Автор: Габдуллина Тамара Леонидовна Должность: учитель истории и обществознания Учебное заведение: МБОУ "Крыловская ООШ" Населённый пункт: село Крылово, Осинского района, Пермского края Наименование материала: методическая разработка классного часа Тема: Дневники военных лет Раздел: среднее образование
Технологическая карта классного часа
«Детская книга войны. Дневники 1941-1945».
8 класс (14-16 лет)
Габдуллина Тамара Леонидовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ «Крыловская основная общеобразовательная школа»
1.
План классного часа
I.
Вступительное слово учителя.
II.
Основная часть.
Выступление учеников:
1)
Дневник Анны Франк;
2)
Рассказ о Тане Вассоевич;
3)
Дневник Тани Савичевой
III.
Заключительная часть.
Написание страниц дневника памяти.
Цель: воспитание человека-патриота, умеющего сопереживать, любить свой
народ, Родину, хранить память о событиях Великой Отечественной войны.
Задачи:
1)
Познакомить
с
отдельными
моментами
жизни
подростков
в
годы
воины;
2)
Развивать патриотические чувства;
2.
Методы и приемы:
Беседа
3.
Формы организации воспитательной деятельности:
Создание дневника памяти, сбор учащимися информации о детских
дневниках военных лет.
4.
Педагогические технологии:
Технология личностно-ориентированного подхода.
5.
Материально – техническое обеспечение:
Компьютер, проектор.
6.
Литература:
Интернет ресурсы
Конспект классного часа
«Детская книга войны. Дневники 1941-1945»
В руках учителя простая школьная тетрадь.
Учитель: Как вы думаете, для чего нужна простая школьная тетрадь?
Ученики: Она может стать тетрадью по предмету, в ней можно рисовать, из
нее можно сделать самолетики, она может стать дневником.
Учитель: Что такое дневник? И для чего он нужен?
Ученики:
В
дневнике
мы
можем
записывать
свои
сокровенные
мысли.
Рассказать дневнику то, чем не можем поделиться с друзьям и родителям.
Учитель: Сегодня мы будем говорить о дневниках, которые писали дети в
годы войны.
СЛАЙД №1
Дневники
обычных
людей,
«среднестатистических»
советских
граждан,
относящиеся к периоду Великой Отечественной войны, определяются как
малочисленная
группа
источников.
Если
дневниковые
записи
видных
общественно-политических деятелей, писателей, ученых известны давно, то
внимание
к
дневникам
обычных
людей
–
явление
последнего
времени.
Представленные в архивах России буквально единично, а в лучшем случае –
десятками, дневники уступают в количественном отношении такому ценному
массовому историческому источнику как письма военных лет. Но, в отличие
от
последних,
не
обреченные
на
прохождение
сквозь
«сито»
военной
цензуры, дневники передают настроение и жизненные ситуаций комбатантов
и мирных граждан, отражают динамику событий и личных переживаний.
Отличаясь
по
своему
функциональному
назначению
от
всех
других
источников
личного
происхождения,
дневники
обладают
многообразным,
уникальным потенциалом.
Но мы сегодня поговорим о дневниках которые писались детьми войны.
Дневники детей Великой Отечественной войны впервые удалось собрать в
единый
том.
35
документов
собраны
из
архивов,
домашних
собраний
и
музеев. Более половины были опубликованы впервые.
В основном бесценные записи дневников в годы войны предоставили
простые люди. Другую часть записей удалось обнаружить в пыльных архивах
и музеях. Эти живые свидетельства невозможно читать без содрогания, боли,
сострадания и слез. Но при прочтении дневников испытываешь гордость за
наших маленьких жителей блокадного Ленинграда, Севастополя, Керчи и
других уголков страны и земного шара.
Маленькие человечки боролись с несправедливостью, страхом умереть и
бесчеловечными
моментами
войны:
падающими
бомбами,
постоянным
голодом, холодом и, конечно же, фашистской оккупацией.
Но вначале мы познакомимся с тринадцатилетней Анной Франк, девочкой из
Голландии. Дневник голландской девочки Анны Франк - один из наиболее
известных и впечатляющих документов о зверствах фашизма - сделал ее имя
знаменитым навесь мир.
Как вы думаете, зачем в такое трудное и страшное время дети делали записи
в своих дневниках?
Ученики: Потому, что хотелось поделиться своими переживаниями, а рядом
никого не было. Для истории. Что бы о них помнили.
Учитель: Сейчас мы познакомимся со страницами дневника Анны Франк.
Анна вела дневник с 12 июня 1942 по 1 августа 1944 года.
СЛАЙД №2
Выступление учеников:Рассказ о А.Франк Белянкина А., Чекменева
В.
Анна Франк родилась в большой еврейской семье. Свой дневник вела с 12
июня 1942 по 1 августа 1944 года. Сначала она писала только для себя, пока
весной 1944 года не услышала по радио выступление министра образования
Нидерландов Болкенштейна. Тот сказал, что все свидетельства нидерландцев
периода
оккупации
должны
стать
всенародным
достоянием.
Под
впечатлением от этих слов Анна решила после войны издать книгу, в основу
которой лег бы ее дневник. Последняя запись датирована 1 августа 1944 года.
Впервые дневник был опубликован в 1947 году.
12 июня 1942 г.
Очень надеюсь, что смогу тебе все доверить так, как не доверяла еще
никому, а от тебя жду помощи и поддержки.
Воскресенье, 14 июня 1942 г.
Начну с того момента, когда увидела тебя на столе среди других подарков
ко дню рождения. (То, что я накануне сама выбрала тебя в магазине, не имеет
значения).
28 сентября 1942 г
Все тяжелее осознавать, что мы никогда не можем выйти на улицу. И
испытывать постоянный страх, что нас обнаружат и расстреляют. Не очень
веселая перспектива!
Пятница, 9 октября 1942 г.
Дорогая Китти!
Сегодня у меня только печальные известия. Наших еврейских знакомых
арестовывают целыми группами. В гестапо с ними обращаются буквально не
по-человечески: загоняют в вагоны для скота, чтобы увезти в Вестерборк,
еврейский лагерь в Дренте. Мип говорила с человеком, которому удалось
бежать оттуда. Он рассказал ужасные вещи! Заключенным почти не дают еды
и питья. Воду из кранов подают всего на час в день, и на несколько тысяч
людей там всего один умывальник и туалет.
Спят все на полу вповалку:
мужчины, женщины... Женщин и детей нередко обривают наголо. Бежать
оттуда практически невозможно: заключенных узнают по обритым головам и
еврейской внешности.
Если в Голландии евреев держат в таких невыносимых условиях, то как же
им
приходиться
в
тех
местах,
куда
их
отсылают?
Мы
думаем,
что
большинство
просто
уничтожают.
Английское
радио
говорит
о
газовых
камерах, возможно, это самый быстрый способов умерщвления.
Я
в
шоке.
Мип
рассказывает
все
так
подробно
и
взволнованно,
онапереживает не меньше нас. Совсем недавно на ступеньки ее дома присела
старая хромая еврейка, она ждала машину гестапо. Старушка ужасно боялась
воздушных налетов. Но Мип не решилась впустить ее в дом, да и никто бы
не решился. Немцы наказывают за подобную помощь очень сурово.
Беп последнее время грустная: ее друга, возможно, отправят в Германию.
Еще она боится, что бомба упадет на дом ее Бертуса. Говорят, что бывают
бомбы весом в миллион килограмм. До чего глупа распространенная шутка:
"Миллиона-то он не получит, но одной бомбы вполне достаточно". Бертус
-далеко
не
единственный:
ежедневно
поезда
увозят
молодых
мужчин
на
работы в Германию.
Когда поезд останавливается, то некоторым - очень
немногим -- удается бежать и потом скрыться в надежном убежище…
Что ж, замечательный народ, немцы, и я принадлежу к нему... Хотя нет,
Гитлер уже давно лишил нас гражданства. И нет большей вражды в мире,
чем между немцами и евреями!
Анна.
Вторник 1 августа 1944 г.
Дорогая Китти,
"Клубок противоречий!" Так кончается предыдущее письмо и начинается
сегодняшнее. "Клубок противоречий" - можешь ли ты объяснить мне, что это
такое? Какое именно противоречие? Это слово, как и многие другие, имеет
два значения: внешнее и внутреннее.
Первое означает: не соглашаться с
мнением других, настаивать на своем, оставлять за собой последнее слово, в
общем, все мои общеизвестные и малоприятные черты.
Что же касается
второго значения, то об этом никто ничего не знает, это моя тайна…
Ну, а родителей моя внезапная серьезность наводит на мысль, что я заболела!
Они пичкают меня таблетками против головной боли и успокаивающими
травками,
щупают
пульс
и
лоб,
чтобы
проверить,
нет
ли
температуры,
осведомляются, как работает желудок, и в итоге заявляют, что
у меня
хандра.
Тогда
я
не
выдерживаю
и
начинаю
огрызаться,
а
потом
мне
становится ужасно грустно.
И я снова принимаю легкомысленный вид,
скрывая все, что у меня на душе, и ищу способ, чтобы стать такой, какой я
хотела бы и могла бы быть, если бы ... не было на свете других людей.
Анна Франк
На этом кончается дневник Анны.Утром 4 августа 1944 года между
десятью и половиной одиннадцатого утра перед домом на Принсенграхт 263
остановился
автомобиль.
Оттуда
вышел
немецкий
офицер
Карл
Йозеф
Зилбербауер, одетый в военную форму, и трое вооруженных голландских
сотрудников
Зеленой полиции в штатском.
Без сомнения, кто-то выдал
укрывавшихся в доме людей. Все они были арестованы, а 11 сентября 1944
года без суда доставлены в лагерь для заключенных в Амерсфорте.
Марго и Анна Франк были депортированы в конце октября 1944 года в
Берген-Бельзен.
Страшные
антисанитарные
условия
лагеря
привели
к
эпидемии
тифа,
от
которого
погибли
тысячи
заключенных,
в
том
числе
сестры Франк.
Первой
умерла
Марго,
а
спустя
несколько
дней
Анна.
Дата
их
смерти
приходится на конец февраля - начало марта 1945 года. Тела обеих девочек,
вероятно, захоронены в общей могиле Берген-Бельзена. 12 апреля 1945 года
лагерь был освобожден английскими войсками.
Маленькая
писательница
в
своем
дневнике
делилась
своими
чувствами,
страхами,
переживаниями
за
себя
и
близких.
Ей
не
пришлось
самой
опубликовать свою книгу, как она хотела, это за нее сделал ее отец. «Дневник
Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе
всему миру.
Учитель: С какой целью вела свой дневник Анна Франк?
Ученики:
Что
бы
после
войны
рассказать
всему
миру
о
преступлениях
фашистов. Она хотела его опубликовать как книгу.
Учитель:
Другая героиня- лениградская девочка Таня Вассоевич.
СЛАЙД №3
Выступление
учеников:
Мавринский
К.,
Козлов
А.Рассказ
о
Т.
Вассоевич.
Блокадный дневник Тани Вассоевич начинается с 22 июня 1941 г., с того
момента,
когда
Вячеслав
Михайлович
Молотов
по
радио
объявил
о
нападении гитлеровской Германии на Советский Союз.
СЛАЙД №4
И почти везде иллюстрации: Таня Вассоевич занималась рисованием в Доме
пионеров. Вот 23 июня: Таня с подругой пришли на урок, а учитель убирает
мольберт, уходит на фронт. Дальше — о том, как наравне со взрослыми дети
роют траншеи, часами дежурят во дворе, тушат зажигательные бомбы.
В эту страшную блокадную зиму они с братом особенно сблизились. Володя
был на два года старше, до войны увлекался биологией. Вся квартира была
заставлена аквариумами и цветами. А она хотела поступить в Академию
художеств.
Прячась
под
одеялом
от
холода,
они
рисовали
бассейны
и
оранжереи.
Рядом
работала
библиотека,
и
дети
запоем
читали
книги.
Удивительно, но в дневнике очень мало об ужасах голода, зато очень много о
том, что сделано, нарисовано, прочитано.
20
января
к
ним
пришла
учительница
музыки
Мария
Михайловна
и
рассказала, что ее муж умер от голода. И брат тогда сказал ей: «Марья
Михайловна, почему же Вы не сказали, что он умирает от голода? Я бы отдал
ему свой хлеб». Это было 20-го. А 23-го брат сам умер от голода. Вот такая
сила духа была в этом мальчике.
Мама умерла спустя две недели. Как раз в этом месте дневника пропуск. А в
апреле 42-го Таню эвакуировали по зыбкому льду Ладожского озера. Но
перед самым отъездом случилось невероятное. Как будто Володя преподнес
уезжающей сестре подарок.
Громадные аквариумы в виде льдин. И там мороженые стояли рыбки. И одна
рыбка оттаяла весной. Крошечная золотая рыбка — оказывается, они умеют
оттаивать.
Она уехала только с этим дневником и фотографиями. Даже справка была
написана на тетрадном листе. И до самого Ташкента ее никто ни разу не
спросил: а где здесь печать, где подпись?
На листочке детским почерком написано: Акт. От гражданки такой-то в том,
что она действительно утеряла эвакоудостоверение.
С тех пор, куда бы Татьяна Николаевна ни переезжала — а после блокады она
сменила десятки городов — первым делом паковала в чемодан эту свою
рукописную реликвию. Всю жизнь она учила детей рисовать и записывать
свои впечатления.
Учитель: Для чего вела свой дневник Таня Вассоевич?
Ученики: Чтобы помнить, что произошло с ней и ее семьей в дни блокады.
Учитель:
А об этой, двенадцатилетней героине слагают стихи и
баллады, ее совсем небольшой дневник стал ярким свидетельством
зверств фашистов на Нюрнбертском суде. Это Таня Савичева.
СЛАЙД №5
Выступление
учеников:
Брухачевская,
Пирогова
П.
Рассказ
о
Т.
Савичевой.
Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник
чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами
и писали об одном и том же — об ужасе фашизма. И погибли эти две
девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945
года. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 9 страшных
записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая
записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве
документа, обвиняющего фашизм.
Дневник Тани Савичевой выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-
Петербург), его копия — в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где
покоятся
570
тысяч
жителей
города,
умерших
во
время
900-дневной
фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая
душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на
живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия —
трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
…Она
была
дочерью
пекаря
и
белошвейки,
младшей
в
семье,
всеми
любимой.
Большие
серые
глаза
под
русой
челкой,
кофточка-матроска,
чистый, звонкий «ангельский» голос, обещавший певческое будущее.
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне под Гдовом, у
Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее
войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в
Ленинграде,
держаться
вместе,
помогать
фронту.
Мать-белошвейка
шила
обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и
работал
строгальщиком
на
Адмиралтейском
заводе,
сестра
Женя
точила
корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и
Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала
взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро
сжималось — по плану Гитлера, Ленинград следовало «задушить голодом и
сровнять с лица земли». Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день
был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все
сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в
которой девочка и стала делать свои записи.
Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще
сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и
бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть
такие
строки:
«Леонид
Савичев
работал
очень
старательно,
хотя
и
был
истощен. Однажды он не пришел на смену — в цех сообщили, что он
умер…».
Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из
жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог:
«Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается.
Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в
родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки
нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого
ранения на фронте и брат Миша.Таню же, потерявшую сознание от голода,
обнаружили
служащие
специальных
санитарных
команд,
обходившие
ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими
истощенными
голодом
ленинградскими
детьми
девочку
эвакуировали
в
Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители
несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие
из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в
течение
2-х
лет
сражались
за
жизнь
юной
ленинградки,
но
гибельные
процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и
ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева
скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под
мраморным
надгробием.
Рядом
—
стена
с
барельефом
девочки
и
страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне
памятника
«Цветок
жизни»,
под
Санкт-Петербургом,
на
3-ем
километре блокадной «Дороги Жизни».
Таня Савичева родилась 25 января, в день поминовения святой мученицы
Татианы.
Оставшиеся в
живых
Савичевы,
их
дети
и
внуки,
обязательно
собираются за общим столом и поют «Балладу о Тане Савичевой»
Нельзя
сердцу
прекращать
помнить,
иначе
—
пресечется
род
наш
человеческий.
СЛАЙД №6
Учитель:
У
этих
девочек
разная
судьба,
но
их
объединяет
искренность,
любовь
к
близким,
желание
быть
полезными
для
родных
и
любимой
страны.Их
дневники
рассказали
миру
о
зверствах
фашистом,
об
ужасах
война.
В нашей стране, впервые, издана книга где собраны дневники детей военной
поры она называется «Детская книга войны. Дневники 1941-1945».
Общий тираж книги составит 10 тысяч экземпляров, это совсем немного.
Книга передана во все крупнейшие библиотеки и архивы России, в штаб-
квартиру ООН, в Центр Симона Визенталя в Иерусалиме, в музей Анны
Франк в Амстердаме, в музеи Бухенвальда, Дахау, Освенцима и в штаб-
квартиру ЮНИСЕФ.
Война на страницах детских дневников. Чтобы знали и помнили.
СЛАЙД №7
Учитель: Сейчас я вас попрошу сделать запись на первой странице нашего
дневника. Здесь вы можете описать свои чувства, впечатления от
услышанного сегодня. Всегда трудно выражать свои мысли на бумаге, но я
думаю, что вы будете достаточно искренни, осмысливая сегодняшний
классный час.
Каждый ученик записывает свои впечатления в «Дневник 8 класса»
СЛАЙД №8
Учитель: Закончить сегодняшний классный час я хочу строчками
стихотворения Юрия Воронова.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна…