Напоминание

Развитие познавательного интереса к математике учащихся средних профессиональных учебных заведений путём осуществления проектной деятельности


Автор: Никонорова Ирина Анатольевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»
Населённый пункт: город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: Развитие познавательного интереса к математике учащихся средних профессиональных учебных заведений путём осуществления проектной деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Развитие познавательного интереса к математике учащихся средних

профессиональных учебных заведений путём осуществления проектной

деятельности

Никонорова И.А.,

преподаватель математики

ГБПОУ СО «Балаковский промышленно-транспортный техникум им. Н.В. Грибанова»

Тенденции

современного

мира

в

корне

изменили

вектор

развития

подхода

к

образовательному процессу. Теоретический подход к изложению материала зачастую

уходит на второй план, а место более эффективного по достоинству отдаётся проектному

методу. Данный метод, по мнению современных исследователей, позволяет не только

позволяет обучающимся усвоить материал, но также развивает в них качества, которые

позволят им составить большую конкуренцию на рынке труда в будущем. Одним из

основных предметов в рамках обучения является математика, прикладная способность

которой зачастую ставится под сомнение со стороны обучающихся, что провоцирует

отсутствие интереса к предмету как таковому. В своем исследовании мы обосновываем

гипотезу о том, что проектная деятельность является важным средством и для развития

познавательного интереса учащихся старших классов.

Познавательный

интерес

-

избирательная

направленность

личности

на

предметы

и

явления

окружающей

действительности,

которая

характеризуется

постоянным

стремлением

к

познанию,

к

новым,

более

полным

и

глубоким

знаниям.

Наличие

познавательного

интереса

у

учащихся

способствует

повышению

качества

знаний,

активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности

всего процесса обучения.

Различные аспекты рассматриваемой

проблемы исследованы Ю. К. Бабанским, И. Я.

Лернером, В. Н. Максимовой, Г. И. Щукиной и мн. др. Однако, анализ литературы по

данной проблеме позволяет сделать вывод, что вопрос формирования познавательного

интереса старших школьников посредством вовлечения их в проектную деятельность по

математике специально не рассматривался. Познавательный интерес старшеклассников

будем понимать как качество личности, которое проявляется в умственной и волевой

активности, предполагающее стремление к информации в конкретной области.

На основе ряда исследований [1], [3] и др. можно выделить несколько групп факторов,

положительно влияющих на формирование познавательного интереса учащихся:

1.

организационные - формы и методы обучения математике;

2.

содержательные - значимые и интересные факты науки

3.

психологические - положительная эмоциональная атмосфера обучения

4.

социальные -

влияние

мнения

одноклассников,

родителей,

друзей,

средств

массовой информации

Значение термина «проект» сегодня понимается шире. Оно включает в себя не только

образ

желаемого

результата,

но

и

саму

деятельность

по

его

получению

[1].

Проектирование

имеет

и

мотив,

и

цель,

и

все

другие

атрибуты

деятельности.

Следовательно, вовлечение старшеклассников в специально организованную активную

деятельность, предусматривающую широкий спектр форм и методов обучения, отличных

от

применяющихся

как

на

уроках,

так

и

во

внеурочное

время,

несомненно,

будет

способствовать формированию у них стремлению к познанию.

Проектная

деятельность

способствует

развитию

познавательных

навыков

учащихся,

умению ориентироваться в информационном пространстве, умению искать направления и

методы

решения

проблем,

развитию

критического

мышления.

Она

предполагает

формирование у них широкого круга исследовательских умений: определение проблемы,

вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение

методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных,

подведение

итогов,

корректировка,

выводы.

Указанные

действия

также

являются

значимыми для осуществления активного познания старшеклассниками.

Метод проектов предполагает решение проблемы, предусматривающей, с одной стороны,

использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой, интегрирование

знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми», т. е.

если это

теоретическая

проблема

-

то

она

реализуется

в

конкретном

ее решении

с

осознанием практической значимости, если практическая - представляется конкретный

результат, готовый к внедрению [2]. Отметим, что такое глубокое осознание области

применения

изучаемого

математического

материала,

также

способствует

развитию

познавательных интересов старшеклассников.

Особо

отметим,

что

важным

фактором,

способствующим

эффективности

решения

проблемы развития познавательного интереса к математике у старшеклассников, является

эстетическая

составляющая

этой

науки.

Поиск

простых

и

изящных

рассуждений,

красивых

формул

и

образов

при

осуществлении

проектной

деятельности

являются

значимыми характеристиками математического познания.

При выборе темы проекта учителю следует понимать, что она должна быть интересна

учащимся,

должна

быть

оригинальной,

в

ней

необходим

элемент

неожиданности,

необычности, так как познание начинается с удивления.

Учителю математики следует продумать весь ход работы над проектом. Но ни саму

проблему, ни гипотезы, ни методы исследования он не должен давать учащимся в готовом

виде. Он может ненавязчиво направлять мысль учащихся в нужное русло. В этом суть

метода проектов как такового. Учащиеся сами должны прийти к выводу о правомерности

выдвинутых гипотез, проблем или их ошибочности, но при этом они должны подтвердить

свою точку аргументами, доказательствами, фактами.

Метод

проектов

всегда

ориентирован

на

самостоятельную

деятельность

старшеклассников. Собственно обучение в сотрудничестве, в комфортной нестандартной

обстановке

является

частью

метода

проектов.

Благоприятное

общение

позволяет

обеспечивать

усвоение

учебного

материала

каждым

учащимся

проектной

группы

на

доступном ему уровне, и таким образом старшеклассники имеют возможность принимать

активное

участие

в

общей

работе,

получая

самостоятельную

роль,

самостоятельный

участок

работы.

Учет

индивидуального

темпа

продвижения

обучаемого,

дифференцированный

подход,

организация

индивидуальной

работы

являются

непременными

условиями

разработки

проекта.

Это

также

необходимые

условия

для

развития познавательного интереса старшеклассников.

Формирование умений, составляющих проектную деятельность, возможно осуществить

путем разработки элективного курса, в котором будет раскрыта специфика проектной

деятельности, учтены профессионально ориентированные познавательные предпочтения

старшеклассников и созданы условия для формирования умений и навыков, необходимых

учащимся при создании проектов.

Все сказанное свидетельствует о том, что проектная деятельность по математике является

эффективным средством развития познавательного интереса учащихся старших классов в

современной системе образования.

Литература

1. Лазарев В. С. Новое понимание метода проектов в образовании // Педагогика.

2011, №10. - С. 3 - 11.

2. Матяш H. B. Психология проектной деятельности школьников: автореф. дис. ...

докт. психол. наук: 19.00.07 / Матяш Наталья Викторовна. М., 2000. - 52 с.

3. Трофимова Л. В. Формирование познавательного интереса старших подростков

при переходе школы к предпрофильной подготовке: автореф. дис. ... канд. пед.

наук: 13.00.01 / Трофимова Людмила Викторовна. Кемерово, 2006. - 21 с.



В раздел образования