, трубочка,
ксилофон, деревянные ложки, металлические пластины, кубики,
коробочки
со
«звуками»
(наполненные
пуговицами,
горохом,
пшеном, перышками, ватой, бумагой и др.).
Февраль
ТЕПЛОТА
11. «Горячо — холодно»
Цель:
Научить
определять
температурные
качества
веществ
и
предметов.
Материалы
и
оборудование:
Емкости
с
водой
разной
температуры, ванночка.
12. «Чудесный мешочек»
Цель: Научить определять температуру веществ и предметов.
Материалы
и оборудование:
Мелкие предметы из дерева,
металла, стекла (кубики, пластины, шарики).
Март
ЧЕЛОВЕК
13. «Веселые человечки играют»
Цель: Познакомить со строением тела человека: туловище, ноги,
руки, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицом — нос, глаза,
брови, рот; волосами.
Материалы
и оборудование:
Набор игрушек (кукла-голыш,
рыбка,
любой
зверек,
птичка),
«чудесный
мешочек»,
зеркало,
муляжи частей тела человека (туловища, ног, рук, стопы, шеи,
головы).
14. «Нарисуем свой портрет»
Цель:
Познакомить
со
ст ро ением
тела
человека
и
пространственным расположением его частей.
Материалы
и оборудование:
Маркеры, губки, зеркала (одно
большое, например в музыкальном зале, и маленькие), салфетки,
кисти, клей.
Апрель
15. «Починим игрушку»
Цель:
Познакомить
со
ст ро ением
тела
человека
и
пространственным
расположением
его
частей.
Познакомить
с
признаками пола (прической, одеждой, именем и пр.), с тем, что
лицо может отражать чувства человека (его настроение).
Материалы
и оборудование:
Образцы контура тела человека,
части руки, нога, стопа, туловища разного размера, шея, голова (с
ушами);
изображения
эмоциональных
состояний
человека
(разные выражения лица); изображения причесок; одежда для
девочки и мальчика.
16. «Наши помощники»
Цель: Познакомить с органами чувств и их назначением (глаза —
смотреть, уши — слышать, нос — определять запах, язык —
определять
вкус,
пальцы
—
определять
форму,
структуру
поверхности), с охраной органов чувств.
Материалы
и
оборудование:
«Чудесная
коробочка»
(с
дырочками, чтобы уловить запах), в которой находится лимон;
коробочка с бубном; «чудесный мешочек» с яблоком; мешочек с
сахаром; непрозрачный чайник с водой.
Май
Игры с красками
17. «Разноцветные шарики»
Цель:
получить
путем
смешивания
основных
цветов
новые
оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.
Материалы:
палитра,
гуашевые
краски:
синяя,
красная,
(желая,
желтая; тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным
изображением
(по
4—5
шариков
на
каждого
ребенка),
фланелеграф,
модели
—
цветные
крути
и
половинки
кругов
(соответствуют цветам красок), рабочие листы.
18. «Рисование на мокром листе»
Цель:
получить
путем
смешивания
основных
цветов
новые
оттенки.
Материалы: палитра, гуашевые краски
Средний возраст
с 4-5 лет
Сентябрь
Игры со звуком
1. «Почему все звучит?»
Цель: подвести детей к пониманию причин возникновения звука:
колебание предмета. Материалы: бубен, стеклянный стакан, газета,
балалайка или гитара, деревянная линейка, металлофон.
Игры со светом и тенями
2. «Свет повсюду»
Цель: показать значение света, объяснить, что источники света
могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные —
изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время
суток;
картинки
с
изображениями
источников
света;
несколько
предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная
лампа, сундучок с прорезью.
Октябрь
3. «Тени на стене»
Цель: показать значение искусственного света.
Материал: настольная лампа.
4. «Солнечный зайчик»
Цель: Показать, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по
потолку, со стены на диван и т.д.
Материал: зеркало.
Ноябрь
5. «Кто нагрел предметы?»
Цель: помочь детям убедиться в том, что солнце греет.
Материал: мягкая игрушка, предметы и оборудование группы или
игровой площадки.
6. «Эффект радуги»
Цель: Показать детям как расщепляется видимый солнечный свет
на отдельные цвета – воспроизводим эффект радуги.
Материалы: Необходимое условие - ясный солнечный день. Миска
с водой, лист белого картона и маленькое зеркальце.
Декабрь
Игры с воздухом
7. «Воздух повсюду»
Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить
его свойство — невидимость.
Материалы: воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая
бутылка, листы бумаги.
8. «Кто играет ленточками?»
Цель:
обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить
его свойство — невидимость.
Материалы: ленточки.
Январь
Игры с камешками
9. «Каждому камешку свой домик»
Задачи:
классификация
камней
по
форме,
размеру,
цвету,
особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям
возможность использования камней в игровых целях.
Материалы:
различные
камни,
четыре
коробочки,
подносики
с
песком, модель обследования предмета, картинки-схемы, дорожка
из камешков.
Опыты со льдом
10. «Таянье льда в воде»
Цель: Показать взаимосвязь количества и качества от размера.
Материалы: таз с водой, большая и маленькая «льдины»
Февраль
11. «Можно ли пить талую воду»
Цель: Показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее
водопроводной воды.
Материалы: две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую
налить обычную водопроводную воду.
12. «Тает льдинка»
Цель: показать детям, как кусочек льда тает.
Материалы: ложка, льдинка, свечка.
Март
13. «Ледяные фигуры»
Цель: показать детям, как вода превращается в лед..
Материалы: пластиковые стаканчики, формочки из-под конфет т.д.
14. «Замерзшая вода»
Цель: выявить, что лед — твердое вещество, который плавает,
т а е т ,
с о с т о и т
и з
в о д ы .
Материалы: кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с
изображением айсберга.
Апрель
15. «Вода принимает форму»
Цель: выявить, что вода принимает форму сосуда, в который она
налита.
Материалы:
воронки,
стакан, округлый сосуд, широкая миска,
резиновая
перчатка,
ковшики
одинакового
размера,
надувной
шарик, целлофановый пакет, таз с водой, подносы, рабочие листы с
зарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
16. «Из чего птицы строят гнезда?»
Цель: Выявить некоторые особенности образа жизни птиц весной.
Материал: Нитки, лоскутки, вата, кусочки меха, тонкие веточки,
палочки, камешки.
Май
Игры с водой
Животворное свойство воды
17.
«Наблюдение
за
срезанными
веточками
дерева,
поставленными в воду»
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Материалы:
срезанная веточка дерева, поставленная в воду
18. «Наблюдение за проращиванием одинаковых семян в двух
блюдцах: пустом и с влажной ватой»
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Старший возраст
Сентябрь
5-6 лет
Игры с водой
Животворное свойство воды
1. «Как вода поступает к листьям»
Цель: на опыте показать, как вода двигается по растению.
Материалы: цветок ромашка, стакан с водой, пищевой краситель.
2. «Наблюдение за проращиванием луковицы в сухой банке и
банке с водой»
Цель: Показать важное свойство воды – давать жизнь живому.
Октябрь
3. «Текучесть воды»
Цель: Показать, что вода не имеет формы, разливается, течет.
Материалы: 2 стакана, наполненные водой, а также 2-3 предмета,
выполненные из твердого материала (кубик, линейка, деревянная
ложка и др.)
4. «Способность воды отражать окружающие предметы»
Цель: показать, что вода отражает окружающие предметы.
Материалы:
таз с водой.
Ноябрь
5. «Прозрачность воды.
Цель: Подвести детей к обобщению «чистая вода – прозрачная», а
«грязная – непрозрачная».
Материалы:
две баночки или стакана с водой и набор мелких
тонущих
предметов
(камешки,
пуговицы,
бусины,
монетки),
кусочек земли.
6. «Круговорот воды в природе»
Цель:
показать
детям
как
вода
испарятся
и,
поднимаясь,
конденсируется на прохладной пленке, а затем капает в банку.
Материалы:
большой
пластмассовый
сосуд,
банка
поменьше
и
полиэтиленовая пленка.
Декабрь
7.«Движение воздуха»
Цель:
показать,
что
можно
почувствовать
движение
воздуха.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь
к
природе.
Продолжать
развивать
логическое
мышление,
воображение.
8. «Буря»
Цель:
доказать,
что
ветер
это
движение
воздуха.
Развивать
познавательную
активность
в
процессе
экспериментирования,
расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать
словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый).
Материалы: кораблики из бумаги, сделанные детьми.
Январь
9. «Рассматривание песка через лупу»
Цель:
определение
формы
пе счинок.
С п о с о б с т в о ват ь
формированию
у
детей
познавательного
интереса,
развивать
наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, черная бумага, лупа.
10. «Песчаный конус»
Цель:
познакомить
со
свойством
песка
–
сыпуче стью.
Способствовать формированию у детей познавательного интереса,
развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок.
Февраль
11. «Свойства мокрого песка»
Цель:
познакомить
со
свойствами
песка.
Способствовать
формированию
у
детей
познавательного
интереса,
развивать
наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: песок, формочки.
12. «Что быстрей растает лед или снег»
Цель:
закрепить
знания
о
различных
состояниях
воды.
Способствовать формированию у детей познавательного интереса,
развивать наблюдательность, мыслительную деятельность.
Материал: снег и лед в емкостях.
Март
13. «Таяние снега»
Цель:
познакомить
детей
со
свойствами
снега.
Воспитывать
интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе.
Продолжать развивать логическое мышление, воображение.
Материал: снег в емкостях.
14. «Защитные свойства снега»
Цель:
п о з н а ком и т ь
с о
с в о й с т ва м и
с н е г а .
Р а з в и в а т ь
наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать,
развивать
познавательный
интере с
детей
в
п р о ц е с с е
экспериментирования,
устанавливать
причинно-следственную
зависимость, делать выводы.
Материал:
баночки
с
одинаковым
количеством
воды
на
поверхности сугроба и неглубоко в снегу.
Апрель
15. «Замерзание воды»
Цель: закреплять знания детей о свойствах воды. Воспитывать
познавательный интерес к миру природы.
Материал: налить воду в ведерко и на поднос.
16. «Прозрачность льда»
Цель:
п о з н а ко м и т ь
с о
с в о й с т в а м и
л ь д а .
Р а з в и в а т ь
любознательность,
расширять
кругозор.
Учить
детей
делать
выводы
в
ходе
экспериментирования,
делать
логические
умозаключения.
Материал: различные мелкие предметы заморозить в воде.
Май
17. « Измерение размеров изображения с помощью различных
линз»
Цель:
познакомить
с
оптическим
прибором
–
линзой;
сформировать
представления
о
свойстве
линзы
увеличивать
и з о б р а ж е н и я .
У ч и т ь
д е т е й
д е л а т ь
в ы в од ы
в
х о д е
экспериментирования, делать логические умозаключения.
Материал: лупы, очки, различные предметы: перышки, травинки,
веточки.
18. «Веселые кораблики» (плавучесть предметов)
Цель: учить отмечать различные свойства предметов. Развивать
познавательную активность детей в процессе проведения опытов.
Материал:
деревянные
брусочки,
палочки,
металлические
пластины, бумажные кораблики, емкость с водой.
Подготовительная
группа
Сентябрь
1. « Летающие семена»
Цель: познакомить детей с ролью ветра в жизни растений.
Материал:
дать детям по одному «летающему» семени и одному
«не летающему».
2. «Солнце высушивает предметы»
Цель:
наблюдать
за
способностью
солнца
нагревать
предметы.
Развивать любознательность, расширять
кругозор. Учить детей
делать выводы.
Материал: постиранное кукольное белье вывесить на участке.
3. «Состояние почвы в зависимости от температуры»
Цель: выявить зависимость состояния почвы от погодных условий.
Способствовать формированию у детей познавательного интереса,
развивать наблюдательность, мыслительную деятельность
4. «Радуга»
Цель:
познакомить
с
радугой
как
природным
явлением.
Воспитывать познавательный интерес к миру природы.
Материал: таз с водой, зеркало.
Октябрь
5.«Уличные тени»
Цель:
показать
детям,
как
образуется
тень,
ее
зависимость
от
источника
света
и
предмета,
их
взаиморасположение.
Развитие
познавательного интереса детей в процессе экспериментирования,
установления
причинно-следственных
связей,
умение
делать
вывод.
6. «Передача солнечного зайчика»
Цель: показать на примере, как можно многократно отразить свет
и изображение предмета. Развивать познавательную активность
детей в процессе проведения опытов.
Материал: зеркала.
7. «Воздух невидим»
Цель:
познакомить
со
свойствами
воздуха
–
не
имеет
определенной формы, распространяется во всех направлениях, не
имеет
собственного
запаха.
Развивать
познавательный
интерес
детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-
следственную зависимость, делать выводы.
8. «Росток»
Цель: закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их
значение для всего живого.
Материалы. Лоток
любой
формы,
песок,
глина,
перегнившие
листья.
Ноябрь
9. «Песок»
Цель: Рассмотреть форму песчинок.
Материалы: Чистый песок, лоток, лупа.
10. «Рассеянный песок»
Цель: Установить свойство рассеянного песка.
Материалы: Сито, карандаш, ключ, песок, лоток.
11. «Своды и тоннели»
Цель: Выяснить,
почему
насекомые,
попавшие
в
песок,
не
раздавливаются им, а выбираются целыми и невредимыми.
Материалы: Трубочка
диаметром
чуть
больше
карандаша,
склеенная из тонкой бумаги, карандаш, песок.
12. «Мокрый песок»
Цель: Познакомить детей со свойствами мокрого песка.
Материалы: Мокрый песок, формочки для песка.
Декабрь
13. «Свойства воды»
Цель: Познакомить детей со свойствами воды (принимает форму,
не имеет запаха, вкуса, цвета).
Материалы: Несколько прозрачных сосудов разной формы, вода.
14. Вкус воды.
Цель: Выяснить имеет ли вкус вода.
Материалы: Вода, три стакана, соль, сахар, ложечка.
15. Запах воды.
Цель: Выяснить имеет ли запах вода.
Материалы: Стакан воды с сахаром, стакан воды с солью, пахучий
раствор.
16. Цвет воды.
Цель: Выяснить имеет ли цвет вода.
Материалы: Несколько
стаканов
с
водой,
кристаллики
разного
цвета.
Январь
17. «Живая вода»
Цель: Познакомить детей с животворным свойством воды.
Материалы: Свежесрезанные
веточки
быстро
распускающихся
деревьев, сосуд с водой, этикетка «Живая вода».
18. «Испарение»
Цель: Познакомить
детей
с
превращениями
воды
из
жидкого
в
газообразное состояние и обратно в жидкое.
Материалы: Горелка, сосуд с водой, крышка для сосуда.
19. «Агрегатные состояния воды»
Цель: Доказать, что состояние воды зависит от температуры
воздуха и находится в трех состояниях: жидком – вода; твердом –
снег, лед; газообразном – пар.
20. «Свойства воздуха»
Цель: Познакомить детей со свойствами воздуха.
Материал: Ароматизированные салфетки, корки апельсин и т.д.
Февраль
21. «Воздух сжимается»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха.
Материалы: Пластмассовая
бутылка,
не
надутый
шарик,
холодильник, миска с горячей водой.
22. «Вода при замерзании расширяется»
Цель: Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства
снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется.
23. «Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»
Цель: Установить, почему звезды движутся по кругу.
Материалы: Ножницы, линейка, белый мелок, карандаш, клейкая
лента, бумага черного цвета.
24. «Зависимость таяния снега от температуры»
Цель: Подвести детей к пониманию зависимости состояния снега
(льда)
от
температуры
воздуха.
Чем
выше
температура,
тем
быстрее растает снег.
Март
25. «Как работает термометр»
Цель: Посмотреть, как работает термометр.
Материалы: Уличный термометр или термометр для ванной, кубик
льда, чашка.
26. «Может ли растение дышать?»
Цель: Выявит потребность растения в воздухе, дыхании. Понять,
как происходит процесс дыхания у растений.
Материалы: Комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин,
лупа.
27. «Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель: Определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Материалы: Прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке
или стебельке, трубочка для коктейля, лупа.
28. «Нужен ли корешкам воздух?»
Цель: Выявит
причину
потребности
растения
в
рыхлении;
доказать, что растение дышит всеми частями.
Материалы: Емкость с водой, почва уплотненная и рыхлая, две
прозрачные
емкости
с
проростками
фасоли,
пульверизатор,
растительное масло, два одинаковых растения в горшочках.
Апрель
29. «На свету и в темноте»
Цель: Определить факторы внешней среды, необходимые для роста
и развития растений.
Материалы: Лук,
коробка
из
прочного
картона,
две
емкости
с
землей.
30. «Где лучше расти?»
Цель:
Установить
необходимость
почвы
для
жизни
растений,
влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить
почвы, разные по составу.
Материалы: Черенки традесканции, чернозем, глина с песком.
31. «Лабиринт»
Цель: Установить, как растение ищет свет.
Материалы: Картонная
коробка
с
крышкой
и
перегородками
внутри в виде лабиринта: в одном углу картофельный клубень, в
противоположном – отверстие.
32. «Что потом?»
Цель: Систематизировать знания о циклах развития всех растений.
Материалы:
Семена
трав,
овощей,
цветов,
предметы
ухода
за
растениями.
Май
33. «Для чего корешки?»
Цель: Доказать, что корешок растения всасывает воду; уточнить
функцию
корней
растений;
установить
взаимосвязь
строения
и
функций растения.
Материалы: Черенок герани или бальзамина с корешками, емкость
с водой, закрытая крышкой с прорезью для черенка.
34. «Как влияет солнце на растение»
Цель: Установить необходимость солнечного освещения для роста
растений. Как влияет солнце на растение.
35. «Как обнаружить воздух»
Цель: Установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить.
Определить поток воздуха в помещении.
36. «Как устроены перья у птиц»
Цель: Установить связь между строением и образом жизни птиц в
экосистеме.
Материалы: перья куриные, гусиные, лупа, замок молния, свеча,
волос, пинцет.