Автор: Петрик Наталия Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ
Населённый пункт: Тюменская область, город Ноябрьск
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательного компонента «Подготовка к обучению грамоте» для детей подготовительной группы (6 -7 лет)
Раздел: дошкольное образование
Содержание
1.
Пояснительная записка …..……………………………………………………………........
3
2.
Требования к результатам усвоения образовательного компонента ...........................….
5
3.
Тематический план ………………………………………………………………………….
5
4.
Содержание программы ……………………………………….…………………………… 6
5.
Способы проверки усвоения элементов содержания компонента …………………...….
11
6.
Перечень литературы и средства обучения ……………………………………………….
15
7.
Приложение
7.1
Календарно-тематический план….........................................................................................
16
Пояснительная записка
Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» непосредственно
образовательная деятельности «Подготовка к обучению грамоте» разработана в соответствии с
Основной образовательной программой дошкольного образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:
Журова Л. Е., Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте - Школьная пресса, 2016.
Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех
книгах - Школьная пресса, 2016.
Основная работа по обучению грамоте в подготовительной группе осуществляется в
рамках организованной детской деятельности.
Рабочая программа рассчитана на 36 образовательных компонента в год, 1 раз в неделю,
длительностью 30 минут.
Содержание этой программы направлено на формирования у детей речевых навыков и
умений владения речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря;
развития связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развития
речевого творчества; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
формирования звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
через решение следующих задач:
Дать представления о предложении (без грамматического определения).
Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и
предлогов) на слова с указанием их последовательности.
Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша,
ма-ли-на, бе-ре-за) на части.
Учить составлять слова из слогов (устно).
Учить выделять последовательность звуков в простых словах.
Учить детей проводить звуковой анализ слов.
Закреплять умение определять место ударения в словах.
Учить
словоизменению,
формирование
слогового
чтения
и
формированию
слитного
чтения.
Новизна
рабочей
программы
заключается
в
обновлении
содержания
программы
в
соответствии
требованиям
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования.
Ее
отличие
от
раннее
действовавшей
заключается
в
изменении
традиционной системы познавательных задач, создание условий для полноценного развития
ребенка.
Содержание рабочей программы отражает: специфику федерального государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования,
национально-культурных,
демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
Рабочая программа для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности
основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса.
Программа составлена с учетом интеграции с образовательными областями
Социально-
коммуникативное развитие
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми в
ч а с т и
ф о р м и р о в а н и я
п е р в и ч н ы х
ц е н н о с т н ы х
представлений,
представлений
о
себе,
семье,
обществе,
государстве,
мире,
а
также
соблюдения
элементарных
общепринятых норм и правил поведения; формирование
представлений о труде, профессиях, людях труда, желания
трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками
в
процессе
трудовой
деятельности;
формирование
основ
безопасности
с о б с тве нно й
жизнедеятельности
в
семье
и
обществе,
а
также
безопасности окружающего мира; использование сюжетно-
2
ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства
реализации указанных образовательных областей.
Речевое развитие
Использование
художественных
произведений
для
формирования
первичных
ценностных
представлений,
представлений о себе, семье, окружающем мире.
Художественно-
эстетическое развитие
Использование средств продуктивных видов деятельности
для
обогащения
содержания,
закрепления
результатов
освоения образовательных областей.
Физическая культура
Развитие игровой деятельности в части подвижных игр с
правилами.
Особенностью организации образовательного процесса по образовательному компоненту
«Подготовка
к
обучению
грамоте»,
является
то,
что
педагоги
учитывая
возрастные
и
индивидуальные особенности детей, организуют с детьми различные игры, берут на себя главные
роли, объединяют детей для совместной игры, показывают образцы различных игровых действий с
игрушками, предметами-заместителями, побуждают к развертыванию игр, драматизируют в лицах
знакомые
детям
потешки,
прибаутки,
используют
игрушки
при
чтении
сказок,
рассказов,
стихотворений, тем самым обогащают детей новыми знаниями и впечатлениями, стараясь вызвать
у детей интерес, желание подражать, содействуют возникновению чувства симпатии к другому
ребенку, интереса к нему как к партнеру по игре, развивают умения понимать его интересы,
потребности,
воспитывают
чуткость,
отзывчивость,
справедливость.
Педагоги
способствуют
возникновению эмоционально насыщенной атмосферы в игре: включаются в игру, заражая детей
своим интересом, эмоциями, используют выразительные движения, мимику, интонированную
речь, вносят в игру моменты неожиданности, таинственности, сказочности. Все это способствует
укреплению и сохранению физического и психического здоровья малышей, их эмоциональному
благополучию.
Формы организации образовательного процесса
Задачи и содержание
работы
Форма работы
Формы организации детей
Непрерывная образовательная деятельность
Развитие речи
Образовательная
ситуация,
рассказ,
драматизация,
рассматривание,
беседы
после
чтения,
игровые
с и туа ц и и ,
пересказ, разучивание стихотворений.
Групповая
Содержание работы по освоению ребенком образовательного компонента «Подготовка к
обучению
грамоте»
образовательной
области
«Речевое
развитие»
в
рабочей
программе
представлено
календарно-тематическим
планированием,
которое
разработано
с
учетом
обязательного минимума содержания федерального государственного образовательного стандарта
дошкольного образования, образовательной программой дошкольного образования и в котором
указаны: разделы и темы в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы и
календарем праздников. В данном плане тезисно представлено содержание изучаемого материала,
требования к овладению необходимыми умениями и навыкам (программное содержание), включен
национально-региональный компонент, раскрыты формы и методические приемы, используемые в
ходе непосредственно образовательной деятельности.
Педагогический анализ знаний и умение детей (диагностика) проводится два раза в год
(октябрь, апрель) в форме наблюдений, беседы, игр по методическому пособию Трофимова Е.В.,
Педагогическая диагностика. – Москва: Издательский дом «Цветной мир», 2016.
3
Требования к результатам усвоения образовательного компонента «Подготовка к
обучению грамоте»
К концу обучения дети:
имеет представление о предложении (без грамматического определения);
составляет предложения, проводит членение простых предложений (без союзов и предлогов)
на слова с указанием их последовательности;
делит двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-
за) на части;
составляет слова из слогов (устно);
выделяет последовательность звуков в простых словах;
проводит звуковой анализ слов;
определяет место ударения в словах;
владеет словоизменением, слоговым чтением и слитным чтением.
Тематический план
№
Тема
Количество
часов
Из них
практическая
деятельность
1.
Звуковой анализ слова «книга». Работа с предложением из 2–х
слов.
1
1
2.
Звуковой анализ слова «газета». Работа с предложением из 2–х
слов. Твердые и мягкие согласные звуки.
1
1
3.
Знакомство с гласными буквами. Звуковой анализ слов «кран»,
«Алёна». Работа с предложением из 2–х слов. Ударный гласный
звук.
1
1
4.
Звуковой анализ слова «мяч». Знакомство с буквой Я. Работа с
предложением из 2–х слов.
1
1
5.
Звуковой
анализ
слов
«лягушка»,
«Яша».
Работа
с
предложением из 2-х слов, буквы А, Я.
1
1
6.
Буква О. Звуковой анализ слов. Работа с предложением из 2-х
слов.
1
1
7.
Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов «полка», «свекла». Работа с
предложением из 2-х слов.
1
1
8.
Звуковой анализ слов «терка», «ёлка». Работа с предложением
из 2–х слов.
1
1
9.
Знакомство
с
буквой
У,
у.
Звуковой
анализ
слов
«груша»,
«сумка». Работа с предложением из 3–х слов.
1
1
10.
Знакомство с буквой Ю, ю. Звуковой анализ слов «лук», «люк»,
«утюг». Работа с предложением из 3–х слов.
1
1
11.
Звуковой
анализ
слов
«Юра»,
«юла»,
«клюв».
Работа
с
предложением из 3–х слов.
1
1
12.
Знакомство с буквой ы. Звуковой анализ слов «рыба», «шар»,
«мышка». Работа с предложением из 3–х слов.
1
1
13.
Знакомство с буквой И, и. Звуковой анализ слов «мишка»,
«игрушка». Словоизменение.
1
1
14.
Звуковой
анализ
слов
«эхо»,
«люстра».
Словоизменение.
Знакомство с буквой Э, э.
1
1
15.
Знакомство с буквой Е, е. Звуковой анализ слов «лес», «белка».
Словоизменение. Составление предложений с союзом и.
1
1
16.
Звуковой анализ слов «ель», «Емеля». Работа с предложением
из 3–х слов.
1
1
17.
З
накомство
с
буквой
Р.
Звуковой
анализ
слова
«речка».
1
1
4
Словоизменение.
18.
Звуковой анализ слова «гайка». Работа с предложением из 3–х
слов. Словоизменение
.
1
1
19.
Звуковой анализ слова «мячик». Словоизменение.
1
1
20.
Звуковой
анализ
слов
«зима»,
«море»,
«гуси»,
«пуля».
Словоизменение.
1
1
21.
Знакомство
с
буквой
М,
м.
Звуковой
анализ
слов
«мама»,
«мимо». Обучение чтению
1
1
22.
Знакомство
с
буквой
Н,н.
Звуковой
анализ
слова
«Нина».
Чтение слогов, текста. Работа с предложением.
1
1
23.
Знакомство с буквой Р, р. Звуковой анализ слова «Марина»,
«норы».
Чтение
слогов,
текста.
Работа
с
предложением.
Ударение.
1
1
24.
Знакомство
с
буквой
Л,
л.
Звуковой
анализ
слова
«Лена»,
«луна». Чтение слогов, текста. Работа с предложением
1
1
25.
Знакомство с буквой Г, г. Чтение слогов, текста. Выкладывание
предложения.
1
1
26.
Знакомство с буквой К, к. Звуковой анализ слова «яма». Чтение
текста. Выкладывание предложения
1
1
27.
Знакомство с буквами С, с и З, з. Звуковой анализ слова «елка»,
«ели». Чтение пословиц.
Выкладывание предложения.
1
1
28.
Знакомство с буквами Ш, ш и Ж, ж. Чтение текста, пересказ
рассказа, выкладывание предложения.
1
1
29.
Знакомство с буквами Д, д и Т, т. Чтение текста,
выкладывание предложения.
1
1
30.
Знакомство с буквой ь и ъ. Чтение текста, проставление
ударения.
1
1
31.
Знакомство с буквами П, п и Б, б. Чтение текста, пересказ,
выкладывание предложения.
1
1
32.
Знакомство с буквами В, в и Ф, ф. Чтение текста, пересказ,
выкладывание предложения.
1
1
33.
Знакомство с буквой Й. Чтение текста, пересказ.
1
1
34.
Знакомство с буквами Ч, ч и Щ, щ. звуковой анализ слов
«читать», «щенок». Чтение текста.
1
1
35.
Знакомство с буквой Ц, ц. Чтение текста,
выкладывание предложения.
1
1
36.
Знакомство с буквами Х, х. Чтение текста,
выкладывание предложения.
1
1
Содержание программы
№
Тема
Задачи
Звуковой анализ слова
«книга». Работа с
предложением из 2–х
слов.
Учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать
гласные,
твердые
и
мягкие
согласные
звуки;
применять
правила
написания букв;
Закреплять умение определять место ударения в словах;
Учить составлять предложение из двух слов, называть 1-е и 2-е
слово.
Звуковой анализ слова
«газета». Работа с
предложением из 2–х
слов. Твердые и мягкие
согласные звуки.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов;
дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
Закреплять умение определять место ударного звука в слове;
Учить составлять предложение из двух слов, называть слова по
порядку
Знакомство с гласными
Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов;
5
буквами. Звуковой
анализ слов «кран»,
«Алёна». Работа с
предложением из 2–х
слов. Ударный гласный
звук.
Познакомить с гласными буквами а, А;
Учить
составлять
предложения
о
действиях
игрушки
из
двух
слов;
Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой
структуры
Звуковой анализ слова
«мяч». Знакомство с
буквой Я. Работа с
предложением из 2–х
слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов,
определять ударный гласный звук;
Познакомить с гласными буквами я, Я и правилами написания я
после мягких согласных звуков;
Учить составлять предложения о действиях игрушки (из двух
слов);
Продолжать учить детей называть слова с данными звуками.
Звуковой анализ слов
«лягушка», «Яша».
Работа с предложением
из 2-х слов, буквы А, Я.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с тем, что буква я может обозначать два звука –
«йа»;
Учить составлять предложения из двух слов о действиях детей,
называть 1-е, 2-е слово.
Буква О. Звуковой
анализ слов. Работа с
предложением из 2-х
слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквами о, О;
Учить составлять предложения о действиях, называть 1-е, 2-е
слово;
Продолжать учить детей называть слова по определенной модели.
Буквы Ё, ё. Звуковой
анализ слов «полка»,
«свекла». Работа с
предложением из 2-х
слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с тем, что буква ё может обозначать звук «о» и
пишется после мягких согласных звуков;
Учить составлять предложения из двух слов с заданным словом;
Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
Звуковой анализ слов
«терка», «ёлка». Работа
с предложением из 2–х
слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с тем, что буква ё может обозначать два звука «йо»;
Учить составлять предложения из двух слов с заданным словом;
Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
Знакомство с буквой У,
у. Звуковой анализ слов
«груша», «сумка».
Работа с предложением
из 3–х слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквами у, У;
Учить составлять предложения из трех слов с соединительным
союзом И;
Продолжать учить детей называть слова с заданным ударным
гласным звуком.
Знакомство с буквой Ю,
ю. Звуковой анализ слов
«лук», «люк», «утюг».
Работа с предложением
из 3–х слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквой ю и правилами ее написания после мягких
согласных звуков;
Учить составлять предложения из трех слов с соединительным
союзом И;
6
Продолжать учить детей называть слова с заданным ударным
гласным звуком.
Звуковой анализ слов
«Юра», «юла», «клюв».
Работа с предложением
из 3–х слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с тем, что буква ю может обозначать два звука -
«йу»;
Учить составлять предложения из трех слов с соединительным
союзом И;
Продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
Знакомство с буквой ы.
Звуковой анализ слов
«рыба», «шар»,
«мышка». Работа с
предложением из 3–х
слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквой ы;
Учить составлять предложения из трех слов с соединительным
союзом И;
Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
Знакомство с буквой И,
и. Звуковой анализ слов
«мишка», «игрушка».
Словоизменение.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить
с
буквами
и,
И,
и
правилами
написания
после
мягких согласных звуков;
Учить детей словоизменению;
Продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
Звуковой анализ слов
«эхо», «люстра».
Словоизменение.
Знакомство с буквой Э,
э.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквами э,Э;
Учить детей словоизменению;
Продолжать учить детей называть слова по заданной модели.
Знакомство с буквой Е,
е. Звуковой анализ слов
«лес», «белка».
Словоизменение.
Составление
предложений с союзом
и.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквами е, Е, и правилами написания е после
мягких согласных звуков;
Учить составлять предложения из трех слов с союзом И;
Продолжать учить детей словоизменению;
Учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.
Звуковой анализ слов
«ель», «Емеля». Работа
с предложением из 3–х
слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Объяснить детям, что буква Е может обозначать два звука –«йэ»;
Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.
З
накомство с буквой Р.
Звуковой анализ слова
«речка».
Словоизменение.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить детей со словоизменением;
Учить составлять предложения из трех слов;
Учить называть слова определенной звуковой структуры.
Звуковой анализ слова
«гайка». Работа с
предложением из 3–х
слов. Словоизменение
.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить детей проводить словоизменение;
Продолжать закреплять умение составлять предложения из трех
слов;
Учить называть слова определенной звуковой структуры.
7
Звуковой анализ слова
«мячик».
Словоизменение.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить детей проводить словоизменение;
Учить на слух делить предложения на слова, называть их по
порядку;
Учить называть слова определенной звуковой структуры.
Звуковой анализ слов
«зима», «море», «гуси»,
«пуля».
Словоизменение.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить детей проводить словоизменение;
Учить на слух делить предложения на слова, называть их по
порядку;
Закреплять умение называть слова с заданными звуками.
Знакомство с буквой М,
м. Звуковой анализ слов
«мама», «мимо».
Обучение чтению
Познакомить детей с буквой М и тем, что она обозначается звуком
«м» и «мь»;
Закреплять
умение
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить читать слоги и слова с буквой М.
Знакомство с буквой
Н,н. Звуковой анализ
слова «Нина». Чтение
слогов, текста. Работа с
предложением.
Учить составлять предложение с заданным словом, определять
количество слов в предложении и называть их по порядку;
Познакомить детей с буквой Н и тем, что она может обозначать
звуки «н», и «нь»;
Закреплять
умение
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить читать слоги и слова с буквами М и Н;
Учить называть слова определенной звуковой структуры.
Знакомство с буквой Р,
р. Звуковой анализ
слова «Марина»,
«норы». Чтение слогов,
текста. Работа с
предложением.
Ударение.
Познакомить детей с буквой Р и тем, что она обозначается звуком
«р» и «рь»;
Учить читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой Р;
Закреплять
умение
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить детей называть слова определенной звуковой структуры.
Знакомство с буквой Л,
л. Звуковой анализ
слова «Лена», «луна».
Чтение слогов, текста.
Работа с предложением
Познакомить детей с буквой Л и тем, что она обозначается звуком
«л» и «ль»;
Учить читать слоги и слова с пройденными буквами и буквой Л;
Закреплять
умение
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Закреплять умение делить предложения на слова, называть их по
порядку;
Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту;
Учить детей называть слова определенной звуковой структуры.
Знакомство с буквой Г,
г. Чтение слогов, текста.
Выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами Г и г и тем, что она обозначается
звуком «г» и «гь»;
Учить читать слоги и слова с пройденными буквами;
Учить
выкладывать
предложения
из
букв
разрезной
азбуки,
познакомить с правилами выкладывания;
Учить детей называть слова определенной звуковой структуры.
Знакомство с буквой К,
к. Звуковой анализ
слова «яма». Чтение
текста. Выкладывание
Познакомить детей с буквами К и к и тем, что она обозначается
звуком «к» и «кь»;
Закреплять знания, что буква Я может обозначать два звука («й»,
«а» в начале слова и после гласной);
8
предложения
Закреплять умение детей называть слова определенной звуковой
структуры.
Знакомство с буквами
С, с и З, з. Звуковой
анализ слова «елка»,
«ели». Чтение
пословиц.
Выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами С и З и тем, что она обозначается
звуком «с» и «сь», «з» и «зь»;
Закреплять
умение
выкладывать
предложение
с
применением,
пройденным грамматических правил;
Закреплять знания, что буква е может обозначать два звука («й»,
«о» в начале слова и после гласного звука);
Продолжать совершенствовать чтение детей;
Учить отвечать на вопросы по прочитанному тесту;
Закреплять
умение
детей
называть
слова
с
определенным
ударным гласным звуком.
Знакомство с буквами
Ш, ш и Ж, ж. Чтение
текста, пересказ
рассказа, выкладывание
предложения.
Продолжать
учить
детей
выкладывать
предложения
с
применением всех пройденных грамматических и синтаксических
правил;
Познакомить с буквами Ш, Ж, с правилами написания сочетания
ши, жи;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Учить детей пересказывать прочитанный рассказ;
Учить называть слова определенной звуковой структуры.
Знакомство с буквами Д,
д и Т, т. Чтение текста,
выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами Д и Т и тем, что она обозначается
звуком «д» и «дь», «т» и «ть»;
Закреплять
умение
выкладывать
предложение
с
применением,
пройденным грамматических правил;
Закреплять знания, что буква е может обозначать два звука («й»,
«о» в начале слова и после гласного звука);
Продолжать
учить
детей
выкладывать
предложения
с
применением всех пройденных грамматических и синтаксических
правил;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ;
Учить называть слова определенной звуковой структуры.
Знакомство с буквой ь и
ъ. Чтение текста,
проставление ударения.
Познакомить с буквами Ь и Ъ;
Учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в
соответствии с проставленным ударением;
Совершенствовать навык чтения детей;
Учить
детей
отгадывать
слово,
представленное
моделью
(по
вопросам).
Знакомство с буквами
П, п и Б, б. Чтение
текста, пересказ,
выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами П и Б и тем, что она обозначается
звуком «п» и «пь», «б» и «бь»;
Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с
использованием ударения;
Закреплять
умение
выкладывать
предложения
с
применением
всех пройденных грамматических и синтаксических правил;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Учить детей озаглавливать и пересказывать рассказ;
Учить называть слова определенной звуковой структуры.
Знакомство с буквами В,
в и Ф, ф. Чтение текста,
пересказ,
выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами В и Ф и тем, что она обозначается
звуком «ф» и «фь», «в» и «вь»;
Продолжать учить проставлять ударение в словах и читать их с
использованием ударения;
Закреплять
умение
выкладывать
предложения
с
применением
пройденных правил;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Учить отгадывать слово, выложенное моделью (по вопросам).
Знакомство с буквой Й.
Совершенствовать навык чтения детей;
9
Чтение текста, пересказ.
Познакомить с буквой Й, повторить правила, что звук «й» - самый
короткий звук в нашей речи и всегда мягкий согласный;
Учить детей словообразованию;
Продолжать учить отгадывать слово, представленное моделью.
Знакомство с буквами Ч,
ч и Щ, щ. звуковой
анализ слов «читать»,
«щенок». Чтение текста.
Совершенствовать навык чтения детей;
Познакомить с буквами Ч и Щ и напомнить, что звуки «ч» и «щ»
всегда мягкие согласные и написание сочетаний ща, щу;
Учить детей составлять цепочку слов, производя в данном слове
только одну замену для получения нового слова;
Потренировать детей в чтении скороговорок.
Знакомство с буквой Ц,
ц. Чтение текста,
выкладывание
предложения.
Продолжать
учить
выкладывать
предложение
с
применением
пройденных правил;
Познакомить детей с буквами Ц, ц и правилом, что звук «ц» -
всегда твердый согласный;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Продолжать учить отгадывать слова, выложенные фишками.
Знакомство с буквами
Х, х. Чтение текста,
выкладывание
предложения.
Продолжать
учить
выкладывать
предложение
с
применением
пройденных правил;
Познакомить детей с буквами Ц, ц и тем, что они обозначают
звуки «х» и «хь»;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Учить составлять цепочку слов, производя в данном слове одну
замену для получения нового слова;
Продолжать учить отгадывать слова, выложенные фишками.
Способы проверки усвоения элементов содержания компонента
Педагогическая
диагностика
достижения
детьми
планируемых
результатов
освоения
программы – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.
Осуществляется в рамках непрерывной образовательной деятельности, 2 раза в год (сентябрь,
май). Форма проведения представляет собой диагностическое обследование - выполнение детьми
диагностических
заданий,
направленных
на
выявление
умения
использовать
простые
распространенные предложения, согласовывать слова по числу и времени, составлять рассказ,
используя знания об окружающем мире.
Результаты
педагогической
диагностики
используются
исключительно
для
решения
следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации
образования
(в
том
числе
поддержки
ребенка,
построения
его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Показатель
развития
складывается
из
данных
наблюдений
педагога
и
результата
выполнения самим ребенком диагностических заданий.
Методика проведения обследования уровня освоения детьми подготовительной группы
программного материала по образовательному компоненту «Подготовку к обучению грамоте».
Методика проведения диагностики
1.Выделение звука в слове.
Упражнение «Назови и выдели звук в слове»
«Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?» И т.д.
2.Выделение начального ударного гласного звука из слова. Конец года выделение ударного
слога.
Упражнение «Назови и выдели начальный гласный звук в слове»
«Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? ИРА?
10
Какой звук ты слышишь в слове МАК? КОТ?
Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА? ОТЕЦ? МЯЧ?
ЛАПА? РАК? Звук, необходимый для выделения произносится , интонировано, т. е. выделяя его
голосом.
3.Определение места звука в слове (сначала глобально: в начале, в конце, в середине).
Упражнение «Где находится звук [С] в слове САД?, в слове ФОКУС , ЛИСА?» Затем более
точно: «На каком месте стоит звук [С] в слове САНИ?, в слове ОСА?, в слове НОС?» Ответы
ребенка: «В слове САНИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на втором; в слове НОС на
третьем месте». Звук [С] произносится интонировано в изолированном положении и в составе
слов.
4.Звуковой анализ слов (начало года 3-4 звука) (конец 3 -6 звука)
Например слов: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т.
д.
Принцип
отбора
слов,
предлагаемых
для
количественного
фонематического
анализа,
заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим
признакам, например, [С], | Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны быть простыми в этом
отношении.
Упражнение «Выполни звуковой анализ слова»
Обозначь гласные звуки – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные –
зеленым (рыба, лиса, сани, паук)
5. Подобрать слова к данной схеме.
Упражнение «Подбери слова к схеме»
Из предложенных разных картинок ребенку предлагается отобрать те, названия которых
подходят к данной схеме
6.Составление предложений (конец года: составление схем)
Упражнение «Придумай предложение из 3-(4, 5) слов» по картинке, по заданным слова,
самостоятельно. Составить схему выдерживая грамматические правила (большая буква в начале
предложения, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка).
Упражнение «Составь предложение по схеме»
Придумай предложение со словом «яблоко» (употребляя слова действия и признаки)
Составь схему своего предложения
Сколько в нем получилось слов?
Назови первое слово, второе, третье и т. д.
7. Деление слов на слоги. (начало года 1-3 слогов) (конец года: разной слоговой структуры)
Упражнение «Раздели слова на слоги» (роза, луна, дом, носок)
Низкий (0 баллов). Ребенок затрудняется в составлении предложений и схем к ним,
определения
количества
слов
в
предложении.
Допускает
ошибки
в
звукопроизношении,
при
проведении звукового анализа слов и деления слов на слоги. Не дает основные качественные
характеристики
звуков
(безударный
–
ударный
гласный,
твердый
–
мягкий
согласный)
Затрудняется в определении ударения в слове. С помощью подбирает слова к схемам. Не владеет
словоизменением и сравнительным звуковым анализом.
Средний
(1
балл).
Самостоятельно
проводит
анализ
пятизвучных
слов
без
стечения
согласных, проводит сравнительный анализ слов, подбирает слова к заданным моделям, проводит
слоговой анализ. Затрудняется в определении места звука в слове, в определение основных
качественных характеристик звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные-
безударные
гласные)
Составляет
предложения
с
заданным
количеством
слов,
с
помощью
воспитателя составляет схемы предложений, определяет слова по порядку.
Высокий (2 балла). Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет
основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные,
ударные-безударные гласные, место звука в слое). Проводит сравнительный звуковой анализ слов.
Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы к ним, делит слова
на слоги, подбирает слова к заданным моделям.
11
12
Протокол оценки индивидуального развития ребенка в аппликации в подготовительной группе
Группа № «___________________»
Дата проведения диагностики:
_________________20_____г
№
п/п
Фамилия. Имя
ребенка
составляет
предложения,
проводит
членение
простых
предложений
делит
двусложные и
трехсложные
слова с
открытыми
слогами на
части
составляет
слова из слогов
(устно)
выделяет
последовательн
ость звуков в
простых словах
проводит
звуковой
анализ слов
определяет
место ударения
в словах
владеет
словоизменени
ем, слоговым
чтением и
слитным
чтением
Оценка
адекватно
сти форм
и методов
образоват
ельной
работы
(значение
)
Оценка
адекватно
сти форм
и методов
образоват
ельной
работы
(интерпре
тация)
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
Начало
года
Конец
года
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
13
Оценка успешности продвижения ребенка в образовательном пространстве (значение)
Оценка успешности продвижения ребенка в образовательном
14
пространстве (интерпретация)
Кто проводил: воспитатель _____________________ /_________________/, воспитатель _______________________ /________________/
Ф.И.О. роспись
Ф.И.О. роспись
15
Перечень литературы и средства обучения
1.
Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в
четырех книгах - Школьная пресса, 2016.
2.
Журова Л. Е., Дурова Н. В. Обучение дошкольников грамоте - Школьная пресса,
2016.
16
Календарно-тематический план
Дата план
Дата факт
№ / Тема
Содержание
Опорные слова
и выражения
Материал и
оборудование
УМК
Базовая программа
Национально-
региональный
компонент
Компонент ДОУ
1.Звуковой
анализ слова
«книга».
Работа с
предложением
из 2–х слов.
Учить детей проводить звуковой анализ
слов; дифференцировать гласные, твердые и
мягкие согласные звуки; применять правила
написания букв;
Закреплять
умение
определять
место
ударения в словах;
Учить составлять предложение из двух
Дыхательная
гимнастика «Дуй на
пальцы»
Книга,
кукла какая –
большая,
красивая,
нарядная…
Схема
пятизвукового
слова; красные,
синие, зеленые,
черные фишки;
кукла; фишки или
мелкие игрушки.
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 109
2.Звуковой
анализ слова
«газета».
Работа с
предложением
из 2–х слов.
Твердые и
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой
анализ
слов;
дифференцировать
гласные, твердые и мягкие согласные звуки;
Закреплять
умение
определять
место
ударного звука в слове;
Учить составлять предложение из двух
слов, называть слова по порядку;
Развивать
интерес к
природе Севера,
формировать
бережное
отношение к
ней.
Артикуляционная
гимнастика
«Улыбка»
Газета , мишка
какой –
плюшевый,
маленький,
косолапый…
Схема
шестизвукового
слова; красные,
синие, зеленые,
черные фишки;
мишка, мяч;
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. . с. 111
3.Знакомство с
гласными
буквами.
Звуковой
анализ слов
«кран»,
«Алёна».
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов;
Познакомить с гласными буквами а, А;
Учить
составлять
предложения
о
действиях игрушки из двух слов;
Продолжать учить детей называть слова
определенной звуковой структуры
Физкультминутка
«Аист
Кран, Алёна.
Заяц, что делает?
– прыгает,
пляшет,
умывается,
спит…
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; буква А (3
шт.), буква а (3 шт.);
фишки-игрушки,
мяч, зайка.
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 113
4.Звуковой
анализ слова
«мяч».
Знакомство с
буквой Я.
Работа с
предложением
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов, определять ударный
гласный звук;
Познакомить с гласными буквами я, Я и
правилами
написания
я
после
мягких
согласных звуков;
Учить
составлять
предложения
о
Релаксация
«Листопад»
Мяч.
Лиса – что
делает? Бегает,
прыгает,
танцует…
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
гласными буквами
А, а, Я, я; фишки и
мелкие игрушки,
лиса.
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. . с. 114
17
Дата план
Дата факт
№ / Тема
Содержание
Опорные слова
и выражения
Материал и
оборудование
УМК
Базовая программа
Национально-
региональный
компонент
Компонент ДОУ
5.Звуковой
анализ слов
«лягушка»,
«Яша». Работа
с
предложением
из 2-х слов,
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с тем, что буква я может
обозначать два звука – «йа»;
Учить составлять предложения из двух
Гимнастика для глаз
«Стрекоза»
Лягушка,
Яша.
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
гласными буквами,
фишки или мелкие
игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. . с. 116
6.Буква О.
Звуковой
анализ слов.
Работа с
предложением
из 2-х слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквами о, О;
Учить
составлять
предложения
о
действиях, называть 1-е, 2-е слово;
Пальчиковая
гимнастика
«Дудочка»
Роза,
Мясо
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами:
о, О; фишки или
мелкие игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. . с. 118
7.Буквы Ё, ё.
Звуковой
анализ слов
«полка»,
«свекла».
Работа с
предложением
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с тем, что буква ё Ё может
обозначать звук «о» и пишется после мягких
согласных звуков;
Развивать
интерес к
природе Севера,
формировать
бережное
отношение к
ней.
Самомассаж «Утка
и кота»
Полка,
Свёкла
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
гласными буквами;
ё, Ё; фишки или
мелкие игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. . с. 119
8.Звуковой
анализ слов
«терка»,
«ёлка». Работа
с
предложением
из 2–х слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с тем, что буква ё может
обозначать два звука «йо»;
Учить составлять предложения из двух
Дыхательная
гимнастика
«Качели»
Ёлка
Терка
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами;
фишки или мелкие
игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. . с. 121
9.Знакомство с
буквой У, у.
Звуковой
анализ слов
«груша»,
«сумка».
Работа с
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквами у, У;
Учить составлять предложения из трех
слов с соединительным союзом И;
Гимнастика для глаз
«Дождик»
Груша
Сумка
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами;
у, У; фишки или
мелкие игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 122
18
Дата план
Дата факт
№ / Тема
Содержание
Опорные слова
и выражения
Материал и
оборудование
УМК
Базовая программа
Национально-
региональный
компонент
Компонент ДОУ
10.
Знаком
ство с буквой
Ю, ю. Звуковой
анализ слов
«лук», «люк»,
«утюг». Работа
с
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквой ю Ю и правилами
ее
написания
после
мягких
согласных
звуков;
Психогимнастика
«Петрушка
прыгает»
Лук,
Люк,
Утюг
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами;
буквы ю, Ю; фишки
и мелкие игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 124
11.
Звуков
ой анализ слов
«Юра», «юла»,
«клюв». Работа
с
предложением
из 3–х слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с тем, что буква ю может
обозначать два звука - «йу»;
Учить составлять предложения из трех
Релаксация «Звуки
природы»
Юра
Клюв
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами;
фишки и мелкие
игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 125
12.
Знаком
ство с буквой
ы. Звуковой
анализ слов
«рыба», «шар»,
«мышка».
Работа с
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквой ы;
Учить составлять предложения из трех
слов с соединительным союзом И;
Развивать
интерес к
природе Севера,
формировать
бережное
отношение к
ней.
Физкультминутка
«Кузнечики»
Рыба
Шар
Мышка
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами;
буква ы; фишки и
мелкие игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с.127
13.
Знаком
ство с буквой
И, и. Звуковой
анализ слов
«мишка»,
«игрушка».
Словоизменени
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить
с
буквами
и,
И,
и
правилами
написания
после
мягких
согласных звуков;
Гимнастика для глаз
«Ветер»
Мишка
Игрушка
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами;
буквы и, И; фишки
и мелкие игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 128
14.
Звуков
ой анализ слов
«эхо»,
«люстра».
Словоизменени
е. Знакомство с
буквой Э, э.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквами э,Э;
Учить детей словоизменению;
Продолжать учить детей называть слова
Самомасаж
«Дождик»
Эхо
Люстра
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами;
буквы э, Э; фишки и
мелкие игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 130
19
Дата план
Дата факт
№ / Тема
Содержание
Опорные слова
и выражения
Материал и
оборудование
УМК
Базовая программа
Национально-
региональный
компонент
Компонент ДОУ
15.
Знаком
ство с буквой
Е, е. Звуковой
анализ слов
«лес», «белка».
Словоизменени
е. Составление
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить с буквами е, Е, и правилами
написания е после мягких согласных звуков;
Учить составлять предложения из трех
Пальчиковая
гимнастика «Козлик»
Лес
Белка
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса с
пройденными
гласными буквами;
буквы е, Е; фишки и
мелкие игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с.131
16.
Звуков
ой анализ слов
«ель»,
«Емеля».
Работа с
предложением
из 3–х слов.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Объяснить
детям,
что
буква
Е
может
обозначать два звука –«йэ»;
Продолжать учить детей называть слова с
Артикуляционная
гимнастика
«Трубочка»
Ель
Емеля
Красные, синие,
зеленые, черные
фишки; касса букв
со всеми гласными;
фишки и мелкие
игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 133
17.
Знаком
ство с буквой Р.
Звуковой
анализ слова
«речка».
Словоизменени
е.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Познакомить детей со словоизменением;
Учить составлять предложения из трех
слов;
Дыхательная
гимнастика
«Бегемотик»
Речка
Какой по счету
звук в слове.
Схема пятизвучного
слова; красные,
синие, зеленые,
белые, черные
фишки; касса с
гласными буквами;
три мяча, фишки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 134
18.
Звуков
ой анализ
слова «гайка».
Работа с
предложением
из 3–х слов.
Словоизменени
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить детей проводить словоизменение;
П р од о л ж ат ь
з а к р е п л я т ь
у м е н и е
составлять предложения из трех слов;
Развивать
интерес к
природе Севера,
формировать
бережное
отношение к
ней.
Самомассаж
«Летели утки»
Гайка
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с гласными
буквами; куклы,
мишка, зайка;
фишки или мелкие
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 137
19.
Звуков
ой анализ
слова «мячик».
Словоизменени
е.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить детей проводить словоизменение;
Учить на слух делить предложения на
слова, называть их по порядку;
Пальчиковая
гимнастика
«Жирафы и слоны»
Мячик
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с гласными
буквами; фишки
или мелкие
игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 139
20
Дата план
Дата факт
№ / Тема
Содержание
Опорные слова
и выражения
Материал и
оборудование
УМК
Базовая программа
Национально-
региональный
компонент
Компонент ДОУ
20.
Звуков
ой анализ слов
«зима»,
«море»,
«гуси», «пуля».
Словоизменени
е.
Продолжать
учить
детей
проводить
звуковой анализ слов с применением правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить детей проводить словоизменение;
Учить на слух делить предложения на
слова, называть их по порядку;
Релаксация «Звуки
моря»
Зима,
Море,
Гуси,
Пуля
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с гласными
буквами; фишки
или мелкие
игрушки
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 140
21.
Знаком
ство с буквой
М, м. Звуковой
анализ слов
«мама»,
«мимо».
Обучение
Познакомить детей с буквой М и тем, что
она обозначается звуком «м» и «мь»;
Закреплять
умение
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
ударного гласного звука;
Учить читать слоги и слова с буквой М.
Психогимнастика
«Позови ласково»
Мама,
Мимо
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с гласными
буквами; буквы М
(две), м (четыре);
фишки или мелкие
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 143
22.
Знаком
ство с буквой
Н, н. Звуковой
анализ слова
«Нина».
Чтение слогов,
текста. Работа
Учить
составлять
предложение
с
заданным
словом,
определять
количество
слов
в
предложении
и
называть
их
по
порядку;
Познакомить детей с буквой Н и тем, что
она может обозначать звуки «н», и «нь»;
Закреплять
умение
проводить
звуковой
Пальчиковая
гимнастика
«Жирафы и слоны»
Нина
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы Н
(две), н (четыре);
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 145
23.
Знаком
ство с буквой
Р, р. Звуковой
анализ слова
«Марина»,
«норы».
Чтение слогов,
Познакомить детей с буквой Р и тем, что
она обозначается звуком «р» и «рь»;
У ч и т ь
ч и т а т ь
с л о г и
и
с л о в а
с
пройденными буквами и буквой Р;
Закреплять
умение
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
Развивать
интерес к
природе Севера,
формировать
бережное
отношение к
ней.
Самомассаж «Гусь»
Марина
Норы
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы Р
(две), р (четыре);
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 146
24.
Знаком
ство с буквой
Л, л. Звуковой
анализ слова
«Лена»,
«луна». Чтение
слогов, текста.
Познакомить детей с буквой Л и тем, что
она обозначается звуком «л» и «ль»;
У ч и т ь
ч и т а т ь
с л о г и
и
с л о в а
с
пройденными буквами и буквой Л;
Закреплять
умение
проводить
звуковой
анализ
слов
с
применением
правил
написания
гласных
букв
и
определением
Физкультминутка
«Бабочка»
Лена
Луна
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы Л
(две), л (четыре);
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 148
21
Дата план
Дата факт
№ / Тема
Содержание
Опорные слова
и выражения
Материал и
оборудование
УМК
Базовая программа
Национально-
региональный
компонент
Компонент ДОУ
25.
Знаком
ство с буквой
Г, г. Чтение
слогов, текста.
Выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами Г и г и тем,
что она обозначается звуком «г» и «гь»;
У ч и т ь
ч и т а т ь
с л о г и
и
с л о в а
с
пройденными буквами;
Учить выкладывать предложения из букв
разрезной азбуки, познакомить с правилами
выкладывания;
Артикуляционная
гимнастика
«Лопаточка»
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы Г
(две), г (четыре);
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 149
26.
Знаком
ство с буквой
К, к. Звуковой
анализ слова
«яма». Чтение
текста.
Выкладывание
Познакомить детей с буквами К и к и
тем, что она обозначается звуком «к» и «кь»;
Закреплять знания, что буква Я может
обозначать два звука («й», «а» в начале слова
и после гласной);
Закреплять умение детей называть слова
определенной звуковой структуры.
Гимнастика для глаз
«Цветы»
Яма
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы К
(две), к (четыре);
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 151
27.
Знаком
ство с буквами
С, с и З, з.
Звуковой
анализ слова
«елка», «ели».
Чтение
Познакомить детей с буквами С и З и
тем, что она обозначается звуком «с» и «сь»,
«з» и «зь»;
Закреплять
умение
в ы к л а д ы в ат ь
предложение
с
применением,
пройденным
грамматических правил;
Закреплять
знания,
что
буква
е
может
Самомассаж «Наши
ушки»
Ёлка
Ели
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы С,
З (две), с, з
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 154
28.
Знаком
ство с буквами
Ш, ш и Ж, ж.
Чтение текста,
пересказ
рассказа,
выкладывание
Продолжать
учить
детей
выкладывать
п р е д л оже н и я
с
п р и м е н е н и е м
в с е х
п р о й д е н н ы х
г р а м м а т и ч е с к и х
и
синтаксических правил;
Познакомить
с
буквами
Ш,
Ж,
с
правилами написания сочетания ши, жи;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Пальчиковая
гимнастика
«Бабушкин кисель»
Шалаш
Сажа
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы Ш,
Ж (по две), ш, ж (по
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 157, 159
29.
Знаком
ство с буквами
Д, д и Т, т.
Чтение текста,
выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами Д и Т и
тем, что она обозначается звуком «д» и «дь»,
«т» и «ть»;
Закреплять
умение
в ы к л а д ы в ат ь
предложение
с
применением
пройденным
грамматических правил;
Закреплять
знания,
что
буква
е
может
Развивать
интерес к
природе Севера,
формировать
бережное
отношение к
ней.
Физкультминутка
«Капуста»
Дружили
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы Д,
Т (по две), д, т (по
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 160, 161
22
Дата план
Дата факт
№ / Тема
Содержание
Опорные слова
и выражения
Материал и
оборудование
УМК
Базовая программа
Национально-
региональный
компонент
Компонент ДОУ
30.
Знаком
ство с буквой ь
и ъ. Чтение
текста,
проставление
ударения.
Познакомить с буквами Ь и Ъ;
У ч и т ь
п р о с т а в л я т ь
уд а р е н и е
в
напечатанных
словах
и
читать
их
в
соответствии с проставленным ударением;
Совершенствовать навык чтения детей;
У ч и т ь
д е т е й
от г а д ы в ат ь
с л о в о ,
представленное моделью (по вопросам).
Физкультминутка
«Лягушата»
Мел
Мель
Угол
Уголь
Ноль
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буква ь
(две); фишки или
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 163, 165
31.
Знаком
ство с буквами
П, п и Б, б.
Чтение текста,
пересказ,
выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами П и Б и
тем, что она обозначается звуком «п» и «пь»,
«б» и «бь»;
Продолжать учить проставлять ударение
в
словах
и
читать
их
с
использованием
ударения;
Закреплять
умение
в ы к л а д ы в ат ь
Артикуляционная
гимнастика
«Рыбка шевелит
губами»
Плуг
Плот
Бобы
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы П,
Б (по две), п, б (по
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. М 167, 168
32.
Знаком
ство с буквами
В, в и Ф, ф.
Чтение текста,
пересказ,
выкладывание
предложения.
Познакомить детей с буквами В и Ф и
тем,
что
она
обозначается
звуком
«ф»
и
«фь», «в» и «вь»;
Продолжать учить проставлять ударение
в
словах
и
читать
их
с
использованием
ударения;
Закреплять
умение
в ы к л а д ы в ат ь
Гимнастика для глаз
«Бабочка»
Волы
Ферма
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы В,
Ф (по две), в, ф (по
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 170, 171
33.
Знаком
ство с буквой
Й. Чтение
текста,
пересказ.
Совершенствовать навык чтения детей;
Познакомить
с
буквой
Й,
повторить
правила, что звук «й» - самый короткий звук
в нашей речи и всегда мягкий согласный;
Учить детей словообразованию;
Продолжать
учить
отгадывать
слово,
представленное моделью.
Развивать
интерес к
природе Севера,
формировать
бережное
отношение к
ней.
Пальчиковая
гимнастика
«Кулачки»
Сараи
Сарай
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буква й
(две); фишки или
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 174
34.
Знаком
ство с буквами
Ч, ч и Щ, щ.
звуковой
анализ слов
«читать»,
«щенок».
Совершенствовать навык чтения детей;
Познакомить
с
буквами
Ч
и
Щ
и
напомнить,
что
звуки
«ч»
и
«щ»
всегда
мягкие
согласные
и
написание
сочетаний
ща, щу;
Учить
детей
составлять
цепочку
слов,
производя
в
данном
слове
только
одну
Физкультминутка
«Пузыри»
Читать
Щенок
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы Ч,
Щ (по две), ч, щ (по
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 175,176
23
Дата план
Дата факт
№ / Тема
Содержание
Опорные слова
и выражения
Материал и
оборудование
УМК
Базовая программа
Национально-
региональный
компонент
Компонент ДОУ
35.
Знаком
ство с буквой
Ц, ц. Чтение
текста,
выкладывание
предложения.
П р од ол ж ат ь
у ч и т ь
в ы к л а д ы в а т ь
предложение
с
применением
пройденных
правил;
Познакомить
детей
с
буквами
Ц,
ц
и
правилом,
что
звук
«ц»
-
всегда
твердый
согласный;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Психогимнастика
«Шалтай-Болтай»
У курицы
цыплята
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буква Ц
(две), ц (четыре);
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 178
36.
Знаком
ство с буквами
Х, х. Чтение
текста,
выкладывание
предложения.
П р од ол ж ат ь
у ч и т ь
в ы к л а д ы в а т ь
предложение
с
применением
пройденных
правил;
Познакомить детей с буквами Ц, ц и тем,
что они обозначают звуки «х» и «хь»;
Совершенствовать навыки чтения детей;
Учить
со ставлять
цепочку
с л о в ,
Гимнастика для глаз
«Мостик»
У слона хобот.
Красные, синие,
зеленые, белые,
черные фишки;
касса с
пройденными
буквами; буквы Х
(две), х (четыре);
Журова Л. Е.,
Дурова Н. В.
«Обучение
дошкольников
грамоте» -
Школьная пресса,
2016. с. 179
24