Напоминание

Межпредметные связи географии и истории через систему краеведения


Автор: Гребенюк Елена Ивановна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Медведево,Черноморский район, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметные связи географии и истории через систему краеведения
Раздел: среднее образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ,НАУКИ И МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИ-

К И

К Р Ы М . КРЫМСКИЙ

РЕСПУБЛИКАНСКИЙ

ИНСТИТУТ

ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Работа выполнена

учителем географии МБОУ «Медведевская средняя школа»

Гребенюк Е.И.

Медведево 2018г.

ПЛАН

1. Межпредметные связи в системе социально-гуманитарных наук;

2. Краеведение в школе;

3. Географическое краеведение в школе;

4. Географию и историю объединяют общие темы уроков;

5. Музей-школе (фотоматериал);

6. Путешествия членов кружка «Искатель» (фотоматериал);

7. Приложение (сценарии уроков и воспитательных мероприятий).

1. Межпредметные связи в системе социально-гуманитарных наук.

Межпредметные связи географии и других школьных предметов можно про-

следить в период проведения предметных недель в школе, когда каждый учи-

тель

стремится

показать

свои

достижения

за

год

и

подготовить

пер-

воклассные уроки и воспитательные мероприятия.

Задача

современного

школьного

обучения состоит в формировании

трудоспособной,

всестронне

развитой

и

целеустремленной

личности.

Большим

тормозом

в

решении этой задачи на современном этапе стал

“дробный подход” в практике обучения и воспитания школьников.

Мы расчленили мир, раздробили его на предметы. Разложив на “части”

человека, начали и воспитывать его по частям. У подростка не остается сил и

времени

на

постижение

культуры,

способов

взаимодействия

с

миром

и

людьми. С тревогой размышляет об этом доктор технических наук В. Ушаков.

“Я

думаю,

что

задача

первостепенной

важности

перестроить

систему

народного

образования.

Не

нужно

готовить

узких

специалистов.

Нужно,

чтобы люди ориентировались в пространстве современной культуры, в ее

проблематике…

однобокость

специализации

чревата

для

человека

очень

серьезными последствиями”.

Актуальность данной темы заключается в том, что отличительной

чертой

нашего

времени

является

взаимопроникновение

идей

и

методов

различных наук друг в друга. Интеграция, комплексный подход необходим

для

решения

экономических,

экологических

и

социальных

проблем

общества.

В

наше

время

взаимосвязь

природы

и

общества

особенно

актуальна.

При

анализе

происходящего

пересекаются

области

географии,

физики,

химии,

биологии,

математики,

экологии,

литературы,

истории.

Обращение к знаниям в этих областях помогает раскрыть не только вопросы

отдельных

наук,

но

и

увидеть

неразрывную

связь

между

учебными

предметами.

Трудно назвать другой предмет, который обладал бы таким широким,

как география, диапазоном межпредметных связей.

Установление межпредметных связей в школьном курсе способствует

более полному усвоению знаний, формированию научных понятий и законов,

совершенствованию учебно– воспитательного процесса и оптимальной его

организации,

формированию

мировоззрения,

понимания

взаимосвязи

явлений в природе и обществе. Это имеет огромное воспитательное значение.

Кроме того, они способствуют повышению научного уровня знаний

учащихся, развитию логического мышления и их творческих способностей.

Используя

процесс

интеграции

наук

в

школьном

обучении,

реализующийся

через

межпредметные

связи,

можно

достичь

следующих

результатов:

– знания приобретают качества системности;

умения

становятся

обобщенными,

способствуют

комплексному

применению знаний, переносу идей и методов из одной науки в другую, что

лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности

человека в современных условиях;

усиливается

мировоззренческая

направленность

познавательных

интересов учащихся;

более

эффективно

формируются

их

убеждения,

и

достигается

всестороннее развитие личности.

Все сферы современной науки тесно связаны между собой, поэтому и

школьные учебные предметы не могут быть изолированы друг от друга.

Межпредметные

связи

являются

условием

и

средством

глубокого

и

всестороннего усвоения основ наук в школе.

Среди

школьных

предметов

нельзя

выделить

главные

и

второстепенные. Но зайдите в разные школы: их учащиеся по – разному, с

интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних

и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при

упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной

убежденности в необходимости глубокого изучения.

Реализация межпредметных связей устраняет дублирование в изучении

материала,

экономит

время

и

создает

благоприятные

условия

для

формирования общих умений и навыков учащихся, повышает эффективность

практической направленности обучения.

С помощью многосторонних межпредметных связей решаются задачи

обучения,

развития

и

воспитания

учащихся,

но

также

закладывается

фундамент для комплексного подхода и решения сложных проблем реальной

действительности.

Обобщенный

характер

познавательной

деятельности

позволяет шире применять знания и умения в конкретных ситуациях, при

рассмотрении частных вопросов в будущей производственной, научной и

общественной жизни выпускников средней школы.

Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и

результатом комплексного подхода в обучении и воспитании школьников.

Межпредметные связи выполняют в обучении географии ряд функций:

Методологическая функция основана на возможности формирования у

учащихся

диалектико-материалистических

в з гл я до

в

н а

п р и р о д у,

современных представлений о ее целостности и развитии, межпредметные

связи

способствуют

отражению

в

обучении

школьников

методологии

современного естествознания.

Образовательная функция состоит в том, что с их помощью учитель

формирует

такие

качества

знаний

учащихся,

как

системность,

глубина,

осознанность,

гибкость.

Межпредметные

связи

выступают

как

средство

развития географических понятий, способствуют усвоению связей между

ними и общими естественнонаучными понятиями.

Развивающая функция определяется их ролью в развитии системного и

творческого

мышления

учащихся,

в

формировании

их

познавательной

активности,

самостоятельности

и

интереса

к

познанию

природы.

Межпредметные

связи

помогают

преодолеть

предметную

инертность

мышления и расширяют кругозор учащихся.

Воспитывающая

функция

выражена

в

их

содействии

всем

направлениям

воспитания

школьников

в

обучении

географии.

Учитель

географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный

подход к воспитанию любви к родному краю, интереса к освоению материала

и познавательной активности обучащихся.

Конструктивная функция состоит в том, что с их помощью учитель

совершенствует

содержание

учебного

материала,

методы

и

формы

организации

обучения.

Реализация

межпредметных

связей

требует

совместного планирования учителями предметов естественнонаучного цикла

комплексных форм учебной и внеклассной работы, которые предполагают

знания ими учебников и программ смежных предметов.

Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе

обучения тогда, когда учитель географии осуществляет все многообразие их

видов. Различают связи

– внутрицикловые – (связи географии с физикой, химией, биологией)

– межцикловые – (связи географии с историей, трудовым обучением) .

Выделяют два этапа на пути установления межпредметных связей.

I

начальный,

или

подготовительный,

приуроченный

к

началу

изучения учебной темы на широкой межпредметной основе;

II

основной,

представляющий

непосредственное

раскрытие

ведущих положений темы на межпредметной основе.

Суть этих этапов заключается в следующем:

I, подготовительный этап обеспечивает общую ориентацию учащихся в

содержании

учебной

темы,

их

психологическую

готовность

к

изучению

учебной темы на межпредметной основе.

В результате учитель вместе с

учениками

определяет

перспективный

план

изучения

темы

на

широкой

межпредметной основе.

На II этапе, в соответствии с разработанным учителем совместно с

учащимися планом изучения темы, строится следующий, основной этап по

непосредственному

раскрытию

ведущих

положений

темы.

Построение

учебного

процесса

ставит

учителя

перед

необходимостью

все

более

проникать

в

содержание

ведущих

идей

других

учебных

предметов,

обуславливая тем самым все более широкие и глубокие контактные связи

между учителями. В результате, работа по осуществлению межпредметных

связей

не

ограничивается

уроками,

а

приводит

к

организации

межпредметных

семинаров,

экскурсий,

письменных

проверочных

работ,

различных конференций.

Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной

школе. Это высший уровень обучения самая эффективная в настоящее время

форма

реализации

межпредметных

связей

при

изучении

комплексной

проблемы

в

школе

интегрированные

уроки.

Специфика

таких

уроков

состоит

в

том,

что

они

проводятся

совместно

с

учителями

двух

или

нескольких

смежных

предметов.

Особенно

важно

продумывать

методику

проведения

урока:

заранее

определяется

объем

и

глубина

раскрытия

материала, последовательность его изучения. Поэтому уроки целесообразно

проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце

учебного года. Доля участия каждого учителя должна быть равной, хотя один

из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

Часто

таким

урокам

предшествует

организация

опережающих

домашних заданий, которые предлагаются отдельным ученикам по одному из

предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках

имеют

свою

особенность:

они

задаются

сразу

по

двум

или

нескольким

учебным предметам.

Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному

предмету,

ему

ставится

оценка

по

данному

предмету;

если

по

двум

дисциплинам или если он обобщал знания по смежным предметам, то оценка

выставляется по этим предметам.

Интегрированный

урок

чаще

всего

проводится

с

целью

изучения,

закрепления

и

обобщения

материала

по

определенной

теме.

На

уроках

предусматривается

смена

видов

деятельности

учащихся,

использование

технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на

закрепление изученного.

Интеграция

помогает

сблизить

предметы,

найти

общие

точки

соприкосновения,

более

глубоко

и

в

большем

объеме

преподнести

содержание

дисципли н .

Межпредметные

связи

позволяют

вычленить

главные

элементы

содержания

образования,

предусмотреть

развитие

системообразующих

идей,

понятий,

общенаучных

приемов

учебной

деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных

предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют

на

состав

и

структуру

учебных

предметов.

Каждый

учебный

предмет

является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому

возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании географии,

и, наоборот, идущие от географии в другие учебные предметы.

Межпредметные связи на уроках географии

Рассмотрим,

например,

использование

межпредметных

связей

на

уроках

географии

при

изучении

темы

“География

мировых

природных

ресурсов. Экологические проблемы”. (10-й класс).

На первом уроке рассматривается проблема взаимодействия общества и

природы. Начиная урок, учитель предлагает школьникам вспомнить из курса

истории, каким образом шло развитие взаимоотношений между человеком и

природой. Учащимся не составляет труда ответить, что первобытные люди

жили собирательством и охотой. Данные виды деятельности не оказывали

большое воздействие на окружающую среду: отношения человека и природы

находились в гармонии. Далее учитель задает вопрос о том, когда отношение

человека к природе изменилось и стало хищническим?

Раскрывая

понятия

рационального

и

нерационального

природо-

пользования,

учитель

обращает

внимание

на

необходимость

внедрения

малоотходных и безотходных технологий. Зачастую вещества, загрязняющие

окружающую

среду,

могут

служить

исходным

сырьем

для

производства

многих ценных видов продукции. Например, в отходных газах содержится

двуокись серы. Учащиеся из курса химии знают, что она является ценным

сырьем для производства серной кислоты или сульфата аммония.

Далее учитель напоминает о том, что в природе все взаимосвязано и,

отравляя природу, люди губят, прежде всего, себя. Опираясь на знания из

курса

биологии

о

цепях

питания,

учащиеся

на

конкретных

примерах

анализируют

зависимость

человека

от

чистоты

окружающей

среды.

Знакомство

с

экологическими

проблемами,

связанными

с

загрязнением

воздуха

и

воды,

рассказ

учителя

о

кислотных

дождях,

озоновых

дырах

позволяет понять и оценить последствия для людей и среды обитания.

На

втором,

третьем

и

четвертом

уроках

рассматриваются

виды

природных ресурсов. Это минеральные, земельные, водные, климатические,

ресурсы Мирового океана, космические, рекреационные. При рассмотрении

классификации

ресурсов

в

зависимости

от

их

исчерпаемости

и

возобновимости

можно

опереться

на

знания

учащихся

по

физике.

При

изучении

космических,

климатических

и

ресурсов

Мирового

океана

необходимо вспомнить об источниках энергии: Солнца, ветра, воды, энергии

земных недр и ее использования человеком.

На итоговом уроке проводится межпредметная конференция на тему

“Загрязнение

окружающей

среды”.

Данная

проблема

рассматривается

не

только с позиций географии, но и биологии, химии, экологии, физики.

Урок– пресс-конференция требует от учащихся более высокого уровня

самостоятельности

по

сравнению

с

традиционным

комбинированным

уроком. Пресс-конференция является обобщающим итогом какой либо темы.

Она требует от учителя и учеников большой предварительной подготовки и

должна строиться на актуальном, интересном и проблемном материале. Цель

урока:

используя

межпредметные

связи,

обобщить

знания

по

проблемам

окружающей среды, показать, как данная проблема решается различными

науками;

развивать

у

учащихся

экологическое

мышление,

умение

вести

беседу на научную тему; воспитывать бережное отношение к природе.

Учителя, преподающие физическую географию России, должны дать

учащимся не только основные научные сведения, но и показать красоту

природы нашей Родины, ее колоссальные богатства, героику освоения ранее

необжитых районов.

Чтобы ярко представить природу родной страны и оживить деловой

язык школьного учебника, надо обратиться к художественной литературе и

живописи.

Это,

несомненно,

активизирует

внимание

учащихся,

положительно

влияет

на

их

эмоциональную

сферу,

воспитывает

чувства

любви и гордости к Отечеству, формирует стремление защищать природные

богатства страны от разрушительной деятельности человека.

Интегрированный

урок

чаще

всего

проводится

с

целью

изучения,

закрепления

и

обобщения

материала

по

определенной

теме.

На

уроках

предусматривается

смена

видов

деятельности

учащихся,

использование

технических средств (показ слайдов, кинофильмов), выполнение заданий на

закрепление изученного.

Интеграция

помогает

сблизить

предметы,

найти

общие

точки

соприкосновения,

более

глубоко

и

в

большем

объеме

преподнести

содержание дисциплин.

Таким

образом,

межпредметность

это

современный

принцип

обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого

ряда

предметов,

усиливая

системность

знаний

учащихся,

активизирует

методы

обучения,

ориентирует

на

применение

комплексных

форм

организации

обучения,

обеспечивая

единство

учебно-воспитательного

процесса.

Результатом

проведения

интегрированных

уроков

является

развитие

эмоциональной

сферы

детей.

А

это,

по

мнению

Сухомлинского,

и

дает

“желанное пробуждение мысли”. На интегрированных уроках дети учатся

понимать

прекрасное,

ценить

красоту

жизни,

беречь

добрые

отношения

между

людьми.

Следовательно,

создание

таких

уроков

помогает

сформировать у ребенка систему нравственных ценностей и идеалов.

Интегрированное

обучение

создает

новые

условия

деятельности

учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации

мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения. Оно требует

и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и

эффективность восприятия учащимися учебного материала.

Формирование

цельного

научного

мировоззрения

т ребует

обязательного

учета

межпредметных

связей.

Комплексный

подход

в

воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса

географии, содействуя тем самым раскрытию единства природы – общества

– человека. В этих условиях укрепляются связи географии как с предметами

естественнонаучного,

так

и

гуманитарного

цикла;

улучшаются

навыки

переноса знаний, их применение и разностороннее осмысление.

Таким

образом,

межпредметность

это

современный

принцип

обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого

ряда

предметов,

усиливая

системность

знаний

учащихся,

активизирует

методы

обучения,

ориентирует

на

применение

комплексных

форм

организации

обучения,

обеспечивая

единство

учебно-воспитательного

процесса.

2. Краеведение в школе

Школьное краеведение является важнейшим фактором идейно-полити-

ческого, нравственного, трудового, эстетического, экологического и физиче-

ского воспитания учащихся. Оно способствует патриотическому воспитанию,

расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приоб-

щает к творческой деятельности, формирует практические навыки, помогает

в выборе профессии.

Идея изучения родного края и использования краеведческого материа-

ла получила обоснование в трудах великого чешского педагога Я.А. Комен-

ского, французского мыслителя Ж.Ж. Руссо, русского ученого М.В. Ломоно-

сова, основоположника научной педагогики К.Д. Ушинского.

Учитывая происходящие перемены в государстве и в обществе, принята

концепция общеобразовательной школы, одним из важных направлений в ко-

торой является реализация в обучении и воспитании подрастающего поколе-

ния идеи национального самосознания, воспитание гражданина, патриота Ро-

дины и формирование национальной идеи.

В «Концепции приоритетных направлений воспитательной работы в

учебных заведениях Республики Крым» указывается на необходимость из-

брать одним из приоритетных направлений воспитательной работы «воспита-

ние патриотизма как основы всей воспитательной работы и формирование

любви к родному краю как основополагающего элемента патриотизма». Со-

держанием воспитания по данному направлению является привитие любви к

«малой Родине» Крыму, являющемуся неотъемлимой частью «большой Роди-

ны».

Исходя из этих требований необходимо возрождение краеведческой ра-

боты в нашей школе путем вовлечения учащихся в исследовательскую и по-

знавательную деятельность по истории Крыма и Тарханкута.

Составными частями школьного краеведения является учебная и вне-

классная работа по курсу «Крымоведение». Краеведение является также наи-

более надежным способом осуществления межпредметных связей в общеоб-

разовательной школе, развивает у детей логическое и пространственно-вре-

менное мышление. Данная программа предусматривает изучение историче-

ского прошлого Крыма и природных особенностей полуострова и родного

края - Тарханкута в частности, для учащихся 1-9-х классов. Структура про-

граммы направлена на синхронное изучение истории России и Крыма и все-

мирной истории с максимально включенным местным краеведческим мате-

риалом. На уроках географии и истории во время изучения тем «Наш край»

используется материал краеведения, где ученики знакомятся с особенностями

развития Крыма и Тарханкутского полуострова в различные эпохи и периоды,

осваивая знания природных процессов нашей малой родины, сравнивая и

анализируя исторические параллели.

3. Географическое краеведение в школе

С 2014 года для учащихся 10 класса нашей школы преподавался курс

«Географическое краеведение» по программе А.Григоренко, использовался

учебник и атласы, подготовленные сотрудниками географического факультета

Таврического

национального

университета

им.

В.И.Вернадского.

С 2016 года в нашей школе вводится курс «Крымоведение » по программе

авторов Рудякова А.Н. – доктора филологических наук, профессора, ректора

КРИППО и Супрычева А.В. – кандидата педагогических наук, заведующего

кафедрой естественно-математического образования КРИППО с серьезной

научной базой, хорошими учебниками, атласами и раздаточным материалом.

Ученики нашей школы участвовали в конференциях, семинарах, в подго-

товке недели социально-гуманитарного и естественно-математического цик-

ла, с большим интересом рисовали географические карты Крыма для школь-

ной выставки, неоднократно брали участие в олимпиадах по краеведению на

разных уровнях. Но с большей заинтересованностью они участвовали в фе-

стивалях

«Дружба

народов»,

«Национальные

краски

Тарханкута»,

была

представлена программа о первых переселенцах Крыма - греках, за что полу-

чили грамоту и ценные подарки для школьной музейной комнаты.

Любят ребята путешествовать: поездки на велосипедах по Тарханкуту,

туристические поездки в города Севастополь, Бахчисарай, Ялту и Никитский

ботанический сад, Мраморные пещеры, Евпаторию и Сакский музей Кара-

Тобе, Асканию-Нова. Это дает заряд энергиии, рождает интрес к познанию и

творчеству.

В школе работал кружок «Искатель», его главная цель – патриотиче-

ское воспитание подрастающего поколния и приобщение ребят к прекрасно-

му. Подготовленны экспозиции по Великой Отечественной войне к 75-летию

Великой

Победы,

сконструирован

макет

«Штурм

Сапун-горы»,

собраны

найденные в окресностях сел старые вещи, остатки военных гильз, патронов,

пулеметных лент, осколки снарядов. В музее хранится много грамот, удосто-

верений,

медалей

ветеранов

войны

и

труда,

подготовлены

экспозиции

о

греко-скифском поселении Беляус, сделан объемный рисунок и макет жили-

ща скифов.

К 50-летию агрофирмы «Прибрежная» собран материал о первых пере-

селенцах Тарханкута, первых строителях с.Медведево и работниках школы,

которой исполнилось в этом году 50 лет. С большой заинтересованностью ре-

бята создают макеты дворцов, башен, исторических зданий Крыма из подруч-

ных средств: гальки, соломки, виноградной лозы, ракушек, пенопласта.

Активно сотрудничают наши школьники с Малой Академией Наук.

Подготовлены исследовательские

работы о «Детях войны», записаны их

воспоминания, собран материал о выдающихся людях нашего села, об эколо-

гических проблемах озера Донузлав и о лесополосах Тарханкута, о затонув-

ших кораблях близ мыса Урет и исчезающих селах. Неоднократно осуще-

ствляем трудовой десант к озеру Донузлав, убираем его побережье. На уро-

ках по истории и географии ведем оживленный диалог с ребятами об ин-

тересных местах и находках северо-западного Крыма.

Все вышеперечисленное дает представление о том, как в Медведевской

школе осуществляются межпредметные связи по географии, истории, обще-

ствознанию, природоведению через систему краеведения, это формирует па-

триотические чувства у учащихся, рождает интерес к творчеству и оставляет

память об учениках в стенах школы. Мы верим в будущее Крыма и нам есть

чем гордиться!

4. Географию и историю объединяют общие темы уроков;

5. Музей-школе (фотоматериал);

6. Путешествия членов кружка «Искатель» (фотоматериал);

7. Приложения (сценарии уроков и воспитательных мероприятий).

Урок №10

Тема: Земля - планета Солнечной системы.

Тип урока: изучение нового материала, закрепление изученного.

Задачи: повторить знания о Солнечной системе, особенностях расположения

и видах движения Земли, их следствиях, рассмотреть данные о влияниях кос-

моса на Землю и жизнь людей, уметь показать часовые пояса освещенности,

объяснить географические следствия вращения Земли вокруг оси Солнца.

Межпредметные связи: астрономия, геология, физика.

Ресурсообеспечение:

глобус,

дополнительная

литература,

компьютерное

обеспечение, планшеты, газеты, схемы.

Ход урока:

Содержание деятельности учителя и ученика.

Учитель:

Летящая планета в космосе-

Загадка, тайна иль мечта?

Понять, возможно и увидеть

истину о голубой планете так

важно нам друзья!

Земля – прекрасная планета наша!

Мы думаем о ней всегда.

Готовы к испытаниям, граждане?

Ну что ж, вперед, вас ждут сегодня чудеса!

Начинаем

наш

урок

исследования,

урок

творческих

проектов.

Представляем

наших

гостей:

заместитель

директора

по

воспитательной

работе

Джелилова

Ш.Ю.;

педагог

музыки

и

рисования,

руководитель

методобъединения учителей социально-гуманитарного цикла Бойкова В.И.

Им

предстоит

выбрать

наиболее

серьезное

исследование

и

оригинальный проект.

Вы получили предварительно задания и сейчас представляем слово тем,

кто подготовил сообщения о расположении Земли в Солнечной системе. 2 че-

ловека выступают с презентацией.

Учитель озвучивает информацию, записанную на доске: «Вселенная со-

стоит из множества галактик. Одна из них – наша. Млечный путь – в нем 100

млрд. звезд. Солнце – раскаленная звезда, вокруг неё по орбитам вращаются

8 планет, 3-я - наша планета Земля.

Ученик: рассказывает о демонстрационной модели Солнечной системы, на-

зывает планеты – соседи Земли. Солнце, планеты со своими спутниками, с

кометами и астероидами вращаются по орбитам и образуют Солнечную си-

стему (модель сделана на занятиях кружка «Искатель»).

Земля расположена от Солнца около 150 млн. км., а её спутник - Луна

на 384 тыс. км. По космическим законам существует притяжение Луны и Зем-

ли. Результат этого - приливы и отливы в морях и океанах.

Выступление еще 2-х команд с рассказами о Земле. (Представление ре-

фератов, научной информации, показываемой на планшетах)

Учитель: В XVI веке польский астроном Н. Коперник доказал, что Солнце

притягивает планеты, они вращаются вокруг него. Эта модель названа гелио-

центрической (helioc – Солнце), а до этого существовала модель Птолемея –

геоцентрическая. (Земля в центре и Солнце вращается вокруг неё)

Ученик: показывая глобус, объясняет систему вращения вокруг оси и вокруг

Солнца. Говорит о смене дня и ночи, времен года.

Ученица читает на доске запись «Площадь поверхности Земли – 510

млн.км

2

. На ней расположены 6-ть материков (перечисляем и показываем на

глобусе), 4 океана. Планета имеет природные оболочки: гидросферу, лито-

сферу, атмосферу и биосферу. Ученый В И Вернадский выделяет еще одну-

ноосферу.

Учитель включает компьютеры и 2-3 ученика показывают подготовлен-

ные заранее свои презентации на тему: «Земля-планета Солнечной системы»

и «Земля - чемпион»

Учитель: Следующая работа для вас, мои исследователи, связана с электрон-

ным приложением к учебнику автора А.И. Алексеева «Полярная звезда». На-

ходим тему, урок №10. Открываем страницу и путешествуем по схеме и кар-

тинкам, вам рассмотреть их можно за 2 минуты, а затем выполняем не-

большой тест «нажав мышкой» на 6 задание, результаты сообщаем.

Присутствующие гости объявляют самый интересный проект. Происхо-

дит награждение победителей.

Проводим итоги: Земля – 3 планета Солнечной системы, вращается вокруг

оси с запада на восток и по орбите также вокруг Солнца, это приводит к сме-

не времени года. Ребята говорят о том, что узнали нового. Самоанализ.

Домашнее задание: параграф 5-6, вопросы на странице 23.

Благодарю всех за участие. Согласно набранным балам вы получаете оценки.

Спасибо за внимание. Урок окончен. Выключаем систему.

Используемая литература:

А.И Алексеев «Учебник географии. 5-6 класс»

«Советская энциклопедия» 1485г.

Электронное приложение к учебнику «Полярная звезда» - Московское

просвещение 2014г.

ЗАО «Издательский дом «Ридерз Дайджест» Атлас мира – Санкт Петер-

бург 2000г.

Сценарий

Вечера – встречи выпускников

Медведевской ОШ I-III ступеней

«40-летию посвящается!» (1973 год)

Вед: Добрый вечер, дорогие гости! Мы рады приветствовать Вас в сте-

нах нашего сельского клуба. Сегодня вашему вниманию представляем кон-

церт «От всей души», посвященный встрече выпускников 1973 года.

Звучит песня «Вечер школьных друзей». Исполняет Михайленко О.В.

Вед: Сегодня мы попытаемся вспомнить прошлое, поговорить о настоя-

щем, помечтать о будущем. Давайте уточним некоторые факты из вашей

школьной жизни:

-

Сколько классов выпускалось в далеком 73?

-

Кто был вашим классным руководителем?

-

Сколько человек выпускников (парней, девушек)?

-

А когда вы пошли в 1й класс?

-

Кто запомнился вам из преподавателей?

-

Расскажите о самом интересном событии?

Звучит песня «Школьный бал». Поет Лариса – выпускница 1975 года.

Вед: А сейчас приглашаем мужчин, даем им в руки горн и барабан. Вы

были пионерами? Ходили на линейку? Участвовали в пионерских сборах?

Задание 1: Сыграть «Большой сбор» на барабане.

Задание 2: Завязать пионерский галстук.

Задание 3: Построить всех на линейку.

Вед: Внимание, у нас в гостях ваша первая вожатая Простякова Татья-

на. Предоставляем ей слово.

Звучит песня «Первая любовь» в исполнении Простяковой Татьяны.

Вед: Наша маленькая Родина – Тарханкут, село Медведево. А помните

сколько сел находилось рядом, в каждом селе был свой колодец, вода солено-

ватая, но освежающая. Для вас звучит песня «Криницы» - в исполнении во-

кальной группы «Зорюшка».

Вед: А сейчас конкурс «Кто лучше знает наш край». Победителя ждет

приз.

- Как называлось наше село до войны?

- Кто был первым директором совхоза?

- Какова глубина Донузлава?

- Когда открыла двери Школа №3?

- Кто был первым директором этой школы?

Вед: Наступило время пригласить к микрофону учителей, которые по-

мнят вас. Они хотят поделится своими воспоминаниями.

Вед: А теперь давайте вспомним тех, кого нет рядом с вами. (Уче-

ники выносят фотографии тех, кого уже нет в живых и зажигают свечи. Зву-

чит «Журавлиная песня» из кинофильма «Доживем до понедельника». Ис-

полняет Иванова С.В.)

Вед: Сейчас мы зачитываем самые интересные анкеты. Кто-то блистал

талантами в школе, если хотите – можете спеть, или же подпевайте нам.

Звучит песня «Прощайте, голуби!». Поют выпускники.

Вед: А сейчас приглашает выпускников потанцевать.

Шуточный танец «Рок-н-ролл в калошах».

Звучит песня «Конопатая девчонка» в исполнении трио учениц.

Танец «Зайчики». Танцует группа «Смайлики».

Вед: Вот и подошел к концу наш мини-концерт. Благодарим вас за вни-

мание. С напутственным словом выступает Татьяна Простякова.

Звучит «Школьный вальс».

Вед: До новых встреч! Всем вам желаем здоровья и успехов! Для вас

сегодня пели вокальная группа «Зорюшка», руководитель – Иванова С.В.

Подготовила концертные номера – Михайленко О.В., автор сценария – учи-

тель истории и географии Медведевской ОШ Гребенюк Е.И.

(дата: лето 2013г.)



В раздел образования