Автор: Вершинина Светлана Леонидовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 38-0
Населённый пункт: г. Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Детский сад и семья в едином образовательном пространстве"
Раздел: дошкольное образование
1
Детский сад и семья в едином образовательном пространстве
Введение
"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда
формируется здоровье,осуществляется развитие личности.
В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной
зависимости от окружающих взрослых –родителей,педагогов.Поэтому
ненадлежащий уход, поведенческие,социальные и эмоциональные проблемы,
возникающие в этом возрасте,приводят к тяжёлым последствиям в будущем.
Семья и дошкольные учреждения– два важных института социализации
детей. Их воспитательные функции различны,но для всестороннего развития
ребенка необходимо их взаимодействие.
Дошкольное учреждение играет важную роль в развитии ребенка. Здесь
он получает образование,приобретает умение взаимодействовать с другими
детьми и взрослыми,организовывать собственную деятельность.Однако,
насколько эффективно ребенок будет овладевать этими навыками,зависит от
отношения семьи к дошкольному учреждению.Гармоничное развитие
дошкольника без активного участия его родителей в образовательном
процессе вряд ли возможно.В то же время,поскольку взаимодействие семьи и
дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и
обеспечении преемственности дошкольного и школьного
образования,необходимо детальное изучение представлений родителей и
педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка
рекомендаций,которые помогли бы повысить эффективность этого
взаимодействия.Поэтому, взаимодействие детского сада и семьи следует
рассматривать как двусторонний процесс: «Детский сад – семья»- процесс,
направленный на оптимизацию влияния семьи на ребенка через повышение
педагогической культуры родителей,оказания им помощи;
2
«Семья– детскому саду» - процесс,характеризующийся включением
родителей в воспитательно-образовательную работу детского сада.
1. История взаимодействия ДОУ с семьей
С тех пор как существует семья, она играет важную роль в воспитании детей.
Родителей издавна считают первыми воспитателями своих детей.Однако
характер их влияния во многом зависит от экономических условий жизни
общества,общественных отношений. В классовом эксплуататорском
обществе в семье складывались неравноправные
взаимоотношения.Общество в своих интересах насаждало, как правило,
деспотию отца и мужа,превращая женщину в его собственность.Главной
целью семьи в этих условиях становится накопление богатства,жажда
наживы,которая порождает соперничество между членами семьи и не создает
необходимых условий для правильного воспитания детей.
В этих условиях не могло быть и речи о содружестве между семьей и
детским садом.На пути этого содружества возникали и продолжают,и сейчас
существовать противоречия социального,национального и религиозного
порядка.
Социалистический строй оказал огромное влияние на семью.
Постепенно в семье сложились новые отношения,основанные на полном
равноправии,ликвидировано бесправное положение женщины. Изменилось
экономическое положение семьи. Ее благосостояние зависит теперь не только
от личного труда ее членов, но и от благосостояния общества в целом. Эти
изменения создали необходимые условия для установления тесного
сотрудничества семьи и ДОУ в воспитании детей.
Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного
учреждения произошли в90-е годы. Это было связано с реформой
3
образования,которая отразилась и на системе дошкольного
воспитания.Изменение государственной политики в области образования
повлекло за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей
и необходимости взаимодействия с ней.
Но жизнь идет вперед. В настоящее время идет перестройка системы
дошкольного воспитания,и в центре этой перестройки стоят гуманизация и
деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не
воспитание члена общества,а свободное развитие личности.Сейчас
возникают новые формы сотрудничества между ДОУ и семьей, возникают и
новые общественные организации.Возникают проблемы перед
педагогикой,связанные с ролью и функциями современной семьи и ее
взаимодействиями с общественными организациями.
В данное время,в соответствии с Законом "Об образовании"и Типовым
положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных
задач, стоящих перед детским садом, является"взаимодействие с семьёй для
обеспечения полноценного развития ребёнка".
Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства
развития ребёнка,как в ДОУ, так и в семье.
2. Воспитание детей в семье
Бессмертный певец семейной жизни и семейного воспитания, великий
педагог Генрих Песталоцци утверждал, что"семейные радости человека—
самые прекрасные в мире, а радость родителей, возбуждаемая детьми, есть
самая святая радость человечества".
Семейная педагогика охватывает различные области воспитания детей
в семье,начиная с раннего детства и до совершеннолетия. В семейной
педагогике детально разработаны и общие пути формирования всесторонне
4
развитого человека, которого растит семья вместе с дошкольными
учреждениями, школой, и многие частные вопросы семейного воспитания.
Педагогу,изучая семейную педагогику,необходимо учитывать некоторые
общие условия правильного воспитания детей в семье.
Главной особенностью семейного воспитания признается особый
эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется
отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Другая важная
роль семейного воспитания– влияние на ценностные ориентации,
мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах
общественной жизни.
Родители, воспитывая детей, должны помнить, что в их семье растет
будущий гражданин, они отвечают перед обществом и государством за
воспитание детей.
В семье каждый имеет свои обязанности.Эти обязанности возлагаются
и на детей, которые выполняют посильную работу и вносят свой вклад в
общее дело. Дети, которые уважают труд родителей и старших, вырастают
трудолюбивыми, внимательными и отзывчивыми, организованными и
инициативными.
Родители успешно справятся со своими обязанностями, если будут
помнить о цели воспитания. Пока еще далеко не все родители понимают
важность постановки цели и точного ее выполнения. Более того, многие
считают, что цели воспитания должны ставиться в детском саду, а семья
обойдется и без этого. Такое убеждение глубоко ошибочно. Оно
отрицательно сказывается на воспитании детей. Поставив перед собой
определенную цель, родители найдут и правильные средства воспитания.
Намечая цель и средства воспитания, родителям важно помнить, что в
их семье растет гражданин, деятель, борец за общее счастье. Родители не
5
должны забывать и о том, что они смогут воспитать гражданина в том случае,
если они сами будут настоящими гражданами. Дети должны видеть
общественное лицо родителей. Поэтому поведение родителей, их пример
оказывают огромное воспитательное влияние на детей.
Родительское требование к себе, писал А.С. Макаренко,родительское
уважение к своей семье,родительский контроль над каждым своим шагом —
вот главный метод воспитания.
Родителям не следует опекать детей. Надо, чтобы они общались с
другими детьми,но взрослые должны хорошо знать, где бывает ребенок.
Детям нужно вовремя помочь, направить их, а часто и проконтролировать,
как они выполняют указания родителей.
Не менее важное значение имеет правильная организация жизни семьи.
Здесь все оказывает влияние на детей: распорядок жизни и отношение к
вещам, чистота обуви, платья и квартиры и многие другие вопросы. Под
влиянием жизненного уклада формируются положительные или
отрицательные привычки.
Большое формирующее влияние на детей оказывает характер
взаимоотношений между родителями, а также между родителями и детьми.
Взаимоотношения создают своеобразную атмосферу в семье, а она, в свою
очередь,определяет характер детей,их взаимоотношения с другими
людьми.Если в семье господствует дух
сотрудничества,взаимопомощи,доверия друг к другу, взаимного уважения,
такая атмосфера содействует формированию человека
прямого,открытого,отзывчивого, всегда готового прийти на помощь своим
товарищам.И наоборот, подозрительность, недоверие, неуважительное
отношение друг к другу влекут за собой проявление недоверчивости,
грубости, эгоизма и других отрицательных черт в характере и поведении
6
детей. ДОУ трудно противостоять такому влиянию семьи.
Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет
важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.Однако на это
взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и
педагогический коллектив ожидают друг от друга.
3. Сочетание семейного и общественного воспитания
Продолжая семейное воспитание чрезвычайно важно найти ключ к
сочетанию воспитания семейного и общественного, потому что сочетание
такое желательно и совершенно необходимо. Ведь в ранние годы жизни
ребенка семья нужна для формирования определенных областей
человеческого сознания,человеческой психологии, и отсутствие ее влечет за
собой печальные и далеко идущие последствия, такие, например, как
правонарушения. Того времени,которое дети проведут дома, после яслей,
детского сада, школы вполне хватит, чтобы семья сыграла предназначенную
ей роль.
В организованном ребячьем общении наши мальчишки и девчонки
привыкают к дисциплине и режиму. Здесь познают драгоценное чувство
локтя, приобретают навыки товарищества и взаимопомощи. Здесь
проникаются ощущением ответственности перед товарищами и за
товарищей.Здесь приучаются беречь честь коллектива и считать себя частью
единого целого. Словом, здесь в характере детей закладываются черты,
делающие их достойными членами общества.
Общественные формы воспитания должны совершенствоваться не в
противовес семье, не взамен ее, а как средство, которое, органически
сочетаясь с домашним воспитанием, дополняет его, обогащает, необычайно
расширяет его«диапазон».
7
Итак,каким бы замечательным ни было воспитание общественное,где
конечным назначением является формирование идеалов, формирование
личности ребенка закладывается в семье, под воздействием родительской
любви во имя его будущего,под воздействием авторитета
родителей,семейных традиций.Ведь все то,что он видит и слышит в семье,он
повторяет,подражает взрослым. А этот этап собственных действий
ребенка(именно действий,а не поступка)- ключевой в формировании
личности. Благодаря этому совершенному действию ребенок входит в
контекст социальных отношений, уже играя определенную социальную роль.
Воспитательный процесс в семье не имеет границ,начала или конца.
Родители для детей - это жизненный идеал, ничем не защищенный от
детского пристального глаза. В семье координируются усилия всех
участников воспитательного процесса детского сада,учителей, друзей.Семья
создает для ребенка ту модель жизни,в которую он включается.Влияние
родителей на собственных детей обеспечивает их физическое совершенство и
моральную чистоту. Семья формирует такие области человеческого сознания,
которые только ей и дано по-настоящему формировать.
Воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они
призваны всемерно укреплять авторитетДОУ и педагога, воспитывать детей в
духе уважения и любви к труду,подготавливать их к общественно полезной
деятельности, приучать к дисциплине, заботиться об их физическом развитии
и укреплении здоровья, стимулировать их к учению и осознанному выбору
профессии. Естественно, что ДОУ должно использовать эту помощь со
стороны семьи.
Детский сад не может не считаться также с тем, что влияние семьи на
развитие детей во многом связано с эффектом раннего воспитания. Многие
педагоги и психологи отмечали, что основы личностного развития человека
закладываются в раннем детстве, до пятилетнего возраста. Вместе с тем
8
влияние родителей и семьи продолжается и в годы последующего
формирования человека.
4.Основные направления взаимодействия и сотрудничества
дошкольного образовательного учреждения с семьей
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного
развития дошкольников. Понятие “взаимодействия с семьей” нельзя путать с
понятием “работа с родителями”, хотя второе является составной частью
первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач
между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие
обязательно подразумевает контроль, или обратную связь, при этом контроль
должен быть ненавязчивым, опосредованным.
Предлагаемая структурно-функциональная модель взаимодействия
дошкольных образовательных учреждений с родителями условно состоит из
трех блоков: информационно-аналитического, практического и контрольно-
оценочного.
Информационно-аналитический блок предполагает сбор и анализ сведений о
родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также
выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения .
Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы
дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся:
1. опрос,
2. анкетирование,
3. патронаж,
4. интервьюирование,
5. наблюдение,
6. изучение медицинских карт ,
9
7. специальные диагностические методики, используемые в основном
психологами.
Второй блок условно назван практическим, потому что в нем
содержится информация, направленная на решение конкретных задач,
связанных со здоровьем детей и их развитием.
Формы и методы работы, которые будут использоваться медицинскими
работниками, специалистами, педагогами и психологами, зависит от той
информации, которую они получили при анализе ситуации в рамках первого
блока. Работа с родителями строится по двум взаимосвязанным
направлениям.
Первое направление – просвещение родителей, передача им
необходимой информации по тому или ному вопросу. Для решения вопросов
могут использоваться разные формы:
наглядно-информационные
1. выпуск газет,
2. паспорт здоровья,
3. листы-памятки,
4. открытые занятия для родителей,
5. мини-библиотека,
6. информационные стенды,
7. дни открытых дверей,
8. выставка пособий,
9. библиотека игр и упражнений и т.д.
познавательные
1. практикумы,
2. индивидуальное и подгрупповое консультирование,
3. нетрадиционные родительские собрания,
10
4. устные журналы,
5. экскурсии,
6. видеотека,
7. аудиотека и т.д.
Второе направление – организация продуктивного общения всех
участников образовательного пространства, т.е. обмен мнениями, идеями,
чувствами.
С этой целью планируются и проводятся такие мероприятия, которые
вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее
непосредственное общение взрослых с детьми.
Основной задачей педагогического коллектива является создание
условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на
основе общего дела.
Соответственно решению данной задачи выбираются и формы
взаимодействия:
1. игротеки,
2. выставки выходного дня,
3. театральная пятница,
4. встречи с интересными людьми,
5. праздники,
6. издание семейных газет,
7. журналов,
8. защита семейных проектов,
9. ведение домашних читательских дневников,
10.походы и многое другое.
К сожалению, формы и методы работы сами по себе не являются столь
значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано много
11
ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев
эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей
оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их
качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия
педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи в модель взаимодействия
дошкольных учреждений с семьей был введен третий блок – контрольно-
оценочный.
Контрольно-оценочный блок предполагает анализ эффективности
мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на
взаимодействие с родителями, сразу после проведения того или иного
мероприятия можно использовать:
1. опрос,
2. книги отзывов,
3. оценочные листы,
4. экспресс-диагностику и другие методы,
5. собеседование с детьми,
6. наблюдения,
7. не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми,
наблюдения, учет активности родителей могут быть использованы для
отслеживания и оценки отсроченного результата.
Работа с моделью позволяет структурировать деятельность педагогического
коллектива как на уровне учреждения, так и на уровне отдельной группы
детского сада.
Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям
12
применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и
принять ребенка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.
В результате такой работы: родители видят, что вокруг них есть семьи,
близкие им по духу и имеющие похожие проблемы, убеждаются на примере
других семей, что активное участие родителей в развитии ребенка ведет к
успеху, формируется активная родительская позиция и адекватная
самооценка.
И, наконец, последнее. Сама проблема содружества детского сада и
семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через
дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться…
Заключение
Проблема взаимодействия ДОУ с семьей, в настоящее время, является одной
из актуальных проблем. Представление о том, что для воспитания нужны
специальные знания, еще не укоренилось в сознании значительной части
современных родителей. Стереотипны представления о том , что воспитание
идет на интуитивном уровне, и достаточно часто взрослые ведут себя, как
будто каждый из них будет прекрасным родителем.
Дошкольные учреждения становятся открытой системой. Педагоги
дошкольных учреждений готовы в работе с семьей использовать новые
формы, технологии, которые должны существенно отличаться от устаревших
командно-назидательных и поверхностных контактов воспитателей с
родителями.
Как показывает практика и опыт, с помощью эффективных методов и
приемов работы с семьей даже у самых скептически настроенных родителей
исчезает неверие в педагогику и педагогов.
В дошкольных учреждениях должны создаваться условия, имитирующие
13
домашние, к образовательно-воспитательному процессу привлекаться
родители, которые участвовали бы в занятиях, спортивных
праздниках,викторинах,вечерах досуга,театрализованных представлениях.
Весь педагогический коллектив ДОУ должен работать над созданием единого
сообщества,объединяющего взрослых и детей.
14
15
Список литературы:
1. Агавелян М Г., Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / Е.Ю.
Данилова О.Г., Чечулина.- Москва: Сфера, 2009.-128с.
2. Белая К.Ю., Инновационная деятельность ДОУ: методическое
пособие / К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. – 64 с.
3. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват.
учреждений и родителей / [Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и
др.] – М.: Просвещение, 2005.
4. Гладкова Ю.А., Баринова Н.М. Детско-родительский клуб Справочник
старшего воспитателя дошкольного учреждения. 2009. №1. С. 66.
5. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в
ДОУ. // приложение к журналу “Управление ДОУ”. 2005, № 2.
6. Лукина, Л.И. Организационные аспекты работы с педагогическими
кадрами ДОУ: методическое пособие / Л.И. Лукина. - М.: ТЦ Сфера,
2010.
7. Никишина, И.В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных
образовательных учреждениях: методическое пособие / И.В.
Никишина. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2007.
8. Петрущенко Н.А., Зенченко Н.Е. Детский сад и семья – взаимодействие
и сотрудничество. // Воспитатель ДОУ. 2009, № 9.
9. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Учимся сотрудничать с родителями
//Управление ДОУ №3,2004.
10. Садовникова Ж.Б., Мисожникова Е.Б. Современный детский сад.-
2011.-№2-с. 63-65