Автор: Березовская Лилия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития детей № 11
Населённый пункт: ст.Курской , Курского района, Ставропольского края
Наименование материала: Консультация для родителей дошкольников
Тема: «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи».
Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей.
«Патриотическое воспитание ребенка
начинается с семьи ».
Лилия Березовская
Консультация для родителей. Патриотическое воспитание ребенка начинается
с семьи.
Патриотическое воспитание ребенка – это основа формирования
будущего гражданина. Как известно, любовь к Родине начинается с
формирования положительного отношения к самым близким людям – отцу,
матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой ребенок
живет, детскому саду, школе, городу. Ребёнок открывает Родину в семье. Это
ближайшее его окружение, где он черпает такие понятия,
как «труд», «долг», «Родина».
«Каждый ребенок рождается добрым и для доброй жизни», поэтому то,
какие качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и
окружающих его взрослых, от того, как они его воспитывают, какими
впечатлениями обогатят.
У мальчиков с детства необходимо формировать представления о
необходимости всегда становиться на сторону слабых, не давать их в обиду,
оказывать помощь. Мальчик должен понимать, что он мужчина, что
настоящие мужчины берут на себя самую трудную и тяжелую работу, и для
этого они должны с детства готовиться к этому, закаляться, заниматься
спортом. Родители должны формировать у своих детей положительный
опыт «решения конфликтов»: уметь договориться, уступить, прийти к
соглашению, защитить слабого и т. д. Девочкам нужно развивать умения
сохранять мирные, доброжелательные отношения, учиться утешать,
заботиться о близких.
Уже в дошкольном возрасте ребенок должен бережно относиться к тому,
что создано бабушками, дедушками, мамами и папами. Поддерживать
чистоту и порядок в общественных местах, участвовать в создании красоты и
порядка в своем дворе, подъезде, на улице, в парках, в детском саду.
Развитие любви и привязанности к родному дому – первая ступень
гражданско-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
В настоящее время предлагается много путей и способов развития
чувства патриотизма, но нельзя забывать о том,
что патриотизм формируется у каждого ребёнка индивидуально. Он связан с
духовным миром человека, его личными переживаниями. И задача
педагогов, родителей сделать так, чтобы эти переживания были
положительными, яркими, незабываемыми.
Как педагоги, так и родители, должны продумывать, о чём рассказывать
детям, уметь выделить характерные черты своей местности, доступно
показывать связь родного города или села со всей страной. Начните
патриотическое воспитание с рассказов о нашей Малой Родине. Любовь к
Малой Родине – это и любовь к природе родного края. Общение с природой
делает человека более чутким, отзывчивым. Не проезжайте и не проходите
мимо всего просто так, молча. Обязательно обсуждайте с ребенком все, что
видите. Расскажите о том, чем богата наш Курский район и наша ст.Курская,
какие события и люди их прославили.
В воспитании патриотизма огромное значение имеет пример взрослых, в
особенности близких людей. На конкретных фактах из жизни старших
членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной
войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие
важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству»,
«трудовой подвиг», «бережное отношение к хлебу» и т.д. Важно подвести
ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну,
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена
увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты
памятники.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в
играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми
и сверстниками.
В процессе работы по патриотическому воспитанию детей решаются
также задачи их эстетического воспитания.
Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое
слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о
воинах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или
печалиться, ощущать свою причастность к героическому наследию нашей
страны. Искусство помогает детям воспринимать то, чего они не могут
непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому
представить то, что им хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает
чувства.
Работа по патриотическому воспитанию дошкольников связана и с их
физическим воспитанием. Будущие граждане России должны расти
сильными, ловкими, здоровыми.
Окружающая жизнь дает реальную возможность показать детям основные
права и обязанности российского человека: право на труд, отдых,
образование, обязанность честно трудиться, жить в дружбе, защищать свою
страну от врагов. Непосредственные наблюдения помогают ребятам узнать и
полюбить природу родного края.
Большое значение для патриотического воспитания детей имеет их
активная, разнообразная деятельность, так как быть патриотом – это
значит не только знать свою страну, но и активно действовать на ее благо,
поэтому необходимо поощрять деятельность ребёнка, в основе которой лежит
стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада,
города.
Отношение к Родине, ее культуре, истории, языку передается
от родителей к детям. Яркие впечатления, полученные в детстве, нередко
остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие
черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином
своей страны.
Рекомендации для родителей.
• Обращайте внимание ребенка на красоту родного города, во время
прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении
каждого объекта.
• Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и
озеленению своего двора. Поощряйте ребенка за примерное поведение в
общественных местах.
• Расширяйте собственный кругозор
• Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других
людей.
• Вместе читайте книги, смотрите передачи, кинофильмы,
рассказывающие о Родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
• Рассказывайте ребёнку об испытаниях, выпавших на долю наших
предков, из которых они вышли с честью.
• Знакомьте своего ребёнка с памятными и историческими местами города,
страны.
• Даже если вам не хочется в выходной день отправляться с ребёнком в
музей или на выставку, помните, что чем раньше и регулярней вы будете это
делать, пока ваш ребёнок ещё маленький, тем больше вероятность того, что
он будет посещать культурные заведения в подростковом возрасте и юности.
• При общении с ребёнком, обсуждайте не только проблемы, но и
отмечайте положительные моменты, помните, чем больше выражаете
недовольство, тем больше пессимизма, недовольства жизнью будет выражать
ваш ребёнок.
• Как можно раньше откройте в своем ребенке умение проявлять
позитивные эмоции, они станут вашей надеждой и опорой в старости!
Л. А.Березовская,
воспитатель МДОУ №11
Ст. Курская